smirnovСмирнов Роман Геннадьевич

Кандидат политических наук, адвокат, политический юрист, руководитель практики правового сопровождения избирательных кампаний и взаимодействия с органами государственной власти/местного самоуправления. Президент Ассоциации политических юристов, учредитель Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), член Комитета по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), член Избирательной ассоциации политтехнологов (ИЗБАСС) (г. Москва)

 

Комментарии эксперта:

28 сентября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2023)

Меня удивляют попытки, которые всё ещё предпринимаются в разных городах, чтобы вернуть прямые выборы мэра, и проводить референдумы. С такими инициативами выступали партии «Яблоко» и «Новые люди».

При большом влиянии, которое имеют региональные власти на городские практически повсеместно, мы видим случаи, когда муниципалитетам всё же удаётся отстоять свои интересы. Но это не отменяет того факта, что система, которая охватила регионы, служит формированию единой вертикали власти. Теперь выборы – под контролем региональных избирательных комиссий и, если смотреть выше, — под контролем ЦИК.

Другая тенденция — мэры и депутаты городской думы участвуют в федеральной повестке: обсуждают внешнеполитические факторы и поддержку СВО. И в это же время экономические сложности почувствовали на себе рядовые граждане. С ними у власти ещё осталось общение как раз на уровне муниципалитетов.

Муниципальная власть общается с горожанами в школах и детских садах, которые сейчас часто превращают в большие образовательные конгломераты. У многих родителей есть много вопросов к подобным мерам. Но из-за развития повальной цифровизации обратная коммуникация страдает.

С одной стороны, такие проекты, как московский «Добродел», удобны. Но с другой — лишают возможности граждан напрямую обратиться к главе города. В дело вступает модерация, и человек не всегда уверен, что его жалоба или претензия будет вообще рассмотрена.

Таким образом, власть теряет навыки общения с людьми и не понимает, чем они живут. Особенно, если мэр ездит в служебной машине в режиме 24/7 и отчитывается не перед жителями города, а перед главой региона.

Получается, что люди видят муниципальные власти только на выборах. В предвыборное время строятся детские площадки и решаются другие городские проблемы. Но потом эта динамичная деятельность сходит на нет.

Конечно, люди продолжают напрямую обращаться к главам там, где есть такая возможность. Когда отказывают, пишут в региональные органы. Хотя, как часто случается, с областного уровня жалобы перенаправляются в муниципалитеты. И виновник случившегося пытается разрулить то, что он же и сделал, имитируя бурную деятельность.
Когда власть мыслит категориями огромных округов, нет дела до проблем отдельного двора. Последствия отдаления властей от народа мы увидим через пять-десять лет. Проблемы, которые могут возникнуть, пока трудно предсказать. К сожалению, прогнозные возможности сейчас ниже, чем были 10-20 лет назад.

 

Сейчас в Екатеринбурге делают выводы о результатах выборов, которые прошли в Единый день голосования. Такие противостояния, как раньше, в столице Урала уже не случаются: из-за изменений Конституции и негласной кулуарной политики.

Как и в других городах, в Екатеринбурге мы видим преобладающее влияние главы региона. Существуют группы интересов, как и при любой власти, но на фигуру мэра они не влияют. Он плотно встроен во властную вертикаль. Если конфликты и происходят, то в закрытом формате. Обладающий небольшими бюджетами мэр вынужден договариваться. Предприятия, ВПК и другие структуры тоже уходят на областной и федеральный уровень. Мэру остаётся «социалка».

Сейчас у Алексея Орлова сложная задача — балансировать между региональной властью и политическими партиями, которые могут высказывать свою позицию достаточно критично.

Стоит учесть, что здесь всегда было много образованных людей — в городе есть прекрасные вузы, много студентов. Поэтому контролировать процессы и находить консенсус городским властям сложнее. Город был и остаётся очень политическим. Многие процессы, которые возникают в Екатеринбурге, потом могут проявиться в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. И за этим интересно наблюдать.

 

29 сентября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2021)

По прошествии года после принятия поправок в Конституцию РФ, которыми вводилось понятие публичной власти, можно констатировать: радикальных изменений в статусе мэров не произошло. Минувший электоральный цикл-2021 данный факт ещё раз это продемонстрировал.

Реализуя свои полномочия по двум основным направлениям — подготовке и организации выборов и ведя, под чутким контролем, губернаторов городское хозяйство, о самостоятельной позиции мэрам можно только мечтать.

Яркий пример – Сардана Авксентьева в Якутске, которая передала свой пост представителям другой партии — Единой России, продемонстрировав полную интеграцию в структуру нашего политического ландшафта.

Но есть несколько интересных аспектов.

Первое, это участие мэров в возможных политических противостояниях. Градоначальники, нередко, пользуясь административным ресурсом, всячески продвигают своих ставленников в законодательные собрания и иные органы власти, чтобы посредством такого инструмента оказывать влияние на региональную политику.

Например, в противостоянии с региональной властью, или в иных внутриэлитных противостояниях. Недавний опрос комитета по политическим технологиям РАСО показал, что элитные договорённости во время выборов продолжают играть более важную роль, чем инструменты агитации, которые остаются лишь вспомогательным техническим механизмом. По этой причине невстроенность в элитные договорённости грозит мэру большими проблемами, в том числе с участием силовых структур. Сейчас, конечно, случаи показательных арестов градоначальников достаточно редки.

Однако, говорить о серьёзном системообразующем и судьбоопределяющем влиянии мэров на политику регионов, или хотя бы города, пока не приходится, так как эта должность, за редким исключением, перестала носить самостоятельное значение не только по хозяйственным, но и по политическим вопросам.

Часть мэров все-таки надеются, что их кресло может стать трамплином для повышения по карьерной лестнице, например по той же законодательной вертикали, где самая вожделенная цель – мандат Государственной Думы. И такие примеры есть, когда и муниципальные депутаты, и мэры начинают двигаться выше. Но, большинство мэров, на мой взгляд, воспринимают свою должность весьма специфично – как некую синекуру.

Чаще всего мэры всех крупных городов и столиц регионов играют системообразующую и передаточную от региональной власти функцию. Проблема невосприятия мэра как самостоятельной фигуры приводит к проецированию проблем избирателей на регион и далее на уровень федеральный. Это наглядно показала ковидная история.

На мой взгляд, важно понимать необходимость признания за градоначальниками большей самостоятельности, в том числе, подкреплённой финансовой свободой действий.

Нужно способствовать конкурентным, прямым и прозрачным избирательным кампаниям за пост мэра: в них нарабатывается опыт публичной политики. Для региональной и федеральной власти конкуренция идей и команд полезна, так как именно она дает возможность присмотреться к потенциальным перспективным «игрокам» и оценить их способности.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Передислокация губернатора НАО Александра Цыбульского на руководство Архангельской областью, конечно, озадачила местное сообщество. За три прошедших года молодой губернатор с федеральным опытом успел понравиться местным, на него возлагали большие надежды. Но назначение Александра Витальевича врио губернатора Архангельской области логично вписывается в современную парадигму: он принадлежит к когорте успешных молодых технократов, не чужд ситуации в Архангельском регионе, а отставка бывшего архангельского руководителя Орлова давно ожидалась.

Пост Цыбульского занял Юрий Бездудный, не какой-то посторонний, случайный человек, а соратник, поэтому резких изменений ни в органах власти, ни в целом в Ненецком АО ожидать не стоит: система продолжает работать. Абсолютно точно, что два региона будут плотно взаимодействовать. Но вопрос объединения с НАО сейчас, на мой взгляд, не актуален. Есть более актуальные вопросы повестки дня, главный из которых – борьба c коронавирусом. Но и других проблем никто не отменял.

Александр Витальевич на протяжении своей карьеры, в том числе и в качестве главы НАО, проявил конструктивные способности при решении различных проблем. Цыбульский разморозил ряд важных проектов в НАО, реализовал проект дороги на Усинский, провёл оптоволоконный кабель для населения; имеет выходы и практику работы на федеральном уровне; поддерживает хорошие связи с полпредством. Все эти достоинства должны придать дополнительные возможности вверенному ему региону.

Архангельская область – хорошая площадка для движения дальше. Конечно, область не в идеальном состоянии, отягощена историей с Шиесом и другими экологическими напряженностями. Если в НАО большинство населения представлено бюджетниками (по большей части, это малонаселённая территория), то Архангельский регион существенно в этой части отличается и вообще имеет палитру специфических факторов. Здесь находится много предприятий – и Целлюлозно-бумажный комбинат, и Севмаш. Своими особенностями наделён туристического кластер региона с его легендарными Соловками. Достаточно динамично происходят здесь выборы в местный городской и областной парламент: активная оппозиция и весомая доля протестного электората подразумевают умение слушать и работать с разными группами общества. В общем, в Архангельской области много возможностей, но и много подводных камней.

Надо понимать, что Александр Витальевич был назначен фактически кризисным менеджером с полномочиями врио, что оставляет его статус подвешенным (неизвестно, когда в свете нынешних реалий состоятся выборы губернатора). Но если рассматривать перспективы Цыбульского с позиции политических элит и в рамках имеющегося у него опыта, можно предположить, что он способен справиться с регионом и, скорее всего, примет участие в губернаторской кампании в качестве фаворита. Но прежде ему придется оптимизировать команду (а Цыбульский – человек осторожный и никогда не стремится выметать старые кадры) и начать чётко действовать в непростой эпидемиологической ситуации, которую переживает сегодня весь мир.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

Сегодня мы наблюдаем ряд фундаментальных изменений, происходящих в стране. В первую очередь, это изменения правового поля и политической системы в целом. Это фиксация в Конституции уже фактически складывающегося уклада, оговаривающая общность всей власти в стране, где подчеркивается, что власть в России – единая.

В системе властной вертикали планируются радикальные перемены в структуре муниципального управления. По сути дела должно произойти упорядочивание уже сложившейся системы взаимоотношений органов местного самоуправления, включая исполнительную и представительную власть, с региональной и федеральной властью.

Самые главные изменения, которые должны укрепить и повысить статус муниципальной власти, – увеличение объёмов полномочий в плане возможностей по составлению бюджета, пополнению доходной части бюджета органами местного самоуправления. Эти изменения, с точки зрения большей финансовой свободы, де-юре фактически меняют систему публичной власти, закрепляют за муниципалитетами реальный статус нижних этажей власти.

При этом муниципальному этажу важно помнить о необходимости говорить с людьми. Также важно создавать условия для политического диалога – муниципальная ступень уже доказала, что может быть хорошей школой для выращивания кадров более высокого уровня. Уже достаточно примеров, когда мэры доказали свою состоятельность, адекватность и вышли на новые уровни с багажом управления пусть и небольшими, но территориями, с умением договариваться с элитами, развиваясь с низового уровня. Сейчас таких возможностей станет больше.

Надо активизировать работу Ассоциаций муниципальных образований, чья деятельность сегодня сильно бы пригодилась в свете прогнозируемых негативных для экономики последствий эпидемии коронавируса, которая ударит по принятым решениям. Таких площадок для диалога и реализации идей почти не осталось, а есть чисто формальные собрания с декларативным итогом. Между тем, обсуждение поправок в Конституцию, с точки зрения организации местного самоуправления, очень важно. С точки зрения участия мэров: важна максимальная вовлечённость в дискуссию в качестве коммуникаторов – информирование граждан, разъяснение им сути принимаемых поправок и дискуссия в более широком формате – как с людьми, так и с верхними этажами власти.

 

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Глава Ненецкого автономного округа Александр Витальевич Цыбульский, с момента избрания демонстрирует стабильную и эффективную работу. Часто некоторые эксперты относят его к категории так называемых «молодых технократов», но, на мой взгляд, стоит сделать одну небольшую оговорку.  Цыбульский не сделал тех ошибок, которые многие, рассуждающие о новом типе губернаторов, относят к типичным для «молодых технократов». Надо понимать специфику региона: НАО  — субъект северный, труднодоступный, население его малочисленно, здесь реализуются много  программ  федеральной значимости, например по вопросам развития Арктики. В этом контексте Цыбульский занимает очень конструктивную позицию: он очень активно лоббирует интересы региона на федеральном уровне и, на мой взгляд, это даёт свои результаты. В то же время, глава НАО достаточно хорошо справляется с вопросами, о которых многие губернаторы часто, вообще, забывают: достижение договоренностей с элитами, выстраивание более-менее комфортной внутриполитической обстановки. Несмотря на то что со стороны, например, местного отделения КПРФ ставятся достаточно остро многие вопросы, большинство из них решается в рабочем порядке в окружном собрании депутатов, исполнительной властью,  удается наладить системную работу в регионе.

Особо хочется отметить работу властей в единый день голосования 8 сентября, когда шли выборы в Городской совет. Несмотря на желание «оседлать протестную волну», которую попытались поднять коммунисты, все прошло в рамках закона. Это показали и результаты предыдущих выборов в окружное собрание депутатов – они были достаточно позитивны для Единой России (на фоне общероссийских выборов это было особенно заметно). Это связано с тем, что в регионе достаточное количество бюджетников, которые осознают важность работы власти, межрегиональных взаимоотношений (здесь, в частности, с Архангельской областью), понимают, что это работа не одного дня.

Отдельно хотелось бы отметить конструктивное сотрудничества исполнительной власти НАО и прокуратуры, занимающей здесь адекватную и активную позицию, чем может похвастаться не каждый регион. Надо отметить и нормальную обратную связь местного населения по бытовым и медицинским вопросам с представителями исполнительной власти, что очень важно.

Приоритеты деятельности главы НАО четко прослеживаются – это социальная защита населения, развитие местной авиабазы, повышение доступности региона, развитие экономики —  то, что необходимо первостепенно для жизнедеятельности и развития региона.

В целом, учитывая суровый климат региона, взаимосвязанную работу парламента НАО и с парламентом Архангельской области, НАО самостоятельно заявляет о своей позиции в федеральных органах власти и на различных мероприятиях, глава АО работает очень системно и адекватно.

——————-

Республика Хакассия, при всех имеющихся сложностях, пережила целый год и зиму с новой губернатором от КПРФ Валентином Коноваловым, что уже, само по себе, позитивно.  Хотя, многие проблемы ещё только предстоит решить. Политическую обстановку в команде губернатора осложнил неожиданный переход соратника Коновалова, главы его администрации —  Богдана Павленко в ульяновский Димитровград на должность мэра. Подобного рода уходы членов команды однозначно не позитивны и говорят о том, что не все в этой команде слажено.

Важным маркером успешности внутренней политики могут стать итоги выборов нового мэра Абакана. К сожалению, мы знаем —  трагически погиб градоначальник столицы Хакасии  Николай Булакин, которого многие уважали за огромный опыт, знания, политический вес. Новые выборы назначены. И их исход покажет, насколько Коновалов конструктивен и готов выстраивать систему власти, добиваться результата. Абакан – это одна из важнейших точек, как на территории Хакасии, так и России. И мэр Абакана – это лицо не только регионального, но и в какой-то мере федерального масштаба. По всей России не так много городов, где градоначальника избирают прямым голосованием. Это будут очень показательные выборы, на основании которых будут сделаны выводы в самых высоких инстанциях.

И даже если мэр будет выбран Коновалову в противовес,  а Единая Россия, на местном уровне, выступает, в известном понимании, как оппозиция. Не исключено, что её кампания будет построена на критике губернатора. А результаты единого дня голосования, в том числе и на муниципальных выборах показывают, что ЕР продолжает побеждать в Республике, несмотря на то, что глава региона — коммунист. Партия не пропала, партия анализирует свою деятельность корректирует работу. Но такая нетривиальная ситуация дает возможность проявить себя не только партии власти, но и губернатору, представляющему другую политическую партию.

Убежден, что сама кампания, то, как она пройдет, окажет большое влияние и на статус, и на позиции Коновалова. И в случае выигрыша оппозиционного мэра наблюдатели будут оценивать умение губернатора выстраивать отношения с акторами других политических убеждений. Ведь первичная задача – это выстроить вертикаль власти в рамках региона. Пока не все получается даже на муниципальном уровне, где руководят главы, часто представляющие ЕР. И каждый шаг Коновалова, каждый новый год, выборный виток – это, в общем-то, экзамен. За каждым его шагом следит огромное количество наблюдателей, подмечая все его ошибки. И, если ему удастся выбрать оптимальную стратегию диалога, взаимоотношений, в том числе с крупными налогоплательщиками региона, отношение к населению и удержаться на гребне протестной волны — это повлияет не только на его статус во власти, но и на его положение в КПРФ.  Пока наблюдатели отмечают некоторое недоверие к Коновалову со стороны элит, на которое влияет  и «невстроенность» Коновалова в вертикаль власти, хаотичность действий с подбором команды и т. п. Нахождение консенсуса с элитами – один из важнейший вопросов ближайшего времени для Коновалова, как и зимний сезон, который уже на носу.

Некие позитивные моменты также стоит отметить: положительно воспринимается готовность Коновалова быть «ближе к народу»  — летать эконом-классом. Но важно, чтобы это не перешло в имитацию, в чистой воды «пиар». Потому что имидж — имиджем, но в регионе очень много работы и проблем: промышленность, фактическое банкротство республики – при новом губернаторе еще не так радикально заметны после интенсивного переходного периода под управлением Михаила Развожаева, который успел очень многое сделать для региона. Насколько долго удастся Коновалову продлить «медовый месяц» адекватного отношения населения к себе – тоже большой вопрос. Далеко не все позитивно оценивают его партийную принадлежность в контексте отдаленности от вертикали власти  — и как следствие возможных рисков остаться без необходимой федеральной поддержки. Поэтому первоочередными задачами Коновалова сейчас должно стать выстраивание в рамках региона экономико-центричной политики: поднимать регион с колен, выходить из зоны банкротства, укреплять социальную часть, чтобы окончательно не растерять доверие людей.  

 

Апрель 29, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2019)

В Ненецком автономном округе мы наблюдаем достаточно стабильную ситуацию. Это один из регионов, который, несмотря на свою небольшую площадь и народонаселение, при этом специфическую географию — достаточно хорошо развивается. Губернатор НАО Александр Цыбульский показывает хорошие результаты: нет однозначных провалов, как с точки зрения пиар-сопровождения его деятельности, так и с точки зрения внутренней работы. Конструктивно выстраиваются отношения с газовиками, крупными нефтяниками, которые являются, в том числе, партнерами региона. С Архангельской областью налажено добрососедское партнёрство в рамках арктических программ. В регионе уделяется внимание коммунальным проблемам, запущены сразу несколько программ по строительству нового жилья.

В целом, внутриполитическая ситуация в регионе стабильная – это показали результаты выборов в Законодательное собрание. Внутриполитические проблемы, если и возникают, носят локальный характер. Например, некоторое недовольство результатами выборов части оппозиционных партий, которые рассчитывали получить определенные «бонусы» от пенсионной реформы и негатива в отношении Единой России. Несмотря на это, достаточно грамотно и адекватно выстроена была позиция ЕР в регионе, максимально учтены точки зрения и чаяния людей, ведется работа с коренными малочисленными народами, жителям региона предоставляются необходимые льготы, в частности, компенсации перелётов на отдых. Планируется создание своей объединенной межрегиональной авиакомпании «Арктика». Это однозначно позитивные события для региона и его руководителя, несмотря на то, что реализация этих планов зависит от бюджетных дотаций. Но надо понимать, что практически весь НАО – это округ, где авиаперевозки – главный и фактически незаменимый в местных условиях вид транспорта.   

Важно понимать, что это не какие-то там надутые проекты, а реальная работа, хотя и не быстрая, но действенная, которая, несомненно, регион развивает.

Недавно прошло переутверждение Цыбульского на посту губернатора. Можно с уверенностью сказать, что это не просто формальность: значительная часть избирателей и политических сил субъекта действительно поддерживает главу региона. Хочется подчеркнуть чуткость Цыбульского в отношении жителей НАО. Он открыт для людей, к нему регулярно обращаются. 

Команда губернатора работает стабильно: радикальных изменений в ней не наблюдается. На мой взгляд, Цыбульский сумел выстроить конструктивные отношения с политическими и экономическими акторами региона.

В НАО мы наблюдаем много интересных проектов в сфере экономики и хозяйства. В Нарьян-Мар тянут оптический кабель из Усинска (Коми), строится дорога, соединяющая эти два города  – это такие важные начинания, которые давно нужны региону. Это выстраданные и долгосрочные проекты, которые раньше начать в имеющихся географических и климатических условиях не представлялось возможным.  Конечно, очень бы хотелось, чтобы они были реализованы полностью. 

Можно сказать, что Цыбульский постепенно, но уверенно наращивает свой политический и экономический капитал.  Несмотря на то, что он относится к спорной категории т. н. технократов, он смог полностью встроиться в систему взаимоотношений в регионе, и избиратели его адекватно восприняли, и в то же время с федеральным центром отношения наращиваются. 

——————

Первые месяцы работы губернатором Республики Хакасии Валентина Коновалова не внесли ясность в его образ как руководителя. Деятельность главы республики в этот период была практически не заметна. Попытки разрешить некоторые коммунальные проблемы, выстроить отношения с налогоплательщиками потонули в продолжающихся пиар-скандалах — на Красноярском экономическом форуме, а затем судах о защите чести и достоинства. Поэтому понятие «хозяйственник» с персоной Коновалова пока не увязывается. Что будет дальше, сказать трудно, потому что не ясно – какие приоритеты, необходимые именно губернатору, а не политику,  выделяет команда главы Хакасии.

Споры с федеральными персонами (такими, как Михаил Леонтьев, вице-президент «Роснефти») и суды о защите чести и достоинства – это, конечно, тоже важно, но надо понимать что внутриполитическая ситуация в регионе, а также хозяйственная деятельность региона – важны первостепенно. А нехватка управленческого опыта даёт  о себе знать практически на каждом шагу.

Результаты муниципальных выборов показывают, что Коновалов слабо контролирует властную вертикаль на уровне муниципальных образований – на районных выборах продолжают побеждать представители Единой России. Учитывая, что Коновалов — представитель КПРФ, очень опасным в его вертикали представляется рост оппозиции. Нет ощущения, что его приняли во властных элитах. В управлении хозяйством достаточно большое количество нареканий. Понятно, что в определенной степени это можно воспринимать как борьбу противоборствующих группировок – я имею в виду противодействие ему как на региональном уровне, так и на местном. Безусловно, работу губернатора это затрудняет.

При этом надо отметить, что ярких выступлений против Коновалова за этот период не было. Люди ждут реальных подвижек, учитывая пока ещё весьма незначительный срок губернаторства Коновалова. Возможно, что позитивная работа маленькими шажками где-то в недрах регионального  правительства уже идёт, но её проявления не заметны. В этом смысле работа пиарщиков губернатора, конечно, оставляет желать лучшего. Когда-то они вместе с шефом, безусловно,  дорастут до определенного уровня мастерства. Но начинать надо уже сейчас.

Тем не менее, я бы не стал относить Коновалова на заключительные позиции рейтингов, потому что регион, за который он взялся, сам по себе непростой. Безусловно, необходима работа с крупными налогоплательщиками, которые есть в Республике. Пока о позитивных долгосрочных шагах в этом направлении не слышно. Хакасия – не Красноярский край, но свои крупные экономические предприятия здесь тоже есть – тот же алюминиевый завод Русала в Саяногорске!

Другой главнейший приоритет Коновалова — налаживание коммуникаций. Выданный аванс доверия необходимо отрабатывать выходом на федеральный уровень, заслужить уважение и доверие элит. Без встраивания в систему получить федеральные транши будет сложно, а Хакасия —  республика дотационная. Да и крупные налогоплательщики замкнуты на вертикаль, потому, что их предприятия находятся по всей России, и они прислушиваются к мнению федеральных властей. Партия, выдвинувшая Коновалова, КПРФ, полпред президента, главный федеральный инспектор – вот его проводники на федеральный уровень. Необходимо привлекать их, договариваться о поддержке и содействии. Команда Коновалова весьма разнородна, в ней есть матерые представители экономики и политики, поэтому определенный шанс укорениться у молодого губернатора есть. Сможет ли он его реализовать? Точечные пробелы – это еще не крах всего. Поэтому будем ждать и надеяться, что Республика Хакасия улучшит свое положение. 

 

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Республика Хакассия подошла к концу года в достаточно сложной ситуации. В регионе на данный момент продолжает действовать федеральное прямое финансовое управление: республика является банкротом. И хотя врио губернатора Михаил Развозжаев, до передачи власти Валентину Коновалову успел подготовить для территории достаточно неплохую финансовую подушку, обеспечив за счёт своих возможностей разрешение ряда финансовых проблем на уровне муниципальных образований, что будет происходить в ближайшее время при вновь избранном губернаторе, оценивать тяжело.

Валентин Коновалов не принадлежит к серьезным элитам центрального или даже регионального уровня. К тому же он представляет партию, которая является парламентской оппозицией, и которая своей идеологией никогда не заявляла развитие экономики с точки зрения развития предпринимательства, инвестиций и так далее. КПРФ всегда делала упор на социальную сферу, саму по себе расходную для бюджета.

Правда, надо заметить, до сих пор сказывается определенный эффект «медового месяца» для избирателей, значительная часть населения поддерживает приход к власти представителя КПРФ. Новый губернатор, в свою очередь, каких-то ярких радикальных, серьезных решений пока не принимает, пытается решать кадровый вопрос.

Оно и понятно. Готовность этого кандидата к победе, мягко говоря, была ниже среднего. Помогающим в избрании фактором стали протестные настроения в Республике, связанные пенсионной реформой, другими раздражающими факторами. Коновалов, в общем-то, воспользовался ситуацией. Многие его изначально не воспринимали, как серьезного кандидата. И был ли он серьезным кандидатом, большой вопрос? Вся кампания нынешнего главы республики была построена исключительно на протесте против действующей власти. А победа осуществлена за счёт протеста.

Если подводить некие промежуточные итоги, то можно отметить, что сегодня здесь пожинают плоды тех удачных, на мой взгляд, решений, которые были сделаны в рамках предыдущей избирательной кампании врио губернатора Развозжаева: федеральный центр дал деньги, были разблокированы муниципальные счета и тому подобное. Сумеет ли воспользоваться этими достижениями правильно Валентин Коновалов? Удастся ли ему найти поддержку местных элит, и серьёзных финансово-промышленных групп, скорее всего не знает и сам глава республики. Человек он молодой, опыт руководства на таком уровне у него мизерный.

Очень многое будет зависеть от того, насколько адекватных людей Коновалов соберет в команду, которая будет помогать ему выстраивать отношения, принимать правильные решения, встроиться в действующую политическую систему. Сегодня краевые департаменты «обесточены» — с уходом врио губернатора Развозжаева достаточно большой состав чиновников предпочёл ретироваться, понимая, что складывается совершенно другая политическая парадигма, приходит другой лидер с другими стандартами, вопросами, а люди не хотят каких-то необоснованных рисков, в частности, неминуемого увольнения – во власти фактор лояльности и доверия играет достаточно значимую серьезную роль.

О каких-то результатах на столь высоком посту как руководитель республики, можно будет говорить не раньше, чем через год или два. Но, учитывая оппозиционность нового губернатора, можно предположить, что нынешнему руководству республики придётся испытать большое давление федерального центра, региональных элит. Это будет не сама простая роль и для того, кто будет назначен руководить в регионе внутренней политикой. Научиться выстраивать конструктивные отношения в экономической ситуации с политическими оппонентами — очень непросто.

При этом потенциал у Республики есть и неплохой. Хакасия известна замечательными туристическими ландшафтами. Здесь есть перспективы для развития алюминиевой промышленности. Хотелось бы надеяться, что все будет у республики хорошо, потому что, на мой взгляд, люди там живут достаточно адекватные, энергичные. Сибиряки другими и не могут быть. Поэтому и, с точки зрения человеческого ресурса, перспективы большие. Получится ли у новой власти обратить их в неоспоримый капитал — затрудняюсь сказать: парламентская оппозиция с учётом её настроя на социальную часть всегда немного чёрная кошка в чёрном мешке. Что они будут делать в реальной экономике — угадать трудно.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Обстановка в Хакасии на фоне смены власти в регионе непростая. Но в целом связана она не столько с политикой, сколько с экономикой. Потому что и бюджетные отношения, и общая ситуация в стране достаточно напряженные.

В республике осуществляется прямое финансовое управление со стороны Минфина. Счета муниципальных образований заблокированы и не совершаются операции — в этой связи много технических проблем.

Сегодня для республики актуален не вопрос «кто виноват?», а вопрос «что делать?». Это сейчас значительно важнее, чем вешать всех собак на экс-главу, который достаточно долго руководил республикой. Выборы и должны были открыть новую главу.

Безусловно, фактор многократного переназначения даты выборов главы республики и наличие всего одного кандидата негативно влияет на местную политическую ситуацию.

В уже сложившейся ситуации с учетом первого тура и дальнейшего голосования самый рациональный вариант, на мой взгляд, провести повторные выборы через три месяца. Тогда смогут выдвинуться, провести полноценную избирательную кампанию и донести до избирателей свою позицию несколько кандидатов. Республика Хакасия создаёт хоть и печальный, но прецедент повторения всего процесса сначала. Но думаю, это единственный адекватный ситуации выход. Различные опросы и замеры общественного мнения показывают запрос на новые лица.

В регионе сформирована своя элита, и, судя по позиции ведущих партий, они готовы предоставить свежих кандидатов, знакомых с местной спецификой, владеющих ситуацией. Конкурентные выборы дадут всем провести полноценную кампанию. Да и тому же самому г-ну Коновалову. Однако я не думаю, что подход, направленный больше на социальную сферу, годится сегодня для восстановления и динамичного запуска экономики Хакассии, которой надо вылезти из долговой ямы. Валентин Олегович, при всём уважении, человек мало знакомый с бюджетными отношениями и с системой государственной власти страны – такого опыта у него нет. Поэтому приход на пост главы региона такого человека только добавит определенных сложностей при решении не только политических, но и экономических проблем. Выборы наглядно показали, что республику разрывают внутренние противоречия. Поэтому на посту главы региона должен быть человек авторитетный, умеющий вести переговоры и договариваться, человек, который пользуется поддержкой федерального центра и руководства ближайших регионов, чтобы выстраивать какие-то межсубьектовые договоренности.

То, что сегодня ситуация с выборами дошла до определенного тупикового момента, негатив. И одна из причин происходящего в том, что кампания ведётся не всегда юридически четко. Так, был допущен ряд нарушений с точки зрения избирательного права со стороны того же кандидата от КПРФ Валентина Коновалова: при выдвижении он неправильно указал наименования своего избирательного объединения, а постановление о выдвижении подписано неуполномоченным лицом; подготовил ролики, с негативной агитацией против конкурентов. По сути дела, есть все основания для снятия его кандидатуры, потому что в законе нет понятия малозначительности и несущественности.

Избирком вместе с врио губернатора Михаилом Развожаевым сумели сдержать развитие негативной ситуации, максимально убедив участников гонки сбавить эмоции и решив не снимать всех кандидатов, а предоставить право принимать то или иное решение избирателям.

Надо заметить, врио главы Республики Хакасия Развозжаев — новое лицо для хакасской политики. На данном этапе, насколько я знаю, президент поставил ему задачу достаточно чётко: максимально способствовать прозрачным и честным выборам в этой ситуации. И он максимально тщательно старается эту задачу реализовать.

Что будет дальше — сказать тяжело. Выборный процесс на примере нескольких провальных для провластных кандидатов кампаний сегодня приобретает слабо прогнозируемые очертания. Какое решение примет Михаил Развозжаев? Будет ли он баллотироваться на должность? Пока сказать тяжело, хотя сам факт его участия в гонке, на мой взгляд, будет позитивным фактором в свете спроса на новые лица.

У Развожаева есть опыт работы в структуре органов власти на различных должностях и в различных регионах. По первым шагам, которые он предпринимает здесь в регионе, четко видно, что он не пытается зацепить верхушку айсберга, не разобравшись в источнике проблемы. С учётом ограниченных возможностей, которыми он может располагать, с учётом экономических проблем Республики, врио пытается перезапустить процессы, связанные с работой муниципальных образований, разблокировать счета и запустить хоть какую-то деятельность на их уровне. По сути дела, принципиальнейшие решения связаны с продолжением подготовки к зиме, что для каждого российского региона очень важно, подготовки к дальнейшей нормальной деятельности. Потому что с уходом предыдущего главы республика не замерла на месте. Продолжается естественный нормальный процесс, но из кризиса надо выходить. Поэтому шаги, предпринимаемые Развожаевым, на данном этапе носят тактический характер, они исходят из задач, поставленных Кремлём. А именно: убрать негатив из выборов и попытаться оперативными действиями реанимировать экономику Республики.

И это уже конструктив, уже хорошо.

 

Декабрь 21, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Декабрь, 2014)

В Архангельской области ужа достаточно давно и без серьезных подвижек длиться конфликт между губернатором Архангельской области и мэром города Архангельска. В последнее время происходит его активизация на почве федеральной «муниципальной реформы» и желания руководства области назначить более лояльного к областной власти мэра.

При нарастающем конфликте политических элит экономическая ситуация в области и в самом Архангельске не имеет ярких признаков улучшения. Город и его мэр во многих рейтингах находятся на последних местах и симптомов качественного рывка не наблюдается.

При этом политическая жизнь в городе и области очень активна. С одной стороны, в экспертном сообществе и СМИ активно муссируются слухи о губернаторских амбициях В.Н. Павленко, досрочных выборах губернатора, с другой стороны речь идёт в большом количестве претендентов на пост мэра и возможном уголовном преследовании мэра.

Если смотреть совсем формально, то выборы губернатора области и мэра Архангельска должны состояться в 2017 году.

Несмотря на последние конфликты, например, при принятии бюджета с представителями оппозиции в Горсовете, в городской администрации сформирована своя, достаточно «техническая» команда.

В.Н. Павленко является мэром достаточно давно – 6 лет и неплохо контролирует городскую политическую ситуацию и, скорее всего, с учётом этого выступает за прямые выборы мэра, что также может говорить об отсутствии серьезной поддержки не только на региональном, но и на федеральном уровне. При этом, на проведенных 12 декабря публичных слушаниях, о введении поста сити-менеджера, участники слушаний рекомендовали отклонить эту поправку в устав Архангельска.

В долгосрочной перспективе возможна замена мэра, но только при очень сильной и явной поддержке одной из ключевых сил – населения, федерального центра или областного цента.

С этой точки зрения возможно несколько сценариев:

  1. С учетом возможности досрочных губернаторских выборов в 2015 году не исключается поддержка Владимиром Крупчаком губернатора, в связи с этим можно говорить о постановке на пост мэра и людей Крупчака, например Л. Базановой (Владимир Крупчак — бывший российский, ныне украинский олигарх, бывший депутат Государственной Думы РФ, имеющий интересы в регионе. В частности, есть информация, что он через подставных лиц всё ещё является владельцем Архангельского Целлюлозно-бумажного комбината);
  2. Кроме того, возможно и усиление давление на В. Павленко и появление новых конкурентов или возрождение старых к моменту проведения мэрских выборов, в том числе и досрочных;
  3. Не исключается и «ярославско-смоленский» вариант с уголовным преследованием мэра, по поданному заявлению депутата Госдумы, в том числе и из-за затянувшегося конфликта с областью и невозможностью полностью разрулить экономические вопросы;
  4. Область также может продавить изменение системы выборов мэра, то есть отмену прямых выборов и выборы из состава горсовета, что повышает вероятность кооптации областных или федеральных фигур на пост мэра. Этот вариант может снизить политический накал в городе и во всем регионе. Таких вариантов, менее конфликтных, среди политиков несколько, например — Э. Белокоровин, Е .Ухин, Ю. Сердюк, Е. Вторыгина.