Петушкеев Сергей Сыренович

Политолог, Руководитель Центра социально-политических технологий Республики Бурятия

  

 

 

Комментарии эксперта:

Апрель 26, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2017)

Внезапная отставка главы Бурятии в феврале 2017 года была воспринята общественностью национальной республики на удивление взвешенно и спокойно. Произошло это на фоне внутрифедеральной смены глав сразу пяти регионов страны, как общезаданный центром тренд на смену региональной власти. Именно с Бурятии начались подобные замены в других проблемных регионах, что, безусловно, говорит о том, что в современных взаимоотношениях центра и регионов начался процесс по выстраиванию общей единой стратегии будущего президентского курса. Многоходовые комбинации центра позволили испытать на прочность устоявшиеся прежние взаимоотношения, и перейти к активной фазе их перенастройки, таким образом, усилив степень его влияния. Помимо формирования эффективной избирательной модели президентских выборов, существует острая необходимость в обратной связи с электоральными установками и предпочтениями, а главное, создание единого работающего механизма для решения многих проблемных задач регионального и федерального масштабов. Это позволило бы: а) снизить уровень социальной напряжённости в регионе, б) создать эффективную систему государственного регионального управления и обеспечение контроля, с) обеспечить выполнение задач центра в регионах. В этой связи, работа врио главы республики Алексея Цыденова ведётся более чем активно. Имея федеральную поддержку центра, опираясь на все вверенные ему институты и рычаги власти, а главное на ожидания и предпочтения широких масс общественности, он всецело задаёт вектор работы и вполне является самостоятельным в управлении процессами в Бурятии. Доверие центра и наделение полномочиями – вот основной фактор в выстраивании будущей модели избирательной кампании. Сегодня, обладая преимуществом в медийно-информационной среде, начинает складываться и предвыборная повестка, где центральной темой становятся повышение доходов населения, уровня и качества жизни, увеличения рабочих мест, поддержка бизнеса. Осуществляются попытки снять многочисленные точки социального напряжения путем налаживания диалога и формирования системы эффективной обратной связи. Формируется понимание того, что успешный руководитель обязательно должен быть вхож в федеральные «коридоры власти», быть ставленником партии власти, и, что немаловажно, иметь ещё пресловутый административный ресурс. В этой связи последний пункт всегда является важным, особенно в свете последних событий — кто сможет составить конкуренцию врио. Традиционно наличие административного ресурса является главным, а в случае с прошедшими выборами в Госдуму, к примеру, основным фактором победы в выборах. Ключевым проблемным вопросом в деятельности Цыденова факт остаётся один — отсутствие единой команды. Ведь предложение возглавить республику прозвучало также неожиданно для республики, как и для самого Алексея Цыденова. В последнее время активно муссируется предположение, что действующий мэр Улан-Удэ Александр Голков сможет составить ему конкуренцию. На мой взгляд, данное предположение является спорным по многим причинам. Во-первых, отсутствие электоральной базы для этого. Такие моменты формируются годами, возможно ранее и велась работа по отношению к Вячеславу Наговицыну, но фактор внезапности Центра в принятии решения внес свои коррективы. Второе, в Бурятии традиционно для мэров Улан-Удэ попытки противостояния с республиканской властью заканчиваются стремительным поражением первых. Так было в конце девяностых годов с мэром Улан-Удэ Валерием Шаповаловым, подобное по результату произошло и в 2012 году с мэром Геннадием Айдаевым. В третьих, административный ресурс, находящийся в руках Голкова это половина успеха всей избирательной кампании будущего главы. Умелое использование данного ресурса позволит вполне эффективно решить многочисленные проблемные задачи, стоящие перед городом, от выстраивания межбюджетных отношений и решения неотложных проблем до будущих бюджетных заимствований на эти цели. Или расчёт — получить предложение войти в кабинет правительства республики в обмен на его лояльность и поддержку. Особенно это становится актуальным в период кадрового кризиса власти в стране и в республике, а команду формировать сейчас стратегически необходимо. С другой стороны, заметным событием стало недавнее заявление лидера «Справедливой России» Сергея Миронова выдвинуть  единого кандидата от оппозиции на должность главы республики от «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ, сенатора от Иркутской области, первого секретаря бурятского рескома КПРФ Вячеслава Мархаева. Учитывая, что соседняя Иркутская область уже находится в сфере влияния электорального поля КПРФ, то эти выборы могут стать тревожным звонком для региональной системы партии власти, что является необходимым условием для развития централизации власти и подготовки к следующему электоральному циклу 2018 года.