Старовойтов

Старовойтов Сергей Игоревич

Политолог, политтехнолог. Генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов»

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

 

На политическую жизнь России сегодня явно воздействуют три взаимосвязанные тенденции.

Во-первых, — это очевидный экономический спад. Проблемы с национальной валютой, с ценами на нефть отражаются на региональных бюджетах: замедляется экономика, падают доходы, в том числе и региональных бюджетов. Соответственно в регионах замирают многие социально-экономические программы, в ряде областей сокращаются дотационные программы, причем по всем статьям и во всех сферах. Главы регионов оказались перед острой проблемой: им необходимо поддерживать социальную стабильность и одновременно сокращать бюджетные расходы.

Рост коммунальных тарифов, цен на товары и услуги формирует новые категории социально-незащищенных граждан, формирует  так называемую «парадоксальную бедность» — социологи относят к их числу тех, кто имеет постоянную работу, но не может обеспечить себя и свою семью.

Итак, где брать деньги главы регионов не знают. Связанные с привлечением инвесторов инициативы, в ряде регионов замерли. Инвесторов ситуация нестабильного рынка и туманных перспектив не привлекает.

А если в бюджетах нет денег, то отсюда следует вторая тенденция – вероятность роста протестных настроений. Работники бюджетной сферы — опора партии власти — в абсолютном большинстве регионов России, уже успели забыть, что такое задержка заработной платы. И если сейчас такая ситуация вернется, то она может повлиять, если не на прямые протесты, я имею в виду выход людей на улицы, то, по крайней мере, на уровень поддержки оппозиционных партий. Оппозиция при таком сценарии получает дополнительные козыри и набирает политические баллы. Особенно в преддверии выборов. В следующем году пройдут выборы в областные парламенты 38 регионов и выборы в Государственную Думу, которые также состоятся осенью следующего года. А там не за горами и президентская кампания. Поэтому губернаторы ответственны не только за экономическую ситуацию в регионе, но и за социально-политическую стабильность и за выборные результаты.

Третья тенденция: необходимость налаживать общественный диалог со всеми политически активными силами. Это и парламентская оппозиция, и внепарламентские партии. Это и общественники активные, начиная с блогеров и представителей разного рода гражданских комитетов, общественных организаций и структур, которые являются лидерами общественного мнения. Все, кто это самое общественное мнение  формирует. Задача региональных лидеров — наладить контакт и диалог. Как выразился экс-начальник управления внутренней политики президента, а теперь член Совета Федерации Олег Морозов на одном из совещаний с губернаторами, лучше вести диалог с людьми в кабинетах, нежели под окнами администрации в митингующей толпе.

Вот три основные тенденции, на которые я бы обратил внимание в первую очередь. Они все связаны одна с другой и самым прямым образом позволяют оценить эффективность главы региона на своем посту и его роль в деле социально-экономической и политической стабильности в стране.

Октябрь 20, 2015| Регионы России: Рейтинг мэров

С точки зрения социально-экономической город Омск переживает сегодня не лучшие времена.

Мэр Вячеслав Двораковский себя не проявляет, хотя и получает немалую долю «стандартной» критики за состояние дорог и коммунального хозяйства. Это те сферы ответственности любого городского главы, которые видны большинству граждан, избирателей, невооруженным взглядом. Поэтому вся критика мэра сосредоточена в этих сегментах. Однако положение дел не меняется.

Что касается политического веса: мэр также имеет недостаточно прочные позиции. Известно о нарастающем недовольстве губернатора: градоначальник недостаточно «закрывает» позиции по городу, и, значит, не избавляет губернатора от тех проблем, которые мог бы по идее решать.

Экспертное сообщество перестало рассматривать мэра как политического «актора» нынешней политики. Можно сказать, что он самоустранился. Его не видно ни на политическом, не на хозяйственном фланге. И иначе его в регионе, пожалуй, никто не оценивает. Явных заслуг и достижений нет. 

То, что его, условно говоря, «спасает» – это именно отсутствие в городе острых проблем. Дороги же – это проблема привычная, вялотекущая десятилетиями, поэтому не воспринимается населением остро.

Выборные кампании проходят без его участия и никак не влияют ни на перспективы мэра, ни на его положение. Наверное, если говорить о зоне ответственности мэра, надо рассматривать 2017 год, когда будут переизбирать Городской совет.

Перспектив как у градоначальника, на мой взгляд, у Двораковского нет. По моим оценкам, он и сам не хочет продолжать занимать пост мэра. Однако и уходить раньше срока он не собирается: досрочно складывать полномочия он не готов. При этом бороться за пост мэра после окончания своих полномочий вряд ли он станет.