Абдурагимов Арсен Сеферович

Политконсультант, общественный деятель, юрист. Эксперт по социальной политике (Республика Дагестан)

 

 

 

Комментарии эксперта:

31 мая, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2022)

Мэр Махачкалы старается выполнять свою работу. Предпринимает попытки наладить, в первую очередь, коммунальную сферу. Сейчас идёт обновление старых водоканалов. Но работы ещё – непочатый край, ведь это – город-миллионник. Необходимо переформатировать всю систему водоснабжения, которая пока на выходе загрязняет береговую часть. Но такой проект стоит больших денег. Последние события, связанные со спецоперацией, немного это направление затруднили. А между тем с 80-х годов прошлого века вопросом водостока не занимался никто. Сброс различных стоков частично идёт в море.

Пытается мэр навести порядок и в сфере регулирования автодвижения. Пока в Махачкале ещё остаются дороги, где инспектор ГИБДД может необоснованно устанавливать различные, в том числе и запрещающие, дорожные знаки. Это заметили в Общественной палате республики во главе с председателем комиссии ОП РД по обеспечению общественного контроля и экспертной деятельности Н. У. Ахадовым, и сразу отреагировала мэрия. Теперь это направление – под пристальным вниманием властей.

Но в целом относительно работы мэра я бы сказал, что очень не радужную картину представляет пока собой столица Дагестана. Но и наследство Салману Дадаеву досталось, конечно, сложное. Частный сектор, точечная застройка. Думаю, если бы он хорошенько постарался, с 2017 года, с момента вступления в должность, мог бы уже многое, если не всё, исправить. Но работа продвигается вяло, и, несмотря на то, что с главой республики у мэра региональной столицы отношения рабочие, губернатору явно не нравится столь медленный темп, взятый городскими властями.

 

29 апреля, 2020 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)

Ситуация с пандемией проявила истинные лица чиновников правительства Дагестана. Выяснилось, что антикризисными методами управления они не владеют. Правительство, сформированное Владимиром Васильевым, да и он сам, судя по деятельности дагестанских чиновников, не соответствуют ожиданиям жителей республики.

Оказалось, что работать в условиях кризиса наши чиновники не умеют. Это и министр здравоохранения Джамалудин Гаджиибрагимов, который работает на своем посту уже два года, и новый, совсем недавно назначенный исполняющий обязанности главы Роспотребнадзора Дагестана Николай Павлов. К сожалению, приходится констатировать, что чиновники не обеспечили даже нормальной работы медицинских работников – врачи скорой помощи, которые стоят на передовой борьбы с коронавирусом, не защищены средствами индивидуальной защиты – у них нет специальных костюмов, они вынуждены сами шить маски из марли.

Оперативный штаб по коронавирусу работает очень плохо. Предоставляет недостоверную информацию.

Замминистра промышленности Батыр Эмеев докладывает об отправленных в Дагестан более, чем тысячах специальных защитных костюмов, масок и других средств. Всё у нас исчисляется в тысячах. А по факту нет ничего, и даже маски – марлевые. Декларации о выделении тысяч масок, халатов, бахил, о чём рапортуют в медиапространстве, не находят, к сожалению, подтверждения в реальности. Болезнь распространяется.

Дагестан из 85 российских регионов к 20 числам апреля вошёл в топ-девятку регионов по количеству заболевших. На Северном Кавказе Дагестан этот антирейтинг возглавил: счёт заболевших исчисляется сотнями. И количество больных только растёт. Растерянность в дагестанском правительстве уже ощущается. Глава Дагестана явно не включен в процесс деятельности оперативного штаба. Почему? Многие наблюдатели хотели бы знать.

В оперативный штаб включены только члены правительства, поэтому ощущается не только вакуум власти, но и вакуум информации. Не привлечены общественно значимые эксперты по вопросам здравоохранения. Что там творится – мы можем только догадываться. Выходом могли бы стать селекторные встречи с ведущими российскими вирусологами и местными региональными инфекционистами, которые готовы помогать, но двери для них закрыты.

Глава Дагестана ввёл режим самоизоляции. Но, по моим ощущениям (по долгу службы я должен передвигаться по городу), никто не проводит серьёзной работы с жителями, не разъясняет опасность ситуации, людей на улицах не стало ощутимо меньше, они гуляют, собираются в компании, но работа с ними должная не проводится. А это значит, что без тотального контроля до плато ещё далеко.

Отрадно, что в столь трудный момент бизнесмен и сенатор от Республики Дагестан Сулейман Керимов, который многое делает для РД, и сейчас выделил на нужды борьбы с коронавирусом 1.5 млрд рублей. Также хочу отметить, что благодаря деятельности местного уполномоченного по правам предпринимателей Мурата Далгатова налаживается деятельность бизнеса. Хотя и не у всех гладко, и есть случаи проволочек с оформлением документов, налогов из-за недопонимания между правительственными структурами и Роспотребнадзором. В работу включились и крупные предприятия, например, КЭМЗ.

Хотелось бы, чтобы глава Дагестана Владимир Абдуалиевич Васильев встал-таки сам во главе борьбы с пандемией во вверенном ему регионе, а не надеялся на оперативный штаб.

 

Апрель 30, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2018)

Без малого 6 месяцев Республику Дагестан возглавляет в качестве врио главы региона Владимир Васильев. За это время произошёл ряд кадровых изменений как в администрации главы республики, так и в правительстве Дагестана, где помимо новых министров появились два новых советника председателя кабинета министров, которые ранее работали на различных должностях в Республике Татарстан (оба из команды премьер-министра РД Артёма Здунова).

Что принесут эти кадровые изменения, насколько все эти должностные лица компетентны, можно предположить, проанализировав их трудовую деятельность за предыдущие годы.

Преобразования в исполнительной власти Республики Дагестан произошли путём перераспределения полномочий между министерствами и ведомствами. Количество министерств уменьшено за счёт слияния обязанностей и направленности. Например, в таких отраслевых направлениях как архитектура, энергетика и др. Так, упразднено министерство торговли и промышленности, функции министерства переданы новому министерству промышленности и энергетики, которое возглавил экс-министр транспорта, энергетики и связи республики Сайгидпаша Умаханов, но теперь уже без приставки врио. Относительно министерства, ранее возглавляемого Умахановым, мы видим, что функции связи ушли в министерство печати и информации, которым руководит министр с приставкой врио Рашид Акавов.

Министром сельского хозяйства стал Абдулмуслим Абдулмуслимов, занимавший ранее различные должности в силовых структурах: в налоговой полиции, УБЭПе. Формально глава минсельхоза имеет профильное образование: в далёком 1983 году он выпустился из Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева зоотехником, однако, по специальности проработал совсем немного. С 1996 года Абдулмуслимов работал в органах налоговой полиции и МВД, а затем — секретарём Совбеза до 2016 года. Министром строительства и ЖКХ (ранее — Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, как мы видим слова «архитектуры» больше нет), стал бывший мэр Дербента Малик Баглиев, также человек в прошлом из силовиков. Министром транспорта и дорожного хозяйства республики назначен новый министр Ширухан Гаджимурадов. Ранее всем дорожным хозяйством занималось агентство, теперь оно реформировано в министерство. Больше полномочий передано агентству по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан. Вместо упразднённого министерства промышленности и торговли, функции торговли переданы агентству по предпринимательству и инвестициям.

Думаю, что таким образом «обновится» всё правительство республики. Но многих представителей общественности Дагестана при этом интересует вопрос: почему Владимир Васильев при назначении членов правительства акцентирует внимание на бывших силовиках с опытом работы на госслужбе? Заместитель премьер-министра Рамазан Алиев — из бывших следователей (занимал ответственные посты в силовых органах). Экс-мэр Дербента, а ныне министр строительства и ЖКХ, Малик Баглиев — из следственных органов (занимал ответственные должности в структуре МВД, налоговой полиции, был руководителем наркоконтроля республики с 2002-2005 гг., министром природных ресурсов, председателем Счётной палаты республики). Министр сельского хозяйства Абдулмуслим Абдулмуслимов тоже из силовых органов.

Кстати, теперь в Дагестане и новый омбудсмен, чья биография как правозащитника вызывает некоторые вопросы. Джамал Алиев проработал в должности помощника экс-омбудсмена три года, ранее трудился юристом, но как правозащитник ранее себя не проявлял.

Не вызывает удивления только фигура заместителя премьер-министра генерала Рамазана Джафарова, курирующего правоохранительные органы, т. к. куратор силовиков желательно и должен быть из одной с ними среды!

Можно предположить, что Васильев надеется, что бывшие силовики смогут искоренить коррупционную составляющую в подведомственных организациях. Однако пример федерального правительства, где немало силовиков – Сергей Иванов (из разведчиков), Владимир Рушайло и др. – показывает тщетность подобных расчётов. К тому же, все вновь назначенные министры республиканского правительства, ранее уже занимали руководящие должности. Но их деятельность не отмечена какой-либо значимой эффективностью. Возможно, виной тому были и бывшие главы Дагестана, и председатели правительства.

Однако сегодня, в назначениях, предпринятых главой республики, не видно целенаправленной стратегии и концепции по кадровой политике, решимости и желания наполнить правительство действительно молодыми и способными специалистами, которых не продвигали при прошлом руководстве республики, но которые проявили и зарекомендовали себя в соседних регионах, чей профессиональный потенциал уже проверен и очень даже востребован. Да и в самом Дагестане хватает грамотных компетентных специалистов.

Поэтому меня удивляет, что новый кабинет министров представлен именно старой, малоэффективной, ничем себя не проявившей в управленческом плане гвардией.

Будем надеяться, что Васильев не ошибся в назначениях! Пока кадровая политика врио главы Республики Дагестан больше напоминает курс «на авось» и игру в рулетку – «а вдруг сработает и повезёт»!

 

Февраль 27, 2018 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2018)

Деятельность врио главы Республики Дагестан Владимира Абдуалиевича Васильева можно назвать целенаправленной работой над ошибками своего предшественника Абдулатипова Р.Г. Экс-глава обещал очень много позитивных изменений в Дагестане, но категорично своих обещаний не исполнил. Считаю, умышленно ввёл жителей республики в заблуждение.

Приступив к своим обязанностям, новый руководитель Васильев В. А. чётко дал понять местному правительству: работать надо на благо населения республики! Он начал поэтапную работу. С первых дней вник в ситуацию, прочувствовал народное негодование на фоне социально-экономического положения РД, принял соответствующие меры и дал ясные наказы правительству.

Жители Дагестана приняли без особых возражений, и полностью одобряют его начинания. В Дагестане уже возбужденно около 70 уголовных дел правоохранительными органами в рамках борьбы с коррупцией. Арестован премьер-министр РД Абдусамад Гамидов, другие члены правительства – заместитель премьер-министра Шамиль Исаев, министры образования и экономики Шахов и Юсуфов, мэр Махачкалы Муса Мусаев, архитектор Махачкалы Гитинов. Виновность этих людей определит суд. Но, думаю, на их заключение под стражу имелись веские основания.

Хотелось бы отметить одну немаловажную и, пожалуй, основополагающую деталь в менталитете дагестанцев: наш народ не любит лгунов, особенно в руководстве! Пустые обещания экс-главы Дагестана оставили о нём и его команде самые негативные воспоминания. Последние аресты только подтверждают эти чувства.

Уже назначен новый премьер-министр Артём Здунов, который ранее работал министром экономики в Республике Татарстан. Если судить по представленной им программе практических шагов (а мы пока можем судить о нём лишь теоретически), это человек компетентный, знающий на каких направлениях концентрировать внимание. Назначен новый прокурор Дагестана. Курс на оздоровление социально-экономического климата в Дагестане внушает оптимистические ожидания.

К сожалению, не всем нравится жизнь в правовом поле. О чём свидетельствует позорная провокация, совершенная бандитами в Кизляре. Ни одна религия мира не поддерживает убийство людей. И своей выходкой нелюди затронули чувства всех верующих — ибо Бог один. Сначала по Воле Всевышнего мы рождаемся, а потом уже становимся мусульманином, христианином, буддистом, иудеем. Вопреки грязным замыслам террористов Дагестан сплотился ещё сильнее.