Егоров Этнер Николаевич

Руководитель Агентства территориального развития Чувашии. Член Общественной Палаты Чувашской Республики

 

 

Комментарии эксперта:

31 марта, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2021)

Городской администрации Чебоксар удаётся сохранять осторожную стабильность: оборот по всем видам экономической деятельности за 2020 г. составил 268,3 млрд рублей, что обеспечило рост на 1,4% по сравнению с предыдущим периодом. Рынок труда приходит в равновесие после пандемии, число безработных, подскочившее в прошлом году, сокращается.

Удаётся городу в сложный период пандемии удерживать и внимание горожан, предоставляя им возможности сброса накапливаемого негатива и усталости – город организовал лучшее световое оформление центральной Красной площади. Признанием заслуг города по ежегодной инициативе ремонта образовательных учреждений стало серьёзное дополнительное финансовое вливание со стороны республики – на реализацию единого стандарта ремонта образовательных учреждений Чебоксары получат 580 млн руб. (увеличение – в 3 раза). Для общего понимания: в Чебоксарах, например, сегодня полностью устранена проблема нехватки мест в детсадах для малышей от 2,5 года и частично — от 1,5 лет. 

Модернизируется система наружного освещения — результатом станет обновление и автоматизация всей сети. 

Сложная и долгосрочная перспектива — реконструкция муниципальных объектов и коммуникаций теплоснабжения. Это хозяйство планируется передать в концессию ПАО «Т Плюс», готовому вложить в модернизацию более 18 млрд рублей.

Республика и город выходят на систему организации местного самоуправления в части совмещения должностей главы муниципального образования и главы администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального образования, который будет избираться на прямых выборах жителями. 

Город продолжает практику широких общественных обсуждений и инициировал обсуждение по будущему малых рек г. Чебоксары – проект «три реки». А впереди ещё непростые обсуждения по инициативе строительства 3-х высоток в самом центре города. Понимание перегрузки центра города сегодня всё-таки существует, и именно поэтому глава республики предложил Фонду ДОМ.РФ принять участие в разработке мастер-плана развития Чебоксарской агломерации, а также оказать содействие в проведении конкурса на разработку архитектурной концепции реконструкции Чувашского государственного театра оперы и балета.

 

27 августа, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)

Июль и август-2020 в Чувашии – это жаркие как буквально, так и в политическом контексте месяцы. 13 сентября 2020 г. в республике пройдут выборы главы региона. На старте предвыборной кампании для участия в ней заявилось аж 12 кандидатов. И это при назначенном Владимиром Путиным нынешним врио главы Чувашской Республики Олеге Алексеевиче Николаеве. К концу августа, правда, количество кандидатов сократилось до 5.

В любом случае вся текущая политическая активность не крутится вокруг претендентов на главное кресло, она сосредоточилась на новых инфраструктурных проектах развития региона и разработки новой амбициозной комплексной ПСЭР (программы социально-экономического развития).

Нынешнему руководству удалось на старте переломить накопившиеся в регионе иллюзии и предрассудки, удалось перехватить повестку ускоренного развития и реванша региона. То есть вместо политической конъюнктурной борьбы в рутинную деятельность вернулся конструктивный профессиональный диалог. Представители всех отраслей экономики, районов и муниципалитетов Чувашии были основательно загружены разработкой своих направлений ПСЭР.

Несмотря на общее негативное воздействие коронавирусной пандемии на локальную экономику, нынешнее руководство региона смогло сохранить выполнение всех республиканских программ в полном объёме. И даже добиться получения дополнительных 5 млрд рублей на индивидуальную программу развития Чувашии, заручиться поддержкой Минэкономразвития РФ по 90 инвестпроектам на общую сумму около 50 млрд руб. Запущены проекты поддержки Тракторного завода с инвестициями до 10 млрд, реализуется газификация Заволжья, перезапущен процесс создания ТОСЭР в г. Новочебоксарске. 

Ограничения по коронавирусу в регионе не позволяют проведение юбилейных мероприятий в честь 100-летия Чувашской автономии. Однако регион уже завершил первую очередь реконструкции главного общественного пространства республики – Красной площади. Более всего ограничения по коронавирусу ударили по малому бизнесу. В Чувашии это понимают, об этом прямо говорят и уже готовят программу поддержки – продление налоговых каникул до 2024 г. и расширение  круга получателей пониженной ставки по УСН. 

Вполне понятно, что такая резвая динамика организационных изменений уже сейчас требует новых управленческих кадров и нового инструмента оценки принятия решений и результатов. В нынешней действительности система испытывает колоссальное давление в виде ещё старого управленческого наследия, а также общей ситуации неопределённости для всех акторов развития на местах. К 13 сентября эти вопросы только обнажатся, а далее вспыхнут с новой силой. И именно на этом этапе понадобятся профессиональные кадры, единая управленческая команда…  А главное, понадобится та самая политическая прозорливость.

 

Февраль 27, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2020)

В вихре новых назначений и постоянной череде встреч врио главы субъекта легко потерять фокус и пропустить то важное, ценностное, смысловое, что зарождается и складывается именно сейчас. А фактически происходит кардинальная смена самого подхода к управлению. Нет, не государственной системы управления, но самого подхода к реализации появляющихся новых задач. У этого подхода есть название – проектный подход. Он в корне отличается от традиционного – отраслевого. При отраслевом подходе чиновник отвечает не за новые инвестиции и новые проекты – он отвечает только за показатели исполнения бюджета. Ему нужно освоить бюджет, а инициатива – она наказуема. Это формула, известная многим…

При реализации национальных проектов отраслевой подход уже не работает, он губителен. В национальных проектах показатели перевёрнуты с цифр «освоения бюджета» на цифры качества жизни конкретного отдельного гражданина. Для реализации национальных проектов требуется проектный системный межведомственный подход. И именно об этом из раза в раз начинает говорить врио главы Чувашии Олег Николаев. И он говорит уже не просто про проектный подход, но даже про опережающее проектирование. Это такое проектирование, когда накапливается пул проектов не по случаю, но происходит качественная подготовка проектов на опережение, на 2-3-4 года вперёд. Такой формируемый багаж проектов позволит правительству, бизнес-сообществу и всему обществу в целом ориентироваться в текущих и ближайших планах республики, сформирует единые правила игры и позволит консолидировать силы на достижение качественных результатов.

 

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

2019-й год для всей Чувашии знаковый – всё сокровенное пробилось, проросло и стало явным. Так уж вышло, что сброшены были все маски, а все мотивы стали понятны каждому жителю Чувашии.

Некоторые руководители столкнулись с иной действительностью, попали под суровую машину правосудия и находятся сейчас в местах не столь отдалённых. Этот очистительный смерч проверок на коррупционную составляющую пронёсся по всей территории Чувашии и привёл к полному оцепенению и даже параличу исполнительной власти в части любых инициатив, планов на будущее и стратегии развития региона.

Тема развития стала невостребованной, сместилась с экономического блока на культурный. Многолетний Чебоксарский экономический форум почил в бозе, на смену ему пришёл Культурный Форум. Повестка в городе также сместилась с практических экономических вопросов на фестивальную. Этому способствовали явление Московской набережной и 550-летний городской юбилей, на котором уже Владимир Мединский обозначил стратегическую цель «сделать Чебоксары на несколько веков старше». А сами городские власти также по-своему понимают развитие культуры – именно поэтому запустили оптимизацию всех городских объектов культуры. Наверное, дабы заглушить сердца и ума горожан, ещё не успевших оправиться от транспортной реформы.

Жители республики изрядно устали. Устали от массовых показательных мероприятий, постоянных перерезаний красных ленточек, «победоносных» местных реформ, громких арестов, бравурных речей и телевизора с одними и теми же лицами… Жителям не хватает простых ответов и понятных планов на будущее. Именно на этом фоне и поднялась волна обсуждений по теме отставок губернаторов в регионах. Столько слухов и предсказаний не было никогда, чему, собственно, и сам глава региона дал сильный повод, находясь на внеочередном отдыхе в больнице. Но не больница, конечно, является причиной накопившейся эмоциональной усталости населения. Да и сам глава региона давно набрал опыта, стал матёрым политиком, приобрёл уверенности и имеет желание новых преобразований, хочет и может продолжать управление регионом. Но мне кажется, он также понимает, что единая команда уже не складывается. И не складывается она скорее уже не только по причинам вышеописанным, но и, наперво,  в отсутствие единого вектора, значимой понятной повестки на год, десятилетие. И это – вызов, с которым Чувашия и её уставшие граждане входят в Новый 2020 выборный год.

 

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

В Чувашии есть два периода подведения итогов. Первый период связан с Новым годом, второй – с праздником Акатуй и Днём республики. В регионе с аграрными традициями месяц июнь — всегда время подведения итогов и формирования задач на следующий год. Вот и сейчас наблюдается определённый всплеск активности перед Днём республики – участие главы региона на ПЭМФ, участившиеся поездки главы в Москву, деловой завтрак главы с бизнес-сообществом, проведение культурного форума.

Особое внимание к региону привлекают и внешние события — приезд полпреда Президента в ПФО Игоря Комарова, встреча главы Чувашии с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым, допинг-скандал.

В регион пришла новая повестка – это и снижение позиции Чувашии в рейтинге инвестиционного климата регионов, необходимость исполнения национальных проектов и, конечно, новая методика оценки деятельности губернаторов по 15 критериям. Все эти изменения определённо меняют местные сценарии поведения и управленческий ландшафт. Именно отсюда растёт возросшая активность губернатора, а также слухи о назначении новых министров.

Если сам глава региона и показывает решимость к новым изменениям и перезагрузке, и вообще даже находится на острие современной повестки, то вся сама управленческая команда, весь истеблишмент и будущий электорат напротив настроены выжидательно, а порой совершают и обратно направленные действия. Конечно, сам центр сегодня лишает губернаторов любого политического влияния, но повышает свою ответственность за регион. Да и вся политика региона синхронизирована с федеральным центром, сами функции губернаторов сводятся к обеспечению определённого минимума.

Однако в руках губернатора всегда остаётся ресурс – это личное влияние и умение договариваться. Но при отсутствии такой практики в регионе и вообще такого договорного института (в регионе до сих пор нет такой дискуссионной площадки, нет точки кипения) – подобный диалог не удаётся. Это показывает, например, протест против прихода китайских инвесторов — свидетельство не только низкой договороспособности, но и показатель некоего народного недовольства. Местные выступают против китайцев не потому, что они против китайцев, но главным образом протест основан на  возможности проявить свою неконструктивную, но всё же позицию.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

Послевыборная эйфория в Чувашии сменилась политическим штилем. Новое очередное затишье сопровождается обилием привычных заседаний и совещаний. И уже ничто не способно расшевелить это положение вещей. Ни ситуация вокруг концерна Тракторных заводов, ни самые низкие зарплаты в ПФО, ни обсуждение Стратегии-2035, ни архитектурный воркшоп по развитию городских территорий, ни скандал со строительством сауны. Даже важнейший транспортный вопрос не привлёк к себе столько внимания, сколько удалось это сделать жёлтым тюльпанам чувашской весны 2018.

Информационная политика главы администрации, выстроенная в модели повсеместного присутствия руководителя, привела к переполнению информационного поля. Глава как бы присутствует везде (в газетах, радио, ТВ, даже Instagram недавно появился), но его в тоже время и нет. Нет его очевидного и однозначного последнего слова в решении стратегических и важных вопросов по развитию территории. И надо отметить, такой подход в нынешней вялотекущей среде даёт очевидные выигрышные очки. Пока министерства и городские администрации увлечённо решают вопросы реформирования отраслей (нынешняя транспортная реформа), информационная поддержка города определённо начинает давать сбои и уже выливается в очевидные промахи. На фоне тихой, размеренной, спокойной жизни высшего республиканского истеблишмента, заявленные городские мегаинфраструктурные проекты звучали как шумные, яркие выстрелы фейерверков. Определённо город перехватил информационную повестку, привлёк к себе внимание, сформировал ожидания у широкой аудитории. Однако именно сейчас город сталкивается с информационными трудностями. И причина трудностей тут совсем не в городской информполитике. Корень всех затруднений кроется всё также в плоскости повсеместно проникшей обыденности, формальности и конъюнктурщины. Сегодня на территории прижилась модель, когда республиканские власти вызревают и ожидают, а городские осваивают и огребают.

Вроде бы вот оно — настало то время, когда выборы позади и уже можно смело запускать широкий дискурс по обсуждению реформ в Чувашии. Но нет, ничего не происходит… И ничто не способно изменить этой ситуации, ни 550-летие города, ни 100-летие Чувашской автономии, ни 170-летие И.Яковлева. Жители «накушались» отчётными историями –Акатуями и днями республики. Формат мероприятий устарел и требует нового контекста. Конечно же, и региону, и жителям нужны широкие глубокие обсуждения и исследования, новые сценарии развития территории.

У главы региона есть время и возможности, чтобы проявить себя и заявить о себе свежо и ярко — с новой политикой, с новыми кадрами, с новой реформой. Чтобы все жители Чувашии достойно встретили юбилей и вписали своё имя в историю.

 

Сентябрь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2017)

Ладыков Алексей Олегович – весьма значительное явление в городском пространстве. Он задаёт тон и динамику муниципального развития. И если несколько лет назад это был ещё осторожный администратор, то сегодня это амбициозный стратег, в чьих руках собраны серьёзные ресурсы, укомплектована своя боевая команда управленцев. Людей со стороны здесь нет, все проверенные, все свои. На всех ключевых позициях в городе назначены руководители, напрямую ответственные перед Ладыковым. Их редко можно увидеть в эфире телевидения, их удел – бескомпромиссное техническое исполнение задач. В этой команде нет места лирике и дискуссиям – тут нужны kpi, плановые «освоения» бюджетов и недопустимость срывов сроков. Есть такой выразительный образ из постсоветского прошлого — «пацан сказал – пацан сделал». В таком ярком ракурсе Ладыкова также поддерживают и депутатский корпус и представители бизнеса города – хотя по-большому счёту это одно и то же. Растёт доверие к Ладыкову и среди горожан – за последние месяцы в городе появились серьёзные объекты – впервые за последние 10 лет построена самая большая в республике городская школа, к началу летнего сезона реконструировали первую часть набережной Волги и открыли её для горожан (до 17 тыс. отдыхающих в день), запущена в эксплуатацию первая часть заново отстроенного главного моста города – Московского моста, отремонтированы и расширены основные автодороги города (программа «Безопасные и качественные дороги») – в 2017 году – 27 дорог длиной 28 км, в 2018  запланировано ещё 17 дорог длиной 38 км. Горожане не на словах, а на деле могут «пощупать» все эти объекты. Надо отдать должное, всё, что связано с наличием бюджета в проектах, у Алексея Олеговича выходит ровно к сроку, а сданные объекты выглядят во многом лучше, чем были ранее. Конечно, такие успехи в городе – это всегда политический вопрос уровня республики. А вот тут и возникают вопросы общего недопонимания. В регионе не сложилось единое пространство для общественной дискуссии «куда региону развиваться дальше», зато прижились две альтернативные повестки – муниципальная (чебоксарская) и региональная (чувашская). Они живут каждый своей самостоятельной жизнью — порой они взаимоисключают друг друга, иногда дублируют, но точно не дополняют и не являют собой целое. Корень такого положения также находится и в муниципалитете и связан, конечно, с будущим Ладыкова, который перерос простого исполнителя и уже сформировал образ ответственного, энергичного, сильного, но главное — независимого управленца. И я уверен, Ладыков как никогда понимает, что он подошёл к определённому рубежу, за которым начинается новая школа – политическая, в которой далеко всё не так прозрачно и интуитивно.