Старовойтов

Старовойтов Сергей Игоревич

Политолог, политтехнолог. Генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов»

 

 

Комментарии эксперта:

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Пандемия обнажила не только проблемы и слабости региональной политики, но и нанесла новые, ранее не известные штрихи к характеристикам местных управленцев. Особенно в этом смысле удалось выделиться выходцу из Сбербанка, губернатору Липецкой области Игорю Артамонову.

Глава региона наглядно продемонстрировал отрыв корпоративных практик от реальной ситуации управления в регионах.

Жёсткий стиль принят и одобряем практически во всех госкорпорациях и крупных компаниях, где, чем жёстче руководитель, тем спокойнее себя чувствуют подчиненные: им кажется, что таким образом они защищены от каких-либо потрясений в будущем. Но такой стиль совершенно не подходит для управления обществом. Принципы управленческих практик большого бизнеса, основная их идея: подчинить «персонал» любым жёстким решениям, с которыми можно только согласиться. Но в этом и заключается проблема. Одно дело – управлять сберкассой, прикрывая жёсткие решения в отношении подчинённых «friendly-маской», другое дело – управлять регионом.

Избранная (не важно, с помощью каких схем и механизмов) фигура, которую представляет собой российский губернатор, предполагает статус не столько корпоративного диктатора, но политика и дипломата. Надо понравиться людям, надо, проще говоря, «уметь выбирать выражения». 

Но липецкий губернатор почему-то решил использовать, в первую очередь, корпоративные практики, таким образом «самоизолировавшись» от обратной связи с народом. Поэтому для многих жителей, и даже для части экспертов стали шокирующим неприятным сюрпризом предложения губернатора – штрафовать ветеранов, оказавшихся в период режима самоизоляции в общественном транспорте, причём, в следующей риторике: «Составлять протокольчики на ветеранов». А ранее, в начале пандемии, интернет взорвали записи совещания Артамонова с подчинёнными, где губернатор в диалоге с мэром Липецка Евгенией Уваркиной предложил разгонять людей, «как клещей», с улиц дезинфицирующим туманом.  

Конечно, Артамонова сегодня удерживают, не в последнюю очередь, лоббистские возможности Германа Грефа, что само по себе нестабильно. Потому что губернатор, который висит исключительно на нитках лоббистских возможностей своих покровителей, вряд ли может эффективно реализовывать государственные задачи на территории своего региона.

И, в общем, всё это можно было бы назвать сатирической ситуацией, если бы речь не шла о людях, для которых работает глава региона, чьи заявления начисто лишены какой бы то ни было эмпатии.

 

Губернаторы вдруг оказались в ситуации крайне тяжелой. Я бы даже сказал, что никогда так массово российские губернаторы не оказывались в таком непростом положении. Потому что, по сути, федеральный центр поручил им заниматься проблемами, связанными с кризисом и борьбой с коронавирусной инфекцией. Более того, эта ответственность была президентом персонифицирована. Я не исключаю, что по итогам этой борьбы с коронавирусом, а рано или поздно какие-то итоги будут подведены, некоторое количество руководителей территорий свои места потеряют.

Губернаторы оказались между двух огней. С одной стороны, им необходимо решать макроэкономические и политические задачи (работать с инвесторами, поддерживать экономику региона, вести диалог с центром о выделении денег, решать проблемы, связанные с голосованием за поправки в Конституцию, или заниматься общефедеральными задачами – например, Парадом Победы), а с другой – контролировать массу фактически бытовых проблем.

От губернаторов потребовали максимальной включенности и открытости. А что значит сейчас – «открытость»? Это активное участие в жизни людей через социальные сети – Вконтакте или Инстаграм-аккаунты, через которые каждый гражданин может фактически достучаться до любого руководителя, который выполняет установки федерального центра.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что никогда в истории расстояние между властью и народом не было таким коротким в прямом смысле слова. Любой человек с улицы может, не выбирая выражений, обратиться к главе региона, и тот, в свою очередь, должен ему содержательно отвечать, потому что этого требует федеральный центр.

Всё это – коронавирусная эпидемия, следующие за этой волной проблемы с экономикой и тому подобные негативные факторы – погружают губернаторов в состояние сверхстресса, и даже удивительно, как им удаётся сохранять самообладание и психическое здоровье. А все мы наблюдаем их в этом невероятном стресс-тесте, который, надо понимать, пройдут не все из глав регионов, потому что именно им приходится разгребать последствия мировой напасти.

В этой ситуации можно сказать, что в самом губернаторском корпусе возникает некий «запрос на справедливость», может формироваться ощущение «жестокости судьбы», хотя реализовать или вербализировать его главы регионов не могут.

Происходит колоссальное тестирование всех региональных систем, в том числе и коммуникативных, политических систем, которые тесно связаны с креативной составляющей. Задачи, которые из федерального центра поступают, региональные администрации должны облечь в правильную упаковку, привязать федеральную установку к местным реалиям. Губернаторы справляются с новыми задачами по-разному. 

Понятно, что эффективные губернаторы из кризисной ситуации выход найдут и сумеют сформулировать аргументы для населения в пользу поправок к Конституции, не дожидаясь от Москвы отдельных указаний.

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

Костромской губернатор Ситников – голос потерянного поколения.

«Борьба с коррупцией хуже самой коррупции», – сказал губернатор Костромской области Сергей Ситников и мгновенно вошёл в Историю. Бывший учитель, комсомолец, журналист, бывший глава Роскомнадзора с трибуны сказал то, что другие губернаторы говорили только в очень узком кругу.

Говоря «хуже», он, конечно, имел в виду то, что борьба с коррупцией ведется однобоко и несправедливо. Хоть идёт уже десятилетие, но не имеет никаких системных результатов, является лишь иезуитским способом, с помощью которого силовая корпорация доминирует и наживается за счет чиновничьего сословия. По сути, Ситников сказал, что борьба с коррупцией в той форме, в которой она происходит сейчас в России, разрушительна для страны.

Ситников внезапно, сам того не желая, стал голосом своего поколения. Поколения потерянных губернаторов, разочарованных министров, всех испуганных больших и малых чиновников из Москвы, Костромы, Архангельска, Владивостока… Всех тех, кого, словно собак Павлова, вводят в состояние программируемого невроза. Всех тех, кого долгие годы клеймили в СМИ «коррупционерами» и отдавали на расправу кровожадным силовикам. 

Губернатор Ситников сказал это и уже пожалел. Его пресс-служба сейчас убеждает, что во всем виноваты журналисты, которые как всегда «всё не так передали». Но молчаливое чиновничье большинство с Ситниковым согласилось. Они, каждый день балансирующие между молотом федеральной власти и наковальней народного гнева, тоже испытывают чувство несправедливости. 

Хотя, надо признать, российские чиновники с большим пониманием относятся к тому, что Путин отдал их на заклание силовикам, позволил резать их как овец – на выбор, пожирнее. Что поделаешь, в волчий монастырь со своим уставом не лезут. Терпят, родимые. Верят, что когда-нибудь фортуна провернёт колесо, и снова партия станет главнее КГБ. Вот тогда отольются их слёзы, окупятся их ночные страхи.

А пока пересылают в secret-чатах друг другу выступление коллеги Ситникова, молча кивают, показывают замам, вздыхают…

Если бы у Ситникова было больше безумства и отваги, он бы стал новым Борисом Ельциным, повторил бы успех знаменитого выступления Ельцина на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1987 году… Губернаторы его бы поддержали.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Традиционно, как и любой другой год, 2019-й был для губернаторов очень нервным. Потому что губернаторы, с одной стороны, живут в условиях достаточно сложной социально-политической ситуации снизу и постоянно меняющихся и всё возрастающих запросов сверху. На народном языке это называется «между молотом и наковальней». Это и определяет контекст деятельности любого главы региона.

Несколько изменилась риторика в отношении классификации самих губернаторов! Власть отказалась от понятия «технократ», потому что «технократические» компетенции и так формируют базу необходимых умений любого губернатора. Да и вообще разделение на «техно — не техно» или «старый — новый» само по себе закладывает незримые конфликты внутри губернаторского корпуса. Но линия водораздела все-таки проходит по границе «опытный — не опытный», «справляется — не справляется». Так, одну из последних отставок – иркутского губернатора Левченко сам президент объяснил тем, что у данного руководителя недостаточно специфических знаний для управления Иркутской областью, которая находится в ситуации техногенного давления. Поэтому надо назначать губернатором человека со специфическими знаниями. На мой взгляд, это интересный нюанс, который ещё предстоит осмыслить, потому что впервые на регион назначен губернатор узкоспециализированный, не считая подобной схемы по силовой линии – с похожими мотивами силовика Владимира Васильева назначили руководить Дагестаном, где возникли проблемы с правопорядком. Но там это не было публичным объяснением, да ещё и от президента, а лишь подразумевалось.

В целом это новая интересная практика, которая говорит, что глава региона должен демонстрировать узкоспециализированные навыки, необходимые для управления этой конкретной  территорией.

Уходящий год также прошёл под знаком реализации национальных проектов, где каждый губернатор должен был доказывать свою эффективность, ведь нацпроекты – это инструмент по привлечению денег на территорию. Те губернаторы, которые не справились, расписались в неумении работать с федеральными средствами. 

В 2019 году, как никогда раньше, губернаторы публично отвечали за высокие показатели на выборах. Тут отличились Владимир Владимиров (Ставропольский край) и Александр Осипов (Забайкальский край). Их штабы активно и подробно объясняли, благодаря чему кандидаты смогли показать высокий электоральный результат. Очевидно, это связано с запросом на «справедливость и правду»: мало победить, надо ещё доказать, что победа была честной. 

Кроме того, стремительно меняющийся мир заставляет губернаторов наращивать все новые и новые навыки. Ещё вчера им не особо нужны были в команде специалисты по социальным медиа, а сегодня без них не обойтись, как не обойтись без новых социологов, которые в онлайн-режиме понимают, что происходит. Особенно приятный момент в этом – то, что здесь не обойтись без экспертов – лидеров мнений. Потому что возник мощнейший запрос на интерпретацию происходящего. Людям уже недостаточно узнать о решениях, принятых властью, от инициаторов этих новостей или из телепрограмм. Им нужно объяснение из уст того, кому они доверяют и кого считают компетентным в этом вопросе. Запрос на интерпретацию весь год сопровождал политическую деятельность глав регионов. Избирателям нужно объяснение «что хорошо, а что плохо».

Весьма неожиданные результаты показывает участие губернаторов в социальных сетях. Главы некоторых регионов предстали перед избирателями в совершенно непривычном, а некоторые при этом в новом симпатичном образе – как, например, глава Камчатского края Владимир Илюхин, который достаточно искренне делится мнением о проблемах, которые он решает, в своём блоге и обсуждает их с подписчиками.

Думаю, все перечисленные тренды только начинают развиваться и станут мейнстримом 2020 года.  А вообще, каждый новый год показывает: для того, чтобы быть успешным губернатором в России, «надо бежать изо всех ног».

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Самая яркая тема этого года, связанная с губернаторами – выборы. Под знаком губернаторских кампаний прошёл практически весь год, начиная с отставок, текущих выборов и незапланированных повторных избирательных историй, как в Приморье.

Стоит отметить так называемое изменение политической реальности, связанное с неожиданными результатами выборов глав сразу четырех регионов – Владимирской области, Республики Хакасия, Хабаровского края и Приморья. Незапланированный итог связан с трансформацией сознания местных элит, политических партий и понимания того, что авторитет и рейтинг президента России напрямую не переходит его назначенцам.

Оказалось, что провал кандидатов, поддержанных федеральной властью, отнюдь не означает падение рейтинга главы государства, как ошибочно это воспринимает часть аудитории. Рейтинг президента остаётся беспрецедентно высоким, а вот в рейтинг креатур он не укладывается: избиратели начали отделять президента и тех, кто выдвигается при его одобрении.

Вторая региональная тенденция года связана с неудачным пенсионным маневром федерального центра, за который напрямую ответила партия власти, с которой так или иначе связано большинство глав российских субъектов. Единая Россия существенно потеряла в рейтингах –  разочаровав непопулярным решением часть избирателей, буквально омрачив образ их будущего. Идеология партии оказалась подточена, а мобилизационных ресурсов не оказалось – поэтому в некоторых регионах возникли проблемы с поддержкой региональных властей на уровне региональных парламентов.

Третий важный момент – нарастание милитаристской риторики, ощущение общей нестабильности, рост цен на топливо и тарифы ЖКХ – то есть ситуация постоянной политической турбулентности и ухудшения экономических условий для жителей подавляющего числа регионов РФ. Все большее число губернаторов столкнулось с проблемой внутренней миграции, люди стремятся уехать в более благополучные регионы – Москву, Санкт-Петербург. Главам регионов предстоит бороться с этим вызовом.

При всех названных трудностях, региональные руководящие команды попали под серьезный правоохранительный прессинг. Уходящий год был богат на аресты и уголовные дела против чиновников высшего звена российских субъектов. Фактически был открыт сезон охоты на региональных чиновников. При этом уголовные дела заводились, например, за факт формирования избирательных фондов вице-губернаторами, понятно для какой партии и под какие задачи. И, тем не менее, они были наказаны. Конечно, такая межведомственная «война», с одной стороны, пристальное внимание и критика того же  ОНФ, с другой, лишает мотивации: чиновникам нечем ответить силовикам.

Под вопросом оказалась и сама ещё довольно свежая идея реформаторства технократии. На наших глазах разворачивается дискуссия об оправданности технократичного подхода к управлению территориями. Не потому что люди неопытные приходят к власти, а потому что приезд «варяга-технократа» в регион зачастую лишает местные элиты всех социальных лифтов. Пока это приводит к ропоту недовольства на уровне Заксобраний и Горсоветов, в то время как губернаторы апеллируют к поддержке первого лица государства, которое они представляют на территории. Слишком частая спекуляция именем президента уже не убеждает региональные элиты, которые мобилизуют свои возможности для противостояния диктату «пришельцев» и организации влияния на политические процессы.

Все эти тенденции, думаю, в будущем году получат своё продолжение. Губернаторам придётся искать свой путь в условиях реформы политического управления регионами и в новых экономических условиях, отвечать на старые и принимать новые вызовы времени.  

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Отношение жителей региона к врио губернатора Новосибирской области Андрею Травникову можно охарактеризовать как настороженно-внимательное. С одной стороны, то, как ему удалось в короткое время нейтрализовать достаточно сильный политический союз мэра-коммуниста Анатолия Локтя и экс-губернатора Виктора Толоконского, стало наглядной демонстрацией имеющихся у бывшего вологодского мэра рычагов влияния, наличие которых вызывало сомнения, в том числе и у экспертного сообщества.

Отмечу также, что за последние два месяца в регионе побывали вице-премьеры Виталий Мутко, Юрий Борисов и Михаил Акимов. Глава Минспорта Павел Колобков, министр транспорта Евгений Дитрих, а также председатель СПЧ при президенте России Михаил Федотов и президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк.

Визиты и членов кабмина, и ряда других влиятельных в российском обществе персон, безусловно, работают на усиление политического веса нового главы региона.

Кроме этого в августе стало известно, что Новосибирская область получит дополнительно 500 млн рублей на ремонт социальных объектов: просьба Травникова, озвученная на июльской встрече с Путинным, была президентом услышана и поддержана.

К тому же в ближайшей перспективе новому главе региона крайне необходимо начать реализовывать проекты, о федеральной поддержке и финансировании которых было публично объявлено в последние месяцы (строительство транспортной инфраструктуры, Ледового дворца, Центра ядерной медицины и другие). В противном случае по окончании пятилетнего срока ему будет просто не с чем идти на новые выборы, а ресурс президентской поддержки к тому моменту уже будет исчерпан.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

На политическую жизнь России сегодня явно воздействуют три взаимосвязанные тенденции.

Во-первых, — это очевидный экономический спад. Проблемы с национальной валютой, с ценами на нефть отражаются на региональных бюджетах: замедляется экономика, падают доходы, в том числе и региональных бюджетов. Соответственно в регионах замирают многие социально-экономические программы, в ряде областей сокращаются дотационные программы, причем по всем статьям и во всех сферах. Главы регионов оказались перед острой проблемой: им необходимо поддерживать социальную стабильность и одновременно сокращать бюджетные расходы.

Рост коммунальных тарифов, цен на товары и услуги формирует новые категории социально-незащищенных граждан, формирует  так называемую «парадоксальную бедность» — социологи относят к их числу тех, кто имеет постоянную работу, но не может обеспечить себя и свою семью.

Итак, где брать деньги главы регионов не знают. Связанные с привлечением инвесторов инициативы, в ряде регионов замерли. Инвесторов ситуация нестабильного рынка и туманных перспектив не привлекает.

А если в бюджетах нет денег, то отсюда следует вторая тенденция – вероятность роста протестных настроений. Работники бюджетной сферы — опора партии власти — в абсолютном большинстве регионов России, уже успели забыть, что такое задержка заработной платы. И если сейчас такая ситуация вернется, то она может повлиять, если не на прямые протесты, я имею в виду выход людей на улицы, то, по крайней мере, на уровень поддержки оппозиционных партий. Оппозиция при таком сценарии получает дополнительные козыри и набирает политические баллы. Особенно в преддверии выборов. В следующем году пройдут выборы в областные парламенты 38 регионов и выборы в Государственную Думу, которые также состоятся осенью следующего года. А там не за горами и президентская кампания. Поэтому губернаторы ответственны не только за экономическую ситуацию в регионе, но и за социально-политическую стабильность и за выборные результаты.

Третья тенденция: необходимость налаживать общественный диалог со всеми политически активными силами. Это и парламентская оппозиция, и внепарламентские партии. Это и общественники активные, начиная с блогеров и представителей разного рода гражданских комитетов, общественных организаций и структур, которые являются лидерами общественного мнения. Все, кто это самое общественное мнение  формирует. Задача региональных лидеров — наладить контакт и диалог. Как выразился экс-начальник управления внутренней политики президента, а теперь член Совета Федерации Олег Морозов на одном из совещаний с губернаторами, лучше вести диалог с людьми в кабинетах, нежели под окнами администрации в митингующей толпе.

Вот три основные тенденции, на которые я бы обратил внимание в первую очередь. Они все связаны одна с другой и самым прямым образом позволяют оценить эффективность главы региона на своем посту и его роль в деле социально-экономической и политической стабильности в стране.

 

Октябрь 20, 2015| Регионы России: Рейтинг мэров

С точки зрения социально-экономической город Омск переживает сегодня не лучшие времена.

Мэр Вячеслав Двораковский себя не проявляет, хотя и получает немалую долю «стандартной» критики за состояние дорог и коммунального хозяйства. Это те сферы ответственности любого городского главы, которые видны большинству граждан, избирателей, невооруженным взглядом. Поэтому вся критика мэра сосредоточена в этих сегментах. Однако положение дел не меняется.

Что касается политического веса: мэр также имеет недостаточно прочные позиции. Известно о нарастающем недовольстве губернатора: градоначальник недостаточно «закрывает» позиции по городу, и, значит, не избавляет губернатора от тех проблем, которые мог бы по идее решать.

Экспертное сообщество перестало рассматривать мэра как политического «актора» нынешней политики. Можно сказать, что он самоустранился. Его не видно ни на политическом, не на хозяйственном фланге. И иначе его в регионе, пожалуй, никто не оценивает. Явных заслуг и достижений нет. 

То, что его, условно говоря, «спасает» – это именно отсутствие в городе острых проблем. Дороги же – это проблема привычная, вялотекущая десятилетиями, поэтому не воспринимается населением остро.

Выборные кампании проходят без его участия и никак не влияют ни на перспективы мэра, ни на его положение. Наверное, если говорить о зоне ответственности мэра, надо рассматривать 2017 год, когда будут переизбирать Городской совет.

Перспектив как у градоначальника, на мой взгляд, у Двораковского нет. По моим оценкам, он и сам не хочет продолжать занимать пост мэра. Однако и уходить раньше срока он не собирается: досрочно складывать полномочия он не готов. При этом бороться за пост мэра после окончания своих полномочий вряд ли он станет.