Дитятев Григорий Германович
Социолог, журналист (г.Архангельск)
Комментарии эксперта:
Январь 15, 2015| Регионы России: Рейтинг губернаторов (Декабрь, 2014)
Полагаю, позиции Игоря Орлова за прошедший период окрепли. Спокойное и уверенное принятие бюджета, в целом успешная работа с «федералами», благодаря чему бюджет пополняется очень важными миллиардными бюджетными кредитами, наконец, какое-то успокоение в противостоянии с мэром Архангельска – все это свидетельствует об укреплении позиций губернатора.
Конечно, обстановка в регионе, мягко говоря, непростая и не всегда связана с известными федеральными проблемами. Проходившие в начале ноября акции протеста под эгидой профсоюзов показали, вопреки утверждениям социологов, что база для массового недовольства уровнем жизни имеется. Цены в магазинах на продукты повседневного спроса выросли примерно на треть, но порой галопируют по совершенно неизвестным причинам. Почему, цена на основной продукт для многих северян — треску кое-где выросла вдвое и превышает 200 рублей. Или, к примеру, почему явно «эсэнгэшная» хурма также стоит около 200 рублей в некоторых торговых сетях? С каким курсом доллара и евро это связано никто уже не объясняет. Ясно, что импульсы для повышения цен, как и Первая отечественная финансовая война с вероломным нападением доллара исходят из Москвы, и меры должен принимать ФАС.
При этом важно отметить, что резкое ослабление рубля, как и в 1998 году, дает для промышленности Архангельской области и, что самое главное, для Архангельского морского порта неплохие шансы на развитие. Продукты деревообработки, древесные пеллеты, целлюлоза, сырье для производства картона – все это может найти новые рынки сбыта даже в условиях санкций-антисанкций. Если бы не одно «но» — резкие колебания курса доллара «туда-сюда» опасны в такой ситуации, так как крайне затрудняют адекватное ценообразование. По крайней мере, по итогам 11 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт из Архангельска снизился почти на 15 процентов, а импорт так просто «провалился» — сократился почти на две трети.
Финансовый и экономический кризис привносит новые требования: способны ли чиновники создать заслон для неупорядоченного роста цен на товары первой необходимости, как-то повлиять на кредитную политику банков на местах, не допустить обвала экономики — такова новая повестка дня, с которой Архангельская область входит в 2015 год. И это значит, что в наступающем новом году критерии эффективности региональной исполнительной власти будут уточняться и, вместе с тем, станут понятнее для всех.
Октябрь 20, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Октябрь, 2014)
В последнее время, несмотря на (к сожалению!) привычные сложности в коммунальной сфере, в Архангельске наблюдались изменения в лучшую сторону. Был завершен ряд нужных городу объектов, в том числе и долгостроев в отдаленных районах города (ФОК в Маймаксе, баня в поселке 2-го лесозавода). Пожалуй, самым главным свершением следует признать введение электронных пластиковых карт-билетов в общественном транспорте, пока что для пожилых людей, а в перспективе для всех льготных категорий. Архангельский городской транспорт – это в основном ПАЗики и ГАЗельки, так что степень удобства, конечно, высокой назвать сложно. Но здесь следует учитывать анархию с пассажироперевозками в областном центре. Еще совсем недавно перевозчики-нелегалы отказывались принимать льготные талоны, выпускаемые мэрией. Сегодня же, судя по всему, проблема каким-то образом решена. Значит, пожилых людей, инвалидов теперь со скандалами уже не ссаживают. Как бы там ни было – это прогресс. И все же Виктор Павленко в сентябре ослабил свои позиции. А в перспективе они могут оказаться окончательно подорванными среди региональной политической элиты. Причина проста – упорное неприятие мэром региональной редакции ФЗ 136 и, в значительной степени по этой причине, обострение политического противостояния с Правительством Архангельской области и депутатами Архангельского областного Собрания. В последнее время конфликт переместился и на некоторых депутатов городской Думы, недавно еще считавшихся его политическими соратниками. Серьезное поражение Виктор Павленко испытал в середине сентября. На сессии областного Собрания депутаты подавляющим большинством голосов – 49 «за» — утвердили в первом чтении региональную редакцию ФЗ 136, согласно которой руководителей местных администраций теперь будут выбирать местные собрания из кандидатур, предлагаемых конкурсной комиссией, в состав которой входят представители губернатора, Общественной палаты и местного собрания. Губернатор Игорь Орлов, воспользовавшись жесткой и негибкой позицией мэра перехватил инициативу и провел встречу с депутатами городской Думы, на которой в обмен на обещание возобновить программу развития областного центра смог добиться, по меньшей мере, нейтральной позиции городского представительного органа. Проблема здесь и в том, что видный единоросс Виктор Павленко, по сути, поддержал оппозицию в лице «Справедливой России» и КПРФ, которые, разделяя установки центральных партийных органов, голосовали против предлагаемых новшеств или же воздержались. Тем самым член Президиума регионального Политсовета «Единой России» Павленко вновь рискует своей политической карьерой. Едва ли забыт его негативный опыт прошлого: в 2007 году Павленко уже исключали из рядов «медведей» и восстановили, причем, по-видимому, с нарушением Устава партии. Понять причину, по которой архангельский градоначальник, открыто заявлявший о своих губернаторских амбициях, противодействует наметившемуся федеральному тренду на усиление «вертикали власти», идет на конфликт не только с губернатором, но и большей частью политической элиты региона, достаточно сложно. Скорее всего, кого-то из близкого окружения архангельского мэра складывающаяся ситуация беспокоит, заставляет нервничать. В самом деле, досрочные губернаторские выборы в Архангельской области могут пройти уже в следующем году, а принятие поправок в устав муниципального образования также требует времени. Если проблема в том, что менее 2 процентов жителей региона доверяют местной власти, как показывают последние социологические исследования, проведенные правительством региона, то едва ли целесообразно в этих условиях доказывать ценность и демократизм процедуры прямых выборов. И потом — редакция закона такова, что не требует незамедлительного отстранения от власти действующих мэров или же перевыборов депутатского корпуса.