holoХолопов Владимир Анатольевич

Директор Института государственного и муниципального управления (г.Рязань)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

Если оценивать деятельность главы Рязани за июнь-июль, то весь этот период администрацию города возглавляла заместитель главы Елена Сорокина. Ее предшественник, Сергей Карабасов, занимавший в прошлых рейтингах последние места, 30-го мая подал в отставку. После этого он улетел на отдых, по возвращению с которого в ночь с 12 на 13 июня был задержан в аэропорту и заключен под стражу.

С одной стороны, коммуникабельная рязанка Сорокина, отработавшая в органах местной власти долгое время, выглядит полной противоположностью своего предшественника. Москвич Сергей Карабасов, занявший должность в сентябре 2017 года, отличался замкнутостью и избегал общения с местными экспертами и лидерами общественного мнения.

С другой же стороны, методика построения рейтингов предполагает отсчет позиций нового главы от рейтинга его предшественника. И провальные показатели экс-главы администрации, могут утянуть вниз и актуальное положение дел в Рязани. Что может отразиться на объективности итоговой оценки.

А работала эти два месяца Сорокина довольно-таки хорошо. С первого дня она взяла за образец стиль легендарного градоначальника времен СССР – Надежды Чумаковой. Которая возглавляла Рязань 23 года, внесла огромный вклад в развитие города и до настоящего момента является неоспоримым эталоном градоначальника в глазах рязанцев. Как и Чумакова, Сорокина трудится почти без выходных, много времени проводит на территории города, лично изучая все проблемные направления и контролируя процесс их устранения. За неполные два месяца сдвинулось с мертвой точки решение многих проблем, ранее висящих годами. Кроме того, в это же время Рязань продемонстрировала небывалый ранее масштаб ремонта дорог. Также, в оцениваемый период помимо всего прочего, в город пришло дополнительно 480 миллионов рублей на это направление. Естественно, без решения областного руководства ни один даже самый звездный мэр не смог бы этого добиться. Но ведь у предшественника Сорокиной не получилось. Выходит, что общий язык с различными людьми и структурами она, как бывший педагог, находить умеет. Это относится и к различным сегментам как общества, так и местных элит.

Получается какой-то елейный хвалебный отзыв, что изначально вовсе и не планировалось. Просто по рассматриваемым критериям сегодняшний временный рязанский градоначальник бесспорно превосходит прежнего. Как у любого живого человека, у Сорокиной, имеются и свои недостатки. Это не вызывает сомнений. Но пока за два месяца работы она их еще не проявила.

Рязань – довольно-таки продвинутый город, в том числе и в информационном плане. И любые даже мелкие проколы Карабасова, не говоря уже о чем-то значимом, моментально становились достоянием общественности. Не только с помощью СМИ, но и по альтернативным современным новостным каналам. Что касается Сорокиной, то единственная публикация за два месяца, которую можно было бы назвать критической, касалась мешковатости свитера и джинсов, которые она надела на субботник. Можно предположить, что ни к чему большему придраться повода не было.

После внезапной отставки Карабасова считалось, что Сорокина возглавит администрацию города только на период проведения конкурса на замещение данной должности. Итоги которого будут подведены 6 сентября.

На момент написания комментария заявки на конкурс подали пять человек. Сорокиной среди них нет. Никаких заявлений или даже намеков с ее стороны по поводу намерений участвовать в конкурсе не звучало. Прием заявок завершится 2 августа. У каждого из заявленных претендентов, бесспорно, есть свои достоинства. Но пока трудно даже предположить, что кто-то из них сможет управлять полумиллионным городом длительное время. Сорокина же, продемонстрировавшая на этом посту заметные успехи, пока не спешит задерживаться на должности. Понять ее можно, ситуация в городской администрации сейчас не самая простоя. Только за последний год прошло бессчетное число обысков и изъятий документов. Помимо экс-главы администрации, были задержаны два его бывших заместителя, советник и руководители муниципальных предприятий и подрядных организаций. Все это снижает привлекательность должности, на которую вскоре должен будет проведен конкурс.

Как бы то не было, вне зависимости от того, какую кандидатуру придется оценивать в следующем рейтинге мэров, считаю что за июнь-июль Елена Сорокина в статусе и.о.главы администрации отработала очень хорошо. Чем задала высокую планку для своего преемника. Хотя, подавляющее большинство рязанцев, с кем пришлось общаться на эту тему, рассчитывают, что она все же отбросит страхи и сомнения и решится продолжить работу в данном качестве.

 

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Оценивать деятельность рязанского губернатора Николая Любимова не просто. Можно предположить, что помимо губернаторских задач он занимается ещё рядом глобальных проектов, скорее всего федерального уровня. В основном, связанными с цифрой трансформацией и новыми кадровыми технологиями госслужбы. Поэтому, при оценке его как губернатора, важно разделить кластеры приложения его сил и сосредоточиться только на его региональной деятельности.

14 февраля исполнилось два года пребывания Любимова во главе региона. Изначально скакнувшие ввысь его рейтинги (не исключено, что на контрасте с предшественником и авансовыми высокими ожиданиями), со временем перешли к регулярному снижению.

Народная молва уже раз десять гарантированно отправляла губернатора на очередное «повышение». Если эти разговоры не были беспочвенными, то можно считать снижение рейтингов следствием федерального, а не областного целеполагания Любимова. И связанных с этим его приоритетных действий.

Ситуация для него осложнялась не очень продуктивной работой администрации областного центра. В Рязани сложилась парадоксальная ситуация, когда исполняющий обязанности главы администрации Сергей Карабасов при значительном личностном потенциале не смог организовать работу. Казалось бы, у него было все для того, чтобы проявить себя успешным руководителем. Наверное, самое качественное базовое образование среди всех городских руководителей за всю историю Рязани. При этом — личная порядочность и хорошая семья со столичными лоббистскими возможностями. Но в итоге плюс на плюс дал минус. Прекрасный человек и специалист оказался слабым администратором. К тому же он патологически избегал возможностей общения с экспертным сообществом, которое могло бы помочь ему советом.

В итоге, помимо проседания рейтинга мэров, автоматически следовало и взаимосвязанное снижение рейтинга губернатора.

Одной из основных проблем в Рязани этой зимой стала уборка и вывоз снега. В перечне раздражителей для Рязанцев эта тема вышла на топовые позиции. В середине февраля ситуация катастрофически усложнилась в связи с приходом в регион мощного циклона, вызвавшего обильные снегопады.

И вот именно тут можно отметить перемену вектора мышления Любимова и сдвиг его в сторону региона. Он лично взялся за борьбу со снегом и даже достиг заметных результатов. Все-таки опыт его руководства Калугой не прошёл впустую.

Кроме этого, он неожиданно результативно посетил экономический форум в Сочи. Поставив во главу угла интересы региона, заключил там несколько перспективных инвестиционных соглашений. Даже если только часть их реализуется, то своё пребывание в Рязанской области он уже окупит.

В конце февраля Любимов в очередной встретился с федеральным министром транспорта Дитрихом. Но на этот раз, видимо, все их предыдущие встречи и переговоры подошли к логическому завершению. Количество перешло в качество. Помимо ремонта федеральной трассы «Каспий» на территории области, озвучены были беспрецедентные планы по приведению половины региональной дорожной сети к 2024 году в нормативное состояние. А это сверхмасштабное решение. О котором трудно было мечтать.

Окончательно оценивать эффективность как инвестиционных соглашений, так и договорённостей с федеральными органами можно будет только по результатам — по прошествии времени. Но на текущий момент можно утверждать, что как губернатор Рязанской области Николай Любимов в последнее время работал эффективнее чем ранее. Поэтому, если его рейтинг начнёт рост, то это будет вполне логично и заслуженно.

Январь 15, 2015| Регионы России: Рейтинг губернаторов (Декабрь, 2014)

Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, хоть и вступил полноправно в свою должность после сентябрьских выборов, но, фактически, с приставкой в.р.и.о. находится во главе региона без малого год — с февраля 2014. Несмотря на это, он достаточно долго не попадал в исследования ЦИК «Рейтинг», отчасти из-за отсутствия стабилизации тренда изменения его рейтинга, позволяющего провести достоверную качественную оценку. С одной стороны — успешный старт, все предпосылки для заслуженного продвижения в группу лидеров и прогноз неплохой дальнейшей политической карьеры. С другой стороны — отсутствие отлаженного механизма регулирования и развития внутренней политики в регионе. Обладая значительным опытом работы на внутренней политическом поле Ненецкого АО, Игорь Викторович после избрания пока не отошел от режима «ручного управления», в связи с чем, на фоне глобальных задач, не всегда может наладить должное взаимодействие с гражданским обществом и органами местного самоуправления. Можно предположить, что в отсутствии сформированной структуры, он периодически прислушивается к разрозненным рекомендациям различных членов своей команды. Опасность данного спорадического подхода видится в отсутствии стратегической увязки в единую концепцию различных действий Игоря Кошина.

Например, на выборах губернатора, совмещенных с выборами в представительный орган местного самоуправления столицы региона, Игорь Викторович опирался на председателя местной Думы Ольгу Старостину, что дало необходимый результат и привело к убедительной победе. Однако, сразу после выборов он выступил против переизбрания Старостиной спикером местного парламента, выдвинув другую кандидатуру. В итоге, большинством голосов депутаты вновь избрали Ольгу Старостину, что явилось для губернатора очевидной неудачей, в политической элите региональной столицы возникло напряжение, определённое недоверие к главе региона. В тоже время, можно предположить, что уже в ближайшее время тренд будет зафиксирован и рейтинг губернатора можно будет количественно описать.

_________________________________________

Губернатора Ивановской области Павла Конькова с самого момента избрания мало кто из экспертов оценивал особенно высоко, тем интереснее рост его рейтинга. Объяснить его повышением известности после избрания не удается, так как он для региона политик не новый, известны его основные сильные и слабые стороны и ряд «скелетов в шкафу». Мы изучили данную ситуацию и считаем, что причина — в ряде удачных кадровых назначениях, опирающихся на местные кадры. Например, на должность вице-губернатора, курирующего внутреннюю политику, был назначен Андрей Кабанов, многократно ранее избиравшийся в регионе депутатом различных уровней, а также являвшийся региональным омбудсменом, которым был сформирован имидж, «рукопожатный» в различных социальных и политических средах региона. С момента назначения он начал курсировать по области, проводя множество встреч, преимущественно на территориях и в аудиториях с вероятной перспективой эскалации локальных конфликтов, либо социального напряжения. Эти действия обеспечивают губернатору «прикрытую спину» в реалиях текущего момента и дают возможность сконцентрировать собственные усилия на взаимодействии с федеральными органами власти и планировании среднесрочной стратегии развития региона.

_________________________________________

Показателен убедительный рост рейтинга губернатора Тверской области Андрея Шевелева. В последнее время в различных солидных рейтингах фигурировали низкие результаты оценки губернатора, и, сомневающихся в его скорой отставке, экспертов было достаточно. Но ситуацию, на наш взгляд, кардинально переломила встреча Андрея Шевелева с Президентом России в декабре 2014 года.

Данная встреча наглядно выявила несколько принципиальных моментов. Стало понятно, что отправлять в отставку Андрея Владимировича Президент не планирует. С губернаторами, не справляющимися со своими обязанностями, Путин предпочитает избегать подобных встреч. Встречу можно также интерпретировать,  как посыл местным элитам о том, что в текущих условиях нецелесообразно «раскачивать лодку», спекулируя на скорой отставке губернатора, и в реалиях сегодняшнего дня герой-десантник Шевелев — далеко не худшая кандидатура, способная удержать ситуацию в регионе в нормальном русле.

Стоит отметить, что распространение версии о грядущем назначении и.о. губернатора Тверской области Владимира Васильева представляется нам маловероятной, вне зависимости от желания некоторой части местной элиты. В настоящий момент Васильев — политик федерального уровня, вице-спикер и руководитель фракции «Единой России» в Думе, входящий в первый эшелон государственной власти, и переход его на региональный уровень в современных экономических реалиях можно было бы рассматривать как понижение.

Не менее важным видится то, что на встрече с Путиным были озвучены редкие для многих регионов в последнее время экономические результаты прошедшего года в Тверской области. Урожай зерновых вырос на 30%, в регионе заведены 80 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 155 миллиардов рублей. Можно сделать вывод о том, что команда регионального руководства подготовила «подушку безопасности» на кризисный период, и прогнозируемая вероятность острых социальных конфликтов в Тверской области не очень высока.

 

Сентябрь 24, 2014| Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2014)

Рейтинги руководящих лиц разного масштаба всегда интересовали как теоретиков, так и практиков. Одной из причин этого интереса мне представляется то, что самостоятельно мало кто способен выполнить подобный анализ, так как помимо продуманной методологии необходима сеть экспертов, досконально владеющих ситуацией в исследуемых территориях. И если при составлении рейтингов губернаторов интегральная оценка мнений федеральных экспертов вполне оправдана (так как судьба губернатора в наше время зависит от отношения к нему федеральной власти, поэтому инсайдерская информация экспертов позволяет прогнозировать судьбы региональных руководителей ), то при составлении рейтингов мэров необходима информация именно с мест. И тут подход составителей «Народного рейтинга» — ЦИК «Рейтинг» — мне представляется удачным. Цифры, конечно, важны, но для муниципалитета главное обеспечить не уровень жизни сам по себе (на что возможно влиять на федеральном и частично на региональном уровне), а только — качество жизни на своей территории. Только цифры бюджетных показателей не дадут полной картины эффективности (а, главное, результативности) работы градоначальника. Цифры относительны. Например, три волоса это много или мало ? На голове — мало, в супе — много. Как поговаривает наш народ, что для русского хорошо, для немца — не всегда. Очень ценно, что исследование ЦИК «Рейтинг» позволяет оценить именно субъективное отношение к тому или иному руководителю. Так, например, бюджеты и возможности различных муниципалитетов очень разнятся, но далеко не всегда авторитет мэра напрямую зависит от величины городского казны. Так что выбранная методологическая основа для составления «Народного рейтинга мэров» весьма интересна и близка к реальности.

Нельзя не упомянуть отдельный сегмент, оказывающий значительное влияние на точность рассматриваемых рейтингов мэров — это неоднозначность вопроса о том, кого считать мэрами. На этот счет существует несколько экспертных мнений и каждое из них правомочно, так как основано на различных научных школах и подходах в пониманию предмета и природы местного самоуправления . Вариативность неизбежна, так как законодательно не установлены четкие рамки и нормы. Федеральный закон не определяет термин «мэр», заложив только понятие главы муниципального образования (должность которого может формироваться тремя различными способами) и главу местной администрации. Учитывая, что органов местного самоуправления, которые может возглавлять ГМО, всего два — представительный и исполнительный, условно для простоты можно принять что ГМО — это «титул», который присваивается главе одного из органов МСУ. Тогда кого считать мэром? Чей рейтинг в муниципалитете замерять? И вот тут мы получаем отсутствие единообразия по стране. Полагаю, в этой ситуации следует учитывать мнение жителей, которые чаще всего безошибочно определяют — кто фактический градоначальник, кто реально принимает решения в муниципалитете. Тут важны ни должности или «титулы», а опыт, авторитет и степень влияния.

Например, в лидерах рейтинга за май 2014 года оказался глава местного самоуправления — председатель Калужской городской Думы Александр Иванов. Для смежных же с Калугой регионов «мэрами» оказались руководители исполнительных органов МСУ . В чем причина? На мой взгляд, тут все логично и обоснованно. Александр Георгиевич пятый созыв возглавляет городскую Думу, к тому же является председателем Всероссийского Союза представительных органов МСУ. Данный союз был создан в 1998 году и объединяет представительные органы МСУ России. Союз регулярно проводит заседания в различных городах по обмену опытом и распространению успешных практик МСУ городов — членов Союза. Это все освещается в информационном пространстве, как регионов, так и на федеральном уровне. Очевидно, что как с председателем союза, так и с членами его руководящего органа — Координационного совета — считаются по месту их основной работы не только муниципальные служащие всех уровней, но и региональные. Кроме того, жители Калуги давно знают спикера своей Думы, хорошо осознают его референтную роль и считают его градоначальником. В то же время команда сити-менеджера не проводит PR-акции по продвижению в массы месседжа о том, кто является мэром по их мнению. В муниципалитетах же со слабым представительным главой все рычаги реального хозяйственного управления находятся в руках нанятого по контракту главы местной администрации, который и воспринимается на всех уровнях реальным градоначальником, а ГМО — свадебным, даже не генералом, а майором.

Я лично знаком со многими фигурантами «Народного рейтинга» и знаю реальную ситуацию в их муниципалитетах. Это позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев рейтинг близок к реальности (с учетом традиционной погрешности). Наблюдая динамику выпускаемых рейтингов, можно сделать вывод о том, что разработчики динамично совершенствуют методы и механизмы их формирования, что позволяет утверждать, что на политологическом пространстве страны появился качественный исследовательский продукт, позволяющий объективно и в реальном масштабе времени оценивать как ситуацию в муниципалитетах страны, так и проводить ее мониторинг.