ИгнатовскийИгнатовский Ярослав Ринатович

Политконсультант, генеральный директор аналитического центра «PolitGeneration»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Февраль 28, 2019| Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2019)

Рейтинг протестной активности в российских регионах за январь 2019 года, подготовленный Институтом Региональной Экспертизы, показывает, что обстановка в стране в целом спокойная. Тот факт, что большинство регионов (почти половина) попали в зелёную зону, говорит об относительной стабильности ситуации в стране в начале текущего года. Но нужно иметь в виду, что январь — месяц для протестов неудобный, только прошли новогодние праздники, в большинстве регионов холодно и мобилизовать граждан на протестные акции тяжело. Конечно, делать далеко идущие выводы по одному месяцу невозможно. Поэтому в дальнейшем мы c коллегами из Института региональной экспертизы будем вводить поправочный коэффициент, который позволит рассматривать ситуацию в регионах в динамике. Да и в целом, методика рейтинга ещё будет совершенствоваться. Думаю, что после того, как мы опубликуем рейтинг за февраль, какие-то процессы станут более понятны.

Что касается влияния рейтинга на позиции губернаторов, то действительно такая зависимость есть. Федеральный центр проводит мониторинг ситуации в регионах, смотрит каков уровень поддержки власти в том или ином субъекте. И уровень протеста во многом свидетельствует  о качестве регионального управления. Причём протест – это прозрачный и понятный для большинства людей критерий, в отличие от рейтингов, которые основаны на непубличных политических факторах. Конечно, характер протеста тоже играет свою роль. Если протест общефедеральный, как, например, в случае с пенсионной реформой, то тут губернатору сложно как-то повлиять на общероссийскую повестку. Всё-таки их возможности сегодня ограничены. А вот если есть региональные протестные кейсы, с которыми власть на местах не в состоянии справиться, то это действительно может быть поводом для серьёзного разговора главы региона с кураторами из Кремля.

 

Сентябрь 26, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Август-Сентябрь, 2018)

В минувшие месяцы Георгий Полтавченко не изменял своему стилю. Ничем особо ярко не проявлялся. За исключением, конечно, разгона протестных акций 9 сентября – это было достаточно жёсткое решение. Ставить в вину его исключительно администрации Санкт-Петербурга я не склонен, к этому также причастны и федеральные силовые структуры. Тем не менее, за тот форс-мажор, который случился в нашей культурной столице, во многом отвечает администрация Санкт-Петербурга, в которой не сумели перевести массовый протест в более спокойное русло.

Динамичная ротация глав регионов вновь подогревает тему смены губернатора – это главный вопрос, который обсуждает городской истеблишмент на протяжении всего срока губернаторства Полтавченко. С одной стороны, Георгий Сергеевич обозначил, что планирует продолжить работу в качестве главы Санкт-Петербурга, но есть ряд факторов, утяжеляющих эту позицию. С другой – всё будет зависеть от решения первого лица государства. Думаю, ответ на этот вопрос мы узнаем уже этой осенью.

По мнению наблюдателей, Полтавченко недостаточно использовал для развития потенциал города на Неве (экономический, туристический, культурный) как главного места притяжения интеллектуальных человеческих ресурсов. Питер существенно отстаёт от Москвы. А всё новое, что сюда приходит – это лишь повторение московских сценариев, начиная от сноса ларьков и заканчивая раскрашиванием вагонов метро.

Оппозиционеры прибавляют также, что «душится демократия на корню», хотя, на мой взгляд, эта тема постепенно сглаживается.

Вторая глобальная претензия, дающая ход слухам об отставке градоначальника, – напряжённые отношения последнего с местным бизнесом.

Однако будет ли всего этого достаточно для принятия решения о замене Полтавченко, вопрос пока открытый.

 

Декабрь 19, 2016 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2016 года)

Этот год для уфимского градоначальника Ирека Ялалова был во многом определяющим. Вновь избранные депутаты Уфимского горсовета должны были определить его судьбу в качестве сити-менеджера. Впрочем, в экспертном сообществе преобладало мнение, что Ирек Ялалов обладает высоким уровнем доверия со стороны главы республики Рустэма Хамитова и проблем с переизбранием у него не будет. Уфимские депутаты в октябре проголосовали за его кандидатуру. Таким образом, Ирек Ялалов уже третий срок подряд (с декабря 2011 г.) руководит муниципальным хозяйством Уфы. Причем на этот раз контракт с сити-менеджером был подписан на пять лет. Все это время именно хозяйственные вопросы являются приоритетным направлением его деятельности. Сити-менеджер подчеркнуто дистанцируется от политических вопросов и позиционирует себя как член команды Рустэма Хамитова.

За время руководства мегаполисом Ирек Ялалов проявил себя как эффективный сити-менеджер, активно внедряющий эффективные муниципальные практики. Более 20 апробированных в Уфе муниципальных практик были официально рекомендованы для реализации в других городах России. В 2016 году Уфа вошла в тройку самых благоустроенных городов России (разделив второе место с Хабаровском). Также среди достижений сити-менеджера необходимо отметить высокую динамику темпов строительства, что в перспективе приведет к значительно более доступному жилью для молодежи. Среди негативных моментов – периодически возникающие скандалы в строительной отрасли башкирской столицы, а также проблемы с дорогами.

В настоящее время уфимская мэрия активно работает над стратегией развития города. На мой взгляд, приоритетным направлением развития Уфы являются инфраструктурные проблемы, а также проблемы ЖКХ. Ирек Ялалов поставил задачу максимально преодолеть исторически возникшую асимметрию в развитии южной (выполняющей функции центра) и северной (промышленные окраины) частей города. Для этого прежде всего необходимо развивать инфраструктуру северной части города. Впрочем, решить эту задачу будет непросто. Планируется, что в 2017 году бюджет Уфы будет бездефицитным, однако совершенно очевидно, что для решения глобальных задач инфраструктурного развития городу нужны инвестиции и «дешевые» кредиты.

Январь 22, 2016| Национальный Рейтинг Депутатов (№3, январь 2016)

Хотелось бы, чтобы Государственная Дума, с одной стороны, была более профессиональной. Чтобы она могла решать сложные экономические, общественно-политические, социальные задачи, отвечать на те вызовы, которые сегодня стоят перед нашим обществом в связи с экономическим кризисом и непростым как внешнеполитическими фоном, так и внутренней социально-экономической ситуацией. Считаю, что на сегодняшний день внутриполитический менеджмент создает условия, при которых, для того, чтобы стать депутатом Госдумы, необходимо будет пройти некий отбор. Я имею в виду как систему праймериз, так и то, что выборы состоятся как по партийным спискам, так и впервые с 2003 года в 225 одномандатных округах. Это должно создать определенный уровень конкуренции и позволит в некотором роде перезагрузить систему. По оценке многих экспертов, и я с ней согласен, мы будем иметь до 70% нового парламента. Туда должны прийти реальные политики, хозяйственники, люди, которые имеют вес в регионах. А когорта артистов, спортсменов, общественников должна уйти. То есть те, кто имел некую медийную узнаваемость, но не имел реального социального капитала перед избирателями. Сегодня задачи таковы: наполнить Думу профессионалами, которые в состоянии наладить ту «химию» взаимодействия с избирателями, благодаря которой люди им поверят и доверят свои голоса и свое будущее. Многое, конечно, будет зависеть от хода избирательной кампании – не полетят ли так называемые «черные лебеди» — то есть чреда случайных непредсказуемых событий, последствия которых невозможно просчитать.

У действующих депутатов шансы неплохие переизбраться. И те из них, которые эффективно работали, занимались не только законотворчеством, но и работали в интересах своих регионов, избирателей. Эффективно взаимодействовали с руководством региона, с партийным руководством внутри своих фракций. Те, которые уверены, они пройдут без проблем в выборы в одномандатных округах и докажут там свою электоральную эффективность и самостоятельность. В партсписках мы увидим как действующих депутатов, так и новые лица. Здесь конечно, определяющую роль будет играть руководство партий. Конечно же, акцент будет смещаться, на мой взгляд, в левую сторону, в связи с непростой социально-экономической ситуацией. Это должно сыграть на руку Компартии и Справедливой России. ЛДПР будет выходить со своей повесткой, акцентировать тему внешнеполитической ситуации. Единой России придется находить разумный баланс между либеральной и консервативной частью электората. Что касается несистемной оппозиции, думаю, на сегодня они представлены очень слабо. Но уверен, что некоторые из сильных лидеров смогут пройти в парламент и в Госдуме нового образца появятся от 5 по 15 ярких представителей несистемной оппозиции, которые будут критиковать власть. Для самой власти это не плохо. Поэтому ожидается интересная борьба.