Миронов Андрей Николаевич

Политолог, политтехнолог. Руководитель Фонда Изучения электоральной политики

 

 

 

Комментарии эксперта:

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

Прежде, чем оценивать работу мэров и отношение к ним населения, нужно понять какую роль сейчас играет должность мэра в жизни людей. После отмены прямых выборов мэра, городской глава превращается в номинальную фигуру, которая назначается губернатором. Понятно, что это делается при помощи депутатского корпуса, но сам депутатский корпус в регионах в основном формируется региональными лидерами, так уж устроена система. Естественно, мэрами становятся люди, которых выбирают губернаторы. Поэтому оценка деятельности мэра сегодня напрямую связана с деятельностью руководителя региона.

На мой взгляд, попытки систематизировать достижения и вообще деятельность мэров — это пустая трата времени по одной простой причине. Мэр, в первую очередь, — хозяйственник? Существуют нормативные акты, штатные расписания, уставы города по которым он работает. Если перечислять то, что выполняет или не выполняет мэр — получится большая таблица.

Есть гораздо более простой способ определения эффективности работы — губернатора (а, значит, и мэра), чем, кстати, сейчас и занимается администрация президента: в основе рейтинга – замер протестных настроений. Все взаимосвязано: если у вас плохие дороги, если у вас большие цены на ЖКХ, если у вас ветхие фонды не обновляются – естественно, это вызывает недовольство. Если вы выйдете на улицу и проведёте нормальный опрос — как люди относятся к мэру, то вы получите либо негативный, либо позитивный ответ, который и позволит дать оценку эффективности работы городского руководства. Никогда население, если оно довольно мэром, а именно, довольно своими дорогами, платёжками ЖКХ, обновлением жилого фонда, такое население никогда не проявит негативного отношения к мэру.

В последнее время мы больше наблюдали недовольство граждан, и оно может продолжиться. И, хотя позитивные моменты стараешься подмечать, но больше запоминается плохое. Этой зимой бросались в глаза негативные  примеры работы губернатора-мэра многих регионов. Весна безжалостно открывает такие яркие примеры удручающей «деятельности» властей, как состояние дорог, митинги в этой связи и тому подобные негативные метки. Яркий пример такой «заваленной» работы — Волгоград, город миллионник, а находится в ужасном состоянии, я бы даже сказал ужасающем.

Поэтому на выборах в сентябре вполне может повториться то, что произошло в Приморье, во Владимирской области, Хабаровском крае. Прямое голосование определит рейтинг или антирейтинг порядка полутора десятков губернаторов. Думаю, что и работа мэров, будет на этих выборах тоже будет оцениваться —  положительно или негативно, и будет влиять на голоса в пользу того или иного кандидата в губернаторы.

Если уж мы перешли на систему мэров, зависящих от губернаторов, думаю, нужно выборы строить не через муниципальный фильтр, а прямым голосованием. Потому что муниципальный фильтр уже доказал свою неэффективность, в первую очередь, отсечением людей, в регионе популярных. Поэтому представляется оптимальным возврат к схеме, когда губернатор выбирается, и дабы избежать контр между мэром и губернатором, сам назначает руководителей городов. Плохо назначил — на следующий срок не выберут. Хорошо назначил – руководи дальше.

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

По окончании в марте выборов президента России, стартовал новый цикл самоопределения губернаторов. Губернаторский корпус сегодня замер в ожидании будущих перестановок в российском кабинете министров и действий, которые последуют вслед за обновлением правительства.

Уже этой осенью губернаторов ждут большие испытания: во многих регионах побороться за голоса избирателей придётся временно исполняющим обязанности начальникам регионов, которых назначил президент. Ряд губернаторов будут отстаивать своё кресло в рамках плановой ротации: на выборы их вынуждает идти окончание срока полномочий. Поэтому сейчас многие из региональных лидеров находятся в бодрящем ожидании.

На осенних выборах, несмотря на большую поддержку персонально первого лица государства и его большой рейтинг, у губернаторов и кандидатов в депутаты (а пройдут ещё и выборы в Заксобрания) от «Единой России» в ряде регионов могут возникнуть существенные проблемы.

Я бы выделил тут несколько областей, где ситуация выстраивается нестандартная и очень серьёзная.

Так, тяжёлые выборы ждут Владимирскую область (помимо губернатора там выберут и Заксобрание), где у Светланы Орловой очень нелёгкое положение, учитывая серьезный конфликт элит и не очень гладкое положение в социальной сфере. Там возможна прицельная конкурентная борьба со стороны как КПРФ, так и «Справедливой России» и ЛДПР — в случае их объединения.

Непростая ситуация может возникнуть в Ярославской области, которую возглавляет Дмитрий Миронов: там грядут выборы в областной парламент и серьёзные позиции сегодня у тех партий, которые противопоставляют себя «Единой России». Поэтому Ярославскую область ожидает очень серьёзная конкурентная борьба, если, конечно, глава региона не сможет достичь определённых упреждающих договорённостей.

Омск. Я не очень согласен с распространившимся мнением о том, что местный врио губернатора Александр Бурков будет избираться в безальтернативном режиме. Несмотря на то, что Бурков, конечно, закалённый в избирательных кампаниях боец, ему могут составить конкуренцию местные элиты, противостоящие здесь партии власти.

Особое внимание — выборам в Московской области. У Андрея Воробьёва плановая ротация. Но недавние события и митинги, связанные с мусорными свалками, объединили протестный электорат, и, конечно, это не прибавляет очки губернатору. Более того, заявление на этом фоне Воробьёва о намерении переизбираться на второй срок, несвоевременно и значительно ослабляет его позиции. 14 апреля, в его день рождения, несколько подмосковных городов заявили о проведении протестных митингов. Это говорит о том, что ситуация в Подмосковье к осени только накалится, снижая шансы Воробьева на переизбрание. А вот Сергей Собянин, ранее подвергавшийся критике, по-моему, имеет все предпосылки для победы в случае участия в гонке за кресло мэра Москвы. Скорее всего, здесь будет разыгран сценарий как на выборах президента: будут запущены вспомогательные для основного кандидата спойлеры.

Основной механизм на выборах губернатора — это использование административного ресурса, и никуда от этого, как бы красиво власти не пыталась это прикрыть, местная власть не уходит, используя в своих интересах, например, тех же бюджетников. Это работает. Но в случае возникновения протестных настроений или при недовольстве «Единой Россией», возникают такие сюрпризы, как, например, в Иркутской области с Сергеем Левченко, когда кандидат партии власти на губернаторских выборах проигрывает выдвиженцу оппозиции. Это единичные случаи, но они есть. С учётом достаточно напряжённого социального положения осенью такие сюрпризы тоже могут появиться.

Большая проблема и большая беда губернаторов в том, что они в первую очередь вынуждены заботиться о своих взаимоотношениях с федеральным центром, о том, как бы не получить нагоняй от начальства, а уж потом думать о своей работе (тот же пример с С. Орловой). Создание экологических штабов и комиссий — скажем так, прикрытие, работа на публику и PR ходы для того, чтобы показать себя в хорошем свете перед Кремлём. В качестве примера напрашивается и Волгоградская область: в докладах наверх приводятся хорошие показатели, но весна всё опровергает разбитыми дорогами и, соответственно, недовольством людей. А Волгоград, между тем, гордость нашей страны, содержать его в таком плачевном состоянии просто стыдно.

Губернаторский корпус разношерстен, но не избежал непрофессионализма, желания угодить Москве, «кумовства», отсутствия какого-либо участия в проблемах населения, незнания проблем своего региона. Главное зло в губернаторстве — это «муниципальный фильтр»! Если власть не отменит его, у нас всегда будут горе-губернаторы!