Ермаков Илья Евгеньевич

Политолог. Координатор Общественного движения «Граждане Орла»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Мэр города Орла, председатель Орловского горсовета Василий Новиков в этом году прошёл «экватор» работы на своём посту. Новиков – глава представительного органа, хозяйственное же управление городом осуществляет Александр Муромский на конкурсной должности главы администрации Орла.

Общий контекст работы муниципалитета – ежегодный рост бюджетного долга города. В своих докладах, в том числе в Государственной Думе России, мэр Новиков говорит о диспропорции распределения налоговых поступлений, всё меньшая доля которых остаётся в городском бюджете, а всё возрастающая наполняет областной. Из фактических заслуг горсовета и мэра Новикова следует выделить приемлемое решение в этих условиях оперативных хозяйственных задач и исполнение социальных обязательств, при этом ощутимо шире, чем то требуется «федеральным минимумом».

В целом же сложившуюся в Орле ситуацию можно охарактеризовать как неуклонный регресс системы управления городом. Мэр и основной состав горсовета не осуществляют эффективно своих функций, предусмотренных Уставом: взаимодействия с администрацией города, исходя из интересов жителей, единства целей и задач в решении городских проблем, а главное – контроля за качеством работы администрации и законностью расходования средств, заключения контрактов и производства работ. Как известно, при текущем составе горсовета одобрялись и принимались все низкокачественные или незаконные работы (как разрушение исторического облика улицы Ленина), выполнявшиеся к 450-летию Орла.

Этой осенью проведён незаконный и деструктивный ремонт на территории охраняемого законом памятника Героям-комсомольцам. С размахом идёт так названное жителями «обезграничивание» города – замена практически вечных гранитных элементов на дешевый пенобетон и плитку. Декларировавшееся Горсоветом празднование 200-летия И. С. Тургенева свелось к отдельным эпизодам, зато десятки миллионов рублей были истрачены на странные и безвкусные арт-объекты (кустарные фонари-свечи, перья из фанеры и прочее). Все решения по данным работам принимаются в недрах администрации города, обычно без проектов (только по договорам), без привлечения экспертов и публичных слушаний. Это стало возможным при полном попустительстве со стороны Горсовета. При этом лично у мэра Новикова достаточно возможностей вмешательства в ситуацию, например, с помощью Счётной палаты, однако эти рычаги он не задействует.

Жителей города волнует бесконтрольное течение ситуации с энергосервисным контрактом с Ростелекомом (в осенне-зимний период город просто погружен во тьму, почти ежедневно случаются ДТП с участием пешеходов), а также ситуация с общественным транспортом (активно обсуждавшееся в начале года Горсоветом «спасение ПАТП-1» закончилось ничем, трамвайно-троллейбусное предприятие ТТП из вполне эффективного стало глубоким должником, маршруты расторговываются частным предприятиям по принципу кумовства). Более 300 миллионов долга висят камнем на городских МУП-ах – Зеленстрое, Спецавтобазе, ТТП. Беспокойство вызывают намерения по их объединению без полного раздельного их аудита и выявления противозаконных схем по каждому случаю. Стратегический объект мост Дружбы отдан в ремонт единственному исполнителю ООО «РГС», бенефициары которого находятся в оффшорах. По мнению инженеров-экспертов, в настоящее время подрядчик ведёт крайнее опасную имитацию работ на мосту. Горсовет же бездействует.

Основное влияние в Горсовете сосредоточено у главы фракции ЕР Владимира Негина, а через него – у региональной ЕР. По многим оценкам, фракционный принцип не идёт на пользу эффективному управлению городом. Как считают некоторые депутаты, Василий Новиков – не командный человек и даже не пытался создать собственный центр влияния, не боролся за политический и управленческий вес. Его выбор – концентрация на обязанностях спикера Горсовета, которые действительно ему удаются. Новиков обычно конструктивно модерирует дискуссии, действует дипломатично, находит общий язык со всеми сторонами. Общественность города имеет возможность участвовать и высказываться на рабочих мероприятиях Горсовета. У Василия Новикова впереди два года – достаточный простор для изменения сложившейся практики управления городом. Увидит ли он возможности для этого и пожелает ли ими воспользоваться – вопрос открытый.