Миронов Андрей Николаевич

Политолог, политтехнолог. Руководитель Федерации Изучения электоральной политики

 

 

 

Комментарии эксперта:

24 декабря, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)

Анализируя ситуацию за год, начну с общего: шествие вируса, ухудшение социального положения населения страны во всех регионах. И общее – то, что всё это очень трудно называть рейтингом, потому что рейтинг всё-таки определяет положительные стороны, а в регионах динамика отрицательная, поэтому искать победителя в этом рейтинге – занятие неправильное и неблагодарное.

На сегодняшний момент любой глава любого региона в стране настолько обесценен и обесцвечен, что население порой даже не знает, кто у них губернатор. Система выборов, которая довела до прямого назначения губернаторов, привела к тому, что страна не знает своих героев. Даже если есть положительные моменты, то их очень трудно привязать к конкретному лицу. На сегодняшний момент мы можем констатировать не рейтинг, а только явное недовольство теми или иными губернаторами, которые не могут удержать ситуацию в руках. К ним относятся, в первую очередь, те губернаторы, долг которых перед федеральным бюджетом составляет более 100%. Это, например, Хакасия (Коновалов). Таких регионов много, но 5-6 среди них выделяются тем, что задолженность зашкаливает.

Ковид и неправильные действия во время пандемии обрушили рейтинги и Беглова в Санкт-Петербурге, и Собянина в Москве, и рассчитывать на то, что на ближайших выборах эти люди будут бороться за победу, не приходится. Я уже не говорю про Хабаровск, про Дегтярёва, который вообще не понимает, что творит, и, видимо, совершенно не заботится о том, что у него выборы будут в 2021 году. Любой регион назовите. Волгоград… Новосибирск… Тот же Ростов, где склады с фейерверками взрываются, и такое ощущение, что он горит постоянно. Можно говорить только об общей ситуации в стране, и выделять кого-то я бы не стал.

Добавить плюс к своей работе не удалось за этот год ни одному из губернаторов. Буду приятно удивлён, если кто-то из других экспертов назовёт хотя бы 2-3 фамилии, на которые можно обратить внимание и сказать: «Да, вот этот человек пришёл к руководству регионом, и регион либо расцвёл, либо хотя бы удержал ту ситуацию, которая была год назад». Все до одного губернаторы имеют знак «минус».

Вопрос пандемии стоит очень остро, и ухудшение социального положения населения – ещё более острый вопрос. Когда две эти составляющие соединятся, можно ждать очень нехороших ситуаций. Это могут быть протесты, причём даже не совсем обоснованные, но пандемия и ухудшение качества жизни выведут людей на улицы.

 

26 ноября, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020)

Логика этого года, события, наблюдения заставляют констатировать: должность мэра сейчас стала практически расстрельной.

Желающих стать мэром не очень много по сравнению прежними временами, когда на эти должности срывались как с целью обогащения, так и с другими целями. Сейчас этот вал прекратился, не видно толпы желающих.

Более того, идёт занижение самого статуса мэра. Мэр сейчас уже фигура номинальная, от него ничего не зависит, всё зависит от губернатора, законодательных собраний. А мэр становится игрушечной фигурой.

В этой связи можно сделать вывод, что общество затребует возвращения прямых выборов мэра, как это уже делают в Екатеринбурге – там собирают подписи под этой инициативой. Нужно возвращаться к выборной системе мэров, в противном случае эти люди не имеют ни власти, ни возможностей, ни самой должности, которая соответствовала бы статусу мэра.

Мэр – это уже смешно. Арестовывают через одного, воруют через одного, а проблемы растут и растут. Не справляется мэр – вмешивается губернатор.

Из ярких моментов последних месяцев, связанных с корпусом мэров, на ум приходит  история уборщицы, которая выиграла выборы у себя в селе. Девушка поняла, что ей с этим не справиться, просто написала заявление и ушла. Если бы были какие-то рычаги, которые позволяли бы мэру быть на самом деле руководителем в том городе, в котором он выбрался – это одна история, а так как градоначальник зависит от всех, начиная от силовиков и заканчивая губернатором, то эта должность становится номинальной.

Но самое страшное то, что люди это видят, понимают и уже не реагируют серьёзно на действия городских властей.  Это очень плохо.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Пандемия стала для всех совершенно неожиданной. И губернаторы тут не исключение. Но самой большой неожиданностью для них было то, что руководство страны вдруг ни с того, ни с сего передало им те полномочия, о которых они даже не мечтали. И вот здесь как раз пирамида и посыпалась, и достаточно серьёзно. Губернаторы столкнулись с одной простой вещью – соблазном популистских решений: «Я сейчас с шашкой наголо всё сделаю хорошо». И вторая загвоздка – проблема руководителя, обладающего определенными ресурсами: я имею в виду оценку собственных возможностей. Все эти аспекты разошлись, как «лебедь, рак и щука».

В итоге первое, что практически бросились делать губернаторы, – вводить запретительные меры. В Астрахани, Волгограде закрыли въезд, в Красноярске договорились не пускать москвичей и так далее, и тому подобное. Но, как правило, популистские заявления ничем не подкреплены и моментально спровоцировали проблемы. Например, в Краснодаре тут же столкнулись с проблемой пропусков: образовались дикие очереди из желающих их получить. Москва, объявив введение пропусков на передвижение столкнулась с похоже проблемой, но в виртуальной реальности — когда тысячи людей не смогли оформить пропуск по интернету, а потом множество людей, оформивших его, столкнулись с ошибками системы — их пропуска идентифицировались как недействительные. Вдобавок на следующий день Москва получила столпотворение в метро. Всё это – азы теории управления. А многие губернаторы вообще не имеют никакого управленческого образования – с этим-то они и столкнулись. Декларации – декларациями, а способов контроля за теми мерами, которые они декларировали, – нет. И мы получаем самое страшное для губернаторов, что касается рейтинга: недовольство населения.

Мало того, что население напугано, оно ещё сталкивается с ограничением своих свобод. И тут второй вопрос, который не идёт на пользу рейтингу: несмотря ни на что, ни один губернатор не объявил в своём регионе чрезвычайной ситуации (а это именно прерогатива губернатора, а не президента). Но при этом объявление ЧС ставит региональные власти перед ответственностью за людей, которые теряют свою работу, чей заработок уменьшается, и вопрос компенсаций будет стоять перед регионом. В принципе, что происходит по всей Москве? Чрезвычайная ситуация – это не чрезвычайное положение. И, согласно ЧС, они не имеют права ограничивать свободу граждан. Поэтому все запреты, которые вводятся на въезд, передвижение и прочие подобные меры являются просто незаконными, и активисты обращают на это внимание. Чрезвычайное положение – другая статья, и оно может ограничить свободы, но правом объявить его наделён только президент, да и то сроком не более 30 суток.

Народ в РФ не глупый и всё понимает, возникают вопросы: кто будет компенсировать потери бизнеса, потери работы и тому подобные вопросы, что приводят к обвалу рейтингов руководителей, которые в своих регионах пытаются показать себя «управленцами». Принцип «я вами руководил – я отвечу за всё» хорош и правильный, только главы регионов почему-то используют только первую часть: «Я вами руководил». А вот отвечать за всё они как-то не очень хотят или просто не знают российского законодательства. Поэтому обсуждение рейтингов, обсуждение уважения-неуважения к власти – это всё будет накапливаться, как снежный ком. И не в пользу руководителей регионов. Нельзя выделить на сегодня ни один регион, который можно привести в пример другим.

Конечно, позитивная подача информации населению помогает управлению. Такая разовая информационная поддержка необходима. Проблема такой подачи в том, что она крайне ограничена во времени. Нельзя постоянно говорить «халва» — от этого во рту слаще не станет. Если обещания не претворятся в реальность, компенсации не будут получены, то надежды превратятся в ненависть.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Деятельность мэра Москвы Сергея Собянина необходимо рассматривать с двух сторон: потому что Москва – крупнейший мегаполис страны, и не совсем корректно ставить в один сравнительный ряд градоначальника российской столицы с мэрами большинства городов Российской Федерации. Статус московского мэра гораздо выше рассматривается в контексте руководителя субъекта Федерации, а не просто градоначальника.

Деятельность Собянина – как строителя, реноватора, человека, который улучшает жизнь жителей Москвы, можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Из плюсов – те строительные проекты, которые запускает столичный мэр. Здесь же, впрочем, заложена и мина «отрицательного позитива» нему со стороны москвичей. Некоторые проекты, с точки зрения жителей столицы, считаются совершенно необдуманными.

Это правильная, но слишком краткосрочная реновация: в течение двух лет снести 5 000 домов… Такая история может очень тесно перекликаться и с Шиесом, с невозможностью выполнения данной задачи, а усугубляющим фактором может стать дополнительный приток мигрантов для реализации этой программы. В отдельных аспектах москвичи тему реновации воспринимают негативно. Например, строительство новых супервысотных зданий, вместо анонсированного максимума – не более 9-ти этажей, москвичи не принимают, потому что они уже лицезреют лужковское Сити, изуродовавшее вид центра Москвы, эти торчащие клыки жители российской столицы не воспринимают.

Опять же, нашумевшая плитка – тротуарная и бордюрная, которую, по горьким усмешкам москвичей, меняют каждую неделю. Город, конечно, преображается, но негатив к Собянину, как к градоначальнику, растёт.

Но его нужно оценивать не только как градоначальника, но и как политика. На мой взгляд, летние события сильно подорвали политический рейтинг Собянина. Теперь можно утверждать, что его нельзя рассматривать как возможного преемника Владимира Путина на президентском посту в случае транзита власти. Оправдания применения силы против жителей Москвы – это крайне негативный случай, и крайне негативное понимание сущности Собянина-политика.

Учитывая события минувшего лета, история Сергея Собянина как политического деятеля, судя по всему, уже не будет развиваться. Камень в воду брошен, и круги до сих пор расходятся по воде. Процесс над теми, кто участвовал в протестных шествиях, продолжается. Естественно, это не добавляет позитива образу Собянина.

Поэтому я бы не рассматривал фигуру Сергея Собянина как федерального лидера. Но как градоначальник, учитывая, что Москва – это основной финансовый узел страны, Сергей Семенович свой статус ещё может сохранить.

 

Октябрь 30, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2019)

Губернаторская страда, как часть работы руководителя администрации региона, не заканчивалась и не закончится никогда: примерно каждый год, примерно одинаковое количество губернаторов и законодательных собраний проходит ротацию, выборы и тому подобные кампании. Если сравнивать с 2018 годом, то, по моему глубокому убеждению, ситуация с выборами губернаторов не улучшилась, а ухудшилась. Несмотря на большие проценты, которые рисуют провластные структуры и которых добиваются губернаторы, получая по 70-80% при голосовании, всегда нужно обращать внимание на явку и как всё это делалось.

Ну как можно говорить о 70-80% поддержки губернатора в Волгограде, если до сих пор там проходят суды, если все мало-мальски местные лидеры общественного мнения были сняты с выборов, такие как Михаил Тарамцов, Дмитрий Калашников, которые бы с легкостью выиграли выборы в Волгоградской области, но они не члены Единой России: один от КПРФ, другой от Справедливой России. Их просто не пустили.

Как можно говорить о 80% у губернатора в Забайкалье, если ни одна федеральная партия не выставила своего конкурента на этих выборах. Как можно говорить о выборах Бабушкина в Астраханской области, если основной конкурент, которого вся Астрахань желала, Олег Шеин не был допущен до выборов. И так везде, во всех регионах.

Поэтому, с моей точки зрения, получить результат, это было просто выполнение заданий администрации президента. Люди, которые эти цифры нарисовали — задачу выполнили, но эта задача может обернуться боком, потому что реальной поддержки электоральной у этих губернаторов нет, и ухудшение социального положения населения только ухудшает возможность управления регионом такими губернаторами.

В конце концов можно вспомнить, что народ заслуживает того правителя, которого выбирает, если люди выбирают, значит такого и должны ставить. И мне могут привести пример 2018 года, когда люди выбрали «иных». Но в том и дело, что и в данном случае люди не выбирали, это было протестное голосование. Кожемяко, которого как только не пиарили, пожалуй, так и остался единственным губернатором, которого знает вся страна: и факел он нёс, с телевизионных экранов не сходил…

А в своё время страна знала всех губернаторов. Это были яркие личности, яркие руководители, но если вы спросите любого обывателя в глубинке, он вам не назовет имя нынешнего губернатора своего региона. Потому что он не избран, потому что он поставлен.

В этом году у политологического сообщества были большие надежды, на то, что, в связи с событиями в Москве и событиями в Питере (особенно в Питере, где творился беспредел в участковых комиссиях), власть пойдет на послабление избирательного закона, а именно — будет отменен муниципальный фильтр. В своё время, в 2017 году была произнесена фраза, что «муниципальный фильтр убивает любую конкуренцию», — это сказал первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. И после этого фразу повторила Элла Памфилова. И конечно, политтехническое сообщество ожидало, что будет убран муниципальный фильтр, будет введен налог вместо сбора подписей, Москва показала, что сбор подписей — чистая фальсификация. Но никто не хочет трогать систему, никто не хочет трогать колосс, стоящий на глиняных ногах, боясь, что он рухнет. Поэтому люди, которые являются исполнителями власти, (не власть, власть здесь не виновата, виноваты исполнители, это нужно ЖИРНО прописать), держась за свое кресло, они добиваются немыслимых процентов, которые потом работают против них. Эти ребята, как в банальной поговорке, увы, срубили сук, на котором сидит власть.

——————-

Выборы в Санкт-Петербурге 8 сентября – это совершенно ненастоящая история, которую нужно рассматривать отдельным кейсом. Дело в том, что если рассматривать выборы Беглова и участие в этой кампании Бортко, то выборы Беглова были построены по аналогичной другим подобным выборам губернаторов схеме. Была зачистка полей, был поставлен и вовремя убран спойлер. Но отличие питерской губернаторской кампании в том, что таких явных нарушений избирательного процесса, которые мы видели на примере северной столицы, Россия, наверное, не знала.  Например, открытие участков в деревнях Псковской области – явно беспрецедентный шаг, тем более что Псковская область никоим образом не граничит с областью Ленинградской. Тогда почему бы не открывать избирательные участки в Подмосковье, где питерцев гораздо больше, чем в псковской глуши, или в Анталии, где 8 сентября, я думаю, отдыхало гораздо больше петербуржцев, чем на Псковщине? Аналогичный опыт московских выборов, когда открывали участки в Подмосковье, на мой взгляд, так же был грубейшим нарушением, о котором тогда все промолчали.

Хороший губернатор Беглов будет, или плохой – покажет время, но история избирательных процессов в России такова, что, если проанализировать выборы губернатора за весь период постсоветской истории, то вывод печален: каждый губернатор, как правило, хуже предыдущего (за очень редким исключением). Как будет с Бегловым – мы не можем знать, но то, что город проигнорировал его выборы и то, что Беглов не имеет электоральной поддержки – это очевидно, что показала и явка, и митинги. Будем наблюдать за его деятельностью как администратора…

Что касается выборов в муниципальные депутаты, это вторая история, которая требует особого внимания, в том числе и губернатора Беглова. Если глава Центризбиркома заявляет, что таких как в Санкт-Петербурге выборов в России никогда не было по количеству нарушений, которые граничат с уголовными делами, то, наверное, здесь уже пора было вмешиваться власти и наводить порядок. В свое время я предлагал просто перенести эти выборы, так как называть их законными просто не представляется возможным. Однако установка властью была дана – и выборы были проведены. Естественно, вся страна наблюдала за подсчетом голосов по выборам муниципальных депутатов. Когда неделю не могут подсчитать избирательный участок, на котором находятся полторы тысячи избирателей, у последних возникает очень много вопросов. И, как правило, все заявления о пересчете голосов учитывались в пользу Единой России. То есть арифметически власть отобрала возможность оставления у власти муниципальной достаточного количества протестных депутатов, которые могли бы сыграть свою роль при выборах следующего губернатора, например, при проходе муниципального фильтра. Власть свою задачу решила, но при этом, считаю, электоральную поддержку потеряла. С моей точки зрения, выборы в Санкт-Петербурге нельзя считать нормальным избирательным процессом и уж тем более нельзя считать, что выборы в Санкт-Петербурге – это успех партии власти и власти вообще.

Если рассматривать реально работу муниципальных депутатов, то это и проблема Беглова, потому что хочет он того или нет – он градоначальник и будет вынужден работать с этим институтом. Что такое работа с депутатами, которые будут требовать отчета по расходованию бюджета города, а для Беглова это составляет очень серьезную занозу, которая, естественно в лице депутатов протестного электората, которые будут Беглова сильно покусывать.

Более того, Беглов несет ответственность за результаты всех прошедших  в сентябре выборов, потому что — что бы ни говорили, никто не отменял известную русскую поговорку: «Я вами руководил – я отвечаю за все».   Если он исполнял обязанности градоначальника – он несет ответственность за все, что происходит в городе, начиная от разгона митинга в мае и, заканчивая результатами выборов 8 сентября. И, если это кто-то попытается завуалировать, все равно Беглову будут припоминать.

Для простого обывателя в переходе от «Беглова-врио губернатора» к «Беглову-губернатору» ничего не изменилось, за исключением того, что станцию метро, которую он обещал, все-таки открыли.  Все остальное осталось на прежнем уровне – после выборов мы не наблюдаем резких заявлений, не видим движений, конкретных предложений на ближайшее время по какому-то улучшению ситуации в Санкт-Петербурге. Не забывайте, что у Беглова очень сильная оппозиция в законодательном собрании – еще один порог, с которым Беглову придется считаться. А заксобрание, как мы помним, открыто заявляло Беглову, что некоторые его акторы в отношении Беглова находятся в полной оппозиции. И это будет затруднять работу губернатора.

Если наблюдать со стороны, то сейчас ничего не изменилось. Но прошло слишком мало времени с момента официального избрания губернатора. Подождем, когда начнется отопительный сезон и с крыш домов свиснут знаменитые питерские «сосули», — тогда и посмотрим.

 

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Прежде, чем оценивать работу мэров и отношение к ним населения, нужно понять какую роль сейчас играет должность мэра в жизни людей. После отмены прямых выборов мэра, городской глава превращается в номинальную фигуру, которая назначается губернатором. Понятно, что это делается при помощи депутатского корпуса, но сам депутатский корпус в регионах в основном формируется региональными лидерами, так уж устроена система. Естественно, мэрами становятся люди, которых выбирают губернаторы. Поэтому оценка деятельности мэра сегодня напрямую связана с деятельностью руководителя региона.

На мой взгляд, попытки систематизировать достижения и вообще деятельность мэров — это пустая трата времени по одной простой причине. Мэр, в первую очередь, — хозяйственник? Существуют нормативные акты, штатные расписания, уставы города по которым он работает. Если перечислять то, что выполняет или не выполняет мэр — получится большая таблица.

Есть гораздо более простой способ определения эффективности работы — губернатора (а, значит, и мэра), чем, кстати, сейчас и занимается администрация президента: в основе рейтинга – замер протестных настроений. Все взаимосвязано: если у вас плохие дороги, если у вас большие цены на ЖКХ, если у вас ветхие фонды не обновляются – естественно, это вызывает недовольство. Если вы выйдете на улицу и проведёте нормальный опрос — как люди относятся к мэру, то вы получите либо негативный, либо позитивный ответ, который и позволит дать оценку эффективности работы городского руководства. Никогда население, если оно довольно мэром, а именно, довольно своими дорогами, платёжками ЖКХ, обновлением жилого фонда, такое население никогда не проявит негативного отношения к мэру.

В последнее время мы больше наблюдали недовольство граждан, и оно может продолжиться. И, хотя позитивные моменты стараешься подмечать, но больше запоминается плохое. Этой зимой бросались в глаза негативные  примеры работы губернатора-мэра многих регионов. Весна безжалостно открывает такие яркие примеры удручающей «деятельности» властей, как состояние дорог, митинги в этой связи и тому подобные негативные метки. Яркий пример такой «заваленной» работы — Волгоград, город миллионник, а находится в ужасном состоянии, я бы даже сказал ужасающем.

Поэтому на выборах в сентябре вполне может повториться то, что произошло в Приморье, во Владимирской области, Хабаровском крае. Прямое голосование определит рейтинг или антирейтинг порядка полутора десятков губернаторов. Думаю, что и работа мэров, будет на этих выборах тоже будет оцениваться —  положительно или негативно, и будет влиять на голоса в пользу того или иного кандидата в губернаторы.

Если уж мы перешли на систему мэров, зависящих от губернаторов, думаю, нужно выборы строить не через муниципальный фильтр, а прямым голосованием. Потому что муниципальный фильтр уже доказал свою неэффективность, в первую очередь, отсечением людей, в регионе популярных. Поэтому представляется оптимальным возврат к схеме, когда губернатор выбирается, и дабы избежать контр между мэром и губернатором, сам назначает руководителей городов. Плохо назначил — на следующий срок не выберут. Хорошо назначил – руководи дальше.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

По окончании в марте выборов президента России, стартовал новый цикл самоопределения губернаторов. Губернаторский корпус сегодня замер в ожидании будущих перестановок в российском кабинете министров и действий, которые последуют вслед за обновлением правительства.

Уже этой осенью губернаторов ждут большие испытания: во многих регионах побороться за голоса избирателей придётся временно исполняющим обязанности начальникам регионов, которых назначил президент. Ряд губернаторов будут отстаивать своё кресло в рамках плановой ротации: на выборы их вынуждает идти окончание срока полномочий. Поэтому сейчас многие из региональных лидеров находятся в бодрящем ожидании.

На осенних выборах, несмотря на большую поддержку персонально первого лица государства и его большой рейтинг, у губернаторов и кандидатов в депутаты (а пройдут ещё и выборы в Заксобрания) от «Единой России» в ряде регионов могут возникнуть существенные проблемы.

Я бы выделил тут несколько областей, где ситуация выстраивается нестандартная и очень серьёзная.

Так, тяжёлые выборы ждут Владимирскую область (помимо губернатора там выберут и Заксобрание), где у Светланы Орловой очень нелёгкое положение, учитывая серьезный конфликт элит и не очень гладкое положение в социальной сфере. Там возможна прицельная конкурентная борьба со стороны как КПРФ, так и «Справедливой России» и ЛДПР — в случае их объединения.

Непростая ситуация может возникнуть в Ярославской области, которую возглавляет Дмитрий Миронов: там грядут выборы в областной парламент и серьёзные позиции сегодня у тех партий, которые противопоставляют себя «Единой России». Поэтому Ярославскую область ожидает очень серьёзная конкурентная борьба, если, конечно, глава региона не сможет достичь определённых упреждающих договорённостей.

Омск. Я не очень согласен с распространившимся мнением о том, что местный врио губернатора Александр Бурков будет избираться в безальтернативном режиме. Несмотря на то, что Бурков, конечно, закалённый в избирательных кампаниях боец, ему могут составить конкуренцию местные элиты, противостоящие здесь партии власти.

Особое внимание — выборам в Московской области. У Андрея Воробьёва плановая ротация. Но недавние события и митинги, связанные с мусорными свалками, объединили протестный электорат, и, конечно, это не прибавляет очки губернатору. Более того, заявление на этом фоне Воробьёва о намерении переизбираться на второй срок, несвоевременно и значительно ослабляет его позиции. 14 апреля, в его день рождения, несколько подмосковных городов заявили о проведении протестных митингов. Это говорит о том, что ситуация в Подмосковье к осени только накалится, снижая шансы Воробьева на переизбрание. А вот Сергей Собянин, ранее подвергавшийся критике, по-моему, имеет все предпосылки для победы в случае участия в гонке за кресло мэра Москвы. Скорее всего, здесь будет разыгран сценарий как на выборах президента: будут запущены вспомогательные для основного кандидата спойлеры.

Основной механизм на выборах губернатора — это использование административного ресурса, и никуда от этого, как бы красиво власти не пыталась это прикрыть, местная власть не уходит, используя в своих интересах, например, тех же бюджетников. Это работает. Но в случае возникновения протестных настроений или при недовольстве «Единой Россией», возникают такие сюрпризы, как, например, в Иркутской области с Сергеем Левченко, когда кандидат партии власти на губернаторских выборах проигрывает выдвиженцу оппозиции. Это единичные случаи, но они есть. С учётом достаточно напряжённого социального положения осенью такие сюрпризы тоже могут появиться.

Большая проблема и большая беда губернаторов в том, что они в первую очередь вынуждены заботиться о своих взаимоотношениях с федеральным центром, о том, как бы не получить нагоняй от начальства, а уж потом думать о своей работе (тот же пример с С. Орловой). Создание экологических штабов и комиссий — скажем так, прикрытие, работа на публику и PR ходы для того, чтобы показать себя в хорошем свете перед Кремлём. В качестве примера напрашивается и Волгоградская область: в докладах наверх приводятся хорошие показатели, но весна всё опровергает разбитыми дорогами и, соответственно, недовольством людей. А Волгоград, между тем, гордость нашей страны, содержать его в таком плачевном состоянии просто стыдно.

Губернаторский корпус разношерстен, но не избежал непрофессионализма, желания угодить Москве, «кумовства», отсутствия какого-либо участия в проблемах населения, незнания проблем своего региона. Главное зло в губернаторстве — это «муниципальный фильтр»! Если власть не отменит его, у нас всегда будут горе-губернаторы!