Ермаков Илья Евгеньевич

Политолог. Координатор Общественного движения «Граждане Орла»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2019)

В прошлом анализе для Национального рейтинга (ноябрь 2018 года) мы отмечали как острые проблемы в муниципальном управлении и развитии города Орла, так и достаточно позитивную репутацию мэра – председателя горсовета Василия Новикова, не ассоциированного с крупными скандалами и умеющего взвешенно модерировать работу горсовета и коммуникации в городском политическом пространстве. Это подпитывало надежды горожан на то, что Новиков способен достроить свои позиции до статуса реального субъекта и изменить управление городом в лучшую сторону. В 2019 года мэр сделал шаги для выстраивания лучшей коммуникации с жителями, в частности, с помощью социальных сетей. Также следует отметить координационную роль, взятую на себя мэром в процессах мусорной реформы (проведение регулярных совещаний с участием всех сторон и конкретную работу с проблемами в сфере вывоза коммунальных отходов).

Основная претензия, предъявляемая Новикову, состоит в том, что горсовет не корректирует работу администрации города Орла и сити-менеджера Муромского, которых жёстко критикуют за «бесхозяйственность» в отношении важнейших городских проблем и увлечённость так называемыми «украшательствами» – созданием антиэстетичных и дорогих конструкций в городской среде. В конце  2018 года счётная палата города Орла в своём докладе представила факты крупных финансовых и контрактных нарушений и иных незаконных действий (причинение ущерба объекту культурного наследия, изъятие с улиц города гранитных модулей и др.), допущенных администрацией города, в том числе при реализации проектов, которые выполнялись под «патронажем» тогда ещё врио губернатора Андрея Клычкова, проводившего свою выборную кампанию. В том, что такой доклад счётной палаты был подготовлен и опубликован, справедливо усматривается заслуга мэра Новикова. Однако за прошедшие полгода не последовало никаких последствий для ответственных лиц, а мэр продолжил тактику «дипломатизации» всех конфликтных ситуаций между горсоветом и сити-менеджером. В частности, его заявления о том, что продолжающийся спил огромного количества деревьев в городе будет поставлен под жёсткий контроль горсовета, так и остались обещаниями.

Крупный общественно-политический конфликт возник в Орле летом 2019 года вокруг проекта строительства сухого фонтана в сквере им. генерала Ермолова, предполагающего вырубку более 100 деревьев ценных видов и нарушение охранной зоны сразу трёх объектов культурного наследия. Проект встретил мощное сопротивление общества, требующего сохранять в городе уже сложившиеся пространства и экосистемы, а масштабные преобразования совершать там, где действительно нужно благоустройство. Депутаты горсовета сообщали о сильнейшем давлении со стороны окружения губернатора Андрея Клычкова, который активно лоббирует проект фонтана именно в этом месте. Результаты первого голосования в горсовете 27 июня, когда проект по голосам «прошёл», были в тот же день отменены мэром Новиковым, в силу спорных ситуаций в ходе голосования. Однако далее, как отмечают депутаты, мэр стал ключевой фигурой давления, обеспечив проведение 16 июля внеочередной сессии горсовета и единодушное голосование всех депутатов от фракции ЕР за строительство фонтана. При этом заседание продолжалось всего 9 минут, и обычно дипломатичный в модерировании мэр сразу поставил вопрос на голосование и пресёк все попытки выступлений и прений даже со стороны депутатов (не говоря о присутствовавших горожанах и общественниках). Ситуация вокруг сквера Ермолова отмечена как крупный конфликт власти и общества, в том числе в федеральных СМИ (ИА REGNUM, «МК-Черноземье»). На федеральном уровне ЕР отмечается озабоченность нездоровой ситуацией (особенно в условиях предстоящих выборов), когда фракция ЕР в Орловском горсовете оказалась послушным инструментом, действующим в интересах губернатора от КПРФ, при этом в обход регионального руководства ЕР – и как раз через посредство мэра Новикова. Общественное движение «Граждане Орла», готовящее своих кандидатов в депутаты к выдвижению на выборах в горсовет в 2020 году и рассматривавшее Василия Новикова как имеющего возможность стать действительно «народным мэром» и продолжить свою деятельность в такой роли после выборов, объявило о недоверии ему как политику, ставшему инструментом политического лоббизма в остром, конфликтном для общества вопросе.

Пока ни в какие реальные шаги не вылились разумные зимние намерения мэра по возрождению муниципального автотранспорта. В свете последних событий многие оценивают эти заявления просто как часть политической игры в конфликте между губернатором Клычковым и главой региональной ЕР, спикером облсовета Леонидом Музалевским (устойчиво ассоциирующегося в регионе с кризисом муниципальных и процветанием частных перевозчиков).

Также в свете требуемой жителями рекультивации орловской свалки активно обсуждается роль Новикова в согласовании завоза на свалку в 2017 году 25 тысяч тонн крайне токсичных ванадиевых отходов, которые сгружались открытым способом вперемешку с бытовым мусором и в настоящее время оцениваются экологами как крупная угроза экологии и здоровью жителей города.

Ноябрь 28, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2018)

Мэр города Орла, председатель Орловского горсовета Василий Новиков в этом году прошёл «экватор» работы на своём посту. Новиков – глава представительного органа, хозяйственное же управление городом осуществляет Александр Муромский на конкурсной должности главы администрации Орла.

Общий контекст работы муниципалитета – ежегодный рост бюджетного долга города. В своих докладах, в том числе в Государственной Думе России, мэр Новиков говорит о диспропорции распределения налоговых поступлений, всё меньшая доля которых остаётся в городском бюджете, а всё возрастающая наполняет областной. Из фактических заслуг горсовета и мэра Новикова следует выделить приемлемое решение в этих условиях оперативных хозяйственных задач и исполнение социальных обязательств, при этом ощутимо шире, чем то требуется «федеральным минимумом».

В целом же сложившуюся в Орле ситуацию можно охарактеризовать как неуклонный регресс системы управления городом. Мэр и основной состав горсовета не осуществляют эффективно своих функций, предусмотренных Уставом: взаимодействия с администрацией города, исходя из интересов жителей, единства целей и задач в решении городских проблем, а главное – контроля за качеством работы администрации и законностью расходования средств, заключения контрактов и производства работ. Как известно, при текущем составе горсовета одобрялись и принимались все низкокачественные или незаконные работы (как разрушение исторического облика улицы Ленина), выполнявшиеся к 450-летию Орла.

Этой осенью проведён незаконный и деструктивный ремонт на территории охраняемого законом памятника Героям-комсомольцам. С размахом идёт так названное жителями «обезграничивание» города – замена практически вечных гранитных элементов на дешевый пенобетон и плитку. Декларировавшееся Горсоветом празднование 200-летия И. С. Тургенева свелось к отдельным эпизодам, зато десятки миллионов рублей были истрачены на странные и безвкусные арт-объекты (кустарные фонари-свечи, перья из фанеры и прочее). Все решения по данным работам принимаются в недрах администрации города, обычно без проектов (только по договорам), без привлечения экспертов и публичных слушаний. Это стало возможным при полном попустительстве со стороны Горсовета. При этом лично у мэра Новикова достаточно возможностей вмешательства в ситуацию, например, с помощью Счётной палаты, однако эти рычаги он не задействует.

Жителей города волнует бесконтрольное течение ситуации с энергосервисным контрактом с Ростелекомом (в осенне-зимний период город просто погружен во тьму, почти ежедневно случаются ДТП с участием пешеходов), а также ситуация с общественным транспортом (активно обсуждавшееся в начале года Горсоветом «спасение ПАТП-1» закончилось ничем, трамвайно-троллейбусное предприятие ТТП из вполне эффективного стало глубоким должником, маршруты расторговываются частным предприятиям по принципу кумовства). Более 300 миллионов долга висят камнем на городских МУП-ах – Зеленстрое, Спецавтобазе, ТТП. Беспокойство вызывают намерения по их объединению без полного раздельного их аудита и выявления противозаконных схем по каждому случаю. Стратегический объект мост Дружбы отдан в ремонт единственному исполнителю ООО «РГС», бенефициары которого находятся в оффшорах. По мнению инженеров-экспертов, в настоящее время подрядчик ведёт крайнее опасную имитацию работ на мосту. Горсовет же бездействует.

Основное влияние в Горсовете сосредоточено у главы фракции ЕР Владимира Негина, а через него – у региональной ЕР. По многим оценкам, фракционный принцип не идёт на пользу эффективному управлению городом. Как считают некоторые депутаты, Василий Новиков – не командный человек и даже не пытался создать собственный центр влияния, не боролся за политический и управленческий вес. Его выбор – концентрация на обязанностях спикера Горсовета, которые действительно ему удаются. Новиков обычно конструктивно модерирует дискуссии, действует дипломатично, находит общий язык со всеми сторонами. Общественность города имеет возможность участвовать и высказываться на рабочих мероприятиях Горсовета. У Василия Новикова впереди два года – достаточный простор для изменения сложившейся практики управления городом. Увидит ли он возможности для этого и пожелает ли ими воспользоваться – вопрос открытый.