smirnovСмирнов Роман Геннадьевич

Кандидат политических наук, учредитель Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), Президент Ассоциации политических юристов (г.Москва)

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Республика Хакассия подошла к концу года в достаточно сложной ситуации. В регионе на данный момент продолжает действовать федеральное прямое финансовое управление: республика является банкротом. И хотя врио губернатора Михаил Развозжаев, до передачи власти Валентину Коновалову успел подготовить для территории достаточно неплохую финансовую подушку, обеспечив за счёт своих возможностей разрешение ряда финансовых проблем на уровне муниципальных образований, что будет происходить в ближайшее время при вновь избранном губернаторе, оценивать тяжело.

Валентин Коновалов не принадлежит к серьезным элитам центрального или даже регионального уровня. К тому же он представляет партию, которая является парламентской оппозицией, и которая своей идеологией никогда не заявляла развитие экономики с точки зрения развития предпринимательства, инвестиций и так далее. КПРФ всегда делала упор на социальную сферу, саму по себе расходную для бюджета.

Правда, надо заметить, до сих пор сказывается определенный эффект «медового месяца» для избирателей, значительная часть населения поддерживает приход к власти представителя КПРФ. Новый губернатор, в свою очередь, каких-то ярких радикальных, серьезных решений пока не принимает, пытается решать кадровый вопрос.

Оно и понятно. Готовность этого кандидата к победе, мягко говоря, была ниже среднего. Помогающим в избрании фактором стали протестные настроения в Республике, связанные пенсионной реформой, другими раздражающими факторами. Коновалов, в общем-то, воспользовался ситуацией. Многие его изначально не воспринимали, как серьезного кандидата. И был ли он серьезным кандидатом, большой вопрос? Вся кампания нынешнего главы республики была построена исключительно на протесте против действующей власти. А победа осуществлена за счёт протеста.

Если подводить некие промежуточные итоги, то можно отметить, что сегодня здесь пожинают плоды тех удачных, на мой взгляд, решений, которые были сделаны в рамках предыдущей избирательной кампании врио губернатора Развозжаева: федеральный центр дал деньги, были разблокированы муниципальные счета и тому подобное. Сумеет ли воспользоваться этими достижениями правильно Валентин Коновалов? Удастся ли ему найти поддержку местных элит, и серьёзных финансово-промышленных групп, скорее всего не знает и сам глава республики. Человек он молодой, опыт руководства на таком уровне у него мизерный.

Очень многое будет зависеть от того, насколько адекватных людей Коновалов соберет в команду, которая будет помогать ему выстраивать отношения, принимать правильные решения, встроиться в действующую политическую систему. Сегодня краевые департаменты «обесточены» — с уходом врио губернатора Развозжаева достаточно большой состав чиновников предпочёл ретироваться, понимая, что складывается совершенно другая политическая парадигма, приходит другой лидер с другими стандартами, вопросами, а люди не хотят каких-то необоснованных рисков, в частности, неминуемого увольнения – во власти фактор лояльности и доверия играет достаточно значимую серьезную роль.

О каких-то результатах на столь высоком посту как руководитель республики, можно будет говорить не раньше, чем через год или два. Но, учитывая оппозиционность нового губернатора, можно предположить, что нынешнему руководству республики придётся испытать большое давление федерального центра, региональных элит. Это будет не сама простая роль и для того, кто будет назначен руководить в регионе внутренней политикой. Научиться выстраивать конструктивные отношения в экономической ситуации с политическими оппонентами — очень непросто.

При этом потенциал у Республики есть и неплохой. Хакасия известна замечательными туристическими ландшафтами. Здесь есть перспективы для развития алюминиевой промышленности. Хотелось бы надеяться, что все будет у республики хорошо, потому что, на мой взгляд, люди там живут достаточно адекватные, энергичные. Сибиряки другими и не могут быть. Поэтому и, с точки зрения человеческого ресурса, перспективы большие. Получится ли у новой власти обратить их в неоспоримый капитал — затрудняюсь сказать: парламентская оппозиция с учётом её настроя на социальную часть всегда немного чёрная кошка в чёрном мешке. Что они будут делать в реальной экономике — угадать трудно.

 

Октябрь 31, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2018)

Обстановка в Хакасии на фоне смены власти в регионе непростая. Но в целом связана она не столько с политикой, сколько с экономикой. Потому что и бюджетные отношения, и общая ситуация в стране достаточно напряженные.

В республике осуществляется прямое финансовое управление со стороны Минфина. Счета муниципальных образований заблокированы и не совершаются операции — в этой связи много технических проблем.

Сегодня для республики актуален не вопрос «кто виноват?», а вопрос «что делать?». Это сейчас значительно важнее, чем вешать всех собак на экс-главу, который достаточно долго руководил республикой. Выборы и должны были открыть новую главу.

Безусловно, фактор многократного переназначения даты выборов главы республики и наличие всего одного кандидата негативно влияет на местную политическую ситуацию.

В уже сложившейся ситуации с учетом первого тура и дальнейшего голосования самый рациональный вариант, на мой взгляд, провести повторные выборы через три месяца. Тогда смогут выдвинуться, провести полноценную избирательную кампанию и донести до избирателей свою позицию несколько кандидатов. Республика Хакасия создаёт хоть и печальный, но прецедент повторения всего процесса сначала. Но думаю, это единственный адекватный ситуации выход. Различные опросы и замеры общественного мнения показывают запрос на новые лица.

В регионе сформирована своя элита, и, судя по позиции ведущих партий, они готовы предоставить свежих кандидатов, знакомых с местной спецификой, владеющих ситуацией. Конкурентные выборы дадут всем провести полноценную кампанию. Да и тому же самому г-ну Коновалову. Однако я не думаю, что подход, направленный больше на социальную сферу, годится сегодня для восстановления и динамичного запуска экономики Хакассии, которой надо вылезти из долговой ямы. Валентин Олегович, при всём уважении, человек мало знакомый с бюджетными отношениями и с системой государственной власти страны – такого опыта у него нет. Поэтому приход на пост главы региона такого человека только добавит определенных сложностей при решении не только политических, но и экономических проблем. Выборы наглядно показали, что республику разрывают внутренние противоречия. Поэтому на посту главы региона должен быть человек авторитетный, умеющий вести переговоры и договариваться, человек, который пользуется поддержкой федерального центра и руководства ближайших регионов, чтобы выстраивать какие-то межсубьектовые договоренности.

То, что сегодня ситуация с выборами дошла до определенного тупикового момента, негатив. И одна из причин происходящего в том, что кампания ведётся не всегда юридически четко. Так, был допущен ряд нарушений с точки зрения избирательного права со стороны того же кандидата от КПРФ Валентина Коновалова: при выдвижении он неправильно указал наименования своего избирательного объединения, а постановление о выдвижении подписано неуполномоченным лицом; подготовил ролики, с негативной агитацией против конкурентов. По сути дела, есть все основания для снятия его кандидатуры, потому что в законе нет понятия малозначительности и несущественности.

Избирком вместе с врио губернатора Михаилом Развожаевым сумели сдержать развитие негативной ситуации, максимально убедив участников гонки сбавить эмоции и решив не снимать всех кандидатов, а предоставить право принимать то или иное решение избирателям.

Надо заметить, врио главы Республики Хакасия Развозжаев — новое лицо для хакасской политики. На данном этапе, насколько я знаю, президент поставил ему задачу достаточно чётко: максимально способствовать прозрачным и честным выборам в этой ситуации. И он максимально тщательно старается эту задачу реализовать.

Что будет дальше — сказать тяжело. Выборный процесс на примере нескольких провальных для провластных кандидатов кампаний сегодня приобретает слабо прогнозируемые очертания. Какое решение примет Михаил Развозжаев? Будет ли он баллотироваться на должность? Пока сказать тяжело, хотя сам факт его участия в гонке, на мой взгляд, будет позитивным фактором в свете спроса на новые лица.

У Развожаева есть опыт работы в структуре органов власти на различных должностях и в различных регионах. По первым шагам, которые он предпринимает здесь в регионе, четко видно, что он не пытается зацепить верхушку айсберга, не разобравшись в источнике проблемы. С учётом ограниченных возможностей, которыми он может располагать, с учётом экономических проблем Республики, врио пытается перезапустить процессы, связанные с работой муниципальных образований, разблокировать счета и запустить хоть какую-то деятельность на их уровне. По сути дела, принципиальнейшие решения связаны с продолжением подготовки к зиме, что для каждого российского региона очень важно, подготовки к дальнейшей нормальной деятельности. Потому что с уходом предыдущего главы республика не замерла на месте. Продолжается естественный нормальный процесс, но из кризиса надо выходить. Поэтому шаги, предпринимаемые Развожаевым, на данном этапе носят тактический характер, они исходят из задач, поставленных Кремлём. А именно: убрать негатив из выборов и попытаться оперативными действиями реанимировать экономику Республики.

И это уже конструктив, уже хорошо.

 

Декабрь 21, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Декабрь, 2014)

В Архангельской области ужа достаточно давно и без серьезных подвижек длиться конфликт между губернатором Архангельской области и мэром города Архангельска. В последнее время происходит его активизация на почве федеральной «муниципальной реформы» и желания руководства области назначить более лояльного к областной власти мэра.

При нарастающем конфликте политических элит экономическая ситуация в области и в самом Архангельске не имеет ярких признаков улучшения. Город и его мэр во многих рейтингах находятся на последних местах и симптомов качественного рывка не наблюдается.

При этом политическая жизнь в городе и области очень активна. С одной стороны, в экспертном сообществе и СМИ активно муссируются слухи о губернаторских амбициях В.Н. Павленко, досрочных выборах губернатора, с другой стороны речь идёт в большом количестве претендентов на пост мэра и возможном уголовном преследовании мэра.

Если смотреть совсем формально, то выборы губернатора области и мэра Архангельска должны состояться в 2017 году.

Несмотря на последние конфликты, например, при принятии бюджета с представителями оппозиции в Горсовете, в городской администрации сформирована своя, достаточно «техническая» команда.

В.Н. Павленко является мэром достаточно давно – 6 лет и неплохо контролирует городскую политическую ситуацию и, скорее всего, с учётом этого выступает за прямые выборы мэра, что также может говорить об отсутствии серьезной поддержки не только на региональном, но и на федеральном уровне. При этом, на проведенных 12 декабря публичных слушаниях, о введении поста сити-менеджера, участники слушаний рекомендовали отклонить эту поправку в устав Архангельска.

В долгосрочной перспективе возможна замена мэра, но только при очень сильной и явной поддержке одной из ключевых сил – населения, федерального центра или областного цента.

С этой точки зрения возможно несколько сценариев:

  1. С учетом возможности досрочных губернаторских выборов в 2015 году не исключается поддержка Владимиром Крупчаком губернатора, в связи с этим можно говорить о постановке на пост мэра и людей Крупчака, например Л. Базановой (Владимир Крупчак — бывший российский, ныне украинский олигарх, бывший депутат Государственной Думы РФ, имеющий интересы в регионе. В частности, есть информация, что он через подставных лиц всё ещё является владельцем Архангельского Целлюлозно-бумажного комбината);
  2. Кроме того, возможно и усиление давление на В. Павленко и появление новых конкурентов или возрождение старых к моменту проведения мэрских выборов, в том числе и досрочных;
  3. Не исключается и «ярославско-смоленский» вариант с уголовным преследованием мэра, по поданному заявлению депутата Госдумы, в том числе и из-за затянувшегося конфликта с областью и невозможностью полностью разрулить экономические вопросы;
  4. Область также может продавить изменение системы выборов мэра, то есть отмену прямых выборов и выборы из состава горсовета, что повышает вероятность кооптации областных или федеральных фигур на пост мэра. Этот вариант может снизить политический накал в городе и во всем регионе. Таких вариантов, менее конфликтных, среди политиков несколько, например — Э. Белокоровин, Е .Ухин, Ю. Сердюк, Е. Вторыгина.