Викторов Михаил Юрьевич

Президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования. Член Общественного Совета при Минстрое РФ

 

 

 

Комментарии эксперта:

29 июня, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2022)

Стройка – это локомотив, который тянет за собой до 10-12 смежных отраслей, способствует росту числа рабочих мест, упрочнению налоговой базы, социальному развитию в целом. Поэтому те регионы, которые уделяют пристальное внимание развитию строительного блока, инвестиционного блока, как правило, занимают верхние позиции рейтингов.

Май-июнь этого года можно охарактеризовать как определённую точку нового отсчёта для регионов, где понятие «импортозамещение» по многим параметрам из дискуссионных сфер перешло в конкретные решения, которые применяются на практике в проектировании и строительстве. Изменились логистические пути, есть понимание замены тех или иных позиций с учётом российских и белорусских производств, стран азиатского направления.

Совершенно чётко сложилось понимание, как действовать в области развития IT, развития программного обеспечения. Благодаря поддержке Минстроя России, НОТИМ выполнил свою основную задачу по объединению всех ключевых разработчиков ПО для проектирования и строительства. Сейчас мы ведём планомерную работу по информированию наших российских компаний обо всех прикладных сервисных возможностях.

Хочу отметить, что многие регионы уверенно выходят на лидирующие позиции благодаря тому, что они не являются потребителями тех или иных разработок федеральных компаний, а активно инициируют создание своих платформ и сервисов. Можно отметить большой потенциал Москвы. Понятно, что Москва – конгломерат, где стройка всегда на первом месте, а цифровое сервисное обслуживание строек уже работает не первый год. Поэтому многие девелоперы и инвесторы высоко оценивают комфортность работы в Москве.

Эффективность цифрового контроля стройки высока и в Московской области, с которой НОТИМ также тесно сотрудничает: сегодня полная цифровая картина есть по каждому строительному объекту Подмосковья. Это впечатляет и нуждается только в одном – в тиражировании.

Поэтому НОТИМ делает ставку на регионы, где способствуют отечественной инициативе. Один из лидеров этого движения – Санкт-Петербург, там уже реализуются первые отечественные проекты, в том числе социального направления: например, построен детский сад, который прошёл экспертизу в цифровом формате. 29 июня в Екатеринбурге открывается III Объединенный Евразийский Конгресс «Тим-Сообщество 2022. Люди. Технологии. Стратегия», где передовые с точки зрения внедрения отечественного софта регионы расскажут о своих наработках. Кстати, в самом Екатеринбурге уже открыта школа, которая спроектирована с применением российского ПО.

Важно отметить, что порой ключевую роль играет не столько бюджетная составляющая региона, а его лидеры, люди, команды единомышленников, которые действуют активно, маневрируя в рамках тех финансовых возможностей, которые у них есть. Главное – желание действительно сделать российские разработки базовыми для всех участников отрасли, а ключевая задача – после обкатки цифровой среды в российском стройкомплексе переходить к активному освоению международных рынков. В первую очередь это Азия, Индия, страны БРИКС. И региональные лидеры своей поддержкой, энергией, в этом движении играют немаловажную роль.

 

28 февраля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2022)

С 1 января 2022 года технологии информационного моделирования стали обязательным условием для проектов с государственным участием. Согласно официальной информации, около 70 регионов Российской Федерации отчитались перед Минстроем России о готовности к переходу на ТИМ. Некоторые регионы действительно готовы, они сформировали собственные подходы и имеют реальный опыт. Это Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Республика Татарстан, то есть традиционно инновационные регионы. Есть определённые компетенции в Красноярске, демонстрируют хорошие наработки внедрения Тюмень и Хабаровск. С другой стороны, есть опыт первых месяцев, свидетельствующий о том, что возникает масса вопросов, нюансов, как только из теории надо переходить к практике: подготовить техническое задание, провести конкурс, установить требования к цифровой модели или степень детализации.

Появляется прямая потребность посоветоваться, проконсультироваться, изучить нормативную базу. Отмечу, что Минстрой не принял жёстких приказов, зажимающих тот или иной процесс, но создал достаточное нормативное поле, чтобы ТИМ развивались. В реализации реальных проектов важнейшую роль играют формальные документы, так называемые мандаты и регламенты, которые помогли бы управлениям капстроительства, заказчикам формировать первичные документы для организации конкурсных процедур. НОТИМ, как центр компетенций, сейчас нацелен на очень активную работу с регионами. Мы готовы рекомендовать и предоставлять кейсы типовых наработок для тех или иных конкурсных процедур, знакомить с организациями, обладающими широкими компетенциями на основе конкретных разработок проектов, прошедших «живую» стройку.

Очень важно в этом году наладить обмен опытом так, чтобы в кратчайшие сроки все регионы могли получить ответы на конкретные вопросы — это задача, которая ставится Минстроем России. Поэтому принято решение о проведении достаточно масштабного общероссийского мероприятия в Санкт-Петербурге 15-16 марта, на который НОТИМ и Минстрой приглашают, в том числе в онлайн-формате, руководителей регионов, специалистов, представителей муниципальных управлений капстроительства, экспертиз. Ключевые темы – подготовка кадров, технологии и процессы. Мы будем рассказывать, как выстроить процессы подготовки документации, проведения курсов, передачи документов в производственный блок заказчику, генподрядчику. Технологии и обеспечение ПО – также очень актуальная тема, потому что, внедряя «цифру», мы должны думать о безопасности страны и строек. Поэтому готовим обзор лучших отечественных разработок в сфере IT.

 

28 октября, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2021)

Цифровая трансформация охватила подавляющее большинство процессов жизнедеятельности общества. И сегодня, во многом, успехи в экономической сфере и часто на социальном поприще зависят от того , насколько автоматизированы процессы в промышленности и сфере услуг, насколько удобна и комфортна жизнь людей, насколько приспособлено управление к новой реальности, где все больше «удаленки», и где именно высокие технологии определяют благополучие общественного климата.

Переход на цифру во многих субъектах Российской Федерации, конечно, очень сильно зависит от степени участия первого лица – руководителя региона. Сегодня для глав регионов даже просто необходимость погружения в эту тематику очень важна, поскольку ресурсы, прежде всего денежные, всегда ограничены.

Важно грамотно расставить приоритеты по финансированию – государственные информационные системы обеспечения государственной деятельности (ГИСОГД), степень её заполнения. Порой это не вопрос денег – есть обкатанные формы, подрядчики, которые сделали это в десятках регионов. Но политическая и организационная воля, когда разные ведомства региона должны действовать синхронно, с учётом изменения информации, ее заполнять, зависит исключительно от главы региона.

Следующий важный момент, на котором необходимо сфокусироваться главам – переход самих заказчиков на применение технологий информационного моделирования. С 1 января 2022 года вся документация строительных проектов, реализуемых с бюджетным участием, должна быть выполнена с применением технологий информационного моделирования. Это качественно важный шаг вперед всей строительной отрасли. Потому что пока, начиная с Москвы и заканчивая дальними регионами, сегодня повсеместно отмечается низкое качество проектной документации. При этом потребность в качественном строительстве неизменно растет. Именно губернатор должен быть заинтересован в качестве этой документации, поскольку удорожание строительства за последние два-три-четыре года – это не только материалы. Это и многочисленные ошибки в проектировании, которые приходится исправлять. Как результат появляются дополнительные соглашения к тем или иным контрактам, увеличение сроков – а это всё бюджетные деньги. Оценить необходимость, расставить приоритеты, подготовить людей, заставить в какой-то степени, направить, найти ресурсы на обучение, на оборудование рабочих мест – всё это зависит от организационной воли первого лица. В ряде случаев эффект достаточно быстрый, через год-два видна та экономия и более чёткая работа с меньшими ошибками. Субъект федерации в итоге получает самое главное – достроенные объекты, хорошие темпы стройки, хорошую дисциплину, в том числе и в части генподрядных и подрядных организаций.