ПеньковПеньков Владимир Федорович

Доктор политических наук, профессор Тамбовского государственного технического университета. Председатель Тамбовского регионального отделения Российской ассоциации политической науки

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 19, 2016 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2016 года)

В 2016 году была изменена структура городского административного округа Тамбов. Ранее главой города был руководитель Тамбовской городской Думы и на условиях контракта нанимался глава администрации горда Тамбова. После выборов нового состава Тамбовской городской Думы в 2015 году эта схема поменялась, и Дума во главе с председателем осталась представительным органом, а главой города согласно новым пунктам устава должен был становиться руководитель исполнительной структуры. Так вот когда оставлял свою должность бывший мэр Александр Бобров в 2015 году, это была такая вежливая отставка, поскольку срок его полномочий совпал со сроком полномочий органа местного самоуправления. Назначенный исполняющим обязанности главы администрации Дмитрий Панков был переходной фигурой. Должна была пройти конкурсная процедура по выдвижению кандидатур, а затем уже городская Дума принимала решение, с кем заключит контракт на срок своих полномочий. И затем на конкурсной основе главой города Тамбова, а значит, и главой администрации был назначен Юрий Рогачев. Напомню, что до этого он был первым заместителем главы администрации города Тамбова, некоторое время возглавлял администрацию Знаменского района. То, что всего через год после своего назначения Рогачев покинул пост, объясняют следующие обстоятельства. В 2014 году, это было выявлено компетентными органами, при производстве работ по обустройству дорог Знаменского района тогдашний глава района превысил свои полномочия и подписал документы на оплату невыполненных работ. Материалы по этому делу рассматривал Следственный комитет. Уже в 2016 году возникла ситуация, связанная с тем, что глава администрации Тамбовской области обратился с письмом к депутатам городской Думы, и в связи со вскрывшимися обстоятельствами от 2014 года было предложено прекратить полномочия Рогачева. Затем уже в сроки, связанные с конкурсными процедурами, на переходный период первый заместитель главы администрации Дмитрий Алехин был назначен временно исполняющим обязанности. Теперь отбор будет более тщательный, так как депутаты городской Думы продлили сроки проведения конкурсных процедур. Наверное, Алехин будет одним из соискателей. Но, по всей видимости, возможно возвращение и кандидатуры Панкова, поскольку сегодня он возглавляет структуру, которая занимается коммунальным хозяйством Тамбовской области в целом. В Тамбове сегодня коммунальных проблем более чем достаточно. Панков выходец из коммунальных систем и знает эту сферу досконально. Надо набраться терпения, и уже где-то к январю четко будем понимать кандидатуры соискателей.

В 2015 году прошли выборы тамбовской администрации, и команда губернатора полностью поменялась. В 2016 году прошли выборы депутатов Тамбовской областной Думы. Надо сказать, что из 50 депутатов более 40% прошли через ротацию. Многие депутаты не вошли в нынешний состав, в том числе некие одиозные фигуры, не вписывающиеся в концепцию кадровой политики ныне действующего губернатора. В любом случае Рогачеву нужно было выстраивать отношения и с новой командой губернатора. Также поменялась обстановка внутри города. Сложно оценить плюсом или минусом его годичную работу. Работа чиновника очень инерционна. Первый год – это только формирование планов, концепций и завершение тех дел, что были начаты его предшественниками – прежде всего по коммунальному хозяйству. И еще важный момент: решение ряда принципиальных вопросов брал на себя губернатор. Например, теплоснабжение города у нас обеспечивает филиал фирмы «Квадро», и отношения мэра с этой фирмой были достаточно сложные. Только личное вмешательство губернатора помогло нормализовать эти отношения, и впервые удалось договориться и реализовать эти договоренности по ремонту крупных тепломагистралей. И это во многом облегчило работу Рогачеву. Мне кажется, что многое из того, что удалось сделать и по ремонту дорог, и по магистральным теплопроводам, – это в большей степени заслуга руководства области. Напомню, что Рогачев пришел синхронно с новым губернатором. В моем понимании назначение Рогачева – это кадровый промах. Но то, что губернатор не счел возможность «замазывать» деятельность Рогачева из-за событий 2014 года, говорит о том, что никакое членство в «Единой России» индульгенций не дает и что у губернатора нет никаких интересов, кроме интересов дела.

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

Полагаю, что давать какие-либо объемные оценки деятельности губернатора пока еще рано, потому что временно исполняющий обязанности губернатора Александр Никитин только 25 мая 2015 года указом Президента назначен на эту должность. Но, вместе с тем, можно вести разговор о некоторых тенденциях, векторах, которые он обозначил. Первое: это «очеловечивание» экономики. То есть в оценке производственной сферы идти не от центнеров, мегаватт, миллионов тонн и миллиардов рублей, а идти от человека. От понимания того, как экономика, промышленность или сельскохозяйственное производство работают на человека. Вторая позиция: социальная политика должна претерпеть изменения. В частности, замечу, по мнению Никитина ЖКХ должно стать сферой не столько производственной, сколько социальной. Насколько комфортно человеку от деятельности генерирующих организаций, тепло и водоснабжающих и так далее. И еще один момент. Мне кажется, что в одной из трех опубликованных Никитиным статей указано на необходимость сделать востребованным в области человеческий капитал. Эти и другие заявления концептуального характера с точки зрения возможных вариантов действий уже заслуживают внимания. Восприятие Никитина людьми на сегодняшний день достаточно позитивное, и оно связано с появлением нового лица – 39 летнего кандидата на должность губернатора. Это обнадеживает людей, у них появляется интерес. Что касается перспектив Никитина, здесь можно вести речь не только и не столько о перспективах самого губернатора, сколько о начале перспективного этапа смены тамбовских политических элит. При всем уважении к Олегу Ивановичу Бетину и его команде, она была возрастная команда. Это были специалисты, выросшие «в недрах» ВЛКСМ и КПСС, в годы советской системы управления экономикой, социальной сферой и политикой. И долгожительство нового губернатора будет определяться тем, насколько правильно он расставит кадровые акценты в процессе смены элит. А это процесс управляемый. И здесь, мне кажется, первые назначения и перемещения, которые сделал Никитин, говорят о том, что он идет по тонкому льду обновления кадров очень аккуратно и в определенной степени осторожно. Тот факт, вместо опытного Николая Перепехина (ЖКХ) появился молодой господин Кулаков, говорит о том, что принято решение на омоложении команды. А приход в  администрацию Тамбовской области Александра Ганова, выходца из Сбербанка, бывшего первого вице-губернатора в правительстве Воронежской области, экс-министра правительства Московской области указывает на стремление к пополнению управленческой структуры за счёт внешних резервов. Полагаем, что и позитив, и негатив в области во многом отражает положение дел в стране. Может это такая ходульная фраза, но у нас в регионе нет полноценного собственного бюджета, поскольку мы зависим от дотаций федерального центра. И когда сегодня Правительство страны, Президент заявляют, что в первую очередь надо обеспечить выполнение социальных обязательств государства, в том числе и на региональном уровне, – это влияет и на бюджетные назначения, которые есть на уровне региона. При этом наметилась объективная тенденция, о которой я говорю с сожалением. Заметно сокращается возведение жилья. И побороть ее будет весьма сложно. Даже при том, что Сбербанк сегодня дает ипотечные кредиты под 11,4% годовых, значительная часть населения настороженно относится к тому, а будет ли возможность потом за эти кредиты расплатиться.  При этом потерять темпы строительства легко, а вот нарастить сложно. И еще одна позиция, которая заявлена, но пока мне не видно реальных путей реализации: это «импортовытеснение», — понятие, которое использует Никитин. Речь идет не о том, чтобы заменить польские яблоки на молдавские.  А о том, чтобы, например, знаменитые Мичуринские сады заработали и тамбовские яблоки заняли достойное место. Для этого нужны время, средства и политическая воля.