Краюхин Дмитрий Александрович

Главный редактор Информационно-аналитического агентства «ЦентрРус» (г. Орёл)

 

 

 

Комментарии эксперта:

30 июня, 2021 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)

Губернатору Клычкову осталось работать в качестве главы региона не так много, до сентября-октября. Потому что вчера его включили тринадцатым номером в общую часть списка КПРФ. Если бы его включили в региональную часть списка КПРФ, это могло бы свидетельствовать о том, что его ставят паровозом, хотя как паровоз губернатор слаб. То, что его включили в общую, проходную часть на 13 место обозначает только то, что готовится его эвакуация.

Тринадцатое место в списке КПРФ – это место проходное, то есть человек, который на нём находится, получает право быть депутатом Госдумы. Но это место явно для протаскивания нужных людей в Госдуму, следовательно, его пытаются вытащить.

В принципе в регионе среди элит давно ходят разговоры о том, что Клычков просит у АП, чтоб отпустили его душу на покаяние из региона, потому что он понял, что эта работа заведомо не его. Клычков не имеет никакого практического опыта руководства. Губернатор – это главный завхоз области. Это человек, который должен понимать, как работают хозяйственные механизмы. Клычков же в своей жизни никогда ничем не руководил, два года проработал опером в милиции, а затем в Калининградском обкоме, в Московском горкоме и в ЦК электоральным юристом.

Практики у него нет никакой. Региональные элиты ему не доверяют. Вокруг него сейчас огромное количество скандалов и уголовных дел.

Поэтому вопрос смены руководства области. Самое главное, что сегодня обсуждают региональные элиты – что будет с его командой. Потому что люди, которых он привёл в регион, останутся без крыши и будут вынуждены тоже куда-то эвакуироваться. Но у них, в отличие от Клычкова, есть хороший бизнес.

Можно предположить, осенью Орловскую область постигнут генеральные изменения и потому, что вряд ли сейчас, третий раз подряд после Потомского и Клычкова, регион отдадут коммунистам.

 

25 июня, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)

Глава Орловской области Андрей Клычков, конечно, может отчитываться, как вверенная ему территория куда-то там движется. За него я это знать не могу. Но от имени жителей подвести некоторые итоги «ковидного времени» попробую.

Что касается людей и отчасти самого Андрея Евгеньевича, то губернатор в какой-то мере тоже движется, может быть, не семимильными шагами, но, думаю в совершенно определённом направлении. Недавно одно из рейтинговых агентств явно опустило его рейтинг, что, на мой взгляд, вполне объяснимо. Как я люблю замечать: у губернатора Клычкова положение – хуже губернаторского. Он старается усидеть на двух стульях: КПРФ и губернатора, который был, давайте называть вещи своими именами, выдвинут «Единой Россией». Ибо анализ списка депутатов, подписавшихся за Клычкова, говорит о том, что большинство из них представляют партию власти. Ведь губернаторский фильтр без её поддержки никто в регионе преодолеть не может. Поэтому Клычков пытается и тех не расстроить, и этих не забыть.

Самая вкусная тема сейчас – поправки в Конституцию. О ней не говорит только ленивый. Но у орловского губернатора в этой связи положение достаточно сложное. Как член КПРФ, он вроде бы должен выступать против поправок. Как губернатор, вроде бы должен организовать успешное голосование. Как тут быть?

По всей России представители КПРФ организуют участки, где проводят своё голосование – против поправок. Местные орловские коммунисты, насколько мне известно, ни одного подобного участка не открыли, но распечатали килограммы листовок и рассовывают их по почтовым ящикам, вкладывая их не до конца и размещая фотоотчеты о том, как красиво смотрятся эти бумаги. Понятно, что при таком результате 90% листовок тут же окажется на полу около почтовых ящиков. Это наталкивает на мысль о некоем «договоре», когда Москва разрешает Клычкову не сильно агитировать за поправки, но в регионе не создаются «крамольные» красные участки от КПРФ, и все довольны. У нас пока нет информации о том, что бюджетников гонят на выборы, но нет и голосования «коммунистического».

Андрей Евгеньевич не прекращает заботиться и о самопиаре. На днях в своих соцсетях на вопрос о том, как развивается ситуация с распространением ковида в регионе, и когда заработают парикмахерские, он выдал примерно следующее: я вот оброс, но стричься не успеваю, поэтому, возможно, отращу, наконец, волосы. К чему он это сказал – непонятно. В то же время Орловская область по числу зараженных в ЦФО опережает многих соседей.  

Ещё несколько штрихов к нашим нынешним реалиям. Не утихает мусорный скандал – со времен Вадима Потомского в области собираются создать мусорный полигон, который вроде бы есть, но бумаги о нём не подписаны – и вроде бы его нет.

Начинается судебный процесс над вице-губернатором Блохиным по эпизоду превышения им полномочий ещё в предыдущей ипостаси – в роли директора одного из госзаказчиков. Местные чиновники публикуют обращения в защиту коллеги, да и сам Клычков выражает благосклонность к подсудимому. Такие же чувства испытывает и потерпевший по делу госзаказчик, тот, которого и возглавлял Блохин, заявляя через своего представителя, что вроде бы он и не особо потерпевший. Даже по списку потерпевших уже ясно, что процесс обещает быть не скучным.

Между тем один из советников губернатора написал у себя в Телеграм-канале, что Орловская область закупила противоэпидемиологические костюмы на 50млнрублей, сообщив при этом такие детали, по которым выходило, что закупка прошла по цене в два раза дороже обычной за штуку СИЗ, и это, естественно не осталось без внимания прессы. Новость вызвала вопросы у правоохранительных органов, но «автор», вызванный для объяснений, сказал следователям, что это журналисты перепутали информацию, а он вообще больше ничего писать не будет.

 Вот так и живём…

 

Август 29, 2018| Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2018)

На мой взгляд, врио губернатор Орловской области Андрей Клычков ведёт свою избирательную кампанию как очень хорошую кампанию по выборам депутата. Он ездит по области, встречается с селянами и горожанами, продвигает различные пиар-проекты. Но ещё раз повторю: то, что он делает – это депутатская избирательная кампания. А вот его деятельность как губернатора вызывает определённые сомнения.

У Клычкова в регионе появилось прозвище «пионер». У нас это традиция – каждому губернатору в элитах и околоэлитных кругах присваивают своё прозвище. Строев был «удав», Козлов просто «Петрович», Потомский – «Шрек». А вот Клычков – «пионер». Прозвище это появилось потому, что он часто ведёт себя как-то по-детски. Его действия и действия его ближней команды (подчеркну, именно ближней) носят характер абсолютного пиара, причем весьма неглубокого. В качестве примера, пусть несколько далёкого, но очень хорошо характеризующего происходящее, я бы напомнил ситуацию, когда под Новый год в центре города Орла Андрей Клычков открыл каток. Открыть-то открыл, но вот лёд к открытию катка не наморозили. И юные хоккеисты, которых пригласили в центр города на каток под губернаторские окна, так и играли в хоккей – в ботинках. Это яркий пример того, что делается – все происходящее некий каток безо льда. Вручаются дипломы, открываются различные парки, скверы, проводятся красивые мероприятия, но каких-то реальных положительных изменений, пусть даже не стратегических, а небольших, тактических, в регионе, на мой взгляд, нет.

Любой губернаторский чих подается с огромной помпой. «По инициативе Андрея Клычкова к дверям квартир трёх ветеранов Великой Отечественной войны прикрепили красные звёзды»… «Врио губернатора Андрей Клычков принял участие в торжественном собрании, посвящённом 120-летию наружного освещения в городе Орле»… «Супруга главы региона Валерия Клычкова открыла первый в области сенсорный сад»… Или вот новость с официального сайта губернатора и Правительства: «Завтра Андрей Клычков совершит поездку в Железнодорожный район». Для понимания: от окна Клычкова до Железнодорожного района города Орла по прямой менее пятисот метров.

Зато реальные проблемы вызывают ступор. В августе один из последних «советских» заводов города оказался на грани массовых сокращений. «Научприбор» был создан почти полвека назад в качестве одного из базовых предприятий Министерства приборостроения СССР для освоения и серийного выпуска аналитического оборудования, в котором применялись новейшие достижения научно-исследовательских институтов Академии наук из сферы высоких технологий. А в самом начале августа посреди рабочего дня руководство завода потребовало, чтобы все покинули рабочие места и под контролем охраны немедленно вышли на улицу. И что? Да, в принципе-то, ничего. Губернаторская пресс-служба заявляет, что ситуация под контролем. Правительство заявляет о разработке мер по выводу предприятия из кризиса. Клычков заявляет о необходимости «на постоянной основе искать рынки сбыта продукции наших предприятий и всячески содействовать». Но все эти телодвижения и звуки создают устойчивое ощущение дежавю: десять месяцев назад врио губернатора примерно также говорил о спасении Орловского завода «Дормаш», а сейчас предприятие продаёт производственные цеха чтобы погасить долги по зарплате.

При этом всем понятно, что как бы к нему не относились люди и что бы он ни делал – Клычков уже губернатор. В начале августа в Орле проходило совещание секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева по вопросам нацбезопасности. Весь город был перекрыт, и полиция говорила: «подождите, тут губернатор должен проехать». То есть его уже называют губернатором. Его советник тоже не использует приставку врио.

Заседание Совбеза, конечно, несет некий позитивный заряд для Клычкова: «Он в целом хороший парень, его надо поддержать». И знаете, парень-то он действительно неплохой. Не чиновник, не губернатор, а именно парень. Он, на мой взгляд, достаточно порядочный человек. Это, пожалуй, самый порядочный губернатор региона из тех, которые на моем веку были. Но есть одно «но». Помните старую шутку: хороший человек — это не профессия. Тут та же самая ситуация. В Орле в своё время уже был порядочный мэр — Виктор Сафьянов. Он был очень честным мэром, не воровал, и ему даже в голову не приходила мысль, что кто-то из его окружения может украсть. И именно поэтому его ближайшее окружение воровало. Да и сняли-то его с должности для того, чтобы воровать не мешал.

Думаю, что Клычков тоже приложит все силы, чтобы не допустить воровство среди подчинённых. Но поскольку он ничего не понимает в экономике и у него нет управленческих знаний, он просто не сможет эти процессы контролировать. Вспомним биографию Андрея Клычкова: он всю жизнь проработал на партийно-юридической работе за исключением какого-то очень короткого периода работы в полиции, о которой он иногда упоминает, но ни в одной официальной биографии этот период не значится. Юрист парторганизации – вот его основная деятельность до назначения. Но нельзя стать директором области, ни проработав ни дня хотя бы директором бани или директором сельского клуба.

Никто не сомневается, что в сентябре Клычков официально будет избран губернатором. Губернаторские выборы в регионе – некое абсолютно ритуальное телодвижение, игра в избирательный процесс. Потому что против него выдвинуты заведомо непроходные, до анекдотичности, кандидаты. Самая смешная история, пожалуй, с Еленой Крачнаковой, которая год назад пыталась баллотироваться в депутаты сельского совета. Чтобы быть зарегистрированной, ей нужно было собрать 10 подписей избирателей: не 10000, не 1000, даже не 100 – десять. И она эти 10 подписей собрать не смогла. Сейчас же за нее «вписалось» 180 депутатов местных советов. Я ручаюсь, если у любого из депутатов, которые поставили за нее подписи, спросить знают ли они, кто такая Крачнакова, они не смогут ответить. Потому что её не знает никто вообще. Единственный кандидат, который реально претендовал на губернаторский пост и реально мог создать проблемы Клычкову в предвыборной кампании – предприниматель Виталий Рыбаков. По итогам прошлого года он занял 7 место в рейтинге самых влиятельных людей Орловской области. Не уверен, что он смог бы победить, но второй тур с абсолютно непредсказуемыми результатами мог бы состояться.

Но Рыбаков не смог собрать 180 подписей. В отличие от Крачнаковой…

Так что Клычков будет избран губернатором Орловской области. И просидит в губернаторском кресле года три, а то и четыре.

А потом очередные, ставшие привычными «досрочные выборы губернатора Орловской области». Так было с Козловым, так было с Потомским, так, почти наверняка, будет и с Клычковым. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» – говаривал в подобных случаях Экклезиаст.

 

Июль 31, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2018)

У мэра города Орла Василия Новикова, на мой взгляд, прекрасная должность. У него хорошая зарплата и при этом практически никакой ответственности. Новиков вручает дипломы, открывает детсады, поздравляет уважаемых людей, не говоря о том, что он, конечно, руководит сессиями Орловского Городского совета народных депутатов. Хотя есть, конечно, и определенные сложности: он должен перерезать ленточки и целовать младенцев и не имеет права перепутать одно с другим!

Чтобы не быть голословным открываю новостную ленту горсовета. «В орловском Госуниверситете проходит церемония вручения дипломов». Это последняя новость на сайте Орловского городского совета (на момент записи интервью в начале июля — прим. ред.). Он вручал дипломы и напутствовал выпускников. И делал это, не сомневаюсь, прекрасно. В мае он вручал аттестаты выпускникам школ. А ещё раньше, как следует из новостной ленты, Василий Фёдорович сыграл в бадминтон с почетным гражданином Орла космонавтом Александром Мисуркиным.

Поэтому, говоря о деятельности Новикова, можно предполагать, что она, наверное, отражается на жизни горожан. А вот на моей весьма незначительно: он не целовал именно моих младенцев и не вручал мне диплом.

В то же время, к городскому хозяйству, устройству быта жителей Орла и даже к их социальной жизни Новиков практически никакого отношения не имеет. Нет, возможно, какие-то финансовые потоки в городе при необходимости находятся под его контролем. Но в целом его роль всё-таки вручать дипломы и разрезать ленточки.

При этом подчеркну, у нас с Василием Новиковым на личном уровне прекрасные отношения. Например, около полутора месяцев назад я и мои соратники направили в горсовет и администрацию Орла письмо с просьбой присвоить наименование поляне и тропинке в центре Медведевского леса. Когда мы на следующий день столкнулись в коридоре мэрии, Василий Фёдорович сказал, что его очень порадовало моё обращение.

Словом, мы относимся друг к другу доброжелательно, хотя и с определенной иронией. Что, впрочем, не мешает мне как жителю города оценивать его работу.