Регионы России: Рейтинг губернаторов (Декабрь, 2014)

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал декабрьский «Рейтинг губернаторов», посвященный оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования стали руководители субъектов Российской Федерации. Данный рейтинг преемствен по отношению к предыдущему, вышедшему в октябре нынешнего года.

При его составлении исследователи обращались к материалам открытых источников и инсайдерской информации, но главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник информации определил конечные результаты исследования. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран в ноябре – декабре месяцах 2014 года.

Впервые в рейтинг включен глава Ненецкого автономного округа. Добавление этого региона привело к автоматической корректировки в сторону ухудшения показателей всех прочих персоналий, занявших по сравнению с ним более низкие позиции в таблице. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оценке итоговых результатов исследования. Добавление в рейтинг новой персоны происходит за счёт количественного увеличения состава второй группы. Размеры лидирующей и замыкающей групп остается прежним — по 25 глав регионов в каждой.

В силу недостатка данных в «Рейтинге губернаторов» по-прежнему не представлены Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

В таблицах рейтинга особо отмечены те регионы, в которых в 2014 году произошла смена глав: очевидно, что если новые руководители недавно заступили на свой пост, их место в «Рейтинге губернаторов» полностью или частично будет характеризовать деятельность не столько руководителя нынешнего, сколько предыдущего. В таких случаях наряду с данными действующего главы региона приводится фамилия его предшественника. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность или акцентировать внимание на нюансах статуса глав регионов (и.о., «временно исполняющий» и т.п.).

В первую группу рейтинга входят главы регионов Российской Федерации, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.

Глава субъекта РФ субъект РФ Динамика
1 Якушев Владимир Владимирович Тюменская область 0
2 Минниханов Рустам Нургалиевич Республика Татарстан +1
3 Кобылкин Дмитрий Николаевич Ямало-Ненецкий автономный округ -1
4 Артамонов Анатолий Дмитриевич Калужская область +1
5 Савченко Евгений Степанович Белгородская область -1
6 Ткачёв Александр Николаевич Краснодарский край 0
7 Тулеев Аман Гумирович Кемеровская область +1
8 Кадыров Рамзан Ахматович Чеченская Республика -1
9 Гайзер Вячеслав Михайлович Республика Коми +4
10 Собянин Сергей Семёнович Город федерального значения Москва -1
11 Полтавченко Георгий Сергеевич Город федерального значения Санкт-Петербург +1
12 Гордеев Алексей Васильевич Воронежская область -1
13 Владимиров Владимир Владимирович Ставропольский край -3
14 Зимин Виктор Михайлович Республика Хакасия +1
15 Илюхин Владимир Иванович Камчатский край +3
16 Комарова Наталья Владимировна Ханты-Мансийский автономный округ-Югра -2
17 Меркушкин Николай Иванович Самарская область -1
18 Шпорт Вячеслав Иванович Хабаровский край +4
19 Воробьёв Андрей Юрьевич Московская область -2
20 Кожемяко Олег Николаевич Амурская область -1
21 Темрезов Рашид Бориспиевич Карачаево-Черкесская Республика -1
22 Хамитов Рустэм Закиевич Республика Башкортостан -1
23 Турчак Андрей Анатольевич Псковская область +2
24 Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович Республика Дагестан 0
25 Кошин Игорь Викторович с 20.09.2014, и.о. с 22.02.2014, сменил И.Г.Фёдорова Ненецкий автономный округ впервые в рейтинге

Группу лидеров продолжает характеризовать высокий уровень стабильности. Минимальный обмен с нижестоящим кластером на этот раз был обеспечен только за счёт появления в рейтинге нового лица — губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Кошина, который сразу же занял в исследовании ЦИК «Рейтинг» достаточно высокую позицию, оттеснив в среднюю группу представителя Ленинградской области Александра Дрозденко.

Одного из наиболее успешных участников всех рейтинговых исследований Дмитрия Кобылкина (Ямало-Ненецкий автономный округ) продолжает преследовать информация о якобы предстоящем ему переходе на другую должность. На этот раз СМИ «сватают» Дмитрия Николаевича (впрочем, не его одного) на пост главы несуществующего ещё в природе Министерства по делам Арктики. Возможно, если брать масштаб федеральный, то подобные вбросы могли бы принести Дмитрию Кобылкину дополнительные очки, но, как уже отмечали наши эксперты, на местном уровне любая идея оставления губернатором своего кресла автоматически добавляет нестабильности. Неважно при этом, куда этого губернатора планируют перемещать: вверх, вниз или по горизонтали. Отмена выборов губернаторов «тюменской матрёшки» (ЯНАО и ХМАО) так же понизила значение соответствующих постов безотносительно того, какие личности будут их занимать.

Эксперты не могли не отметить успешное проведение в Санкт-Петербурге представительного Международного культурного форума, собравшего участников из четырех десятков стран мира. Но ещё большее впечатление произвело намерение властей Северной Пальмиры организовать прямые трансляции с заседаний  Комиссии по землепользованию и застройке. Сама по себе информация о том, что происходит на этих заседания, конечно, ещё не обеспечивает структурам гражданского общества возможности влиять на принятие решений, но является необходимой предпосылкой для этого.

По всей видимости, в Санкт-Петербурге близится к концу история многолетнего игнорирования властями ещё одной болезненной для города проблемы. Иск местного Управления Федеральной антимонопольной службы к Георгию Полтавченко об отмене монопольного положения подведомственных ему ГУПов и госучреждений был направлен питерскому губернатору в 2011 году. Тем не менее, в течение нескольких лет упомянутые структуры, по утверждению оппонентов Георгия Сергеевича, бесконтрольно осваивали значительные бюджетные средства. Городские власти, опираясь на региональный закон, по сути, отмахивались ото всех требований действовать при размещении контрактов в рамках существующего федерального законодательства. В настоящий момент Смольный, наконец, выразил готовность навести порядок в этом вопросе.   

На местных «финансовых фронтах» эксперты акцентировали внимание на вестях из Ставропольского края (губернатор Владимир Владимиров), где «повис в воздухе» вопрос о строительстве перинатального центра. В результате почти миллиард рублей вернулось в федеральный бюджет. Конечно, бывают потери гораздо крупнее. Достаточно вспомнить, что введение консолидированных групп налогоплательщиков, например, для бюджета Самарской области (губернатор Николай Меркушин) оказалось эквивалентно потере 8,3 млрд. рублей. Однако, «добывать» федеральные ресурсы становится, по понятным причинам, всё сложнее и крайне обидно, после всех приложенных усилий, наблюдать, как уплывают уже выделенные деньги. Впрочем, есть шанс, что в следующем году к вопросу о строительстве в Ставрополе перинатального центра вернуться вновь. 

simonovКонстантин СИМОНОВ

Глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ)

Я считаю, что Владимир Якушев — это тот губернатор, чьи позиции усиливаются. Ему, как руководителю региона, безусловно, на руку последние политические решения, по которым именно он будет предлагать Президенту кандидатов на посты руководителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В этом плане, пусть даже знаменитая «тюменская матрёшка» не ликвидируется полностью, кардинально увеличивается политическое значение её тюменской составляющей. То, что в своё время безуспешно пытался сделать Сергей Собянин, сумел осуществить Владимир Якушев. Усиление его позиций налицо, причем не только в региональном аспекте, но и в федеральном. Кроме того,  важным стратегическим фактором является легитимность Владимира Якушева, который совсем недавно прошел через процедуру выборов, получив прекрасный результат, в том числе «на северах». Теперь он начинает достаточно эффективно перехватывать «северную» повестку дня. Причины этого вполне понятны: налоговая система такова, что часть налогов на прибыль добывающих компаний перечисляется в общий областной бюджет. В принципе, нельзя сказать, что в рамках этой, привычной для себя повестки, совсем не работают соответствующие структуры ХМАО и ЯНАО. Например,  Дума ХМАО внесла законопроект о льготных месторождениях, предполагающий переход на новые налоговые принципы. Но всё же в данном направлении (например, по налоговому маневру) там отмечается некоторая вялость и пассивность. Начинает нарушаться традиционное представление, что Ханты и Ямал занимаются нефтегазовыми вопросами, а Тюмень берёт на себя разное прочее. Сейчас ситуация иная. Об этом свидетельствует, в частности, заявление Владимира Якушева по налоговому маневру. От себя могу добавить, что налоговый маневр в нефтяной отрасли, санкционированный депутатами Госдумы 14 ноября 2014 года, действительно крайне опасная вещь. Суть его заключена в последовательном, в течение трёхлетнего периода, снижении экспортной пошлины на нефть и акцизов, с одновременным повышением НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Всё это ударит и по нефтяникам, и по бюджетам нефтедобывающих территорий, в результате уменьшения прибыли от компаний, зарегистрированных на местах.

Тюмень активно подключается к разработке нефтяных проектов на юге региона, которые раньше считались бесперспективными. Очень крупный такой проект Уват развивается вполне успешно: добыча здесь уже под десять миллионов тонн, что для этих мест весьма прилично. Тюмень активно начинает внедрять различные инновации в нефтяной и газовой отрасли. Это очень важная и актуальная политика, особенно с учётом необходимости замещения импортного оборудования и технологий, использования научного потенциала Тюмени, где находится ряд крупных профильных институтов. Не случайно именно в этом городе создан серьезный инновационный центр, ориентированный, в том числе, на нефтегазовую отрасль. Поэтому, с учётом известных общероссийских проблем, Тюменская область неплохо развивается, имеет перспективы и в экономическом, и в политическом плане. Я могу только согласиться с высокой позицией, на которую специалисты ЦИК «Рейтинг» поставили Владимира Якушева.  

shatАлександр ШАТИЛОВ

Кандидат политических наук, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ

Можно отметить двойственность положения, которое занимает губернатор Московской области Андрей Воробьёв. Являясь крупной самостоятельной политической фигурой, он именно в политической сфере демонстрирует решительность, последовательность и, пожалуй, даже некоторую непреклонность. Именно здесь он добивается зримых успехов или, во всяком случае, безусловной реализации своего курса. Несмотря на сопротивление, тайное и явное, на местах, губернатор жестко проводит радикальную перетряску среди руководителей муниципальных образований. Желание видеть всю местную администрацию выразителем воли областного управляющего центра, а не разнородных местечковых элит, вполне понятно и, теоретически, с точки зрения государственной, может приветствоваться. Проблема в том, что весьма многие видят в данном процессе не общероссийский тренд консолидации властной вертикали, но отработку инструментария будущего масштабного передела собственности, отчасти пригодного и для решения чисто фискальных задач. Полагаю, не совсем безосновательно мнение, будто целый ряд коррупционных разоблачений в Подмосковье связан не столько с самими фактами коррупции (куда же без неё?), сколько с тем, что некоторые товарищи не захотели уйти со своих постов подобру-поздорову. Злые языки именно изощренной административной местью называют как «свержение» мэра Химок Олега Шахова, обвиненного в превышении должностных полномочий и мошенничестве, так и не менее громкую отставку главы Ленинского района Сергея Кошмана. Последний, обвиненный правоохранителями в нарушении антикоррупционного законодательства, несколько ранее нарушил и волю губернатора, ещё весной заявившего о намерении сделать Сергея Николаевича простым депутатом, а на его место возвести экс-министра областного правительства.

Столь же последовательно проводится объявленный Андреем Юрьевичем курс на укрупнение административных единиц, вопреки активному и пассивному нежеланию этих самых единиц объединяться (конечно, если основываться на мнении жителей, а не результатах голосований депутатов). Укрупнение, по словам губернатора, отрывает новые возможности для развития, позволяет тратить меньше средств на управление, а больше на те проблемы, которые обозначает само население. И может ли остановить это полезное начинание намерение горожан какого-то Железнодорожного учредить «Народный комитет обороны» с целью препятствовать объединению города с какой-то Балашихой?

К сожалению, в отличие от сферы политической, хозяйственные успехи Андрея Юрьевича не столь впечатляющи. Ещё в апреле 2013 года президент России предложил губернатору Подмосковья «не стесняться» при наведении порядка в сфере утилизации мусора. Тема эта весьма болезненная, так как область «переваривает» не только свои отходы. Ей по полной мере достаётся и от мусорных щедрот всего Московского мегаполиса. Если судить по недавнему тысячному митингу в Раменском районе, порядок на данном направлении как-то не очень навелся. Митингующие выступали против строительства мусорозавода на 43 гектарах сельскохозяйственных угодий в густонаселенном районе.  Неужели в Подмосковье не нашлось более подходящего места для данного объекта? По словам специалистов места-то достаточно, да упрощенный порядок изъятия земли в областную собственность на подобные объекты не распространяется.

Другая немаловажная частность, —  недавнее резкое подорожание платы за пребывание ребенка в детском саду. Причем подорожание такое, что цены в некоторых учреждениях теперь в несколько раз превышают столичные. Продолжая «детскую тему»: в нынешнем году Счетная палата обвинила регион в том, что стоимость создания здесь одного места в детсаду составляет 957 тыс. руб. при плановом значении в 124 тыс. руб.

Реформа медицины так же вызвала волну недовольства. Порукой чему, например, недавний митинг в г. Волоколамске против закрытия местной поликлиники. Подобный негатив можно множить: объективно богатая область, причём находящаяся не «высоко в горах» или «за тридевять земель», включена «Газпромом» в число регионов  с самой негативной ситуацией в расчетах за газ теплоснабжающих организаций; Министерство строительства и ЖКХ помещает Подмосковье в реестр нарушителей правил и норм строительства жилья и прочая, прочая, прочая.

В результате, образ губернатора Андрея Воробьёва поражает двойственностью. С одной стороны, авторитетный политик, уверенно и последовательно проводящий свой курс, заслужено включенный не так давно в состав президиума Госсовета РФ; с другой, хозяйственной стороны, как будто похвастаться особенно нечем.

В своё время, Андрей Юрьевич заявил, что планирует сделать подотчётную ему территорию «самой богатой в Российской Федерации», доведя её бюджет до «одного триллиона рублей». Полагаю, многие до сих пор не понимают, что признаком «самой богатой» области служит не величина бюджета, а обеспеченность, комфорт и удобство тех, кто в ней живёт. Причем речь идёт не только о руководителях разного, в том числе, высокого и очень высокого ранга.

1.3-ДжантееваДжульета ДЖАНТЕЕВА

Политолог, кандидат исторических наук, заведующая отделом социально-политических проблем Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований (г.Черкесск)

На позицию в рейтинге главы Карачаево-Черкесской Республики Рашида Темрезова влияет ряд совокупных факторов, среди которых следует выделить проведение эффективной социально-экономической политики и стабилизацию этноконфессиональной ситуации в регионе. Карачаево-Черкесия в числе немногих регионов России, выигравших конкурс на предоставление субсидий на укрепление межнациональных отношений. Республика также отличилась тем, что вошла в группу регионов РФ с очень низкой этнической напряженностью в рейтинге Центра изучения национальных конфликтов.

Стабилизация внутренней ситуации в КЧР и отсутствие политических рисков на фоне активизировавшихся позиций федерального центра и полпредства в Северо-Кавказском федеральном округе, основанных на поддержке деятельности Рашида Темрезова, также отражаются на социально-экономическом развитии региона. В истории постсоветской Карачаево-Черкесской Республики именно при Рашиде Темерзове впервые наблюдается модернизационный рывок и социально-строительный бум, сопровождаемые запуском новых производств, реализацией крупных инвестпроектов и возведением десятков социальных объектов. Как известно, достигнуты и новые договоренности о строительстве новых крупных промышленных объектов на территории КЧР, в том числе с участием иностранного капитала, что оказалось бы невозможным при отсутствии соответствующих условий для ведения бизнеса и вложения инвестиций.

Карачаево-Черкесия получила достаточно высокую оценку по результатам реализации «майских указов» президента РФ в сфере экономики, ЖКХ и социальной сфере. Лидирующие позиции КЧР на данных направлениях обусловлены социальной направленностью политики Рашида Темрезова, который на прошедшей 24 декабря пресс-конференции отметил, что только за 2014-2015 годы в республике будет построено 153 объекта социальной и коммунальной инфраструктуры во всех без исключения муниципальных городах и районах, уточнив, что эта цифра не абсолютна.

В свете текущих геополитических событий представляется важным обратить внимание и на политику Рашида Темрезова по участию республики в импортозамещении сельхозпродукции при принятом бездефицитном бюджете. Эта амбициозная задача, поставленная Рашидом Темрезовым уже выполняется.

Ставка на стабильность, развитие и создание комфортной среды для проживания в республике являются факторами политического успеха Рашида Темрезова. Деятельность Главы КЧР получает высокую экспертную оценку. По данным ФОМ 70 процентов жителей КЧР доверяют главе республики. Как известно, доверие жителей является одним из определяющих критериев при оценке деятельности любого руководителя субъекта.

holoВладимир ХОЛОПОВ

Председатель ученого совета Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, профессор кафедры Государственного и муниципального управления Рязанского государственного радиотехнического университета (г.Рязань)

Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, хоть и вступил полноправно в свою должность после сентябрьских выборов, но, фактически, с приставкой в.р.и.о. находится во главе региона без малого год — с февраля 2014. Несмотря на это, он достаточно долго не попадал в исследования ЦИК «Рейтинг», отчасти из-за отсутствия стабилизации тренда изменения его рейтинга, позволяющего провести достоверную качественную оценку. С одной стороны — успешный старт, все предпосылки для заслуженного продвижения в группу лидеров и прогноз неплохой дальнейшей политической карьеры. С другой стороны — отсутствие отлаженного механизма регулирования и развития внутренней политики в регионе. Обладая значительным опытом работы на внутренней политическом поле Ненецкого АО, Игорь Викторович после избрания пока не отошел от режима «ручного управления», в связи с чем, на фоне глобальных задач, не всегда может наладить должное взаимодействие с гражданским обществом и органами местного самоуправления. Можно предположить, что в отсутствии сформированной структуры, он периодически прислушивается к разрозненным рекомендациям различных членов своей команды. Опасность данного спорадического подхода видится в отсутствии стратегической увязки в единую концепцию различных действий Игоря Кошина.

Например, на выборах губернатора, совмещенных с выборами в представительный орган местного самоуправления столицы региона, Игорь Викторович опирался на председателя местной Думы Ольгу Старостину, что дало необходимый результат и привело к убедительной победе. Однако, сразу после выборов он выступил против переизбрания Старостиной спикером местного парламента, выдвинув другую кандидатуру. В итоге, большинством голосов депутаты вновь избрали Ольгу Старостину, что явилось для губернатора очевидной неудачей,  в политической элите региональной столицы возникло напряжение, определённое недоверие к главе региона. В тоже время, можно предположить, что уже в ближайшее время тренд будет зафиксирован и рейтинг губернатора можно будет количественно описать.

Вторую группу рейтинга составили главы регионов Российской Федерации, занявшие места с 26 по 58.

Глава субъекта РФ субъект РФ Динамика
26 Дрозденко Александр Юрьевич Ленинградская область -3
27 Шанцев Валерий Павлинович Нижегородская область 0
28 Орлова Светлана Юрьевна Владимирская область +3
29 Голубев Василий Юрьевич Ростовская область +1
30 Волков Владимир Дмитриевич Республика Мордовия -1
31 Куйвашев Евгений Владимирович Свердловская область +3
32 Игнатьев Михаил Васильевич Чувашская республика +1
33 Аксёнов Сергей Валерьевич с 09.10.2014; с 14.04.2014 и.о. Республика Крым -1
34 Меняйло Сергей Иванович с 09.10.2014, с 14.04.2014 и.о. Город федерального значения Севастополь -6
35 Митин Сергей Герасимович Новгородская область +3
36 Миклушевский Владимир Владимирович Приморский край +5
37 Морозов Сергей Иванович Ульяновская область -2
38 Печёный Владимир Петрович Магаданская область +4
39 Наговицын Вячеслав Владимирович Республика Бурятия -2
40 Бетин Олег Иванович Тамбовская область 0
41 Бочаров Андрей Иванович с 02.04.2014 Сменил С.А.Боженова Волгоградская область +10
42 Коков Юрий Александрович с 09.10.2014; с 06.12.2013 и.о. Сменил А.Б.Канокова Кабардино-Балкарская Республика +1
43 Коньков Павел Алексеевич Ивановская область +5
44 Островский Алексей Владимирович Смоленская область 0
45 Городецкий Владимир Филиппович с 17 марта 2014. Сменил В.А.Юрченко Новосибирская область -6
46 Бочкарёв Василий Кузьмич Пензенская область +4
47 Борисов Егор Афанасьевич Республика Саха Якутия 0
48 Ястребов Сергей Николаевич Ярославская область -2
49 Ильковский Константин Константинович Забайкальский край -4
50 Берг Юрий Александрович Оренбургская область +5
51 Ерощенко Сергей Владимирович Иркутская область -25
52 Кувшинников Олег Александрович Вологодская область -3
53 Жвачкин Сергей Анатольевич Томская область 0
54 Дубровский Борис Александрович с 15.01.2014 Сменил М.В.Юревича Челябинская область +3
55 Евкуров Юнус-бек Баматгиреевич Республика Ингушетия +3
56 Маркелов Леонид Игоревич Республика Марий Эл -4
57 Груздев Владимир Сергеевич Тульская область -1
58 Королёв Олег Петрович Липецкая область -4

Вторая группа рейтинга благодаря увеличению числа регионов, исследуемых аналитиками ЦИК «Рейтинг», увеличила свой состав на одну позицию. В результате её  пополнили два руководителя: Александр Дрозденко (Ленинградская область) и Юнус-бек Евкуров (Республика Ингушетия), а выбыл из группы только Олег Ковалёв (Рязанская область).

Из субъектов Крымского полуострова за истекший период приходила достаточно разноречивая информация. С одной стороны, на разных уровнях согласованно принят целый ряд стратегически важных решений, которые должны положительно повлиять на ситуацию, во всяком случае, упрочить положение местных руководителей: Владимир Путин подписал закон о создании свободной экономической зоны в Крыму; обнародованы планы по размещению на предприятиях ОПК заказов из России и Казахстана на 1 млрд рублей; Государственный Совет Крыма снизил налоги для налогоплательщиков ряда дотационных районов и т.д. На оценку работы местных лидеров пока практически не оказывают влияние перебои в электроснабжении и прочие подобные коллизии, вызванные внешними факторами и находящиеся вне зоны ответственности, как Сергея Аксёнова (Республика Крым), так и Сергея Меняйло (Город федерального значения Севастополь). Гораздо болезненнее для репутации обвинения в рейдерских захватах, которое якобы процветают в последнее время, сообщения о грядущей беспощадной застройке «всего и вся» (последнему, обращаясь к российской действительности, поневоле приходится верить: разве бывает иначе?). По СМИ широко разошлась безобразная декабрьская «история, с живописнейшими подробностями», про то, как заместитель начальника Симферопольского УМЧС по Крыму в пьяном виде снес на автомобиле электроопору, обесточил жилые дома, и как его потом старательно «отмазывал» патруль ДПС и прочие, гораздо более высокие структуры. По оценке специалистов ЦИК «Рейтинг», уровень доверия к Сергею Аксёнову пока держится. Для него подобные инциденты, вынесенные в информационное пространство, прекрасный шанс публичной демонстрации своей жесткости, бескомпромиссности и эффективности в наведение порядка, несмотря на личности и служебное положение провинившихся. В противном случае некоторого количества аналогичных историй «с живописнейшими подробностями»  будет достаточно, чтобы уничтожить гораздо более устоявшуюся репутацию, чем у Сергея Валерьевича. 

К сожалению, хватает негатива из Севастополя. Экспертам трудно разобраться, является ли замглавы поселка из Самарской области наиболее оптимальным кандидатом на должность главного архитектора города русской славы. Возможно, севастопольский союз архитекторов с его протестами против данного назначения, просто заинтересован в другом кандидате. Возможно так же, что заявление перевозчиков Севастополя о незаконной передаче без проведения конкурса 29 городских маршрутов государственному предприятию «Севавтотранс», даже если и соответствует действительности, но не учитывает неких чрезвычайных обстоятельств, необходимости срочного наведения порядка и т.п. Тут, поневоле, приходится вспомнить описанную выше практику администрации Санкт-Петербурга, приведшую к тяжбе с местным УФМС. Там через три года вроде бы власти решили «исправиться». Чего доброго в Севастополе всё войдёт в норму даже быстрее. В конце концов, людям важно, чтобы транспорт хорошо работал, а не то, проводились ли тендеры. Но безоговорочно печальное впечатление осталось после закрытия  «из-за нерентабельности» единственного в городе детского психоневрологического санатория. Во-первых, какая может быть «рентабельность» в области детских психоневрологических заболеваний? Так, пожалуй, дело дойдёт до закрытия психиатрических учреждений и прочих старинных оплотов заведомой нерентабельности. Во-вторых, получается, что санаторию, державшемуся на плаву в течение десятилетий постсоветской истории, чтобы пойти ко дну, хватило нескольких месяцев воссоединения с Россией? Или до этого момента он был гораздо эффективнее с финансовой точки зрения, а тут вдруг что-то случилось? К сожалению, в данном случае речь идёт уже не о репутационных потерях одного отдельно взятого губернатора, а о гораздо более важных вещах.

Оптимизм внушает информация из Волгоградской области (губернатор Олег Кувшинников). Эксперты ЦИК «Рейтинг» ранее неоднократно отмечали плачевное положение дел в сфере ЖКХ, характерное для столицы региона. Город славной истории завоевал в экспертном сообществе нелестную репутацию «города-чемпиона по количеству управляющих компаний в сфере ЖКХ, которые являются мошенниками». Жителей многие годы буквально терзали многочисленные недееспособные организации. По большому счёту, всё это прямо признал сам Олег Кувшинников. По его инициативе в данной сфере, наконец, наметился переход к действиям, призванным выправить ситуацию. В частности, губернатор жестко поставил вопрос о проведении в масштабах области до мая 2015 года лицензирования управляющих компаний, в результате которого все недобросовестные обслуживающие организации уйдут с рынка оказания услуг. С целью обновления объектов водоканала, реконструкции старых и создания новых сооружений, что потребует до 10 млрд руб., был объявлен конкурс. Аналитики ЦИК «Рейтинг» не могли не отметить этот позитивный тренд, так же, как не смогли ответить на вопрос, а почему раньше, в гораздо более благоприятной обстановке, власти не могли действовать таким же образом?

Юнус-бек Евкуров (Республика Ингушения) возглавляет регион с очень непростой обстановкой, в котором одновременно проявляются весьма разнонаправленные тенденции. По некоторым показателям, например обеспеченности детскими садами, положение в Республике худшее среди других субъектов далеко не самого благополучного СКФО. Юнус-бек Евкуров был отмечен экспертами, в первую очередь, благодаря активизации деятельности по остановке и ликвидации мини-заводов по переработке нефти. Подобные предприятия, часто связанные с криминальными структурами, не соблюдающие технологию производства, всегда представляли большую угрозу и в социальном, и в техногенном смысле. Возникали подобные заводы по всей стране, однако наибольшее значение в теневом бизнесе традиционно играли именно на Северном Кавказе. Поэтому работа по их ликвидации в Ингушетии служит важным фактором, показывающим рост эффективности местной власти.

boboАндрей РУСАКОВ

Политолог, Руководитель Центра региональной политики (г. Екатеринбург), советник ректора Уральского государственного экономического университета

Информационная повестка большинства жителей страны, и Свердловская область здесь не исключение, заключается в обсуждении основной экономической темы –  девальвации рубля и связанных с ней вопросов: что будет с ценами, что будет с зарплатами, что будет с отпусками и т.п. Вопросы, прямо скажем, острые, и для любого жителя России, и для политика. Ведь всегда приятно и легко сообщать людям позитивные новости. А говорить о сложных временах, грядущих лишениях, – тут  требуется политическая смелость.  Все мы помним август 1999 года – резкая девальвация рубля и пропажа Ельцина с экранов телевизоров на долгое время.

В Свердловской области именно сейчас мы видим максимальную информационную открытость губернатора Евгения Куйвашева. Он активно посещает отдаленные  (и зачастую депрессивные) точки региона, не боится сложных вопросов. Он одинаково доступен и для населения, и для СМИ. При этом в Свердловской области не добывают нефть или газ, и рассчитывать придется на иные ресурсы. Очевидно, что негативные экономические и социальные последствия кризиса обязательно будут (снижение реальных доходов, увеличение безработицы и т.д.). Здесь очень важно, если местная власть не только принимает верные управленческие решения, но и дает правильный эмоциональный посыл для всего населения, показывает, что проблемы людей для неё небезразличны, что она готова сама чем-то жертвовать и поступиться. В этой связи не так уж незначителен даже такой шаг Евгения Владимировича, как понижение своей зарплаты. Пусть он имеет скорее символическое, чем реальное финансовое и экономическое значение, пусть губернатора даже обвинят в популизме, — общая эмоциональная направленность такого шага, безусловно, верная!

При этом внутриполитический фон остается достаточно напряженным – муниципальные власти Екатеринбурга пытаются перебить информационную повестку и сформировать негативное отношение населения областного центра к любым возможным изменениям системы муниципального управления, к практически любым действиям областного руководства. «Топор войны» явно не закопан и будет при первой возможности применяться в информационных и политических баталиях следующего года. Тем более, что тяжелые времена всегда дают преимущество силам оппозиционным, и не может такого быть, чтобы силы эти не пытались использовать создавшуюся обстановку, — такова логика политического и общественного противостояния.

Сегодня для Евгения Куйвашева решается вопрос, сможет ли он показать себя в качестве основного политического игрока нашего региона, удастся ли ему безоговорочно стать фигурой №1 не только формально, но и в восприятии жителей Свердловской области? С каким знаком, «плюс» или «минус» будут относиться к нему люди? Всё, что имело место до нынешней точки бифуркации, — только прелюдия. Пока все действия губернатора, усилившаяся активность на политическом и информационном поле, – лишь задел на будущее, причем явно турбулентное.

2.1-Киселёва-КрымНаталья КИСЕЛЁВА

Кандидат политических наук, руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Симферополе, член Общественной палаты Республики Крым, учёный секретарь крымского отделения Российской ассоциации политических наук (г. Симферополь)

Крымские губернаторы – глава Республики Крым Сергей Аксёнов и губернатор Севастополя Сергей Меняйло – находятся в разных стартовых условиях. В отличие от Сергея Меняйло, не пользующегося большой популярностью в Севастополе, у Сергея Аксёнова высокий уровень поддержки среди жителей Республики. Экспертное сообщество также положительно оценивает деятельность главы исполнительной ветви власти РК. (В рейтинге экспертного мониторинга деятельности руководящего состава правительства Сергей Аксёнов занимает лидирующие позиции с самой высоким удельным весом – 74% – положительных оценок). В связи с этим, какие-либо ошибочные действия Сергея Меняйло никак не повлияют на его рейтинг в обществе, тогда как аналогичные просчёты в работе Сергея Аксёнова могут привести к снижению его популярности.

Уравнивает позиции обоих губернаторов критическое отношение крымчан к кадровой политике. Хотя и в этом вопросе следует отметить различия в аргументации. Если севастопольцы критикуют кадровые назначения губернатора из-за присутствия «варягов» в органах исполнительной власти, то главе Республики Крым достаётся за наличие в госструктурах бывших украинских чиновников с сомнительной идеологической позицией и трудовой репутацией.      

Следует отметить, что проблемы в кадровой политике в Крыму отметили уже и в Москве. Так, например, на совещании Совета безопасности РФ в Крымском федеральном округе секретарь Совбеза Николай Патрушев обозначил необходимость «кардинальным образом улучшить качество предоставляемых государственных услуг, так как имеющие место проволочки и многочисленные проблемы в этой сфере вызывают законное недовольство и даже возмущение населения Крыма и Севастополя».

К сожалению, количество поводов для недовольства пока не имеет тенденции к снижению, что объясняется как объективными трудностями переходного периода, так и обозначенными недостатками в кадровых вопросах.   

В целом же можно сказать, что в ближайший период перед Сергеем Аксёновым стоит задача оправдать «кредит доверия» крымчан, а перед Сергеем Меняйло – снизить «кредит недоверия» севастопольцев.

2-Дагбаева-БурятияЭрдэм ДАГБАЕВ

Доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии Бурятского госуниверситета, Председатель региональных  отделений Российской ассоциации политической науки и Российского общества политологов (г. Улан-Удэ)   

В различных рейтингах глав регионов Российской Федерации, подготовленных самыми различными организациями, глава Республики Бурятия В.В.Наговицын неизменно оказывается в средних группах. То есть, его рейтинг не позволяет входить в число лучших губернаторов России, но и в то же время  он не опускается до «групп смерти». В принципе, это отражает общее положение дел В.В.Наговицына. Как политик,  он обладает наивысшим индексом доверия  и занимает ведущее место в местных рейтингах. Но это согласно репрезентативным социологическим опросам еще января 2013 г., проведенного в канун парламентских выборов в Бурятии.  С тех пор о подобных замерах общественного мнения ничего неизвестно (мы не берем в расчет внутренние опросы). Ситуация за последние два года изменилась и далеко не в лучшую сторону для В.В.Наговицына. В экономической сфере республику постигло ряд неудач. Это касается, прежде всего, банкротства или ухудшения положения многих ведущих предприятий – ЛВРЗ, завода «Байкалфарм», Селенгинский ЦКК, «кондитерская фабрика «Амта», фабрика «Макбур» и другие. Мало позитивных изменений в прежде широко рекламировавшихся создаваемой особой туристско-рекреационной зоны на Байкале,  отраслях минерально-сырьевого комплекса. Возникла новая проблема с бюджетным содержанием многих объектов социальной сферы, обновление которой ранее выдавались за достижения.

При этом в средствах массовой информации все чаще и чаще встречается критика деятельности главы республики, очарование которым уже прошло – он уже восьмой год возглавляет республику. Многих раздражает диссонанс: ежедневный пиар в СМИ, постоянное «разрезание ленточек» на фоне действительно сложного положения в Бурятии.

В 2007 году В.В.Наговицын, будучи первым заместителем председателя правительства Томской области, был наделен полномочиями тогда еще президента республики. Поддержка со стороны федеральных властей, постоянное привлечение высоких гостей на различные форумы, ряд социально-экономических инициатив, казалось, обеспечивают ему перспективную карьеру. Но сегодня уже осталось совсем немного глав регионов, которые не прошли через выборы. В.В.Наговицын ни разу не избирался населением республики (в 2012 г. последним из глав регионов получил переназначение), поэтому о реальном вотуме доверия со стороны граждан республики говорить затруднительно. Его правление пришлось на годы пика вертикали власти. Это не говорит о слабости главы, но его способность действовать публично, при открытой конкуренции, так и осталась неизвестной.

2-Комбаев-БурятияАлексей КОМБАЕВ

Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Бурятского госуниверситета (г. Улан-Удэ)

Изначально, появление нового в 2007 году, тогда еще президента, а не главы Бурятии Наговицына В.В.,  как населением, так и экспертным сообществом было оценено не однозначно.  С одной стороны, молодость, энергия и декларируемые с телеэкранов и уличных постеров обещания значительно повышали рейтинги Наговицына В.В., а  масштабная рекламная компания под лозунгами «Новая жизнь в Бурятии» и вовсе сделала его героем, особенно у простого населения. С другой стороны, многие эксперты определяли политику Наговицына В.В. как политику временщика и популиста, «варяга», который не знает ни традиций, ни хитросплетений национальной политики, а регион расценивает как «трамплин» для дальнейшего  карьерного роста.

Сегодня Глава республики  воспринимается как ставленник и проводник воли центра. Его сильный аргумент в диалоге с властью центральной России — это бесконфликтное сосуществование многих этносов проживающих на территории Республики Бурятии и безукоризненное исполнение всех поручений и указов.

При этом политические перспективы Наговицына В.В. весьма и весьма неопределенные. К сожалению, за время своего присутствия в Бурятии ему так и не удалось до конца стать своим в восприятии национальной элиты и титульного населения, что негативным образом сказывается на степени поддержки решений и политики Главы.

Ко всему прочему,  сегодняшнее  экономическое положение играет не на руку нынешнему Главе, усиливается раздражение населения по отношению к власти Бурятии в целом и Главе в частности,  из-за резкого резонанса между декларируемыми заявлениями, официальными отчетами в СМИ  и реальным положением дел во многих отраслях хозяйственной деятельности.

holoВладимир ХОЛОПОВ

Председатель ученого совета Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, профессор кафедры Государственного и муниципального управления Рязанского государственного радиотехнического университета (г.Рязань)

Губернатора Ивановской области Павла Конькова с самого момента избрания мало кто из экспертов оценивал особенно высоко, тем интереснее рост его рейтинга. Объяснить его повышением известности после избрания не удается, так как он для региона политик не новый, известны его основные сильные и слабые стороны и ряд «скелетов в шкафу». Мы изучили данную ситуацию и считаем, что причина — в ряде удачных кадровых назначениях, опирающихся на местные кадры. Например, на должность вице-губернатора, курирующего внутреннюю политику, был назначен Андрей Кабанов, многократно ранее избиравшийся в регионе депутатом различных уровней, а также являвшийся региональным омбудсменом, которым был сформирован имидж, «рукопожатный» в различных социальных и политических средах региона. С момента назначения он начал курсировать по области, проводя множество встреч, преимущественно на территориях и в аудиториях с вероятной перспективой эскалации локальных конфликтов, либо социального напряжения. Эти действия обеспечивают губернатору «прикрытую спину» в реалиях текущего момента и дают возможность сконцентрировать собственные усилия на взаимодействии с федеральными органами власти и планировании среднесрочной стратегии развития региона.

prohvatilovВладимир ПРОХВАТИЛОВ

Президент Фонда реальной политики, эксперт Академии военных наук

Главу Иркутской области Сергея Ерощенко к новичкам от политики не отнесешь. Это достаточно опытный региональный политик, со своей сложившейся командой, со своими властными привычками. Вот эти самые властные привычки его и подвели. За последний квартал он накопил слишком много проблем в области и слишком многих местных «тяжеловесов» еще более настроил против себя. Причем в самый разгар кремлевской борьбы за наведение элементарного порядка в регионах, когда Владимир Путин призвал госслужащих всех рангов прекратить барствовать.

Сергей Ерощенко все это как бы мимо ушей попустил. Он ни на йоту не ослабил «освоение» руками своих приближенных иркутских «бояр» бюджета дорожного строительства и лесного хозяйства. Впрочем, судя по сообщениям местных журналистов, команда губернатора запустила руки в региональные закрома практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Вплоть до буро-взрывных работ. На реконструкции  дороги Токсимо-Бодайбо был произведен взрыв, обошедшийся региональному бюджету в 56 миллионов рублей. При этом проверка выявила, что вполне хватало трёх миллионов. Местное УФСБ вплотную занялось расследованием махинаций лиц, приближенных к Сергею Ерощенко. Кое-кого даже арестовали.

Но вместо того, чтобы опомниться и «затормозить», в СМИ была организована серия явно ангажированных статей, направленных против действий местных силовиков, якобы преследующих невинных чиновников.

Немудрено, что увлеченному сомнительными хозяйственными комбинациями, и одновременно борьбой со следственными органами главе региона недосуг следить за уровнем  жизни своих земляков и развитием народно-хозяйственного комплекса Иркутской области. Оттого и не может этот регион похвастать какими-либо достижениями за последнее время. Производство стагнирует, хотя есть все возможности стимулировать экономический рост в этом богатейшем крае, безработица тревожно растет, малый и средний бизнес уходят в тень.

В последнее время стало модным сваливать все грехи и возникающие проблемы на центральные власти – мол, Центробанк, Минфин и прочие федералы «недосмотрели-недоглядели-провалили» и т.п. Но если пристально вглядеться в реалии на местах, то становится ясно, что настоящий тормоз на пути стабилизации нашей экономики – это именно беззастенчивое барство региональных руководителей.  Если те средства из областных бюджетов, что осваивают их приближенные, направить в реальный сектор, — то экономические показатели в стране резко бы выросли. Иркутяне эти тенденции хорошо понимают, а отсюда и проявляемое ими недоверие к своему губернатору и его команде. Недоверие, которое вполне разделяют  и в Кремле.

Третья группа «Рейтинга губернаторов» предназначена для руководителей субъектов, занявших места с 59 по 83.

Глава субъекта РФ субъект РФ Динамика
59 Ковалёв Олег Иванович Рязанская область -23
60 Потомский Вадим Владимирович с  26.02.2014 Сменил  А.П.Козлова Орловская область +9
61 Ковтун Марина Васильевна Мурманская область -2
62 Кара-оол Шолбан Валерьевич Республика Тыва -2
63 Михайлов Александр Николаевич Курская область -2
64 Ситников Сергей Константинович Костромская область -2
65 Богомаз Александр Васильевич с 09.09.2014 и.о. сменил Н.В.Денина Брянская область -2
66 Карлин Александр Богданович Алтайский край -2
67 Радаев Валерий Васильевич Саратовская область -2
68 Жилкин Александр Александрович Астраханская область -2
69 Басаргин Виктор Фёдорович Пермский край -1
70 Назаров Виктор Иванович Омская область +3
71 Толоконский Виктор Александрович  с 12.05.2014 Сменил Л.В.Кузнецова Красноярский край -1
72 Орлов Алексей Маратович Республика Калмыкия -5
73 Тхакушинов Асланчерий Китович Республика Адыгея -1
74 Хорошавин Александр Вадимович Сахалинская область -3
75 Соловьёв Александр Васильевич с 19.02.2014 Сменил А.А.Волкова Удмуртская республика -1
76 Бердников Александр Васильевич Республика Алтай -1
77 Орлов Игорь Анатольевич Архангельская область -1
78 Шевелёв Андрей Владимирович Тверская область +4
79 Белых Никита Юрьевич Кировская область -1
80 Кокорин Алексей Геннадьевич с 14.02.2014 Сменил О.А.Богомолова Курганская область -3
81 Мамсуров Таймураз Дзамбекович Республика Северная Осетия-Алания -2
82 Цуканов Николай Николаевич Калининградская область -2
83 Худилайнен Александр Петрович Республика Карелия -2

Наиболее заметным событием в третьем кластере, является пополнение его Олегом Ковалёвым (Рязанская область), происшедшее в результате необычно сильного ослабления его позиций в рейтинге. 

По мнению экспертов, анализируемый период был крайне неудачным для этого губернатора. Добившись ухода в отставку своего оппонента сити-менеджера Виталия Артемова, он вполне мог использовать данную ситуацию для усиления своего публичного положительного рейтинга, например, организовав на площадке ОНФ с привлечением лидеров общественного мнения открытое обсуждение кандидатур на данный пост. Кроме всего прочего, такой немудрящий шаг мог бы частично сгладить имеющую место конфликтную ситуацию между ОНФ и губернатором. Вместо этого, «на город» был безальтернативно выдвинут Олег Булеков, привезенный Олегом Ковалевым из Москвы и занимавший при нем должности сперва министра, а затем заместителя председателя правительства. В биографии данного чиновника нет упоминаний об имеющемся опыте хозяйственной работы. В местных элитах считают, что своему назначению он обязан родственными связями с женой губернатора. На должность, освободившуюся после ухода Олега Булекова, был назначен Дмитрий Андреев, так же не являющийся рязанцем, что в последнее время болезненно воспринимается местным сообществом.

Несколько по иному, но так же негативно для губернатора, развивалась ситуация с назначением регионального бизнес-омбудсмена. Первоначально постановлением Олега Ковалева было организовано выдвижение кандидатур предпринимательскими объединениями и голосование за них на сайте правительства. Победу одержал предприниматель Михаил Батьков, однако Олег Иванович заявил, что не согласен с таким выбором и назначил и.о. на данную должность министра экономического развития региона Виталия Ларина, вообще не принимавшего участия в выборах. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов публично не согласился с данной кандидатурой, заявив, что в регионе уже давно на общественных началах работает другой его представитель, однако Олег Ковалев проигнорировал мнение, как Бориса Титова, так и местных предпринимателей.

Неожиданно на полосы центральных газет и экраны федеральных телеканалов вышла история об умершем от переохлаждения одиноком лежачем инвалиде, которого не устроили в интернат из-за отсутствия нужных справок. История традиционно должна была исчерпаться публикациями в рязанских газетах и передачами рязанских телеканалов, да последовавшими оргвыводами по отношению к мелким чиновникам. Всё изменило указание губернатора, запретившего освещать данную тему в местных СМИ. В результате, подготовленные материалы региональные журналисты передали на федеральные каналы, и об этом случае узнала вся страна.

«Министерская чехарда» всегда является одним из признаков глубокого кризиса управления. В Рязанской области продолжается череда кадровых перестановок в областном правительстве. За прошедший период сменились руководители, замещающие должности заместителя председателя правительства по экономике, министр экономического развития, министр здравоохранения, министр образования, министр сельского хозяйства. При этом лица, ранее замещавшие данные должности, были назначены на них сами же Олегом Ивановичем.

Как ранее уже отмечалось специалистами ЦИК «Рейтинг», слишком много признаков указывают на то, что Олег Иванович идёт ва-банк. В очередной раз это демонстрирует его взаимоотношение с региональным отделением ОНФ. В рязанских СМИ вышла серия статей, направленная против сопредседателя указанной организации Игоря Трубицына. В местных экспертных кругах заказчиком данной кампании прямо называют Министерство печати регионального правительства. Целью её является смена руководства ОНФ на предстоящей весной конференции. Безусловно, такая «политика» создает проблемы всей этой организации, что при нынешних обстоятельствах является крайне рискованной игрой даже для губернатора. Насколько она будет для него удачной, по мнению экспертов,  покажет следующий год.

Другим «нарушителем спокойствия» в третьем кластере явился Вадим Потомский (Орловская область), совершивший впечатляющий рывок вверх «по ступеням рейтинга».  Пожалуй, только этот губернатор в масштабах всей России ныне создает вокруг своей фигуры многопартийную коалицию. Логичным шагом, в этой связи, явилось назначение на должность одного из заместителей губернатора депутата областного совета от ЛДПР Виталия Утешева. Нелишним будет помнить, что именно этот человек на недавних выборах, пусть и с невзрачным результатом, занял второе место.  В команде Вадима Потомского, в настоящий момент, есть представители всех парламентских партий, за исключением «Справедливой России».  Поэтому версия о том, что назначение Утешева явилось выполнением неких предвыборных договоренностей с ЛДПР, не имеет особого значения. Какая разница, взял ли Вадим Потомский курс на создание «коалиционного правительства» перед выборами или сразу после них? В первом случае, про него можно будет добавить, что он выполняет договоренности, чем известны далеко не все представители губернаторского корпуса.  Но суть проводимой политики от этого не изменится.

Публичный отказ от льгот — тоже удачный, хоть и популистский шаг Вадима Владимировича.  «Свой» парламент он, по всей видимости, вполне надежно контролирует. Очень кстати этот орган недавно принял закон о передаче вопросов землепользования и застройки с местного на областной уровень. Что, по понятным причинам, также усилило позиции губернатора. Энергичная деятельность по борьбе с коррупцией, за привлечение инвестиций, не могут не приветствоваться. Даже резкая смена стиля выступлений, которая произошла после выборов, может быть признана вполне удачной и свидетельствовать об определённой гибкости, присущей Вадиму Потомскому. Единственным пятном является то, что главе региона не удалось избежать конфликта с известным орловским бизнесменом Виталием Рыбаковым. Хотя среди специалистов ЦИК «Рейтинг» превалирует мнение, что губернатор не очень-то и хотел этого.

mihailovСергей МИХАЙЛОВ

Учредитель газеты «Листок», (г.Горно-Алтайск), депутат Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай 5-го созыва (2010-2014)

Формально Александр Бердников выиграл выборы. Это факт, который невозможно отрицать. Но фактически, я бы определил его положение в регионе, как условно-легитимное. Главный его козырь, определяющий нахождение у кормила, — это поддержка, полученная «на самом верху», в Москве, своеобразный мандат на власть. И это для значительной части населения является фактором определяющим: «раз Путин сказал, — значит всё! Чего здесь спорить!?». Но данная поддержка может быть вызвана самыми различными соображениями «башен Кремля», в том числе, не имеющими никакого отношения к ситуации в Республике Алтай. Мало ли абсолютно провальных деятелей достаточно долго находились (и находятся) на первых позициях, возглавляли (и возглавляют) регионы только потому, что Центр в некоторых случаях предпочитает худую стабильность грядущей неопределённости? Завтра милость может смениться на гнев, установки кардинально поменяться, как это уже неоднократно бывало с разными иными персоналиями….  Кроме того, оценка того или иного главы региона всё-таки не может строиться только на основании налаженных отношений с центральной властью. Важны реальные дела и заслуги губернатора, отношение к нему населения и экспертного сообщества. Что здесь может предъявить Александр Бердников, по гамбургскому счёту? Я абсолютно уверен, что при стопроцентном голосовании населения Республики (такая система, кстати, применяется в некоторых странах), у нынешнего губернатора не было бы не единого шанса, например, в противостоянии с бывшим председателем правительства господином Владимиром Петровым. Но даже при максимальном использовании на выборах административного ресурса, поголовной организации «похода на выборы» государственных и муниципальных служащих, бюджетников, Александру Васильевичу не удалось победить в районах, где преобладает собственно алтайское население. Особенно это проявилось в Онгудайском районе, который считается ядром алтайской части региона, где было даже заметно определённое воодушевление, когда появилась надежда сместить нынешнего губернатора. Это очень хорошо чувствовалось на выборах. При этом следует отметить, что альтернативная Александру Бердникову фигура Владимир Петров — является этнически русским, но для местного населения он «свой», «алтайский русский», который, в частности, знает алтайскую культуру и язык, который понимает алтайскую национальную элиту. После выборов, не только у представителей различных политических групп, появилось сомнение в законности избрания Александра Бердникова. Значительная часть населения, в первую очередь алтайской национальности, была твердо уверена, что избирателей просто «кинули». Таким образом, нынешний губернатор оказался в очень сложной ситуации, когда, по меньшей мере, третья часть населения, причём титульная, последовательно настроена против него. Конечно, нельзя сказать, что это какое-то острое, агрессивное неприятие: менталитет у алтайцев компромиссный, население совершенно не склонно к различным эскападам.  Повествование, как губернатор дошел до жизни такой, очень пространно и по формату не подходит для краткого экспертного комментария. Главная претензия, которую предъявляют Александру Бердникову, — это чрезвычайно высокий уровень коррупции в регионе. Понятно, что нет таких мест в Российской Федерации, возможно, и в мире, где совсем отсутствует это печальное явление. Я часто вспоминаю высказывание, в разных вариациях приписываемое Салтыкову-Щедрину:  «Если я усну, и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: воруют!». Беда не в самом факте коррупции и воровства при Александре Васильевиче, беда в масштабах.

Возмущение вызывает деятельность в республике поддерживающей губернатора так называемой «Барнаульской команды».  Эта группа в своё время базировалась в Барнауле, пока местный губернатор Александр Карлин не провел небольшую чистку. Там она набила руку в поглощении предприятий, рейдерских захватах, освоении бюджетных средств, чем успешно занимается теперь в нашем регионе. Примеров их деятельности более чем достаточно, и всегда власть, говоря мягко, бездействует. Кроме того, у алтайцев очень чуткое и трепетное отношение к природе, местной экологии. Здесь Александр Бердников тоже наломал немало дров.

Сложно назвать какие-либо позитивные действия губернатора. Всё, что делается от его имени, носит либо дотационный, со стороны федерального центра, либо банально коррупционный характер. Поэтому крайне низкая оценка, которая поставлена Александру Бердникову в рейтинге, с моей точки зрения, абсолютно объективна.

ditiatevГригорий ДИТЯТЕВ

Социолог, журналист (г.Архангельск)

Полагаю, позиции Игоря Орлова за прошедший период окрепли. Спокойное и уверенное принятие бюджета, в целом успешная работа с «федералами», благодаря чему бюджет пополняется очень важными миллиардными бюджетными кредитами, наконец, какое-то успокоение в противостоянии с мэром Архангельска – все это свидетельствует об укреплении позиций губернатора.

Конечно, обстановка в регионе, мягко говоря, непростая и не всегда связана с известными федеральными проблемами. Проходившие в начале ноября акции протеста под эгидой профсоюзов показали, вопреки утверждениям социологов, что база для массового недовольства уровнем жизни имеется. Цены в магазинах на продукты повседневного спроса выросли примерно на треть, но порой галопируют по совершенно неизвестным причинам. Почему, цена на основной продукт для многих северян — треску кое-где выросла вдвое и превышает 200 рублей. Или, к примеру, почему явно «эсэнгэшная» хурма также стоит около 200 рублей в некоторых торговых сетях? С каким курсом доллара и евро это связано никто уже не объясняет. Ясно, что импульсы для повышения цен, как и Первая отечественная финансовая война с вероломным нападением доллара исходят из Москвы, и меры должен принимать ФАС.

 При этом важно отметить, что резкое ослабление рубля, как и в 1998 году, дает для промышленности Архангельской области и, что самое главное, для Архангельского морского порта неплохие шансы на развитие. Продукты деревообработки, древесные пеллеты, целлюлоза, сырье для производства картона – все это может найти новые рынки сбыта даже в условиях санкций-антисанкций. Если бы не одно «но» — резкие колебания курса доллара «туда-сюда» опасны в такой ситуации, так как крайне затрудняют адекватное ценообразование. По крайней мере, по итогам 11 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт из Архангельска снизился почти на 15 процентов, а импорт так просто «провалился» — сократился почти на две трети.

Финансовый и экономический кризис привносит новые требования: способны ли чиновники создать заслон для неупорядоченного роста цен на товары первой необходимости, как-то повлиять на кредитную политику банков на местах, не допустить обвала экономики — такова новая повестка дня, с которой Архангельская область входит в 2015 год. И это значит, что в наступающем новом году критерии эффективности региональной исполнительной власти будут уточняться и, вместе с тем, станут понятнее для всех.

Черток-1Леонид ЧЕРТОК

Политолог, Главный редактор Информационного Агентства «RUSNORD» (г. Архангельск)

Этот год для губернатора Архангельской области Игоря Орлова выдался, мягко говоря, непростым. Еще в самом его начале он обращался в Москву с просьбой о досрочных выборах главы региона с расчётом проскочить на общей волне агитации за кандидатов от «Единой России». И получил вежливый отказ – «поработайте еще» — что в переводе на общечеловеческий язык фактически означает вотум недоверия от Кремля. Уже весной Орлова неожиданно вызвали в Москву, думали, что теперь в Архангельск он вернется только за вещами. Тогда стоял вопрос о замене главы Объединенной судостроительной корпорации Владимира Шмакова, а это как раз орловский профиль. Но, как обычно бывает в подобных случаях, на лакомое кресло было сразу несколько кандидатов от различных влиятельных групп, и в том списке наш губернатор был отнюдь не первым. А жаль, для Игоря Анатольевича это был достойный выход из сложившейся ситуации, тем более что два его предшественника – Михальчук и Киселев – уходили с поста главы региона в никуда, что означает «двойку» по профессии.

Дальше орловское невезение только усугублялось. Во время посещения области полпредом президента в СЗФО Владимира Булавина Орлову пришлось краснеть за неисполнение Майских указов президента, в частности, по расселению ветхого жилья. Губернатор применил свой излюбленный, испытанный прием перевести стрелки на глав муниципалитетов. Потом в окружении полпреда открыто говорили, как надоел всем Орлов своими бесконечными жалобами вкупе с попытками устроить склоку на ровном месте. В итоге он заслужил обидное прозвище «хромая утка», а остающихся в Архангельске попросили «потерпеть его еще немного». Самый же громкий скандал федерального уровня с участием Орлова случился летом на Соловках. Приехавшая туда с комиссией вице-премьер российского правительства Ольга Голодец испытала настоящий шок от увиденного бардака в единственной на архипелаге средней школы, где даже не удосужились постирать занавески, хотя знали о высоком визите заранее. Вице-премьер назвала это вопиющей распущенностью и обещала доложить президенту и председателю правительства о неполном служебном соответствии главы региона.

Увы, но даже после такой эмоциональной встряски Орлов выводов не сделал, а увлеченно продолжал продавливать через Областное собрание закон об отмене прямых выборов глав муниципальных образований, рассчитывая таким образом навредить своему самому последовательному критику и оппоненту в лице мэра Архангельска. Что привело к целому движению за досрочную отставку губернатора, — по области периодически проходят митинги под соответствующими лозунгами. Ну, а последний скандал, когда депутаты областного собрания в срочном порядке принимали закон о повышении денежного содержания первым лицам региона на фоне финансового коллапса и нерегулируемого роста цен, дополнил последним штрихом портрет данного губернатора.

Эксперты сходятся во мнении, что Орлов досиживает в своем кресле последние месяцы, а новые губернаторские выборы, теперь прямые, пройдут уже без его участия, как произошло в соседнем Ненецком АО. Поговаривают, что под Орлова готовится место сенатора в «президентском пуле» Совфеда. Что ж, разлука будет без печали…

holoВладимир ХОЛОПОВ

Председатель ученого совета Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, профессор кафедры Государственного и муниципального управления Рязанского государственного радиотехнического университета (г.Рязань)

Показателен убедительный рост рейтинга губернатора Тверской области Андрея Шевелева. В последнее время в различных солидных рейтингах фигурировали низкие результаты оценки губернатора, и, сомневающихся в его скорой отставке, экспертов было достаточно. Но ситуацию, на наш взгляд, кардинально переломила встреча Андрея Шевелева с Президентом России в декабре 2014 года.

Данная встреча наглядно выявила несколько принципиальных моментов. Стало понятно, что отправлять в отставку Андрея Владимировича Президент не планирует. С губернаторами, не справляющимися со своими обязанностями, Путин предпочитает избегать подобных встреч. Встречу можно также интерпретировать,  как посыл местным элитам о том, что в текущих условиях нецелесообразно «раскачивать лодку», спекулируя на скорой отставке губернатора, и в реалиях сегодняшнего дня герой-десантник Шевелев — далеко не худшая кандидатура, способная удержать ситуацию в регионе в нормальном русле.

Стоит отметить, что распространение версии о грядущем назначении и.о. губернатора Тверской области Владимира Васильева представляется нам маловероятной, вне зависимости от желания некоторой части местной элиты. В настоящий момент Васильев — политик федерального уровня, вице-спикер и руководитель фракции «Единой России» в Думе, входящий в первый эшелон государственной власти, и переход его на региональный уровень в современных экономических реалиях можно было бы рассматривать как понижение.

Не менее важным видится то, что на встрече с Путиным были озвучены редкие для многих регионов в последнее время экономические результаты прошедшего года в Тверской области. Урожай зерновых вырос на 30%, в регионе заведены 80 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 155 миллиардов рублей. Можно сделать вывод о том, что команда регионального руководства подготовила «подушку безопасности» на кризисный период, и прогнозируемая вероятность острых социальных конфликтов в Тверской области не очень высока.

 

Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов)

4-фото-ТулеевАман ТУЛЕЕВ

Губернатор Кемеровской области

Сегодня составлять рейтинги стало не только новомодным явлением, но и полезным. В какой-то степени это ориентир. Да и люди привыкли к ним. Конечно, рейтинги – рейтингами, главное это дело. В реальности судят-то по делам.

Несмотря на все сложности и проблемы, в Кузбассе в 2014 году достигнуты успехи практически во всех отраслях промышленности,  а самое главное, мы немало сделали для улучшения жизни наших земляков.  Конечно же, как и все годы, успешно сработали шахтёры.  В 2014 году угольщики уже традиционно добыли более 200 миллионов тонн «чёрного золота».  Причем техника сегодня на наших угольных предприятиях – уникальная. По сути, Кузбасс – это полигон для отработки мировых суперсовременных угольных технологий.  В 2014  году на разрезе «Черниговец» мы ввели в эксплуатацию сверхмощный карьерный автосамосвал марки БелАЗ грузоподъёмностью 450 тонн, созданный специально для кузбасских горняков на Белорусском автозаводе. Одна эта махина может загрузить сразу 7 вагонов угля, она занесена в «Книгу рекордов Гиннесса», как самый большой самосвал на планете.

В металлургии наш самый главный прорыв – это выпуск 100-метровых рельсов мирового уровня, которые уже используются для строительства высокоскоростных магистралей в нашей стране.

Отлично потрудились энергетики, химики, нефтепереработчики, машиностроители, железнодорожники, все трудящиеся Кузбасса.

Несмотря на сложнейшие погодные условия, селяне  справились с главной стратегической задачей – собрали заветный миллион тонн зерна, полностью обеспечили Кузбасс картофелем и овощами. 

Весь 2014 год Кузбасс был гигантской строительной площадкой. Сегодня по объему введенного жилья наша область занимает второе место в Сибири. Благодаря нашим строителям 21,5 тыс.   кузбасских семей справили  новоселье. В том числе  1,8 тыс. семей переселили из ветхого и аварийного жилья, снесли более  600  бараков.

Мощный рывок сделали по детским садам. В этом году 30 территорий области уже полностью ликвидировали очередность для ребятишек в возрасте с 3-х до 7 лет. Теперь уже ставим задачу полностью обеспечить местами в садиках  малышей от полутора до трёх лет!

В сфере здравоохранения – практически каждую неделю открываем после ремонта и реконструкции, а также вводим новые отделения, поликлиники, амбулатории, оснащаем медучреждения  суперсовременным оборудованием.

В 2014 году мы построили, реконструировали и капитально отремонтировали 10 спортивных сооружений.  В рамках Года культуры отремонтировали 320 учреждений культуры и искусства. 

Самое главное, несмотря на экономические сложности, мы сохранили все основные меры социальной поддержки, все льготы для наших ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, детей, молодежи, многодетных и малообеспеченных семей. Это и кузбасские пенсии, и бесплатные продуктовые наборы, и бесплатный проезд, и бесплатные путевки в санатории и здравницы, и компенсации за услуги ЖКХ, и губернаторские стипендии, и многое, многое другое.

Впереди – дел немало. Уже сейчас понятно, что 2015 год будет непростой.  Нам необходимо развивать наши базовые отрасли экономики, осваивать новые виды производства, взять курс на импортозамещение, чтобы как можно меньше зависеть от колебаний мирового рынка, от политической конъюнктуры.

И, конечно, главное событие, которое нам предстоит отметить в 2015 году — это 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.  Мы приняли решение – объявить следующий год в Кузбассе – Годом ветеранов.

Уверен, всё у нас получится!