aviАвишев Сергей Вячеславович

Председатель Союза работодателей г. Петрозаводска

  

 

 

Комментарии эксперта:

Март 27, 2019 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2019)

В минувшем году сити-менеджер Петрозаводска не изменяла своему выверенному стилю «эффективного» градоначальника и ничем выдающимся себя не запятнала.

Ирина Мирошник стала одним из самых несамостоятельных мэров столицы Карелии за всю современную историю города. Именно к ее приходу была изменена система управления городом, ликвидирована выборная схема, а должность петрозаводского градоначальника стала полностью назначаемой.

Утверждение сити-менеджера на должность теперь находится в руках городского депутатского корпуса и, соответственно, его председателя. Личность же председателя Петрозаводского городского Совета весьма эпатажная, его прошлые заслуги общеизвестны и одно время находились под пристальным вниманием государственных органов, что, впрочем, не помешало ему стать депутатом города, а затем и главой Совета депутатов, продвигаясь по линии партии власти.

Не имея самостоятельности в своих действиях, Мирошник трудно претендовать на эффективность в работе. Если ее предшественница, выбранная большинством горожан, Галина Ширшина, была популярна у населения, то имя нынешнего сити-менеджера, как показывают опросы в социальных медиа, петрозаводчанам практически ничего не говорит.

Что же касается жителей Петрозаводска, для которых, по идее, мэр и работает, то у них наблюдается резко негативная реакция и усиленное раздражение к деятельности городской администрации.

Серьёзные претензии к работе управительницы Петрозаводска связаны с практическим отсутствием благоустройства на вверенной территории, низкой продуктивностью при реализации социально значимых проектов, а также избыточным популизмом, исходящим из высоких кабинетов мэрии.

Тем не менее, в минувшем году глава города не постеснялась поощрить себя, свое ближайшее окружение и депутатский корпус увеличением денежного содержания и ростом премий, что происходило на фоне скандальной оптимизации дошкольных учреждений, роста родительской платы за детские сады и экономии на питании детей в детсадах. Создание за бюджетный счет изначально неэффективных унитарных предприятий, типа «Агентства городского развития» для обеспечения трудоустройства лояльных городских депутатов на фоне ухудшения социальных проектов, явно означает, что целью деятельности Мирошник является не развитие города, а удержание власти в своих руках.

В условиях кризиса и слабого бюджета мэрия изрекла очередную порцию заведомо популистских обещаний о росте промышленного производства, инвестиций и увеличения заработной платы населения, утвердив, не подкрепленный никакими реальными предпосылками, трехлетний прогноз социально-экономического развития Петрозаводского городского округа. В то время, когда наиболее правильной является консервативная политика, мэрия громогласно провозглашает пафосные обещания, тем самым подрывая у граждан доверие к власти, не только муниципальной, но и региональной. Подобные неоправданные действия влекут в долгосрочной перспективе существенные социально-политические последствия, в том числе электоральные, что напрямую может расцениваться как саботаж в преддверии следующих выборов Главы республики.

Хочу отметить отвратительную организацию по вывозу мусора и уборке свалок в карельской столице. Петрозаводск находится в мусорном коллапсе: контейнерные площадки не оборудованы должным образом, сами контейнеры чаще всего без крышек, мусор вовремя не вывозится, тем самым обеспечивая пропитание полчищам крыс. Негативные посты в социальных медиа и фотографии контейнеров, заваленных мусором, чуть ли не ежедневно публикуются петрозаводчанами.

Традиционным новогодним подарком от городской власти, родителям будущих первоклашек, стала бессонная ночь записи в начальную школу. Пока чиновники городской администрации безуспешно внедряли и тестировали систему электронной записи в первые классы, родители проявляли свои организационные способности на морозе в живой очереди. Своим ежегодным унижением петрозаводчане-родители обязаны «эффективной» политике городской администрации. Круглосуточные родительские дежурства велись у всех школ города, в том числе и в тех учебных заведениях, где была электронная запись.

Зима для Петрозаводска – это вообще особое время, и отличается от других времен года тем, что в нашей мэрии никто не ожидает ее наступления, и чиновники, по всей видимости, даже не догадываются о присущих ей неблагоприятных климатических эффектах. Ну, зима и преподносит неожиданные сюрпризы – этой зимой от жителей Петрозаводска слышны непрекращающиеся жалобы на работу общественного транспорта, претензии к качеству очистки дорог и дворов от снега. Горожане сетуют на заваленные снегом тротуары, узкую проезжую часть и сосульки на крышах домов. В этом зимнем сезоне стало совершенно очевидно, что работа муниципальных служб полностью дезорганизована.

В преддверии новогодних праздников Петрозаводск был назван одним из самых неэффективно управляемых городов России. Известный экспертный центр опубликовал рейтинг эффективности управления в российских городах и отметил причины низкого рейтинга карельской столицы — провальная инвестиционная политика, а также тот фактор, что власти города не уделяют внимания улучшению жилищных условий граждан и уровню финансирования ЖКХ, что в полной мере соответствует действительности.

Что касается личного политического веса нашего градоначальника, то и здесь, на мой взгляд, Ирина Мирошник уверенный аутсайдер. Что говорить про политический вес, если у нее нет авторитета даже в среде своих собственных подчиненных. Ирина Юрьевна запретила им общаться со СМИ, чтобы «чушь всякую не несли», утвердив новую редакцию Кодекса этики служебного поведения руководителей муниципальных учреждений, согласно которому всем начальникам городских структур запретили общаться с журналистами напрямую, а также высказываться публично в СМИ. Такая вот политика «открытости» городской власти проводится в Петрозаводске, так как не хочется главе города, чтобы выглядели непрофессионально ее сотрудники, ведь, как известно «свита играет короля»…

А если продолжить говорить о политике открытости, то мэр Петрозаводска смогла, полагаю, выиграть кубок России в этом виде спорта, обвинив журналистов в искажении ее мыслей и отказавшись встречаться с прессой. Глава города заявила, что подобный формат взаимодействия с журналистами ей не нравится, она, якобы, не видит целесообразности в таком общении, так как происходит уход от получения необходимой информации в сторону искажения ее мыслей. За время своего правления, Ирина Мирошник не только перестала проводить пресс-конференции, но еще и пыталась ввести аккредитацию для журналистов, а также упразднила открытые городские планерки, на которых жители города могли задать свои вопросы непосредственно главе.

Единственной личной заслугой Мирошник, помимо участия в эфире шоу «Мурзилки LIVE» на «Авторадио», можно считать то, что она не вызывает сильной аллергии у республиканского правительства, как это было с предыдущим городским главой. Хотя по отголоскам из коридоров власти, не все так гладко, как это преподносят карельские СМИ. По слухам, на одном закрытом правительственном совещании, после весьма резких слов в адрес Ирины Мирошник, прозвучавших из уст губернатора, мэр Петрозаводска демонстративно встала и покинула правительственное помещение.

А в целом, особенно в последнее время, Глава Петрозаводского городского округа Ирина Мирошник ведет довольно затворнический рабочий режим, не слышно ее и не видно. Особенно показательным явился вояж сити-менеджера Петрозаводска на экономический форум в Сочи, в составе делегации от Карелии. Засветившись на фото рядом с Главой республики, Ирина Юрьевна нигде более не обозначилась, никаких новостей по итогам ее визита не поступало. Ни информации на сайте администрации, ни сообщений о подписанных соглашениях, совершенно ничего. Так спрашивается, с какой целью каталась в Сочи сити-менеджер Петрозаводска за бюджетный счет?

Декабрь 25, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2018 года)

Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков выходец из силовых структур. Долгое время, до своего прихода на должность руководителя региона, Артур Олегович возглавлял Федеральную службу судебных приставов, а ранее служил в органах прокуратуры. Соответственно, данный опыт накладывает серьезный отпечаток на стиль и отношение к работе. Глава любит порядок и четкость в своей работе, того же требует от своих подчиненных.

Хочу отметить крайне высокую мобильность Парфенчикова. Глава все время находится в движении, как по территории республики, так и за ее пределами. Оперативно передвигаясь по региону, он не даёт местным чиновникам расслабляться, а заходя в высокие федеральные кабинеты и коридоры власти, может свободно решать там проблемы Карелии. Он знает, как общаться с федеральной элитой, являясь, по сути, своим в этой среде. В этой связи, ему легче добиваться выполнения своих решений и претворять их в жизнь.

Большой акцент руководитель региона делает на публичность. С самого начала работы он ввел практику широкого использования социальных медиа, как в своей работе, так и в работе своих подчиненных. В республике знают, что Парфенчиков лично администрирует свои социальные ресурсы и, по мере сил и времени, старается поддерживать с их помощью диалог с жителями республики. Он напрямую общается с людьми и реагирует на проблемы, поручая своим сотрудникам разобраться с теми или иными вопросами прямо в режиме онлайн. И пусть бывают промахи, однако данная практика прижилась, стала эффективна и одобряема многими. И несмотря на злословие оппозиции и некоторых региональных СМИ Артур Олегович планомерно и настойчиво продолжает свою политику открытости в своей деятельности. На моей памяти в нашем крае еще не было настолько открытого губернатора.

Артур Парфенчиков выполнил, на мой взгляд, главное предвыборное обещание – существенно снизил тарифную нагрузку на бизнес, тем самым сильно улучшив инвестиционные возможности региона. На протяжении многих лет именно высокие энергетические тарифы мешали предпринимательской активности в Карелии, наш регион не мог конкурировать с соседями по причине высокой тарифной составляющей в себестоимости продукции. Сегодня эта ситуации изменилась.

По моему мнению, губернатор выстраивает новую систему приоритетов. В качестве основной задачи он определил значительное повышение инвестиционной привлекательности региона, поставив перед собой весьма амбициозную цель – существенно увеличить приток инвестиций в республику в ближайшие годы за счет более эффективного использования богатого туристского, природного и историко-культурного потенциала региона, как ключевого ресурса развития территории и формирования современной комфортной среды для жизни населения.

Без сомнения, проблем хватает. Карелия не богатый регион и находится в сильной зависимости от федерального центра, исходя из этого, на многие задачи просто не хватает средств. Однако, несмотря на это, в этом году впервые за долгий срок парламентом был принят сбалансированный профицитный бюджет, а правительство уменьшило кредитную нагрузку на республиканскую казну.

Республиканское экспертное сообщество позитивно оценивает работу Парфенчикова, в то же время, порою высказывая критические суждения по ряду кадровых решений. Практика же показывает, что за недочеты того или иного члена команды население спрашивает с руководителя.

Команде Парфенчикова тем не менее предстоит предпринять серьезные усилия в ближайшей перспективе, чтобы удержать нынешний рейтинг власти, дабы он не вызывал вопросов ни в федеральном центре, ни у жителей Республики Карелия.

Артуру Олеговичу можно пожелать только успехов в его работе. Любая элита уважает сильных руководителей. Если руководитель доказывает, что он не только говорит, но и делает – приходится признавать его лидером и подстраиваться. Уверен, что не ангажированный какой-либо из сторон, глава региона Артур Парфенчиков, сумевший консолидировать за небольшой срок разрозненные элиты региона, успешно справится с поставленными перед ним задачами, чему в полной мере способствуют личные качества, реальные рычаги управления и полная поддержка федерального центра.

 

Март 27, 2017| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2017)

С приходом Ирины Мирошник на должность главы Петрозаводского городского округа никаких существенных изменений в карельской столице не произошло. Я не увидел реальных дел и реализованных проектов для горожан. Всё тихо, спокойно, город серый и унылый. Надо заметить, что Ирина Юрьевна занимает не выборную должность – она сити-менеджер, назначена депутатами Петросовета.

Ситуация в городе с дорогами – отвратительная. Зимой никто ничего не чистил, с наступлением оттепели люди ходят по колено в воде. ЖКХ в ужасном состоянии, тарифы для населения растут. Принимаются абсурдные решения по сносу объектов культурного наследия за счет бюджета, принято решение о демонтаже стелы на привокзальной площади и строительстве на её месте феерического архитектурного объекта. И это при отсутствии средств в казне муниципалитета. Можно привести множество примеров некомпетентности со стороны городской администрации.

Единственный плюс фигуры Мирошник, который я вижу – это отсутствие конфронтации с региональной властью. Но, исходя из этих соображений, для города можно было бы получать больше возможностей и ресурсов.

Поэтому говорить о политическом весе или значении данной персоны нельзя: она не политик и никогда политикой не занималась. Но и как хозяйственник, будучи главой администрации, она зависима от решений Петросовета и ограниченна дефицитным бюджетом города.

Как о человеке, о Мирошник я могу отозваться только очень положительно. Мне приходилось с ней общаться, когда она работала в Петрозаводском городском совете и администрации города. Я считаю, что она достаточно компетентный и образованный человек. Она грамотный юрист и безукоризненно выполняла возложенные на неё обязанности на всех постах, которые занимала.

Однако ее функционал градоначальника имеет определённые ограничения. Так как она назначена на свою должность Петросоветом, она не самостоятельна, как была до этого выбранная жителями города Галина Ширшина. Мирошник фактически не принимает решения без одобрения руководства Петрозаводского городского Совета. И мы это видим каждый день. С её бы потенциалом – самостоятельности побольше! Уверен, что в связи со спецификой назначения на свой пост, есть люди, которые не особо владеют информацией о том, кто такая Мирошник. Она не воспринимается как мэр, скорее, как администратор. Но в целом нельзя сказать, что у знающих людей есть негатив в отношении градоначальницы. Свою работу она выполняет, но её надо бы выполнять лучше и активнее. Не полагаться во всём на решение Петросовета, а принимать собственные решения, возможно, в чём-то идти против городского Совета.

Вся надежда на изменения к лучшему сегодня связана с произошедшей сменой руководителя республики, с пришедшим на пост главы Карелии Артуром Парфенчиковым. Все ожидания направлены на исполняющего обязанности главы республики и отсутствие конфликтов с муниципалитетом. Мирошник вряд ли рискует лишиться своего кресла из-за смены регионального руководства. Она назначена депутатами на определённый срок, и при этом человек она не конфликтный в отличие от Ширшиной, которая к тому же представляла политические интересы оппозиции. Мирошник полностью лояльна региональной власти и, думаю, найдёт возможности взаимодействия на своём уровне. Да и в условиях кризиса вряд ли кому-то хотелось бы новых кадровых скачков и всплесков в городе. Однако только от городской власти горожане уже не ждут перемен к лучшему.