ВетренкоВетренко Инна Александровна

Профессор, доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

 

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

 

Виктор Назаров был у нас определен как глава субъекта федерации еще в мае 2012 года по старой системе, и в общей сложности находится у власти более трех лет. За это время вырисовалась одна его проблем – нехватка легитимности, поскольку всенародно его не избирали. И видимо для преодоления нехватки легитимности Виктор Назаров попросил о досрочных выборах. Замечу, что возможным это было только в этом году. В прошлом году на выборы ему было идти еще рано, прошло только два года, а в следующем уже поздно, поскольку в 2017 истекает срок его полномочий.

Что касается самой избирательной кампании, она была чистая в плане технологий и достаточно конкурентная в сравнении с другими субъектами федерации, где проходили выборы.  Было зарегистрировано пять кандидатов от 5 политических партий. Он одержал победу в первом туре, что и предполагали многие эксперты. Следующий за ним кандидат от КПРФ занял второе место, но с большим отрывом: если Виктор Назаров набрал около 60%, то Олег Денисенко набрал 28%. В общем, такой исход примерно и предполагался, хотя коммунисты нарочито заявляли о возможности второго тура. Единственное, что омрачило выборы губернатора – это явка. Выборы губернатора были совмещены с муниципальными выборами и это давало надежду, что совмещение привлечет внимание избирателей к муниципальным выборам и повысит явку.  Явка составила 33,8%.  Но если в районах избиратели приходили достаточно активно – выборы посетил практически каждый третий – то по Омску явка была гораздо ниже. Я считаю, что несмотря на среднюю явку по регионам России для Омской области явка на губернаторских выборах была низковатая.

По ситуации после выборов, могу сказать, что буквально 2 ноября губернатор обнародовал указ о составе нового правительства, и в плане технологии формирования команды использовался новый подход. За три с лишним года работы губернатор часто критиковался за отсутствие единой команды: практически все министры в регионе сменились по несколько раз. И Виктору Назарову указывали на то, что в кадровом плане он не ведет системной работы. Сейчас он разделил фронт работы правительства на 4 блока, назначил и озвучил персоналии четырех заместителей губернатора, и заявил о том, что возможно появление пятого заместителя в случае, если будет необходимость в отдельной позиции для эффективной работы с главами муниципальных районов. Четырем озвученным вице-губернаторам Виктор Назаров поручил сформировать в течение недели состав кабинета министров. Вице-губернаторы свою работу выполнили, и практически все предложенные ими кандидатуры вошли в состав нынешнего правительства. Сейчас появился и пятый заместитель губернатора, который занимается социальной политикой. Управлением территорией и внутренней политикой в Омской области тоже занимается отдельный губернатор. Из пяти заместителей губернатора один находится в статусе первого, все они не имеют совмещений с другими должностями. И надо сказать, что это не самое большое количество заместителей, в среднем в регионах России губернаторы имеют по 6-7 заместителей. Появились и противники такого количества заместителей в нашем регионе, заявляющие о том, что все они без портфелей, тогда как до этого у нас были заместители, совмещающие должности министров, что якобы могло бы сэкономить средства. Но здесь стоит говорить не столько об экономии, сколько об эффективности управления, которой до этого не было. К началу ноября кабинет министров устоялся, и примерно на 40 процентов министры были заменены. К сожалению, не были озвучены причины замены тех или иных министров, был ли проведен мониторинг их эффективности и почему их отправили в отставку. Сама система формирования правительства была открытой, а в отношении конкретных назначений тоже много вопросов. Было заявлено, что работала кадровая комиссия, которая оценивала все предложенные кандидатуры для вхождения в новое правительство, но кто в нее входил и каковы критерии отбора – информация закрытая.

Есть и еще новшества, теперь аппаратом губернатора руководит не вице-губернатор, а отдельный человек, что на мой взгляд, правильно.

В содержательном же плане, политика управления регионом только еще формируется и трудно сказать, получил ли Виктор Иванович ту легитимность, о которой мечтал, пройдя через выборы. На это еще нужно время.

Июль 06, 2015 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2015)

Политические позиции в нашем регионе достаточно стабильны и, я бы даже сказала, есть тенденции их усиления. Это естественно, потому что область находится в состоянии досрочных губернаторских выборов, которые состоятся 13 сентября текущего года. Власти и исполняющему обязанности губернатора, который выдвинут через праймериз Единой России в качестве кандидата, приходится активно заниматься репутационным и имиджевым продвижением региона. Однако в экономике при этом позитивных изменений никаких. Не решена проблема привлечения новых инвесторов, не решили мы и проблему с рядом объектов, которые не вошли в федеральную программу 300-летия г. Омска, которое будет в 2016. Тут можно упомянуть такие значимые для города объекты, как Омскую крепость, библиотеку в центре города и другие. Здесь все остается стабильно низко по показателям. В социальном аспекте, а именно в здравоохранении и образовании укрепляются управленческие позиции. Во многом толчок этому дал Форум, который проходил в  Омске в июне. На него приезжала Валентина Ивановна Матвиенко, его тематика как раз касалась вопросов поддержки социального предпринимательства и НКО. Для социально ориентированных НКО это стало хорошей площадкой для заявления о своих проектах. И я так понимаю, что многие проекты правительством замечены. И в перспективе найдут практическую реализацию. Так что здесь изменения позитивного плана есть.