Коридоров Эдуард Анатольевич
Политконсультант, редактор РИА «ФедералПресс» (2016-2018 гг.), член комитета РАСО по политтехнологиям
Комментарии эксперта:
28 октября, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2021)
Провальные для «Единой России» итоги выборов в Госдуму и областное Заксобрание вновь поставили в повестку надоевшие разговоры о грядущей отставке губернатора Евгения Куйвашева и его переезде в Москву.
Если в прошлый раз «ЕР» на среднем Урале смогла перешагнуть отметку в 40% голосов, то в сентябре 2021-го результатом кампании с лицом Куйвашева и лозунгом «Справимся» стали 36,4% голосов на федеральных выборах.
Региональные итоги ещё хуже. На выборах в Заксобрание «Единая Россия» взяла 35,56%. И, наконец, на муниципальном уровне «единороссы» утратили статус партии власти в Реже, Ревде, близки к этому оказались в Алапаевске, Артёмовском.
Вполне возможно, что позиции «ЕР» были бы ещё более слабыми, если бы не скандальная «расторговка» Куйвашева со «справедливороссами». Теперь бывший депутат Госдумы от «СР» Дмитрий Ионин курирует в статусе вице-губернатора цифровизацию и инвестполитику. Другое знаковое кадровое решение Куйвашева – смена куратора внутренней политики – у многих вызвало ощущение, что Сергей Собянин, в орбите влияния которого традиционно оставалась Свердловская область, тестирует преемника действующего губернатора. Откровенно слабого свердловчанина Сергея Бидонько сменил опытный и матерый сибиряк Олег Чемезов, который вместе с Собяниным ещё в лихие 90-е был в ближайшем окружении главы ХМАО Филипенко.
Появление на посту первого вице-губернатора Алексея Шмыкова, связанного с «Реновой» Виктора Вексельберга, тоже выглядит как выдача большому бизнесу гарантий преемственности губернаторской политики «в случае чего».
Если с мастодонтами бизнеса у Куйвашева всё хорошо, то в сфере политики и общественных отношений он раз за разом проигрывает. В случае, если Куйвашев не уедет в Москву, а получит «добро» на участие в губернаторских выборах, неудачная референдумная кампания 2021 года ему неминуемо аукнется. Учитывая, что теперь оппозиционными можно считать не только Екатеринбург, но и целый ряд муниципалитетов помельче.
Однако Евгений Куйвашев демонстрирует завидное хладнокровие. Расставив кадры, он не стал отменять плановый отпуск, несмотря на горящие вокруг областного центра торфяники и новую ковидную волну.
26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)
Мэр Екатеринбурга значительно усилил в последнее время медийную часть своей работы – там, где он выступает лично, ему удаётся парировать острые вопросы. По подсчётам Медиалогии, Александр Высокинский в октябре получил наибольшее количество упоминаний в СМИ по сравнению с главами других уральских городов.
Ему удаётся сохранить лицо, при том, что в Екатеринбурге – тот же набор ковидных проблем, что и везде: больным трудно дозвониться до медиков, ожидание лечения длится многие сутки, лекарств в аптеках не хватает. Снижению напряженности вокруг Высокинского способствует также и запущенный недавно слух о его возможной отставке – якобы, свердловский губернатор предложил ему перейти на должность своего советника. Этот слух с удовольствием комментирует сам мэр в духе «потерпите, всё узнаете в своё время». Всё это, плюс недостаточность сил у гордумовской оппозиции (состоявшиеся на днях довыборы по нескольким округам усилили фракцию «ЕР») позволяет Высокинскому относительно безболезненно переживать непрекращающиеся благоустроительные скандалы и криминально-коррупционные разоблачения в администрации Кировского района. Затеянная на пике эпидемии здравоохранительная реформа – городская медицина передаётся в ведение области – опять-таки снимает с мэра большую часть ответственности за ковидные неудачи.
29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)
Летние подвиги мэра Екатеринбурга Александра Высокинского развиваются в трёх направлениях.
Во-первых, он укрепил свои аппаратные позиции благодаря отличным итогам голосования по поправкам в Конституцию: Екатеринбург показал небывалую явку – около 45%. В 2017 году на выборах губернатора явка была 24,99%, в 2018 году на выборах депутатов Екатеринбургской городской думы – 26,64%. Успех налицо, но в чём именно заключается личная заслуга мэра в нелегком деле мобилизации электората, сказать трудно.
Во-вторых, в Екатеринбурге по-прежнему высоки риски локальных протестных выступлений, по сути, спровоцированных муниципальной властью. Это всё те же благоустроительные страсти, когда власть решает за людей, что, где и как будет сделано. Горячих точек на карте города всё больше. Навскидку можно назвать ЦПКиО им. Маяковского, парк УрГУПС, парк ХХII партсъезда. Схема везде одна: узнав о планах благоустроителей, люди начинают бунтовать, затем вроде бы налаживается диалог (от которого сам мэр чаще всего уклоняется), затем власть всё делает по-своему, а протестующих записывает в террористы.
И, в-третьих, в гордуме окончательно оформилось меньшинство, настроенное «свергнуть» Высокинского за его нежелание либо неумение прислушиваться к голосу разных общественных групп. Новую силу обретает инициатива возвращения прямых выборов мэра, и у неё есть сторонники не только в гордуме, но и в областном Заксобрании. Высокинский реагирует на всё это увеличением публичной активности как в медиа, так и офлайн, инспектируя город.
27 мая, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2020)
Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский за прошедшие два бурных месяца не отметился сколько-нибудь заметными инициативами. В части противодействия эпидемии за него почти всё делала региональная и федеральная власть, а что касается текущей городской жизни – прорывов не случилось.
Крепнет ощущение, что городом управляет не мэрия, а строительно-торговый бизнес + «управляшки». Между тем в Екатеринбурге медицинский «кластер» – достаточно большой. Сохранение городской медицины долгое время было камнем преткновения во взаимоотношениях с областью.
Но грянула эпидемия, в которой на мегаполис Екатеринбург пришлась львиная доля региональных заражений – а мэра не видно и не слышно. Его имя всплыло, когда в горбольнице № 1 произошла вспышка коронавируса. Генпрокуратура оформила мэру предписание, реакция была в духе перевода стрелок – под удар попали главврачи карантинящих больниц. Однако мэрия не пошла на какие-то революционные шаги в нелёгком деле улучшения матбазы здравоохранения (так, на многих подстанциях скорой помощи до сих пор нет туалетов и душевых). С огромным запозданием (в конце апреля) и нехотя мэрия взялась обсуждать меры помощи городскому бизнесу.
Продолжились неудачи Высокинского в городском благоустройстве и озеленении, ставшие достоянием федеральной повестки после легендарного скандала с попыткой построить храм на месте сквера. На сей раз под раздачу попал парк Уральского госуниверситета путей сообщения, где втихушку вырубили массу деревьев под стройку (говорят, что бассейна). Активисты воспротивились этому, самовольно высадив новые деревья взамен вырубленных. Мэр, как и в случае со «скверной» историей, занял охранительную позицию, заговорив об экологическом терроризме. Одновременно похожие истории происходят в других парках города, включая Центральный, отданный на откуп представителям одной строительной компании. Наконец, продолжается поляризация гордумы Екатеринбурга, где зависимые от мэрии депутаты всё острее, вплоть до драк, сшибаются с оппонентами, которые, в свою очередь, поставили крест на Высокинском как на управленце.
Инициатор назначения Высокинского главой администрации, губернатор Евгений Куйвашев, играет первую и, в общем, единственную скрипку в борьбе с коронавирусом и ощутимо дистанцируется от мэра Екатеринбурга, всё наращивающего политическую токсичность.
Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)
Еще не завершившийся скандал вокруг Храма-на-Драме в Екатеринбурге может парадоксальным образом исправить плохую карму мэра Александра Высокинского. Весь его недолгий путь в этой должности (8 месяцев) сопровождался недоразумениями и провалами. В результате симпатичный, разговорчивый, бурлящий новыми проектами «молодой технократ» быстро превратился в глазах многих в болтуна, неудачника, одержимого маниловщиной дилетанта.
Достаточно вспомнить «высокинские мемы», которые расходились среди горожан. Большей частью они связаны с живой и непосредственной реакцией мэра на происходящее вокруг. «Так весь город узнал, что мэра не интересуют «диванные резонеры», фамилия у него — «про высоту», под ногами у нас «перхоть», а у заправок — «дикие владельцы», — подытоживают местные СМИ ораторскую деятельность Высокинского.
Хозяйственными и представительскими успехами он тоже не блистал. Репутацию мэра почти похоронили отвратительная уборка снега и грязи, отмена одного из популярных маршрутов городского транспорта и, конечно, провалившиеся мегапроекты — ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге, высокоскоростная магистраль от Челябинска, канатная дорога между микрорайонами Ботанический и Академический, вторая ветка метро…
Ко всему прочему, за это время вокруг мэра Екатеринбурга так и не сложилось команды. Особенно это касается блока, отвечающего за PR. Попытки мэра поработать в жанре «сам себе пиарщик» закончились плачевно. На этом фоне активное и конструктивное включение мэра (правда, после того, как скандал достиг президента Путина) в конфликт между сторонниками строительства храма и сторонниками сохранения сквера у драмтеатра способно выправить его пошатнувшийся имидж. Но мэр идет по тонкому льду. Пока идут «согласительные» процедуры, ему удается балансировать между группами активистов. Но рано или поздно вызреет конкретное решение, и оно может многим не понравиться. Будет ли к этому готов Высокинский – вопрос.