Петушкеев Сергей Сыренович

Политолог, Руководитель Центра социально-политических технологий Республики Бурятия

  

 

 

Комментарии эксперта:

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

Ввиду того, что главным триггером последних событий является пандемия, стоит рассматривать работу мэра в контексте принимаемых мер в этом сложном противостоянии и прилагаемых усилий со стороны местных властей.

Бурятия относится к числу тех регионов, где наблюдается резкое увеличение заболеваемости Ковид-19. Решение властей республики ввести локдаун в борьбе с пандемией вызывает рост общей напряженности в обществе, и уже проявляется недовольство в виде стихийных митингов со стороны представителей бизнес-сообщества.

 В сложившихся условиях становится очевидным отсутствие стратегических решений, нет действенных мер по исправлению и преломлению ситуации с ростом заболеваемости. Закрытие торговых объектов и мест общепита носят превентивный характер, комплексных видов решений не прослеживается на всех уровнях власти. 

Сейчас на повестке дня крайне востребованным является умение местных властей правильно оценить обстановку, сделать соответствующие выводы из весеннего опыта, перейти к более действенным решениям. Власть должна перестроиться и не продолжать жить в прежнем режиме, а адекватно реагировать на многочисленные импульсы и запросы из внешней среды. Понятно, что многое зависит от федеральной повестки, но хотелось бы видеть более реальные и действенные меры, принимаемые на всех уровнях власти в русле конструктивного диалога и налаживания обратной связи с населением. 

С началом зимнего отопительного сезона в сентябре 2020 года возникла серьёзная проблема – срыв отопительного сезона по введению в эксплуатацию новых теплосетей в юго-западном районе Улан-Удэ. В результате жители более 150 МКД вынуждены были мёрзнуть в своих квартирах. И хотя последствия были устранены, обещанный мэром  пострадавшим гражданам перерасчёт со стороны теплоснабжающей компании ТГК-14 был произведён в неполной мере. 

На фоне всех принимаемых городскими властями решений стоит выделить ещё одно – вопрос о ликвидации фенольного озера. Идут общественные обсуждения о пиролизе (сжигании) фенольного озера прямо вблизи жилых домов, где должна быть размещена специальная установка. 18 ноября представители общественности г. Улан-Удэ в лице представителей различных экологических движений подали заявку в мэрию о проведении общественной экологической экспертизы проекта по утилизации опасных для жителей отходов отстойника ЛВРЗ. У общественников города возникают подозрения, что заинтересованная сторона готова протолкнуть технологии, чреватые серьёзными рисками для экологии города и здоровья  людей. Некоторые общественники прямо заявляют о фальсификации протокола общественных обсуждений с результатами одобрения указанного плана ликвидации опасного объекта. По плану разработчика завод по сжиганию отходов будет работать минимум 2 года непрерывно в течение 24 часов. Как это отразится на состоянии здоровья жителей столицы, неизвестно. 

В качестве альтернативы общественники предлагают проведение независимой экологической экспертизы, что позволит объективно оценить безопасность технологических решений, а главное, позволит ответить на вопрос, является ли данная технология безопасной для населения. При этом ещё раз стоит упомянуть, что загрязнённый участок находится не только в центре Улан-Удэ, но и в буферной зоне Байкальской природной территории.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Сразу же по окончании сентябрьских выборов муниципальная повестка в Улан-Удэ сменилась на общереспубликанскую. В связи с ростом протестной активности в поствыборный период непосредственно городская повестка в Бурятии отошла на второй план.

Однако эта самая протестная активность, спровоцированная  результатами выборов в городской Совет депутатов и выборов главы администрации Улан-Удэ (в ходе которых мэром стал Игорь Шутенков), привела к резкому снижению социальной коммуникации на муниципальном уровне.

В этой ситуации мэр Улан-Удэ Шутенков предпочёл равноудаленную позицию, позицию невмешательства в конфликт. Это выразилось в практически полном его отсутствии в информационном поле.

Мэр Улан-Удэ занялся сугубо хозяйственными делами местного значения. Шутенков погрузился в решение первоочередных текущих муниципальных задач, кадровых вопросов, вопросов обеспечения деятельности городского депутатского совета и т. д. Стоит подчеркнуть, что латентный характер деятельности позволяет Шутенкову использовать тихие, осторожные методы. Ещё в бытность министром экономики региона Шутенков считался самым незаметным и из региональных чиновников такого уровня, всегда проявляющим осторожный стиль управления в командной игре. В этой связи и нынешняя тактика Шутенкова подтверждает работу в тесной связке с руководством республики.

За два последних месяца после выборов ему удалось выступить основным регулятором и гарантом выстраивания общегородской системы межэлитных отношений. Во многом это нашло отражение в кадровой политике, в части формирования состава депутатского корпуса (был назначен председатель Горсовета и его заместители, а также утверждены руководители ряда существенных, знаковых комитетов). Все эти кадровые решения определённо учитывали негласные предвыборные договорённости, заключённые на неформальном уровне.

Модель восточного прагматизма, которую выбирает сейчас Шутенков, дальше будет встраиваться в общегородскую политику. Но насколько она будет эффективной в условиях скрытого  социального конфликта, покажет ближайшее время. Конфликт никуда не делся, не исчерпал себя. Он принял недопустимые, на мой взгляд, формы с хорошо читающимся латентным затяжным характером.

Хотя с приходом зимы общественная активность традиционно спала. Повестка на сегодняшний момент формируется, исходя из первоочередных задач, связанных с отопительным сезоном, задач хозяйственного значения. Как обычно в конце года, возникают большие вопросы, связанные с пополнением бюджетной части.

Но есть при этом ряд существенных моментов на уровне муниципалитета, решение которых не может быть отложено в долгий ящик, если рассматривать их в стратегическом плане. Это разработка и принятие стратегии развития города Улан-Уде и его практическая реализация, выстраивание взаимоотношений с депутатским корпусом и с региональными институтами власти и в целом проведение неких messаges общественности, направленных на взаимодействие, на укрепление позиций муниципальной власти в городе, которые заметно пошатнулись с ростом протестной активности в сентябре.

В целом шаги выстроены, система определена, но не настроена. Думаю, это дело нескольких месяцев. Причём, в интересах и муниципальной, и региональной власти – обеспечить работу в тесной связке, так как близится следующий электоральный сезон – выборы депутатов Госдумы в 2021 году. Новый предвыборный виток станет очередным показателем устойчивости властных институтов и вступит в активную фазу, уже начиная с января 2020 года.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

В Бурятии  мы наблюдаем в завершающей стадии процесс институционального оформления порядка властных отношений.

Внезапный уход с должности мэра бурятской столицы Улан-Удэ Александра Голкова — это результат выстраивания целенаправленной внутренней политики в регионе. С завершением политического процесса по формированию команды главы республики, общественно-политические интересы перешли в другую фазу своего развития. Эта фаза характеризуется плавным переходом от номенклатурно-кадровой спирали к выстраиванию эффективных механизмов в политической системе внутри региона. Стратегические планы развития во многих муниципальных образованиях сталкиваются с проблемами внутреннего характера и не всегда находят необходимую общественную поддержку. С учетом этого, именно в столице республики возникает прямая необходимость выстраивания и продолжения внутреннего курса. В масштабном смысле центральными темами являются общегородские темы, проблемы жителей, решение которых они ждут по принципу «здесь и сейчас». Улан-Удэ является ключевым городом, точки роста городской агломерации, уровня дохода граждан, решения накопившихся острых и злободневных проблемных вопросов требуют обновления и пересмотра системы функционирования органов местного самоуправления. Кардинальных преобразований ждать не стоит, однако главной задачей нового руководства является создание единого работающего механизма между муниципалитетом и органами государственной власти республики для решения многих задач федерального и регионального уровней. При исполнении поставленной задачи: снизить уровень социальной напряжённости в столице, будет создана эффективная система осуществления внутрирегиональной политики в муниципальных образованиях и обеспечение ее контроля; обеспечение поставленных задач Центра на республиканском уровне.

Обладая преимуществом в медийно-информационной среде, медленно начинает формироваться предвыборная повестка, где центральной темой становятся повышение доходов населения, повышение уровня и качества жизни, увеличения рабочих мест, решение социальных проблем. Осуществляются налаживания диалога и формирования системы эффективной обратной связи и у депутатского корпуса. Уже сейчас ясно, что большинство нынешних народных избранников не смогут занять депутатские места. Общественный запрос на новые лица неизбежно распространиться на выборы в сентябре. В общественной среде муссируется понятие, что новый руководитель города должен учтиво работать в продолжении общевыстроенной региональной политики. Или должен быть самостоятельным лицом, обязательно при этом опирающийся на широкую общественную поддержку? Другой вопрос насколько она действительно существует? В предвыборных условиях отсутствие электоральной базы является решающим звеном в цепи властных перераспределений полномочий. Такие моменты формируются годами, и фактор внезапности главы региона в принятии решения, безусловно, внесет свои коррективы.

 

Апрель 26, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2017)

Внезапная отставка главы Бурятии в феврале 2017 года была воспринята общественностью национальной республики на удивление взвешенно и спокойно. Произошло это на фоне внутрифедеральной смены глав сразу пяти регионов страны, как общезаданный центром тренд на смену региональной власти. Именно с Бурятии начались подобные замены в других проблемных регионах, что, безусловно, говорит о том, что в современных взаимоотношениях центра и регионов начался процесс по выстраиванию общей единой стратегии будущего президентского курса. Многоходовые комбинации центра позволили испытать на прочность устоявшиеся прежние взаимоотношения, и перейти к активной фазе их перенастройки, таким образом, усилив степень его влияния. Помимо формирования эффективной избирательной модели президентских выборов, существует острая необходимость в обратной связи с электоральными установками и предпочтениями, а главное, создание единого работающего механизма для решения многих проблемных задач регионального и федерального масштабов. Это позволило бы: а) снизить уровень социальной напряжённости в регионе, б) создать эффективную систему государственного регионального управления и обеспечение контроля, с) обеспечить выполнение задач центра в регионах. В этой связи, работа врио главы республики Алексея Цыденова ведётся более чем активно. Имея федеральную поддержку центра, опираясь на все вверенные ему институты и рычаги власти, а главное на ожидания и предпочтения широких масс общественности, он всецело задаёт вектор работы и вполне является самостоятельным в управлении процессами в Бурятии. Доверие центра и наделение полномочиями – вот основной фактор в выстраивании будущей модели избирательной кампании. Сегодня, обладая преимуществом в медийно-информационной среде, начинает складываться и предвыборная повестка, где центральной темой становятся повышение доходов населения, уровня и качества жизни, увеличения рабочих мест, поддержка бизнеса. Осуществляются попытки снять многочисленные точки социального напряжения путем налаживания диалога и формирования системы эффективной обратной связи. Формируется понимание того, что успешный руководитель обязательно должен быть вхож в федеральные «коридоры власти», быть ставленником партии власти, и, что немаловажно, иметь ещё пресловутый административный ресурс. В этой связи последний пункт всегда является важным, особенно в свете последних событий — кто сможет составить конкуренцию врио. Традиционно наличие административного ресурса является главным, а в случае с прошедшими выборами в Госдуму, к примеру, основным фактором победы в выборах. Ключевым проблемным вопросом в деятельности Цыденова факт остаётся один — отсутствие единой команды. Ведь предложение возглавить республику прозвучало также неожиданно для республики, как и для самого Алексея Цыденова. В последнее время активно муссируется предположение, что действующий мэр Улан-Удэ Александр Голков сможет составить ему конкуренцию. На мой взгляд, данное предположение является спорным по многим причинам. Во-первых, отсутствие электоральной базы для этого. Такие моменты формируются годами, возможно ранее и велась работа по отношению к Вячеславу Наговицыну, но фактор внезапности Центра в принятии решения внес свои коррективы. Второе, в Бурятии традиционно для мэров Улан-Удэ попытки противостояния с республиканской властью заканчиваются стремительным поражением первых. Так было в конце девяностых годов с мэром Улан-Удэ Валерием Шаповаловым, подобное по результату произошло и в 2012 году с мэром Геннадием Айдаевым. В третьих, административный ресурс, находящийся в руках Голкова это половина успеха всей избирательной кампании будущего главы. Умелое использование данного ресурса позволит вполне эффективно решить многочисленные проблемные задачи, стоящие перед городом, от выстраивания межбюджетных отношений и решения неотложных проблем до будущих бюджетных заимствований на эти цели. Или расчёт — получить предложение войти в кабинет правительства республики в обмен на его лояльность и поддержку. Особенно это становится актуальным в период кадрового кризиса власти в стране и в республике, а команду формировать сейчас стратегически необходимо. С другой стороны, заметным событием стало недавнее заявление лидера «Справедливой России» Сергея Миронова выдвинуть  единого кандидата от оппозиции на должность главы республики от «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ, сенатора от Иркутской области, первого секретаря бурятского рескома КПРФ Вячеслава Мархаева. Учитывая, что соседняя Иркутская область уже находится в сфере влияния электорального поля КПРФ, то эти выборы могут стать тревожным звонком для региональной системы партии власти, что является необходимым условием для развития централизации власти и подготовки к следующему электоральному циклу 2018 года.