Ковалева Оксана Ивановна

Экономист. Юрист. Начальник отдела территориального развития ООО «Архстройпроект». Эксперт региональной группы Агентства стратегических инициатив (г. Курган)

 

 

Комментарии эксперта:

28 декабря, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2022 года)

С положительной стороны работу губернатора Вадима Михайловича Шумакова можно оценить только в части организации уборки городов. Конечно, Курганом занимаются муниципальные службы и мэр города. Но мэр – креатура губернатора. Поэтому считаю, что чистота на улицах и своевременная уборка – это заслуга Шумакова.

На этом положительные оценки заканчиваются. Не могу хвалить губернатора за установленные на улицах фонарики-шарики. Это обычная работа. А проблемы в области не решаются. Основная из них – состояние здравоохранения.

Врачей не хватает. Чтобы записаться, надо обратиться за электронным талоном в 6.30. А в 6.40 запись уже закрыта. Даже к платным врачам очередь по срочным вопросам на 3-5 дней расписана. А к бесплатным профильным специалистам – на несколько месяцев вперед. И не факт, что приём состоится.

Многие ездят в соседнюю область – в челябинские больницы. Там, кстати, развивают мединский туризм. Но чтобы добраться, надо преодолеть 370 км. Не все могут это себе позволить. И как быть тем, кому помощь нужна срочно, например, с сердцем?

Врачей винить нельзя. Нагрузки на них – запредельные. А губернатор обещал, что после оптимизации ситуация с медициной улучшится.

То же в сфере образования. Директоров и учителей, конечно, можно уволить из-за того, что они не справляются со всеми требованиями. Но где взять новых? И будут ли они работать в таких условиях – большой вопрос.

Другие специалисты, особенно профессионалы, уезжают из области. Здесь они не нужны.

Надежды на нового губернатора были, но изменений не видно. Могу оценить работу только отрицательно.

 

30 марта, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2022)

Впервые за 30 лет мэру Кургана удалось наладить хорошие отношения с губернатором Курганской области и его командой. Конфликт между городской властью Кургана и властью Курганской области, длившийся 30 предыдущих лет, устранён при Елене Ситниковой. Благодаря этому региональная столица сегодня имеет достаточное финансирование для реализации нацпроектов на своей территории и возможности для развития города.

Лично меня впечатлили представленные итоги работы мэра за 2021 год. Она продолжила тему развития хорошо знакомой ей по прежней работе социальной сферы города Кургана. В итоге построено по федеральным программам 2 новых детских сада и 2 пристроя к детским садам в густонаселённых районах города, которые уже приняли малышей.

Кроме того, увеличены масштабы ремонтов и обновления городских школ, музеев, поликлиник и т. д.

Также мэр Ситникова и её команда уделяли большое внимание инфраструктурным проектам. В отчёте мэра среди реализованных проектов: построенный трехпролётный мост, путепровод, обновлено большое количество автомобильных дорог, и завершены работы многолетней модернизации канализационных коллекторов в центральной части города на улице Куйбышева и в посёлке Восточный.

Мэр лично выезжает в любое время и лично вникает в разные проблемные ситуации, возникающие в городе (от вопросов ЖКХ до точечной застройки), держит их на личном контроле.

Качество коммунальных услуг в Кургане в целом высокое. Нарекания вызывают накопившееся количество коммунальных сетей с высокой степенью износа, на которых периодически происходят аварии. При этом, как показывают результаты деятельности мэра Е. В. Ситниковой, работа в данном направлении по минимизации возможных коммунальных аварий планомерно ведётся. Качество прочих муниципальных услуг (образования, соцзащиты, культуры и т. д.) в Кургане традиционно на высоком уровне. Особенно отмечу услуги дополнительного образования детей и взрослых. Развитие всех этих направлений поддерживается и действующим мэром. Как результат, более яркими и запоминающимися становятся городские праздники, а город Курган становится более притягательным для гостей и жителей города даже в условиях ограничений в пандемию.

Постепенно под такой стиль руководства подстраиваются и общественные институты города. Так, мэр плотно работает по обращениям курганцев к Уполномоченному по правам человека в Курганской области и по обращениям к депутатам Курганской городской думы.

Одним из острых вопросов, по которому сохраняется общественное напряжение, является активизация точечной застройки в Кургане. Мэр Ситникова держит на личном контроле этот вопрос, но его окончательное решение последует в виде решения судов и после окончания следственных действий СУ СК РФ по Курганской области.

 

30 ноября, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2021)

Следует отметить, что Елена Ситникова работает в качестве градоначальницы всего полгода в условиях, когда разные стороны, в т. ч. и непосредственно влияющие на мэра, требуют и ждут от неё «разного». В этих условиях однозначный вывод о личности действующего мэра Кургана пока сложно сформировать.

При этом можно положительно оценить личное участие мэра в решении сложных городских проблем и её желание хоть как-то сглаживать городские конфликты через личное участие и поиск взаимоприемлемых решений. Эта черта присуща «продвинутым» женщинам в политике, например, А. Меркель, и для меня было неожиданностью увидеть это в Е. В Ситниковой. Сейчас вышеперечисленное даёт надежду и пока расценивается положительно, как ни странно, всеми сторонами конфликта и характеризует мэра Кургана Е. В. Ситникову как начинающего прагматичного политика.

В Кургане остро стоят вопросы о нарушениях «прав человека», озвучиваемых в СМИ, по ситуациям с точечной застройкой в городе и перекрытием проезда в посёлок Зайково в результате ремонта федеральной трассы.

Мэр Ситникова во всех случаях лично выезжала на место, встречалась с жителями и пыталась найти выходы для решения возникших проблем. Ни в одном случае вопросы, в силу своей сложности, не были решены немедленно. Но в вопросе дороги к пос. Зайково быстро было найдено приемлемое для всех сторон решение – к посёлку будет построена новая современная дорога в 2022 году. Конфликт горожан с застройщиком и местными, региональными властями по вопросу точечной застройки продолжается. Жители стали инициаторами нескольких судебных процессов и уже сами предложили мэру Ситниковой приемлемое для них обоснованное решение проблемы через внесение изменений в документы градозонирования.

Ответ пострадавшей стороне пока не поступил, вопрос решается. Но уже явно прослеживается политика градоначальницы: решение острых проблем горожан через личное участие мэра с целью не допустить существенного влияния городских проблем на политические процессы, проходящие на вышестоящих уровнях.

Впрочем, со стороны населения уровень доверия к мэру сегодня на среднем уровне. От неё ждут скорейшего решения разных городских проблем: как накопленных за предыдущие годы и не решённых по разным причинам предыдущими мэрами, так и вновь возникающих. Так же остро стоит запрос горожан на непрерывное городское развитие и переход от импульсных движений к стратегии, что диктует городам современная эпоха и абсолютно отсутствует в команде губернатора, открыто поддерживающего Е. В. Ситникову. При небольшом сроке нахождения в должности градоначальницы и жёстко выстроенной вертикали власти в Курганской области, где абсолютно все решения, в т. ч. и по значимым городским вопросам, принимает лично губернатор В. М. Шумков, очевидно, что быстрого решения сложных проблем не будет. В то же время ответственность за решение или НЕ решение поднятых горожанами вопросов будет лежать на Е. В. Ситниковой и отразится на оценке её деятельности в будущем.

На имидж Ситниковой – пока незначительно, но в будущем серьёзно – может негативно повлиять отсутствие до сих пор внятной стратегии устойчивого социально-экономического и пространственного развития Кургана, разработанной с привлечением местных команд и экспертов. Как показывает практика, в эпоху острой конкуренции за человеческий капитал внутри России только копирования чужих практик городского развития через неосмысленное благоустройство недостаточно. Порой неосмысленное благоустройство Кургана выглядит не просто неуместным, но и неоправданно расточительным, против чего массово выступают местные жители.

Пока все решения по городскому развитию и благоустройству будут приниматься в губернаторских кабинетах без учёта мнения местных жителей и экспертов, негатив будет копиться неизбежно, и очевидно, что роль «камикадзе» в данном вопросе будет передана градоначальнице.

 

24 мая, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2021)

Ушедший в отставку мэр Потапов А.Ю. – из тех людей, у которых сильны ценностные ориентиры. Думаю то, что он родился в Кургане, здесь формировался как личность, работал в органах внутренних дел, шло на пользу нашему городу — Курган был и, надеюсь, останется одной из его ценностей. Он видел профессионалов и умел выстраивать с ними рабочие отношения. Эти качества присущи редким руководителям в нашем городе и даже в регионе.

При Потапове А.Ю. муниципальное управление в городе Кургане вышло из полного застоя и «еле-еле выживания», началось развитие в разных сферах жизни города после долгого застоя. Именно Потапову удалось договориться и внедрить добровольное финансовое участие местного бизнеса в реализации значимых для города Кургана социальных проектов. С финансовым участием местного бизнеса был выполнен ремонт ОКН «Дом барона Розена», где размещена Детская школа искусств №1, и Дворца детского и юношеского творчества города Кургана. Эти здания более 10 лет находились в аварийном состоянии и занятия детей в них не проводились. Аналогично, были обновлены здания и территории детских спортивных школ города Кургана, ларьки и остановочные павильоны, городские общественные пространства.

Я лично высоко оцениваю то, что именно Потапов А.Ю. поддержал проект формирования «Водно-зеленого каркаса города Кургана», который был разработан без бюджетных вложений и успешно защищён в Минстрое России местным архитектором в рамках программы «Архитекторы.РФ» 2019-2020 года. Данный проект отвечает на сформировавшийся в городе запрос жителей на актуализацию городского озеленения и основан на современных подходах и технологиях, решающих важные для горожан вопросы климаторегулирования и экологии.

При поддержке Потапова А.Ю. Курган заявился в качестве города-пилота международного проекта России-Франции под эгидой Минстроя и Минприроды России «Водно-зелёный каркас как база для создания устойчивых и умных городов», где местные представители науки и практики принимали участие в специальных семинарах, предваряющих реализацию проектов формирования Водно-зеленого каркаса разных городах России местными командами. На весну 2021 года было намечено начало реализации данного проекта, но в связи с уходом с поста мэра Потапова А.Ю. жизненно важный для Кургана и его жителей проект в настоящее время не реализуется.

Перспективы Кургана в данном направлении, вопреки остро стоящему запросу горожан, резко оборвались при продолжающейся необоснованной вырубке деревьев, что вызывает резкую критику власти от горожан в СМИ и соцсетях.

Говорить об уровне доверия к и.о. главы города Кургана Ситниковой Елене Вячеславовне пока рано. Она заступила на этот пост менее недели назад. На прежнем своём посту – заместителя Главы города Кургана, директора департамента социальной политики Администрации города Кургана она была успешным руководителем. Но сейчас объём её полномочий резко вырос. Вызовом для неё является отсутствие в Администрации города Кургана достаточно компетентной и высококвалифицированной команды по жизненно важным направлениям жизни города, так как наиболее квалифицированные сотрудники команды Потапова А.Ю. увольнялись из Администрации города в последние месяцы работы мэра. Тем не менее, хочется пожелать именно Ситниковой Е.В. удачи на этом посту, так как для женщины это особенно «сильный шаг».

После информации об отставке Потапова А.Ю. уровень доверия к нему со стороны населения подрос. Люди понимают, что полноценную замену Потапову А.Ю. не удастся быстро найти, о чём говорил даже Губернатор Шумков, соответственно решение целого ряда городских вопросов затянется и решаться они будут сложнее.

В том числе имеется в виду начавшаяся в Кургане серия точечных застроек во дворах центра Кургана, где жители заявляют о махинациях с земельными участками, отсутствии аукционов на землю и публичных слушаний, перекрытии единственного пожарного проезда к дому существующей застройки и проектах застройщиков, выполненных без фактических геологических изысканий, которые должны быть выполнены ещё до этапа проектирования.

 Буровые машины на участках застройки не появлялись, их там никто никогда не видел. По мнению жителей, данный факт ставит под угрозу безопасность домов окружающей застройки 1952-1970 годов, техническое состояние которых до начала строительства даже не обследовалось. На письма заявителей от Администрации города приходят ответы о том, что по формальным признакам разрешения на строительство выданы правильно, а проверка содержания проектов не входит в компетенции органов местной и региональной власти.

В связи с этим назревает недовольство властью всех уровней жителей существующих многоэтажных домов, окружающих 4 строительные площадки. Уровень доверия к Ситниковой Е.В. на данном этапе невысокий. Пока от неё лично не ждут каких – либо прорывных и ответственных решений, понимая, что она только вступает в новую для неё должность. Людям импонирует то, что она тоже родилась и живёт в Кургане, так как отношение к варягам здесь настороженное.

Качество услуг ЖКХ в городе Кургане никогда нельзя было назвать высоким, но услуги предоставляются. Нарекания вызывают изношенные инженерные сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящиеся на балансе ресурсоснабжающих организаций и регулярно случающиеся коммунальные аварии, которые в течение нескольких дней ликвидируются. Качество муниципальных услуг в городе Кургане находится на хорошем уровне. Существуют кадровые проблемы, которые решаются в допустимый срок.

Открытых коррупционных скандалов в муниципалитете нет. Но предпосылки и подозрения к коррупционным скандалам имеются в связи с точечной застройкой во дворах Кургана, что активно обсуждается в СМИ и соцсетях. Вновь вступающая в должность мэр Кургана Ситникова Е.В. является членом команды Губернатора, поэтому отношения с городским парламентом у неё нормальные.

 

31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)

Деятельность мэра Кургана Андрея Потапова вызывает глубокое уважение. Учитывая условия, в которых она ведётся, результаты городских преобразований за годы его работы на посту мэра впечатляют.

Усреднённый уровень доверия мэру со стороны населения считаю ниже моей личной оценки. Любой город, в том числе Курган, – это сложная, многослойная и постоянно изменяющаяся структура, в которой вряд ли удастся организовать и поддерживать идеальный порядок. Поэтому замечания от населения к работе городских структур периодически появляются. Плюсом мэра А. Ю. Потапова является то, что появившиеся проблемы в итоге быстро решаются, замечания – устраняются. 

Но, как в любом живом организме, в городе в любой момент появляются новые задачи, на которые мэр и его команда должны вновь реагировать. В частности, Андрей Потапов поддержал и готовит к реализации проект «Водно-Зеленого каркаса Кургана». Этот проект разработан местной командой архитекторов, отдельные городские локации в настоящее время прорабатываются с консультационной поддержкой французских ландшафтных архитекторов. Это стало возможным благодаря участию города Кургана в совместном проекте России и Франции «Водно-Зеленый каркас городов» при поддержке Минприроды и Минстроя России. Такой чести удостоены всего 5 городов России, в том числе Курган – это безусловное достижение мэра Потапова, искренне болеющего за город.

Качество услуг ЖКХ в Кургане, ели говорить о рутине, на мой взгляд, хорошее. Минусом, который региональные органы власти отнесли на счёт мэра Потапова и его команды, стали перебои с газоснабжением сжиженным газом в баллонах окраинных посёлков города. Ситуация возникла по вине поставщика, которого, кстати, выбрали региональные органы власти. В настоящее время проблема устранена.

Впрочем, несмотря на профессионализм градоначальника и его успехи, всё идёт к тому, что Потапову придётся покинуть свой пост. Причина – невозможность создать свою команду. Городская администрация часто ротируется с подачи губернатора. Рекомендуемые главой региона персоналии на ключевые посты в мэрии, в том числе директоров департаментов, не имеют достаточного профессионального опыта и не знают особенностей города Кургана, что в итоге сильно ослабляет команду мэра. После ухода с постов бывшие чиновники, как правило, покидают наш город и находят себе работу в других городах. В связи с этим команда мэра уже ослаблена «до предела» и, как мне известно, Андрей Потапов подал заявление об уходе в отставку и сейчас находится на больничном листе. Очевидно, при увольнении мэра Потапова и сохранении действующей команды город Курган потеряет возможности развития.

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

Мэр Кургана Андрей Юрьевич Потапов пользуется заслуженным уважением сослуживцев и экспертного сообщества далеко за рамками Курганской области. Оценивая деятельность градоначальника в весьма непростых условиях, осложнённых в этом году ещё и пандемией, нужно отметить, что Андрей Потапов не прекращает работу на будущее города без оглядки на электоральный цикл.

Да, город тяжело проходит период пандемии коронавируса. При полном коллапсе медицины (система регионального уровня не справляется) смертность курганцев за сентябрь-ноябрь 2020 года увеличилась в разы. Происходит стабильное падение доходов местных бюджетов всех уровней.

Тем не менее, градоначальник хорошо справляется со своими прямыми обязанностями. Уровень доверия мэру со стороны населения в настоящее время достаточно высок, система муниципальной власти в целом жизнеспособна и отвечает на запросы горожан.

Конечно, отдельные отрасли в системе городского управления требуют трансформации. Например, в 1998 году был ликвидирован МУП «Курганзеленстрой», и спустя 20 лет когда-то один из самых зелёных городов СССР, Курган, ощутил деградацию и большой дефицит городского озеленения, за этим последовали проблемы загрязнения воздуха и т. д. То есть, сегодня необходима системная работа по решению целого ряда взаимоувязанных проблем. Мэр одобрил проект формирования водно-зелёного каркаса города Кургана, который предполагается реализовывать совместными усилиями администрации города, ресурсов бизнеса и жителей города.

Сейчас идёт подготовка к реализации этого проекта, и весной 2021 года начнутся работы по устройству современного городского каркаса на современном этапе по новым технологиям. Это вызывает безусловную поддержку населения. 

Нарекания горожан вызывают в большей степени услуги водоснабжения и водоотведения. В 2004 году МУП «Водоканал» было передано в аренду коммерческому предприятию «Водный союз», но инвестпрограммы по замене городских сетей водоснабжения и водоотведения так и не реализовались. В октябре текущего года был анонсирован запуск инвестпрограмм по замене сетей, но с ноября 2020-го по 2023-й год юридически лиц города Кургана – потребителей услуг ожидает постепенный, но существенный рост тарифов в 3 раза! Мэр, со своей стороны, пытался притормозить принятие такого решения региональными органами власти, но оно было принято.  Услуги водоотведения подорожают в 1,3 раза за этот период.

Существует риск того, что, по мере оплаты первых счетов по новым тарифам местными промышленниками, конфликт разрастётся с новой силой. Наш город проходил это неоднократно при прежних губернаторах. Градоначальник опасается того, что высокие тарифы ЖКХ традиционно бьют по местной экономике, в том числе снижают число экономических агентов города Кургана, пополняющих своими налогами городскую казну. 

В свою очередь, система образования, оставшаяся в зоне ответственности муниципальной власти, успешно справляется с требуемыми изменениями в работе. Другие городские службы также успешно работают, справляясь с ковидными особенностями.

Очевидным минусом является критика горожанами проектов, реализованных в городе по программе «Комфортная городская среда» в 2020 году. В 2019-2020 годах мэрия по причине бюджетного дефицита была вынуждена сэкономить на разработке проектов, выполняемых  профессиональными командами архитекторов и проектировщиков. Проектирование современного благоустройства общественных пространств Кургана самостоятельно вели специалисты структурных подразделений администрации города. Критика со стороны части горожан связана с отсутствием в текущем году в городе интересных и новых идей городского благоустройства, и она обоснована. Критика другой группы жителей, судя по комментариям в соцсетях и интернет-журналах, связана с  непониманием жителей. Люди пишут, что при полном провале борьбы с пандемией в Кургане (ответственность регионального уровня власти), острой нехватке врачей, медикаментов, оборудования и т. д. благоустраивать набережные, тратить серьёзные деньги на это в период провала медицины – кощунство. Люди не понимают, и им никто не говорит о том, что это – разное федеральное целевое финансирование, и жизнь продолжится после пандемии.

Так проявился и стал особенно очевидным запрос на потребность в разумном планировании города Кургана, основанном на бережном отношении к городским ресурсам, в т. ч. Территориям, и реальном, с вовлечением жителей, улучшении городской среды.

В этот же сложный период, каким выдался 2020 год, удалось решить сложные и долгожданные задачи. В муниципальную  собственность вернули городской сад в центре Кургана, переданный прежним мэром за мизерную плату в аренду на 49 лет. Арендатор активно собирал ренту с территории сада, совсем не вкладываясь в благоустройство. Попытки вернуть горсад муниципалитету, расторгнув договор аренды, предпринимались действующим градоначальником ранее, но суды заканчивались в пользу арендатора. Сейчас помогла пандемия, когда арендатор остался без массы посетителей, субарендаторов и дорогих адвокатов – очередной суд завершился в пользу города. Благоустройство городского сада началось в августе 2020 года.

Кроме того, оказалось возможным договориться с десятками правообладателей торговых павильонов, чтобы снести старые ларьки с целью построить новые, что только украсит и облагородит наш город. Подобные действия мэра, безусловно, положительно оцениваются как горожанами, так и вышестоящим уровнем власти.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Глава города Кургана А. Ю. Потапов проявляет себя исключительно как хозяйственник, но не политик: интересуется новыми технологиями в благоустройстве, строительстве и ЖКХ для их использования в городском хозяйстве. В целом градоначальник в местной политике – фигура закрытая, что, возможно, связано с началом его карьеры, когда он работал в органах внутренних дел. Но его личностный рост как управленца в течение последних лет очевиден.

На мой взгляд, положительно сказывается тот факт, что мэр родился в Кургане, здесь вырос, а затем вернулся сюда уже в зрелом возрасте.

Если в первые годы его работы в должности руководителя администрации города Кургана в 2016-2018 годы он много ошибался, так как часто доверял недостоверной информации, которую ему преподносили, то в 2019 году стала заметна его большая самостоятельность, было видно, что он владеет проблемами города и сам принимает решения.

Мэр выделил социальные объекты, давно нуждавшиеся в ремонте и простаивавшие в закрытом и неремонтируемом состоянии много лет, это здания – объекты культурного наследия: Дворец детского и юношеского творчества, детская школа искусств № 1 и два закрытых стадиона детской спортивной школы № 3.

Уже с 2017 года велись проектно-сметные работы с прохождением экспертиз по реставрации ОКН и капремонту стадионов. До Потапова городские чиновники предпочитали не замечать существующих проблем и жить по лекалам 90-х: денег нет, и всё на этом.

А. Ю. Потапов смог собрать команду единомышленников, привлечь серьёзные спонсорские средства и сделать первый рывок из застоя.

В 2019-2020 годах Потапов явно набрал обороты – ведётся массовый капремонт городских школ с обустройством школьных территорий, дорог, в городе появляются интересные современные открытые общественные пространства.

Таких чиновников, знающих обстановку в городе и способных работать хотя бы не хуже, чем А. Ю. Потапов, сегодня в Кургане, на мой взгляд, нет, так как престиж государственной и тем более муниципальной службы в российской глубинке традиционно невысок. Возможно, пример Потапова сделает своё дело, и крепких хозяйственников в нашем муниципалитете станет больше.