muhametovМухаметов Руслан Салихович

Кандидат политических наук, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Свердловской области, доцент кафедры теории и истории политических наук, руководитель Центра региональных политических исследований Уральского федерального университета (г. Екатеринбург)

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

 

В сентябре-ноябре свердловский губернатор Е. Куйвашев активно работал над реализацией важных для региона проектов и продвижением своей повестки дня. Одним из главных проектов главы области выступает «Большой Екатеринбург», который задуман как стратегия развития уральской столицы и городов-спутников. Проект предполагает объединение усилий муниципальных образований в комплексном развитии межмуниципальных и соседних территорий. В качестве конкретного шага, направленного на осуществление проекта «Большой Екатеринбург», является анонсированное строительство трамвайной линии, которая свяжет уральскую столицу и Верхнюю Пышму. Второй глобальной задачей свердловского губернатора является наведение порядка в Екатеринбурге. На этом направлении были предприняты следующие шаги: произошло перераспределение полномочий с городского уровня на областной в сферах рекламы, организации публичных мероприятий, градостроительства, медицины и образования. Региональные власти говорят о неэффективности администрации города, ее закрытости. Наконец, третье направление политики Е. Куйвашева – реформа местного самоуправления, предусматривающая введение в муниципальных образованиях новой системы организации власти, а именно избрание «сильного мэра» депутатами представительного органа. В целом большинство свердловских муниципалитетов уже перешли на новую систему организации местной власти. Исключение из этого  составляют Екатеринбург и Нижний Тагил, которые сопротивляются вышеназванной реформе и еще сохраняют автономию.

В заключение необходимо отметить, что в краткосрочной перспективе вряд ли стоит ожидать изменения направлений политики свердловского губернатора. Цели поставлены амбициозные, и Е. Куйвашев будет стараться их достичь.

Сентябрь 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2015)

В рассматриваемый период основное политическое  внимание губернатора Е. Куйвашева и его команды было сосредоточено на уральской столице. Для местной политической жизни, думаю, подходит правило: тот, кто контролирует Екатеринбург, тот контролирует область.  Как мне представляется, можно выделить несколько направлений деятельности областной администрации на «екатеринбургском фронте».  Первое – реформа МСУ. Свердловские власти выступают за изменение  как схемы городской власти (с института сити-менеджера на назначение «сильного мэра» депутатами городской думы), так и за создание двухуровневой системы организации местной власти, т.е. выделение внутригородских районов.  Однако они в рассматриваемый период поменяли тактику. В 2014 году городские власти, активно работая с общественным мнением, сумели навязать свое понимание реформы (тогда говорили о «расчленении» города) и, как результат, не допустить проведения вышеназванной реформы. Областные власти (точнее – депутаты ЕГД, лояльные им), проведя работу над ошибками, в настоящий период работают с населением, разъясняя суть и положения реформы. В качестве примера можно привести проведение в Екатеринбурге Форума сторонников реформы местного самоуправления. Второе направление – работа с депутатами городской думы. На это направление брошен первый зам. руководителя администрации губернатора В. Дубичев, который стал спец. представителем главы региона по взаимодействию с ЕГД.  Свердловский губернатор в рассматриваемый период провел несколько встреч с депутатами.  Основная задача этого направления – изменение соотношения политических сил в городской думе уральской столицы. На данный момент большинство депутатов лояльны администрации города (однако большинство не абсолютное, а относительное). Первые результаты работы уже имеются: депутат В. Ананьев, лояльный городской власти, написал заявление об отставке. Наконец, третье направление – изъятие полномочий у городских властей.  В свое время (май 2013 г.) город лишился права управлять неразграниченными землями. В рассматриваемый период власти уральской столицы потеряли полномочия по согласованию митингов на территории города и уличных рекламных конструкций. Эти функции были переданы с местного уровня на областной. Таким образом, можно сказать, что региональные власти начали планомерную работу по подготовке к политически судьбоносному для главы региона единому дню голосования 2016 г, когда состоятся выборы как в региональный парламент, так и Госдуму.

Июль 20, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Июль, 2015)

Ситуация вокруг законопроекта о переименовании должности главы Екатеринбурга вывела Е. Ройзмана в топы новостных лент не только региональных, но и федеральных информационных агентств. Как мне представляется, данный законопроект был направлен не сколько против Е. Ройзмана, сколько против властей Екатеринбурга. Его главная задача состояла в том, чтобы лишить «городских» определенного политико-символического капитала в виде «всенародно избранного мэра». С моей точки зрения, Е. Ройзман от всей этой ситуации только выиграл. При отсутствии (по уставу города) у  главы уральской столицы реальных полномочий (главным образом в хозяйственно-управленческой сфере) и ограниченных (de facto) представительских функций, Е. Ройзман занимается, прежде всего, личным приемом граждан, председательствованием на заседаниях гордумы Екатеринбурга.  В этих условиях его медийная привлекательность невелика. Информационная шумиха вокруг вышеназванного законопроекта заставила опять говорить о Е. Ройзмане  как о главном политическом оппоненте свердловского губернатора Е. Куйвашева, об основном оппозиционном политике региона. Другими словами, идеологи  законопроекта, желая того или нет, способствовали возвращению традиционного имиджа Е. Ройзмана, благодаря которому он победил не на одних выборах.

 

Июнь 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (июнь, 2015)

За отчетный период Евгений Ройзман был верен своим либерально-оппозиционным принципам и идеалам. В частности, мэр Екатеринбурга помог найти новую площадку для фотовыставки «Триумф и трагедия: союзники во второй мировой войне», которая была организована при поддержке Генерального консульства Великобритании в Екатеринбурге. Кроме того, Евгений Ройзман не только выступил против закрытия ресторанов быстрого питания сети Макдональдс, но и принял участие в открытии нового заведения. С моей точки зрения, мэр уральской столицы относится к представителям так называемых западников, атлантистов, т.е. группы политиков и общественных деятелей, которые считают, что Россия является неотъемлемой частью европейской цивилизации, Вашингтон и Брюссель – союзники и партнеры Москвы, Россия должна придерживаться не своего пути развития, а западной модели. Однако в настоящее время соотношение общественно-политических и партийных сил в стране таково, что либералы находятся на периферии политического пространства, краю политического поля, являются политическими маргиналами и находятся в политическом меньшинстве. В этих условиях позиция и действия Евгений Ройзман не только не нашла понимания, но и вызвала критику со стороны политического большинства, представителей «патриотического» направления, государственников, находящихся сейчас в политическом тренде. Другими словами, мэр Екатеринбурга то ли не замечает, то ли не учитывает направление политического ветра, оставаясь, таким образом, политически одиноким. 

 

Май 05, 2015 | Регионы России: Рейтинг Губернаторов (Январь-Апрель, 2015)

В целом взаимоотношения свердловского губернатора с  основными  региональными акторами  являются нормальными. Однако при ближайшем рассмотрении  эти отношения можно дифференцировать. Так, например, стоит отметить партнерский, конструктивный тип взаимодействия, который существует между главой региона и основными финансово-промышленными группами области (УГМК, гр. Синара), а также федеральными экономическими структурами, представленными в регионе (Ренова, например).  Как мне представляется, в основе таких отношений лежит обоюдная заинтересованность сторон. В частности, приоритетом региональных властей является обеспечение социальной стабильности в области, достижение экономического роста, что невозможно без реализации крупных инфраструктурных проектов экономическими акторами. С другой стороны, ФПГ заинтересованы в поддержке в виде предоставления различных налоговых преференций и льготных кредитов со стороны областных властей. Иными словами, у свердловского губернатора Евгения Куйвашева и основных региональных экономических субъектов есть сфера совпадающих интересов. Однако нельзя сказать, что хорошие, конструктивные  отношения существуют у главы региона с политическими акторами. Скорее наоборот. В этой связи перед Куйвашевым и его командой стоит ряд задач. Во-первых, улучшить взаимоотношения с региональным отделением ОНФ, пара членов которого критикуют деятельность губернатора, что создает несколько негативный информационный фон вокруг Куйвашева. Во-вторых, необходимо выстроить рабочие взаимоотношения с администрацией Екатеринбурга, которую беспокоит возможная реформа МСУ, а именно отказ от прямых выборов мэра города, изменение статуса с городского округа на городской округ с внутригородским делением,  в целом смена схемы организации местной власти без учета мнения городской элиты. Напряженные отношения между областью и городом стали нормой уральской политической жизни и не могут рассматриваться как какое-то политически отклоняющееся поведение. Наконец, налаживание отношения с властями Нижнего Тагила во главе с С.Носовым. Таким образом, основные факторы, которые ослабляют региональную политическую стабильность, находятся в сфере межэлитных взаимоотношений.

 

Апрель 20, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Апрель, 2015)

Выход Евгения Ройзмана из партии «Гражданская платформа» вслед за ее основателем М. Прохоровым имеет  как свои плюсы, так и минусы. В качестве положительной стороны стоить отметить верность своим политическим принципам и соратникам. С другой стороны, выход из партии не позволит Евгению Ройзману ее использовать в качестве площади для гарантированного выдвижения и регистрации на парламентских выборах 2016 года (если, конечно, он соберется баллотироваться по одномандатному округу).

Со второй половины 2014 года и по настоящее время Евгений Ройзман находится в поисках сферы применения своих сил, направления деятельности. Согласно уставу уральской столицы,  полномочия главы города ограничены представительскими функциями (их можно отнести к так называемым спящим полномочиям), председательствованием на заседаниях Екатеринбургской городской думы и приемом граждан. Такие тесные рамки, видимо, не устраивают Евгения Ройзмана, поэтому он решил заняться улучшением имиджа и бренда города. В частности, по приглашению мэра в столице Среднего Урала побывал Артемий Лебедев. Реакция местных пиарщиков  на задействование известного дизайнера в качестве возможного разработчика логотипа города была отрицательной. Самая последняя идея мэра, которая получила поддержку городской  администрации,  — проведение 1 августа 2015 года первого международного Екатеринбургского марафона «Европа-Азия». Таким образом, перед Евгением Ройзманом встал вопрос о содержательном наполнении его мэрства. На данный период времени выбор пал на организацию городского пространства.

 

Март 22, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Март, 2015)

Информационный фон вокруг и положение Е. Ройзмана в конце 2014 – начале 2015 г. можно назвать спокойным. На это указывает отсутствие в СМИ серии материалов с негативными оценками. Данный информационный фон является для Е.Ройзмана скорее исключением, чем правилом. Можно сказать, что одной из черт уральской политической жизни выступают информационные кампании против мэра. Со второй половины 2013 г. таких кампаний было несколько. В качестве примера можно привести последние из них: «дело Кинева» (июль 2014), заявление А.Кабанова,  дело о «фальшивом дипломе» (ноябрь 2014).  Как мне представляется, вышеназванные информ. кампании  являлись инструментом давления, прессинга на мэра, оказываемые с целью добиться его отставки. С моей точки зрения, против Е. Ройзмана объединились два актора региональной политики – свердловский губернатор и правоохранительные органы. Причины участия областных властей состоят в том, что Е. Ройзман опередил на выборах мэра уральской столицы креатуру губернатора Якова Силина и тем самым не позволил достичь желаемой цели всех свердловских глав регионов – установить политико-экономический контроль над Екатеринбургом. Плохие отношения Е. Ройзмана с правоохранительными органами уходят своими корнями в конец 90-ых и связаны с деятельностью Фонда «Город без наркотиков». То, что на данный период времени нет против Ройзмана  информационных кампаний, на мой взгляд, объясняется двумя моментами. Во-первых, информационные кампании не достигли поставленной цели и не привели к уходу Ройзмана. Мэр уральской столицы относится к такому типу политиков, к которым негатив не прикрепляется. С учетом этого факта могло быть принято решение о смене тактики в борьбе с Ройзманом. Во-вторых, свою лепту внесла т.н. реформа МСУ, которая увеличила полномочия региональных властей в сфере МСУ. В частности, именно областные власти определяют порядок избрания глав муниципальных образований. В настоящий период времени на Среднем Урале наметилась тенденция отмены прямых выборов мэров. Пока эта реформа коснулась трех городов, где в сентябре 2015 года должны были пройти выборы. Полномочия Ройзмана  заканчиваются в 2018 году, и есть вероятность отмены прямых выборов. При этом варианте шансы Ройзмана близки к нулю. Таким образом, существует высокие шансы для Ройзмана доработать свой срок полномочий спокойно, т.к. вероятность быть переизбранным  прямым (населением) или косвенным (депутатами гордумы) образом маловероятны.

Пожалуй, в последнее время единственный серьезный информационный всплеск вокруг фигуры мэра Екатеринбурга спровоцировал сам Е. Ройзман, поддержавший предложение назвать одну из улиц уральской столицы в честь Бориса Немцова. На мой взгляд, позиция градоначальника закономерна, т.к. Евгений Вадимович является представителем либерально-оппозиционного сообщества, в которое входил и Борис Немцов. Стоит отметить, что данная инициатива была воспринята неоднозначно даже у местных либеральных общественников, не говоря уже о сторонниках иных политических взглядов.