Старовойтов

Старовойтов Сергей Игоревич

Политолог, политтехнолог. Генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов»

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Самая яркая тема этого года, связанная с губернаторами – выборы. Под знаком губернаторских кампаний прошёл практически весь год, начиная с отставок, текущих выборов и незапланированных повторных избирательных историй, как в Приморье.

Стоит отметить так называемое изменение политической реальности, связанное с неожиданными результатами выборов глав сразу четырех регионов – Владимирской области, Республики Хакасия, Хабаровского края и Приморья. Незапланированный итог связан с трансформацией сознания местных элит, политических партий и понимания того, что авторитет и рейтинг президента России напрямую не переходит его назначенцам.

Оказалось, что провал кандидатов, поддержанных федеральной властью, отнюдь не означает падение рейтинга главы государства, как ошибочно это воспринимает часть аудитории. Рейтинг президента остаётся беспрецедентно высоким, а вот в рейтинг креатур он не укладывается: избиратели начали отделять президента и тех, кто выдвигается при его одобрении.

Вторая региональная тенденция года связана с неудачным пенсионным маневром федерального центра, за который напрямую ответила партия власти, с которой так или иначе связано большинство глав российских субъектов. Единая Россия существенно потеряла в рейтингах –  разочаровав непопулярным решением часть избирателей, буквально омрачив образ их будущего. Идеология партии оказалась подточена, а мобилизационных ресурсов не оказалось – поэтому в некоторых регионах возникли проблемы с поддержкой региональных властей на уровне региональных парламентов.

Третий важный момент – нарастание милитаристской риторики, ощущение общей нестабильности, рост цен на топливо и тарифы ЖКХ – то есть ситуация постоянной политической турбулентности и ухудшения экономических условий для жителей подавляющего числа регионов РФ. Все большее число губернаторов столкнулось с проблемой внутренней миграции, люди стремятся уехать в более благополучные регионы – Москву, Санкт-Петербург. Главам регионов предстоит бороться с этим вызовом.

При всех названных трудностях, региональные руководящие команды попали под серьезный правоохранительный прессинг. Уходящий год был богат на аресты и уголовные дела против чиновников высшего звена российских субъектов. Фактически был открыт сезон охоты на региональных чиновников. При этом уголовные дела заводились, например, за факт формирования избирательных фондов вице-губернаторами, понятно для какой партии и под какие задачи. И, тем не менее, они были наказаны. Конечно, такая межведомственная «война», с одной стороны, пристальное внимание и критика того же  ОНФ, с другой, лишает мотивации: чиновникам нечем ответить силовикам.

Под вопросом оказалась и сама ещё довольно свежая идея реформаторства технократии. На наших глазах разворачивается дискуссия об оправданности технократичного подхода к управлению территориями. Не потому что люди неопытные приходят к власти, а потому что приезд «варяга-технократа» в регион зачастую лишает местные элиты всех социальных лифтов. Пока это приводит к ропоту недовольства на уровне Заксобраний и Горсоветов, в то время как губернаторы апеллируют к поддержке первого лица государства, которое они представляют на территории. Слишком частая спекуляция именем президента уже не убеждает региональные элиты, которые мобилизуют свои возможности для противостояния диктату «пришельцев» и организации влияния на политические процессы.

Все эти тенденции, думаю, в будущем году получат своё продолжение. Губернаторам придётся искать свой путь в условиях реформы политического управления регионами и в новых экономических условиях, отвечать на старые и принимать новые вызовы времени.  

 

Август 29, 2018  | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

Отношение жителей региона к врио губернатора Новосибирской области Андрею Травникову можно охарактеризовать как настороженно-внимательное. С одной стороны, то, как ему удалось в короткое время нейтрализовать достаточно сильный политический союз мэра-коммуниста Анатолия Локтя и экс-губернатора Виктора Толоконского, стало наглядной демонстрацией имеющихся у бывшего вологодского мэра рычагов влияния, наличие которых вызывало сомнения, в том числе и у экспертного сообщества.

Отмечу также, что за последние два месяца в регионе побывали вице-премьеры Виталий Мутко, Юрий Борисов и Михаил Акимов. Глава Минспорта Павел Колобков, министр транспорта Евгений Дитрих, а также председатель СПЧ при президенте России Михаил Федотов и президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк.

Визиты и членов кабмина, и ряда других влиятельных в российском обществе персон, безусловно, работают на усиление политического веса нового главы региона.

Кроме этого в августе стало известно, что Новосибирская область получит дополнительно 500 млн рублей на ремонт социальных объектов: просьба Травникова, озвученная на июльской встрече с Путинным, была президентом услышана и поддержана.

К тому же в ближайшей перспективе новому главе региона крайне необходимо начать реализовывать проекты, о федеральной поддержке и финансировании которых было публично объявлено в последние месяцы (строительство транспортной инфраструктуры, Ледового дворца, Центра ядерной медицины и другие). В противном случае по окончании пятилетнего срока ему будет просто не с чем идти на новые выборы, а ресурс президентской поддержки к тому моменту уже будет исчерпан.

 

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

На политическую жизнь России сегодня явно воздействуют три взаимосвязанные тенденции.

Во-первых, — это очевидный экономический спад. Проблемы с национальной валютой, с ценами на нефть отражаются на региональных бюджетах: замедляется экономика, падают доходы, в том числе и региональных бюджетов. Соответственно в регионах замирают многие социально-экономические программы, в ряде областей сокращаются дотационные программы, причем по всем статьям и во всех сферах. Главы регионов оказались перед острой проблемой: им необходимо поддерживать социальную стабильность и одновременно сокращать бюджетные расходы.

Рост коммунальных тарифов, цен на товары и услуги формирует новые категории социально-незащищенных граждан, формирует  так называемую «парадоксальную бедность» — социологи относят к их числу тех, кто имеет постоянную работу, но не может обеспечить себя и свою семью.

Итак, где брать деньги главы регионов не знают. Связанные с привлечением инвесторов инициативы, в ряде регионов замерли. Инвесторов ситуация нестабильного рынка и туманных перспектив не привлекает.

А если в бюджетах нет денег, то отсюда следует вторая тенденция – вероятность роста протестных настроений. Работники бюджетной сферы — опора партии власти — в абсолютном большинстве регионов России, уже успели забыть, что такое задержка заработной платы. И если сейчас такая ситуация вернется, то она может повлиять, если не на прямые протесты, я имею в виду выход людей на улицы, то, по крайней мере, на уровень поддержки оппозиционных партий. Оппозиция при таком сценарии получает дополнительные козыри и набирает политические баллы. Особенно в преддверии выборов. В следующем году пройдут выборы в областные парламенты 38 регионов и выборы в Государственную Думу, которые также состоятся осенью следующего года. А там не за горами и президентская кампания. Поэтому губернаторы ответственны не только за экономическую ситуацию в регионе, но и за социально-политическую стабильность и за выборные результаты.

Третья тенденция: необходимость налаживать общественный диалог со всеми политически активными силами. Это и парламентская оппозиция, и внепарламентские партии. Это и общественники активные, начиная с блогеров и представителей разного рода гражданских комитетов, общественных организаций и структур, которые являются лидерами общественного мнения. Все, кто это самое общественное мнение  формирует. Задача региональных лидеров — наладить контакт и диалог. Как выразился экс-начальник управления внутренней политики президента, а теперь член Совета Федерации Олег Морозов на одном из совещаний с губернаторами, лучше вести диалог с людьми в кабинетах, нежели под окнами администрации в митингующей толпе.

Вот три основные тенденции, на которые я бы обратил внимание в первую очередь. Они все связаны одна с другой и самым прямым образом позволяют оценить эффективность главы региона на своем посту и его роль в деле социально-экономической и политической стабильности в стране.

Октябрь 20, 2015| Регионы России: Рейтинг мэров

С точки зрения социально-экономической город Омск переживает сегодня не лучшие времена.

Мэр Вячеслав Двораковский себя не проявляет, хотя и получает немалую долю «стандартной» критики за состояние дорог и коммунального хозяйства. Это те сферы ответственности любого городского главы, которые видны большинству граждан, избирателей, невооруженным взглядом. Поэтому вся критика мэра сосредоточена в этих сегментах. Однако положение дел не меняется.

Что касается политического веса: мэр также имеет недостаточно прочные позиции. Известно о нарастающем недовольстве губернатора: градоначальник недостаточно «закрывает» позиции по городу, и, значит, не избавляет губернатора от тех проблем, которые мог бы по идее решать.

Экспертное сообщество перестало рассматривать мэра как политического «актора» нынешней политики. Можно сказать, что он самоустранился. Его не видно ни на политическом, не на хозяйственном фланге. И иначе его в регионе, пожалуй, никто не оценивает. Явных заслуг и достижений нет. 

То, что его, условно говоря, «спасает» – это именно отсутствие в городе острых проблем. Дороги же – это проблема привычная, вялотекущая десятилетиями, поэтому не воспринимается населением остро.

Выборные кампании проходят без его участия и никак не влияют ни на перспективы мэра, ни на его положение. Наверное, если говорить о зоне ответственности мэра, надо рассматривать 2017 год, когда будут переизбирать Городской совет.

Перспектив как у градоначальника, на мой взгляд, у Двораковского нет. По моим оценкам, он и сам не хочет продолжать занимать пост мэра. Однако и уходить раньше срока он не собирается: досрочно складывать полномочия он не готов. При этом бороться за пост мэра после окончания своих полномочий вряд ли он станет.