Ветренко Инна Александровна
Доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий северо-западного института управления РАНХиГС.
Комментарии эксперта:
23 декабря, 2021 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2021 года)
Как всегда, главу Санкт-Петербурга Александра Беглова проверяет на прочность известный политический мем, который родился ещё зимой 2019 года – шутили по поводу «лопаты Беглова». Сейчас, в начале зимы 2021-го, ситуация примерно повторяется. Европейский город Санкт-Петербург снова завалило снегом, город оказался к этому не готов, у нас начался коллапс. В плане управления городским хозяйством, к сожалению, ничего не изменилось у Александра Дмитриевича Беглова. Третий год пребывания у власти его ещё не научил, что в Петербурге тоже бывает зима, снег. Коммунальные службы работают крайне плохо.
С другой стороны, Беглову наконец-то удалось расставить на главные политические диспозиции своих людей в городе. Это не только выходцы из разных регионов страны, не только из Санкт-Петербурга. У него здесь уже более-менее сложилась команда, нет текучки и перекладывания ответственности с одного чиновника на другого.
При этом Беглов не вышел в лидеры во время избирательного цикла-2021. Губернаторы, как правило, были «паровозами» на этих выборах в законодательные собрания, в Государственную Думу, а Александр Дмитриевич из этого политического пространства выпал. Он не «работал паровозом», несмотря на то, что очень активно влиял на сам ход избирательной кампании, особенно в отношении воздействия на городскую избирательную комиссию. Но и здесь, к сожалению, руководитель северной столицы потерпел полное фиаско: не удалось ему заменить главу горизбиркома перед выборами, навести до конца порядок. Опять город оказался в эпицентре скандалов, связанных с фальсификациями и дискредитациями на выборах. До сих пор рассматриваются судебные иски, идут разбирательства, и многие кандидаты опротестовывают итоги выборов. Только поменять главу горизбиркома – мало, нужно всю команду менять, а времени на это не было. Может быть, к следующему электоральному циклу что-то изменится.
При этом Беглов не утратил своё влияние перед федеральным центром: как преференции, субсидии Санкт-Петербургу давались, начиная с 2019 года, чтобы поддержать градоначальника, так всё и продолжается.
Более-менее удалось навести порядок в отношении борьбы с коронавирусом. Питер перестало лихорадить, работает система здравоохранения, в случае необходимости из-за высокого роста заболеваемости быстро разворачиваются медицинские пункты по оказанию помощи и дополнительной вакцинации. Сейчас даже сворачивается один из пунктов, потому что город справился с этой ситуацией.
Также губернатор перестал пользоваться крайними мерами – такими, как полный локдаун, как это было в прошлом году. В Питере критически большая доля малого и среднего бизнеса обеспечивает налоги и вливания в бюджет. Полным локдауном их очень подкосили. В этом году Беглов уже научился избирательно подходить к введению мер, стал слушать здравый петербургский бизнес – здесь есть много общественных организаций, представляющих интересы деловых кругов, много политиков в бизнесе. Они идут на переговоры для того, чтобы более-менее облегчить нагрузку на них и не уходить в полный локдаун. Эти изменения я бы оценила позитивно.
В целом плюсы и минусы в деятельности главы Санкт-Петербурга – примерно в одинаковом количестве: можно сказать, пришло определённое равновесие.
Май 29, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)
Самый опасный период для омского мэра, длившийся с января по апрель 2019 года, когда Оксану Федину наблюдатели активно «отправляли в отставку», миновал. Определённые ожидания экспертов были связаны с рождением ребенка у Оксаны Николаевны, именно поэтому местный истеблишмент предполагал, что она уйдёт в отставку. Но этого не произошло. Оксана Фадина осталась в строю.
Но теперь, по окончанию деликатного этапа в жизни омского мэра, ранее сохранявший молчание, губернатор Бурков высказал своё мнение насчёт работы Оксаны Фадиной. Наверное, впервые омский губернатор, которого воспринимали частью тандема с Оксаной Фадиной, а её считали креатурой Буркова, позволил себе весьма резкую критику в адрес руководителя региональной столицы.
Причиной критики стало состояние города, его благоустройство, точнее отсутствие такового, к 1 и 9 мая. Город был признан губернатором грязным, захламлённым, в котором наблюдается полное отсутствие порядка (исключая центр) и отсутствие соответствующего украшения к важным мероприятиям — государственным праздникам по случаю Дня Первомая и Дня Победы. Эта критика получила широкий резонанс в местных СМИ, которые даже заговорили о том, что тандем Бурков-Фадина рушится и высказали предположения, что в отношении Фадиной будут предприняты какие-то меры.
Но на самом деле, на мой взгляд, Фадиной ничего не грозит. Странно отправлять в отставку мэра на основании только лишь неубранного города.
Однако других поводов для отставки г-жи Фадиной действительно предостаточно. Приходится констатировать, что за последнее время ситуация в городе в лучшую сторону не изменилась. Это та же провальная кадровая политика — текучка и постоянное движение из регионального правительства в город, а из города — в регион. А, между тем, рычаги и возможности у Оксаны Николаевны есть: и для того чтобы создать команду, а не заниматься только оперативным управлением. У нее нет стратегии, системности в управлении. И, к сожалению, отсутствует компетентная команда, на которую она может положиться.
Крайне плохо работают коммунальные службы, город ощущает и многочисленные проблемы в транспортном обслуживании — непродуманно сняты или перенаправлены некоторые маршруты, о чем не угасают дискуссии среди пассажиров общественного транспорта в сети Интернет. Город по-прежнему задыхается в несанкционированных свалках мусора в районе частного сектора. Не решены стратегические вопросы, связанные с инвестиционной привлекательностью региона – нет новых проектов, на которые надеялись наблюдатели, потому что разговор, с приходом Фадиной в мэрию, о новой инвестиционной политике города и региона запомнился многим. Но проекты так и не появились. Поэтому, к сожалению, позитивную оценку деятельности Оксаны Николаевны Фадиной дать не могу.
Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)
Виктор Назаров был у нас определен как глава субъекта федерации еще в мае 2012 года по старой системе, и в общей сложности находится у власти более трех лет. За это время вырисовалась одна его проблем – нехватка легитимности, поскольку всенародно его не избирали. И видимо для преодоления нехватки легитимности Виктор Назаров попросил о досрочных выборах. Замечу, что возможным это было только в этом году. В прошлом году на выборы ему было идти еще рано, прошло только два года, а в следующем уже поздно, поскольку в 2017 истекает срок его полномочий.
Что касается самой избирательной кампании, она была чистая в плане технологий и достаточно конкурентная в сравнении с другими субъектами федерации, где проходили выборы. Было зарегистрировано пять кандидатов от 5 политических партий. Он одержал победу в первом туре, что и предполагали многие эксперты. Следующий за ним кандидат от КПРФ занял второе место, но с большим отрывом: если Виктор Назаров набрал около 60%, то Олег Денисенко набрал 28%. В общем, такой исход примерно и предполагался, хотя коммунисты нарочито заявляли о возможности второго тура. Единственное, что омрачило выборы губернатора – это явка. Выборы губернатора были совмещены с муниципальными выборами и это давало надежду, что совмещение привлечет внимание избирателей к муниципальным выборам и повысит явку. Явка составила 33,8%. Но если в районах избиратели приходили достаточно активно – выборы посетил практически каждый третий – то по Омску явка была гораздо ниже. Я считаю, что несмотря на среднюю явку по регионам России для Омской области явка на губернаторских выборах была низковатая.
По ситуации после выборов, могу сказать, что буквально 2 ноября губернатор обнародовал указ о составе нового правительства, и в плане технологии формирования команды использовался новый подход. За три с лишним года работы губернатор часто критиковался за отсутствие единой команды: практически все министры в регионе сменились по несколько раз. И Виктору Назарову указывали на то, что в кадровом плане он не ведет системной работы. Сейчас он разделил фронт работы правительства на 4 блока, назначил и озвучил персоналии четырех заместителей губернатора, и заявил о том, что возможно появление пятого заместителя в случае, если будет необходимость в отдельной позиции для эффективной работы с главами муниципальных районов. Четырем озвученным вице-губернаторам Виктор Назаров поручил сформировать в течение недели состав кабинета министров. Вице-губернаторы свою работу выполнили, и практически все предложенные ими кандидатуры вошли в состав нынешнего правительства. Сейчас появился и пятый заместитель губернатора, который занимается социальной политикой. Управлением территорией и внутренней политикой в Омской области тоже занимается отдельный губернатор. Из пяти заместителей губернатора один находится в статусе первого, все они не имеют совмещений с другими должностями. И надо сказать, что это не самое большое количество заместителей, в среднем в регионах России губернаторы имеют по 6-7 заместителей. Появились и противники такого количества заместителей в нашем регионе, заявляющие о том, что все они без портфелей, тогда как до этого у нас были заместители, совмещающие должности министров, что якобы могло бы сэкономить средства. Но здесь стоит говорить не столько об экономии, сколько об эффективности управления, которой до этого не было. К началу ноября кабинет министров устоялся, и примерно на 40 процентов министры были заменены. К сожалению, не были озвучены причины замены тех или иных министров, был ли проведен мониторинг их эффективности и почему их отправили в отставку. Сама система формирования правительства была открытой, а в отношении конкретных назначений тоже много вопросов. Было заявлено, что работала кадровая комиссия, которая оценивала все предложенные кандидатуры для вхождения в новое правительство, но кто в нее входил и каковы критерии отбора – информация закрытая.
Есть и еще новшества, теперь аппаратом губернатора руководит не вице-губернатор, а отдельный человек, что на мой взгляд, правильно.
В содержательном же плане, политика управления регионом только еще формируется и трудно сказать, получил ли Виктор Иванович ту легитимность, о которой мечтал, пройдя через выборы. На это еще нужно время.
Июль 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2015)
Политические позиции в нашем регионе достаточно стабильны и, я бы даже сказала, есть тенденции их усиления. Это естественно, потому что область находится в состоянии досрочных губернаторских выборов, которые состоятся 13 сентября текущего года. Власти и исполняющему обязанности губернатора, который выдвинут через праймериз Единой России в качестве кандидата, приходится активно заниматься репутационным и имиджевым продвижением региона. Однако в экономике при этом позитивных изменений никаких. Не решена проблема привлечения новых инвесторов, не решили мы и проблему с рядом объектов, которые не вошли в федеральную программу 300-летия г. Омска, которое будет в 2016. Тут можно упомянуть такие значимые для города объекты, как Омскую крепость, библиотеку в центре города и другие. Здесь все остается стабильно низко по показателям. В социальном аспекте, а именно в здравоохранении и образовании укрепляются управленческие позиции. Во многом толчок этому дал Форум, который проходил в Омске в июне. На него приезжала Валентина Ивановна Матвиенко, его тематика как раз касалась вопросов поддержки социального предпринимательства и НКО. Для социально ориентированных НКО это стало хорошей площадкой для заявления о своих проектах. И я так понимаю, что многие проекты правительством замечены. И в перспективе найдут практическую реализацию. Так что здесь изменения позитивного плана есть.