Чураков Андрей Анатольевич

Политолог, директор Архангельского независимого центра аналитики и прогнозирования «Эксперт»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Характеризуя губернатора как некий институт власти, приведу формулировку, которую неоднократно слышал в разных кабинетах и от разных людей.

Архангельская область получила устойчивое определение как регион «с утраченной управляемостью». И это определение наиболее точно характеризует деятельность архангельского губернатора Игоря Орлова.

Последний год можно назвать абсолютной черной полосой в биографии губернатора: одна неудача следует за другой, провал сменяется провалом. Вспомним, что не слишком утешительные результаты получила партия власти, список которой возглавлял губернатор на прошедших выборах 9 сентября, когда избирался новый состав архангельского областного собрания депутатов. По факту «Единая Россия» получила 24 мандата или 53% мест в региональном парламенте, но сами по себе результаты голосования, и особенно результаты выборов муниципального уровня, которые состоялись в тот же день, говорят о существенном разочаровании жителей региона в политике, которую пытался здесь проводить Орлов, в тех инициативах и начинаниях, которые декларировала партия «Единая Россия».

Безусловно, в очень большой степени влияние на результаты выборов оказала и федеральная повестка, прежде всего, изменения в пенсионном законодательстве. Но, тем не менее, вторая по значимости тема, которая определила исход избирательной кампании текущего года, связана именно с инициативой лично Орлова.

Именно Орлов дал согласие на превращение Архангельской области в регион, где планируется размещение большого объема бытовых отходов из Москвы. Эта тема сыграла, на мой взгляд, не менее значимую роль, нежели пенсионная проблематика. Это первый значимый минус последних двух месяцев.

Неудачей завершилась ещё одна инициатива губернатора по привлечению в Архангельскую область транспортных средств (специальных судов), которые планировалось использовать в период, когда река перестает быть судоходной — во время ледостава и ледохода. Спецсуда могли бы доставлять людей на островные территории. Пять лет они находились в Архангельске, а в сентябре их в судебном порядке пришлось вернуть поставщикам на завод-изготовитель, поскольку выяснилось, что они не отвечают условиям безопасности и не могут эксплуатироваться в условиях Архангельской области. В этом проекте была личная заинтересованность Орлова и губернатор её не скрывал.

Третий момент, оказавший влияние на восприятие эффективности работы губернатора — это пресловутый проект, который он продвигал на протяжении нескольких лет: строительство железнодорожной магистрали «Белкомур». В очередной раз кроме разговоров об этом проекте никаких решений не принимается и, несмотря на то, что Орлов обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос о включении проекта «Белкомур» в стратегию пространственного развития РФ, и вроде бы Медведев даже обещал подумать, тем не менее, все понимают, что данный проект находится в стадии абсолютной стагнации, и интереса со стороны инвесторов, а самое главное со стороны РЖД как основного эксплуатанта такого рода проектов, не вызывает. Более того, в РЖД категорично заявили, что как минимум до 2030 года они не будут рассматривать этот проект ни в каком виде. Плюс ко всему, свежи в памяти заявления Орлова о договоренностях по «Белкомуру» то с китайскими инвесторами, которые якобы готовы вкладывать миллиарды, то о неких заинтересованных инвесторах, желающих выкупить долю Республики Коми в акционерном обществе «Белкомур», которых губернатор знает лично, но не может назвать. В итоге торги объявлялись трижды, но никто так и не обозначил интерес к акциям «Белкомура».

Надо также отметить, что среди региональной элиты, озабоченной будущим Архангельской области, высокий уровень тревожности вызван тем, что на два года Орлов опоздал с представлением Стратегии развития Архангельской области, которая, по идее, должна уже работать. Этот документ до сих пор не утвержден, хотя срок его готовности в соответствии с решением Областного собрания был обозначен 1 января 2016 года. Надо сказать прямо, работа была провалена и не только по срокам, но по сути. Представленный общественности проект Стратегии по своим характеристикам не соответствует требованиям федерального законодательства о стратегическом планировании, и экспертами характеризуется словом «профанация». Несмотря на то, что в структуре правительства региона было сформировано специальное агентство, ответственное за разработку Стратегии, губернатор Орлов неоднократно подчеркивал, что именно он отвечает за ее создание. Таким образом, можно констатировать факт, что провал в стратегическом планировании — еще один существенный минус в оценке работы лично Орлова.

В общественном мнении сформировались настойчивые ожидания, что губернатора должны сменить, если не в ближайшие 2-3 дня, то в ближайшие 2-3 недели. Народ уже устал ждать. В Архангельской области каждую неделю идут протестные мероприятия, связанные с мусорной проблематикой. Митингует Юг области, где, несмотря на все протесты и грубейшие нарушения законодательства, в том числе и уголовного, продолжается строительство мусорного могильника на станции Шиес. Митингует Северодвинск, где региональные власти упорно продавливают создание мусорного полигона рядом с городом в непосредственной близости от тысячи дачных участков жителей города корабелов. В прошедших общественных слушаниях по данной проблематике присутствовало полторы тысячи жителей. Люди в течение 6 часов обсуждали этот вопрос, и в итоге 1100 человек проголосовало против строительства свалки, и только 39 человек высказались за.

Митинги проходят и в областном центре. Архангелогородцев особо возмутила откровенная ложь, прозвучавшая из уст губернатора. В ходе избирательной кампании губернатор, отвечая на вопрос о том, что происходит на станции Шиес, публично заявлял, что никаких договоренностей с другими регионами о размещении мусорных отходов в Архангельской области нет и быть не может, а 18 октября дезавуировал своё заявление на презентации проекта мусорного могильника, сказав, что правительство региона планирует размещать на территории Архангельской области не только твердые коммунальные отходы из столицы, но также и из других регионов.

Эта откровенная ложь абсолютно уронила уровень доверия к исполнительной власти, как персонально самого Игоря Орлова, так и правительства Архангельской области в целом. Можно сказать, что в Архангельской области сформировалось гражданское сопротивление. Сегодня на митинги согласованно выходят представители различных общественно-политических сил, начиная от активистов экологических движений и заканчивая депутатами областного и муниципального уровня от разных партий. Главным лозунгом на этих публичных акциях стало требование отставки губернатора.

Очень нелицеприятные высказывания по «мусорной» теме в адрес губернатора высказал депутат Госдумы от партии «Единая Россия», представляющий Архангельскую область Андрей Палкин. В своём интервью он публично обвинил Орлова в попытках превращения Архангельской области в «московскую помойку». На что губернатор смог лишь ответить, что единоросс работает против интересов своей же партии. Данная публичная пикировка свидетельствует о наличии в регионе масштабного внутриэлитного раскола.

Данный тезис подтверждает и конфликт, произошедший на последней сессии областного Собрания. Попытка губернатора продавить сразу в двух чтениях законопроект о перераспределении полномочий от муниципалитетов к правительству области, позволяющий без учета мнения населения определять места расположения мусорных полигонов, вызвала резкое неприятие со стороны депутатов. Представители КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР в знак протеста демонстративно покинули зал заседания, отказавшись поддерживать антинародный законопроект. Голосов «Единой России» оказалось достаточно для принятия закона в первом чтении.

Почему Орлов до сих пор является губернатором? Этот вопрос задают себе жители региона на протяжении уже многих месяцев. Вполне вероятно, что на данный момент просто нет желающих взять на себя ответственность за депрессивный регион, который уже как минимум 15 лет находится в перманентном социально-экономическом и общественно-политическом коллапсе. Также, как и нет, возможно, сейчас у администрации президента кандидата на «ссылку» в Архангельскую область. Не секрет, что уже более десяти лет в Поморье работают команды, не связанные с регионом своими корнями, перспективами и интересами, по сути – временщики. Да и сам Орлов так и не удосужился за шесть лет своей работы в должности Архангельского губернатора сменить регистрацию и стать полноправным и полноценным жителем вверенной ему территории. Территории с «утраченным управлением».

 

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

По моим ощущениям, губернатор Архангельской области Орлов пребывает в состоянии перманентной растерянности. После того, как полтора года назад Орлов прошел через процедуру переизбрания, получив 52% голосов избирателей, при явке 20%, его преследует целая серия неудач и разного рода проблем.

Если говорить о текущем моменте, регион попал в очень сложную финансовую ситуацию ввиду того, что своевременно командой губернатора не были подготовлены необходимые документы, и Министерство финансов РФ потребовало возвратить 12 млрд рублей из бюджета Архангельской области обратно в федеральный бюджет. Это были кредитные средства, выделенные под 0,1 %. Фактически сегодня область находится в состоянии финансового коллапса, поскольку замещение выпадающих доходов придётся производить через коммерческое кредитование в банках, а там, как известно, порядок кредитных процентов в сто раз больше.

Вторая история — это несостоявшиеся, крайне неудачные попытки привлечь в регион инвесторов. В частности,  тщетные попытки заинтересовать китайский бизнес приобретением Архангельской ТЭЦ.  Предполагаемая сделка сорвалась окончательно, о чём стало известно буквально в начале июня.

Попытка предложить китайским партнёрам поучаствовать в концессии по строительству железной дороги «Белкомур» и глубоководного порта также провалилась.

Однако, главная, на сегодняшний день, проблема губернатора и его команды, в том, что абсолютно провалена работа по подготовке стратегии развития Архангельской области. Соответствующий документ должен был быть готов к 1 января 2017 года. Орлов не смог правильно организовать этот процесс,  не контролировал его.  Заместитель губернатора, который отвечал за данное направление работы — не справился, и в результате депутатам областного Собрания пришлось на весенней сессии перенести срок принятия Стратегии региона  на конец  2018 года. Регион, не имеющий конкретного плана, где должно быть прописано целеполагание, определены приоритеты и обозначены способы их достижения, находится в состоянии неуправляемости.

Если характеризовать общественно-политическую ситуацию языком социологии — рейтинги губернатора не выходят за пределы тех цифр, которые он получил на выборах. От общего количества избирателей, проживающих в регионе, за него проголосовало 10%. Собственно, эта цифра и отражает уровень доверия населения к Игорю Орлову.

Другая показательная цифра, которая отражает позицию социально-активных жителей — сколько людей покидает регион ежегодно. Их количество в последние годы стабильно составляет от 8 до 10 тысяч человек.  Эти северяне покидают регион навсегда именно потому, что здесь они не могут найти «точки» реализации своих амбиций. Регион депрессивный и в плане экономики, и в плане общественно-политической атмосферы. Всё находится в многолетней стагнации – нет новых идей, нет интересных проектов, нет лидеров. Особенно молодые активные люди, которые хотят чего-то добиться и что-то сделать для страны — они без сожаления покидают Архангельскую область. В целом настроение в обществе пессимистичное — перспективы не просматриваются, накапливается недовольство и региональной и федеральной властью, а губернатору сказать нечего, поскольку он фактически утратил доверие населения.