Мирзоян Михаил Георгиевич

Кандидат политический наук. Советник заместителя губернатора Ханты-Мансийского АО-Югры (2014-2016 гг.)

 

 

Комментарии эксперта:

Июнь 27, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2019)

Позиции губернатора Югры Комаровой на всём протяжении её руководства регионом были достаточно разными. Как и у любого руководителя региона были и пики, а были и определенные спады, связанные, прежде всего, с активностью политических оппонентов, периодически пробивающие её позиции. В последнее время заметно, что, несмотря на приближение срока окончания полномочий (2020 год) позиции Комаровой не только не ослабевают, но как минимум стабилизировались на достаточно крепких позициях, а в отдельные периоды происходят попытки взять более высокие рубежи.

Последние публичные активности идут ей только на пользу. Это и «прямая линия» с населением, и поездки по муниципалитетам, и проведение таких международных мероприятий как IT-форум стран ШОС и БРИКС, и другие события, позволяющие ей оставаться в публичном поле. Несомненно, как и в любом регионе, в Югре имеются и проблемные вопросы. Куда же без них? Но, я бы не сказал, что эти проблемы носят какой-то уж постоянный характер и тем более нельзя говорить о росте протестного настроения.

Можно вспомнить, что в своё время такой проблемной темой было создание фонда капитального ремонта. Со временем всё успокоилось. Сейчас вот т.н. «мусорная» реформа. Но я уверен, что в ближайшее время работа регионального оператора стабилизируется, будут внесены некоторые поправки в реформу и накал также спадёт. Видно, что Комарова лично подключилась и к ещё нескольким застарелым проблемам — с ипотечниками и обманутыми дольщиками. Все эти вопросы вполне решаемы.

Более сложной проблемой, которая преследует Комарову весь период нахождения её у руля региона, является взаимоотношения с местным политбомондом. По факту в Югре всегда были, что называется, местные «царьки», которые вполне самостоятельно и без оглядки на округ работали на своих территориях. И, если в период властвования прежнего губернатора Филипенко, эти царьки делали вид, что органично вписываются в систему и все друг друга покрывали, то с приходом Комаровой в 2010 году были разрушены старые, привычные для всех схемы и система построения власти в целом. Местные «царьки» и старый чиновничий аппарат её не приняли. С тех пор прошло, конечно, много времени, но многие из этих людей до сих пор остаются в поле видимости – кто-то перешёл в оппозиционные партии, кто-то притаился, а кто-то, продолжая находиться в системе, активно противодействует губернатору. И проблема с некоторыми из них в том, что эти внутренние оппозиционеры не только чувствуют себя вполне комфортно, благодаря поддержке некоторых высокопоставленных силовиков, но и активно растят себе смену, выводя на политическое поле региона новых акторов, которые уже изначально настроены против Комаровой лично. Именно эта сила способна сыграть свою роль в вопросе о выборе Москвой нового губернатора. Хотя, де-юре, благодаря внесенным поправкам в региональное законодательство, первый срок губернаторства Комаровой «обнулился» и она имеет право и после 2020 года оставаться высшим должностным лицом Югры. Если не будет политической раскачки, то все остальные основания для этого имеются.

 

Июнь 27, 2017 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2017)

Эффективность деятельности губернатора Ханты-Мансийского АО Натальи Владимировны Комаровой определяет как экономический, так и внутриполитический климат (аспект) в регионе. Сегодня АО во главе с правительством Комаровой показывает достаточно убедительные экономические показатели. Уровень реализации различных программ в ХМАО достаточно высокий. Не случайно регион занимает лидирующие позиции в рейтинге социально-экономического положения регионов России и является наиболее стабильным субъектом. Если же говорить о политическом аспекте, то можно констатировать, что в регионе имеют место определённые проблемы, связанные, прежде всего с тем, что существуют группы влияния, которые настроены, мягко говоря, оппозиционно к губернатору и её команде. В этой связи возникает ряд проблем, нюансов политического свойства. Политическая конкуренция нашла своё подкрепление и в связи с определённым раздвоением внутриполитической «вертикали» власти на федеральном уровне. Негласное противостояние за возможность оказывать влияние на политические процессы в стране между обновленной администрацией президента и партией «Единая Россия» получило свое зеркальное отражение в регионах и, в частности, в Югре. И, если в регионах, в которых губернатор является ещё и лидером регионального отделения партии власти, политическое спокойствие удаётся достигать за счет умения руководителя региона лавировать между двумя вертикалями и соблюдать баланс их интересов, то хуже обстоит дело в тех регионах, в которых партийная вертикаль и органы власти на уровне персоналий не пересекаются друг с другом. Учитывая, что Наталья Владимировна не является руководителем регионального отделения ЕР, то, грубо говоря, её политическая «крыша» — это администрация президента, а у руководителя местного отделения «Единой России» и председателя окружной Думы Бориса Хохрякова – «Единая Россия». Ряд наблюдателей видит именно между этими двумя фигурами политическое противоречие. Однако, с учетом возраста персоналий и невозможностью в будущем получения лавров победителя в результате этого противостояния,  не стоит забывать и о политиках второго эшелона, желающих ослабления как одной, так и другой стороны, а также о нефтегазовых лоббистах, которые могут играть в свою игру. В любом случае, решение этих проблем может произойти только наверху: какая вертикаль окажется сильнее и способна будет авторитарно разрубить этот узел, представитель того и будет в дальнейшем руководить регионом.

В связи с этим оппоненты действующего губернатора Комаровой будут использовать все возможности для ослабления её позиций, в т.ч. и негативные процессы, которые могут иметь место в регионе. Одним уязвимых моментом является грядущее перемещение аппарата компании «Газпром-переработка» из Сургута в Санкт-Петербург. Для Югры это, несомненно, знак, который негативно сказывается на имидже региона в целом.  Не стоит забывать, что округ у нас нефтегазовый, а представители этих секторов экономики — основные плательщики налога в местный бюджет. Уход крупного предприятия из региона, так или иначе, будет сказываться на экономике. Ходят слухи о том, что и «Сургутнефегаз» также может поменять «прописку», хотя пока это только разговоры. Но если всё так и произойдёт, несомненно, это скажется на бюджете и муниципальных программах в будущем и косвенно на позициях губернатора. Ведь это знак того, что крупный бизнес намерен уйти отсюда. А вместе с бизнесом уйдут и люди. И, если раньше на север ехали за «большим рублём», то сегодня зарплаты в регионах более-менее подравнялись. Говорить о каком-то экономическом чуде в современных условиях модели налогообложения не приходится.

Впрочем, несмотря на внешние раздражители, нельзя говорить о безнадежных позициях губернатора. И, хотя рейтинг Комаровой, конечно, оставляет желать лучшего, я вижу, что у Натальи Владимировны есть значительный потенциал — она может себя поставить, может вести себя с людьми, оставляет прекрасные впечатления в личном общении. Если взять прошлогодние поездки по муниципалитетам, то можно проследить, что после встреч с людьми рейтинг Комаровой подрастал. Была бы ещё грамотная команда профессионалов, способных настроить такое важное и хромающее в настоящее время направление как взаимодействие с населением и PR.