Румянцев Сергей Алексеевич

Электоральный юрист, директор Центра прикладных исследований и программ, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Одна из задач, которую должно было решить внедрение так называемой «двуглавой» модели управления муниципалитетами вместе с  упразднением всенародных выборов мэров, состояла в том, чтобы снизить политическую составляющую в сфере городского управления — забрать у политически амбициозных мэров часть рычагов и передать их сити-менеджерам. 

На практике это привело к фактическому ослаблению системы местного самоуправления в целом — на смену сильным политическим тяжеловесам, коими зачастую являлись мэры, находящиеся намного ближе, чем губернаторы к избирателю, пришли лояльные региональной власти исполнители-хозяйственники.

При этом карьеры бывших сильных мэров в основном пошли по трем направлениям: заход на губернаторство (как у бывшего мэра Нижнего Тагила Сергея Носова); переход в российский парламент (как это сделал экс-мэр Омска Виктор Шрейдер); и третий путь, который, к сожалению, до сих пор является одним из возможных — возбуждение уголовного дела в отношении бывшего градоначальника (в качестве примера можно привести бывшего нижегородского градоначальника Олега Сорокина).

На смену конфликтам между губернаторами и мэрами пришло противостояние между двумя городскими управленцами — главой города и сити-менеджером. Поскольку на практике часто оказывается, что наделение полномочиями и сити-менеджеров, и глав все равно остается процедурой политической, то значит возможны конфликты между группами влияния, стоящими за обоими.

Двуглавая система местного самоуправления удобна для региональной власти: во-первых, снижается риск политической конкуренции со стороны находящихся ближе к народу глав городов; во-вторых, наличие возможного противостояния между главами и сити-менеджерами позволяет управлять ситуацией сверху; в-третьих, при наличии эффективного сити-менеджера, не претендующего на снискание политических лавров, можно сконцентрироваться на решении чисто экономических и социальных вопросов в муниципалитете. 

Думаю, что в ближайшее время ждать повсеместного возврата модели всенародного избрания мэров городов нам не следует.