Тимченко Антон Геннадьевич

Политконсультант. Партнёр Консалтингового бюро Т&М. Член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

 

 

Комментарии эксперта:

31 октября, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2022)

Прошло чуть больше месяца с момента, когда Михаил Евраев избавился от приставки «и. о.», став губернатором Ярославской области. Очевидные цели нового главы региона на предстоящий год – окончательно выстроить в области управленческую вертикаль и сформировать комфортную для себя политическую конфигурацию.

С первым, публичным менеджментом, всё в стадии отладки. Например, амбициозный проект по благоустройству придомовых территорий «Наши дворы», завершение которого неоднократно анонсировалось на 1 октября, к моменту наступления заявленной даты был реализован чуть больше, чем наполовину. Также некоторую оторопь у административной системы области вызвала губернаторская инициатива провести «кадровую оптимизацию», сократив на треть региональный и муниципальный управленческий аппарат. Впрочем, учитывая административный опыт Михаила Евраева, в части публичного менеджмента он вполне способен выстроить работающую систему. Тем более, что сейчас очевидно: главные показатели эффективности губернаторов будут касаться работы региональных оперативных штабов, т. е. в обеспечении СВО-экономики и мобилизационной реальности.

Менее ясными представляются горизонты политические. В следующем году должны пройти выборы в Ярославскую областную думу, и даже если не брать во внимание общую социально-экономическую ситуацию и градус настроений, в этом направлении есть три потенциальных вызова для областного правительства.

Во-первых, следующий год – третий год федерального электорального цикла, который, как показывает статистика, как правило, является наиболее напряжённым для властной вертикали. Тем более, в Ярославской области с её своенравными местными элитами и богатой протестной традицией.

Во-вторых, выборы в областную думу – время для реванша «справедливороссов», которые шли навстречу Михаилу Евраеву, но своего сенатора от Ярославской области так и не получили (можно сколько угодно публично отрицать наличие договоренностей о «расторговке», но нарратив – налицо). А, как показали выборы в Госдуму, ярославские «справедливороссы» умеют вести кампании.

И, наконец, в-третьих – «подвешенная» история с Переславлем-Залесским, где после провала попытки сделать мэром Александра Тарасенкова, которого поддерживало правительство области, проведение конкурса решили отложить до следующего года, чтобы отбор кандидатур провёл уже новый состав гордумы после выборов 2023 года.

Безусловно, реальность меняется так стремительно, что прогнозировать тут что-то – дело абсолютно неблагодарное. Однако, если выборы всё же будут проходить, Михаилу Евраеву готовиться к ним нужно уже сейчас.

 

30 марта, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022)

После конституционных поправок 2020 года начался процесс переформатирования всей властной вертикали – муниципальная власть законодательно оформлена как звено единой системы публичной власти. Проявившийся до этого тренд на выхолащивание автономии местного самоуправления и его зависимости от региональной власти развивается вполне линейно. Он находит своё отражение, в частности, как в постепенном исчезновении типа «мэров», избираемых на прямых выборах, так и в контурах муниципальной власти, которые закрепляет законопроект о реформе местного самоуправления, пока «поставленный на паузу».

И если в обычных условиях такое «огосударствление» муниципальной власти вполне заслуженно критикуют, то в нынешней непростой ситуации, когда «на земле» основной груз управленческих и хозяйственных вызовов лёг на региональные власти, такая встроенность муниципалов в публично-властную вертикаль может способствовать реализации «мобилизационной управленческой модели», сведя к минимуму «разнотыки», местечковую «махновщину» и конфликты по линии «мэр-губернатор».

 

Ситуацию с мэром Ярославля можно назвать «подвешенной». Активно распространяемые слухи и прогнозы скорой отставки реальностью не стали. При этом, даже если ротация градоначальника планировалась, в нынешней ситуации, щедро одаривающей вызовами всю вертикаль власти, проводить её едва ли рационально. Шторм – не лучшее время для кадровых экспериментов. Тем более что с текущими задачами Владимир Волков справляется. Проводится ремонт дорог, обновление генплана и благоустройство города, сбор гуманитарной помощи для жителей ЛНР и ДНР, приём беженцев.

Однако важно учитывать, что «на земле» социально-экономические последствия текущего момента легли на плечи в первую очередь глав регионов. И то, насколько эффективно ярославский мэр встроится в эту работу в качестве низового звена публичной власти, а также итоги предстоящей избирательной кампании, судя по всему, и определят осенью его дальнейшую судьбу.

 

28 октября, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2021)

Начало осени отмечено для Дмитрия Миронова сразу двумя яркими событиями – неожиданный результат выборов в Госдуму (в обоих одномандатных округах региона победу одержали «справедливоросы») и назначение помощником Владимира Путина.

В том, что Дмитрий Миронов, – «человек президента», никакого секрета нет, именно на этом строилось его позиционирование в избирательной кампании. А слухи о том, что он уйдёт работать на федеральный уровень, активно обсуждались буквально сразу после вступления в должность.

Бывшего главу Ярославской области, безусловно, нельзя отнести ни к хозяйственникам, ни к технократам, он – классический силовик в хорошем смысле этого слова. Отсюда и особенности в управлении регионом. Задачи, требующие натиска и продавливающей воли, решались быстро, в «режиме спецоперации» (как, например, пресечение попытки объединить Волковский театр Ярославля с Александринским Санкт-Петербурга, или остановка строительства целлюлозно-бумажного комбината на берегу Рыбинского водохранилища). Однако рутинное управление областью, несмотря на успехи в благоустройстве территории, дорожном строительстве и привлечении инвестиций, Дмитрия Миронова заметно тяготило. Так что новая должность более органична для него, учитывая предшествующий карьерный путь.

Что касается итогов избирательной кампании, которые иные горячие головы успели назвать «провалом губернатора», то на деле всё несколько иначе. Недостижение целевого результата, при котором «единороссы» недосчитались в Госдуме двух одномандатников, – следствие ошибок избирательных штабов кандидатов. А вот то, что внутриполитический блок губернатора не стал ситуацию «ломать об колено», пытаясь сделать результат любой ценой, – очень дальновидно. Всё же легитимность федеральных выборов куда важнее единичных амбиций. Более того, в контексте волны негатива в адрес дистанционного электронного голосования (ДЭГ), вызванного московскими странностями подсчёта, избирательную систему Ярославской области можно указывать в качестве модельной. Мол, смотрите, в регионе тоже применялось ДЭГ, и при этом столичные аргументы о том, что этой технологией «админресурс крадёт победу», очевидно не работают.

У назначенного врио главы региона Михаила Евраева за плечами значительный управленческий и экспертный опыт. Он был заместителем главы Минцифры, замруководителя ФАС, разрабатывал и внедрял антикризисные городские программы, оптимизировал закупки и оцифровывал ЖКХ. Словом, экономическое развитие области и публичное администрирование едва ли вызовут у него сложности.

А вот решение политических задач потребует тщательной проработки: тут и выстраивание отношений со своенравными местными элитами, которые могут воспротивиться неизбежным реформам и кадровым решениям, и вопрос позиционирования (с одной стороны, «государев человек», с другой – ветеран партии «Яблоко»), и выстраивание отношений с депутатами Госдумы от области.

 

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

С одной стороны, в уходящем году мэром Ярославля Владимиром Волковым наработаны вполне конкретные политико-административные «активы». Мощное информационное присутствие и успешная модерация отраслевых конфликтов, яркое празднование 1010-летия Ярославля (в условиях пандемии – значимый фактор социального оптимизма), запуск движения после ремонта  Тутаевского шоссе,  активная поддержка бизнеса и туристических проектов, а также возобновление работы городского штаба волонтеров акции «Мы – вместе».

С другой стороны, есть и «пассивы». Задержание заместителя  Рината Бадаева, низкая явка горожан на общероссийское голосование по конституционным поправкам, после чего в отставку уходит первый зам Алла Кибец, срыв сроков открытия проезда по Добрынинскому путепроводу, жалобы горожан на скопившиеся за предыдущие годы коммунальные проблемы. И «вишенкой на торте» – призыв со стороны депутатов КПРФ отправить Владимира Волкова в отставку.

Впрочем, учитывая, что губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов вступился за Волкова, а «контрольный пакет» в муниципалитете – в руках его однопартийцев, политический «баланс» Ярославского мэра можно признать положительным.

 

Несмотря на уже ставшую традицией скоротечность «жизненного цикла»  смоленских градоначальников  и их частую смену, позиции Андрея Борисова довольно стабильны.

Помимо «сюрпризов» крайне непростого года и той системы координат, в которой приходится действовать абсолютно всем главам региональных административных центров (вспышка пандемии COVID-19, необходимость обеспечивать коечный фонд и работу медиков, ограничительные меры,  голосование по конституционным поправкам, благоустройство и развитие городской инфраструктуры), дополнительной точкой напряжения для смоленского мэра можно назвать избирательную кампанию по выборам городских депутатов, прошедшим 13 сентября.

Однако, несмотря на всю сложность уходящего года, Андрею Борисову в целом удается справиться с его вызовами, обновив при этом свою команду (назначены новые заместители по финансам и социальной сфере).

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Владимир Волков демонстрирует весьма уверенное присутствие в информационном поле. Причём, в неизбежных для любого активного города конфликтах мэр Ярославля подчеркнуто занимает роль арбитра (например, в ситуации «похоронной войны» между частными и городскими предприятиями ритуальных услуг, или при выступлении жителей против проекта межевания территории на Тверицкой набережной).

Вызванная пандемией переориентация на внутренний туризм открывает для Ярославля окно возможностей. Находясь недалеко от Москвы, обладая множеством исторических достопримечательностей и досуговой инфраструктурой, город вполне претендует на лидерство в сфере культурно-познавательного туризма.

Нельзя не отметить усилия Владимира Волкова, предпринимаемые в этом направлении: поддержка малого бизнеса – отмена платежей за размещение летних кафе, мероприятия по продвижению бренда территории (например, встреча с трэвел-блогерами), подготовка к празднованию 1010-летия Ярославля.

Однако, как для стратегического развития города, так и для обеспечения его нормальной повседневной жизни, необходимо также заниматься и «коммунальной прозой», а тут, несмотря на оперативное реагирование, регулярно случаются сбои. То в результате интенсивных дождей затопит улицы и даже подъезды домов из-за забитой мусором ливнëвки, то вызванные прорывом в трубах из-под асфальта бьют «гейзеры» из кипятка высотой в несколько этажей.

И здесь мэр Ярославля стоит перед необходимостью «перезагрузки» коммунальных служб, ведь решение именно таких хозяйственных вопросов и является основной задачей городской власти.

 

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Вхождение Смоленской области в период эпидемиологической турбулентности можно назвать шоковым. Регион всколыхнула серия резонансных инцидентов: новость о массовых заражениях Covid-19 постояльцев интернатов для престарелых области; вспышка коронавируса у тридцати медработников Рославльской ЦРБ; вспышка инфекции в областной психиатрической больнице. И как итог – попадание Смоленской области в лидеры по числу заражённых коронавирусом в ЦФО.

Усугубляли ситуацию скандалы, накрывшие Смоленщину: халатность должностных лиц регионального департамента здравоохранения, повлекшая перерасход бюджетных средств при закупке оборудования, обращение в суд с иском к областной администрации бывшего вице-губернатора по социальной политике Оксаны Лободы.

Несмотря на очевидно непростую ситуацию, Алексей Островский довольно энергично включился в процесс стабилизации эпидемиологической ситуации в регионе. Прежде всего, был принят ряд кадровых мер: лишились должностей глава соцзащиты, глава регионального здравоохранения, покинул свой пост главный санитарный врач по Смоленской области.

Были увеличены мощности лабораторий, проводящих тестирование и позволяющих выявлять болезнь на ранних стадиях, выявлено 8 точек очагового распространения заболевания в области, в пяти из которых очаг распространения инфекции удалось локализовать.

Эффективность работы по обеспечению необходимого числа коек в медучреждениях области и организации их работы отметил даже президент в ходе онлайн-совещания с участием Алексея Островского.

Также в регионе были приняты дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса (снижение налоговой ставки по УСН, предоставление отсрочки по платежам за аренду государственного и муниципального имущества, отсрочка по займам Фонда поддержки предпринимательства). Безусловно, для некоторых видов бизнеса такая поддержка не решит всех вопросов (например, у предприятий общепита в области обороты упали больше, чем на треть, но это не региональная история, общепит страдает по всей стране), однако тут принципиален сам подход региональной власти.

Примечательно, что губернатор Смоленской области, с одной стороны, не проявил поспешности в отмене режима повышенной готовности, с другой, в отличие от многих глав регионов, не стал отменять Парад Победы (с соблюдением мер предосторожности). Смысловую ценность и психологическую значимость мероприятия для Смоленщины сложно переоценить, особенно в столь непростой момент.

Впрочем, несмотря на довольно активные действия Алексея Островского по стабилизации ситуации в регионе, говорить о проявлении со стороны областной администрации «позитивного информационного доминирования» сложно. Несмотря на реальные действия по борьбе с последствиями пандемии, медийную повестку активно забивали информационные атаки на губернатора Смоленской области, «вбросы» о его скорейшей отставке и скандалы. Что, в общем-то, довольно ожидаемо, учитывая предстоящие этой осенью выборы.

До сентября Смоленской области предстоит пройти сразу через три значимые политические кампании – общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ, выборы губернатора и депутатов Смоленского городского Совета. Так что логику действий Алексея Островского и информационный фон в регионе в ближайшие три месяца будет определять электоральная повестка.

И несмотря на то, что оппонентов – «тяжеловесов» в губернаторской кампании Островскому ожидать не приходится, информационных атак и сложностей, связанных с эпидемиологической обстановкой, главе Смоленской области избежать не удастся. Это может усугубиться наложением на хозяйственные сложности в регионе прогнозируемого на осень «проседания» глобальной экономики.

И то, насколько эффективно Алексей Островский сможет справиться с этими вызовами, определит его политическую судьбу после сентября.