Евдокимов Николай Анатольевич

Эксперт Общественной палаты Республики Башкортостан, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской Академии государственной службы

 

 

Комментарии эксперта:

29 октября, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)

В сентябре-октябре главе Башкортостана Радию Хабирову в целом удалось преодолеть кризисные явления во взаимоотношениях с частью общества, спровоцированные конфликтом вокруг шихана Куштау. Руководитель республики демонстрировал привычную активность и уверенность в себе как во время офлайн встреч, так и в социальных сетях.

Усилению позиций Радия Хабирова объективно способствуют несколько обстоятельств.

Во-первых, относительно устойчивое социально-экономическое развитие региона. Предпринятые меры поддержки сельского хозяйства позволили собрать хороший урожай зерновых – более 4 млн тонн. Учитывая, что Башкирия по-прежнему остаётся аграрным регионом с весомой долей сельского населения (около 38%), такие результаты не могли быть не отмечены на местах. В сфере промышленного производства наблюдается некоторый спад – по сравнению с началом года индекс промышленного производства упал на 3,5%, но это не самый плохой показатель в стране, и общество в целом с пониманием относится к некоторому спаду в экономике, учитывая объективные обстоятельства этого года. В целом Радий Хабиров старается проводить активную экономическую политику, много внимания уделяет привлечению средств федерального центра. В сентябре состоялось назначение премьер-министром Андрея Назарова, который обладает серьёзными лоббистскими возможностями в Москве. Это решение анонсировалось на протяжении нескольких месяцев и было, в общем-то, позитивно встречено региональной политической элитой и предпринимательским сообществом.

Во-вторых, регион в целом справляется с пандемией COVID-19, количество заболевших и умерших для 4-милионной Башкирии относительно невелико. Да, статистика вызывает скепсис у части наблюдателей, однако меры, предпринимаемые Хабировым, оцениваются в обществе главным образом позитивно. Летом в короткие сроки был сдан инфекционный госпиталь  под Уфой, сейчас строится такой же крупный госпиталь под вторым по численности населения городом Башкирии – Стерлитамаком, его должны сдать в декабре. Все эти факторы положительно сказываются на позициях главы республики.

Но, безусловно, есть и факторы, которые имеют негативное влияние. Во-первых, невнятная информационная политика. Государственные республиканские СМИ, как в известном анекдоте, «колеблются вместе с линией партии», это вызывает недовольство и разочарование, в том числе в самом журналистском сообществе. Кроме того, крупные чиновники администрации Хабирова инициировали судебное преследование одного из независимых интернет-СМИ после публикации статьи об их бизнес-интересах в республике. Совокупность этих факторов рассматривается частью общества как форма давления на СМИ.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

В целом – и в Республике Башкортостан, и в её столице Уфе – сегодняшняя ситуация определяется снятием карантинных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции.

Но сразу надо отметить, что Ульфат Мустафин, и как мэр города Уфы, и как одна из ключевых фигур региональной политической элиты, в отличие от своего предшественника, не сконцентрирован на собственном позиционировании в информационном пространстве, на эффективном представительстве в медиа. Мустафин относится, скорее, к числу тех муниципальных чиновников, которых принято называть «хозяйственниками», благо, что опыт соответствующей работы у него есть.

Это приводит к тому, что, опять же в отличие от предыдущего мэра Ирека Ялалова, мнение горожан о работе нынешнего градоначальника носит намного более сдержанный характер – фигура Мустафина менее узнаваема и менее популярна. При этом низкий уровень поддержки уравновешен таким же низким уровнем критики со стороны широких групп общественности.

Вместе с тем, Уфа пережила за последнее время несколько резонансных случаев, вызвавших разного рода реакцию. Это проведение крупных, прежде всего, урбанистических форумов (они, правда, носят региональный характер, тем не менее, Ульфат Мустафин на них присутствовал, позиционировал Уфу как город, который должен меняться).

Если говорить о положительных моментах – открылся популярный у горожан фонтан, что вызвало у большинства жителей Уфы позитивные эмоции.

Вместе с тем есть, и негативные моменты – бросается в глаза проблема обманутых дольщиков, которая в Уфе не решается, хотя это проблема в целом регионального руководства.

Ну и резонансный случай, произошедший в Уфе в исследуемый период: возведение одной из строительных компаний на улице Шота Руставелли многоэтажного жилого дома рядом с другим жилым домом. Его жители вышли на протест к городской администрации, встали на колени, но мэр никак на это не отреагировал, что повлекло негативный отклик общественности и в социальных сетях, и в оффлайне.

Однако в целом, если попытаться проанализировать деятельность Ульфата Мустафина, надо сказать, что это человек, который глубоко интегрирован в команду главы региона Радия Хабирова, и его воспринимают как часть этой команды, а не как самостоятельную фигуру. Мустафин рассматривается как абсолютно гармонично вписанная в управленческую вертикаль фигура. С одной стороны, это приводит к тому, что его узнаваемость и его популярность меньше – он больше технический исполнитель. С другой стороны, серьёзных управленческих конфликтов между муниципалитетом и региональной властью тоже нет.

Поскольку в период эпидемиологических ограничений основное внимание людей было направлено в адрес главы региона, то позиции градоначальника республиканского центра за последние месяцы не изменились. Так же и в теме по внесению поправок в Конституцию – в информационном плане мэр Уфы всегда находится на втором плане в сравнении с медийностью главы региона. При этом как позитив, так и негатив достаётся региональному руководителю.

Решение вопросов социального и экономического развития города, за которые отвечает мэр Уфы, не сказать, чтобы вдохновляли горожан, но отсутствие резкой критики объясняется вдобавок и тем, что Мустафин ещё не столь долго занимает свой пост, около двух лет, и инерция ожидания пока сохраняется. Хотя говорить о какой-то позитивной повестке тоже не приходится. При этом Ульфат Мустафин, приходя на должность градоначальника, не анонсировал какой-то широкомасштабной программы изменения города. Он решает проблемы по мере их поступления. Поэтому и ожидания от его работы, наверное, несколько меньше, чем могли бы быть при обещании им глобальных перемен.

 

Май 29, 2017 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2017)

Весна оказалась непростой для уфимского сити-менеджера И. Ялалова. В мэрии произошли существенные кадровые перестановки, но, в целом, городская администрация справилась с основными текущими задачами. Серьёзное информационное давление на мэра города не привело к дезорганизации работы городских служб, хотя первоначально казалось, что для этого есть предпосылки.

Напомню, что зимой 2016-2017 городская власть и персонально И. Ялалов подверглись серьёзной критике за неспособность справиться со снежными заносами. Хотя такая ситуация не является экстраординарной и типична для многих городов (Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь и другие), тем не менее, в Уфе сработал «эффект накопления», связанный с тем, что подобная ситуация была и в предыдущие годы. Причины снежного коллапса и серьёзного информационного внимания к нему две: субъективная – связана с неудачным информационным сопровождением работы мэрии; объективная – расходы на инфраструктуру мегаполисов существенно уменьшились, и у уфимской администрации нет финансовых возможностей справиться с кризисной ситуацией самостоятельно.

Следствием кризисной ситуации стала замена ряда заместителей главы администрации Уфы. Это неизбежно породило множество слухов. В условиях непубличного регионального процесса, СМИ и заинтересованные лица пытались угадать развитие политических событий не по прямым, а по косвенным факторам. Нехватка средств в городском бюджете стала поводом для достаточно жёсткой пикировки И. Ялалова с региональным министром финансов Р. Субханкуловой. Несмотря на то, что элементы дискуссии и даже использование острой риторики между чиновниками являются нормальным, рабочим процессом, это породило новую волну слухов о якобы, имеющих место быть, трениях между руководителем Уфы и региональной властью.

Так или иначе, после произведённых перестановок ситуация изменилась в лучшую сторону. Характерным примером является паводковая ситуация: благодаря превентивным мерам, администрации Уфы удалось успешно справиться с высоким уровнем рек и избежать серьёзных социальных последствий подтопления ряда улиц в столице республики (по причине снежной зимы подъём уровня рек был выше среднегодовых значений). Более эффективной следует признать и информационную политику городской администрации: внедряется практика трансляции в социальных сетях еженедельных оперативок мэра, регулярно стали проводиться он-лайн пресс-конференции И. Ялалова, что можно расценивать как стремление к повышению открытости городской власти.

Тем не менее, ряд проблем по-прежнему остаются актуальными. Пожалуй, основная среди них – развитие инфраструктуры города, особенно в Северной части, которая в последние несколько лет была «забыта» уфимской властью. Нехватка финансовых средств в городском бюджете не позволяет в полной мере решить проблему качества дорожного покрытия. Хотя работа в этом направлении ведётся, активно проводится «ямочный» ремонт, но уфимцы продолжают предъявлять претензии к качеству дорог в отдельных районах города. Требуется направить усилия на решение транспортного вопроса. И. Ялалов неоднократно заявлял о том, что в Уфе будет создан единый перевозчик, однако, пока вопрос ждёт своего решения.

Общая оценка действий городской администрации свидетельствует о том, что информационно-политический кризис, пик которого пришёлся на первые месяцы 2017 года, остался позади, и у уфимской власти есть возможность сконцентрировать усилия на решении проблем городского хозяйства.