«ТЕЛЕВИДЕНИЕ: «ЗОМБОЯЩИК» — ИЛИ «ОКНО В МИР»?»

За последние четверть века россияне значительно лучше стали относиться к отечественному телевидению, выше его оценивать и большего от него ждать. Однако и претензий к нему стало больше.

МОСКВА, 30 января 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как изменилось отношение к телевидению в нашей стране за последние 25 лет. 

Восприятие гражданами центрального телевидения за последние четверть века существенно улучшилось: если в 1989 г. положительно о нем отзывались 44% опрошенных, то в 2014 г. – 62%. Вполне терпимо к нему относятся сегодня 30% (с 45% в 1989 г.). Доля отрицательных высказываний практически не изменилась (9% — ранее и 7% — в настоящее время).

В целом с годами ожидания зрительской аудитории выросли. Основной функцией ТВ по-прежнему считают информационную, — сегодня об этом говорят 72% опрошенных (в 1989 г. – 59%). Каждый второйсчитает, что «голубой экран» должен воспитывать и формировать взгляды людей. Также важны комментарии и аналитика (48%), трансляция общественного мнения (45%). Отдыха и развлечений от «ящика» ждут 48% опрошенных, спортивных новостей – 47%. 

Трансляцию познавательных передач из области науки, техники и природы называют важной задачей телевидения 44% респондентов.Другие считают актуальными полезные советы (41%), программы о литературе и искусстве (40%). Реже всего говорят о том, что телевидение должно способствовать сближению людей (31%).

Наиболее популярными программами остаются новости (62%) и кино (57%). Многим также интересны передачи развлекательного характера (42%), научно-познавательные (40%), общественно-политические (40%), спортивные (37%), музыкальные (36%) и т.д.

Оценка различных аспектов воздействия ТВ на зрителей за последние 25 лет ухудшилась. Так, если ранее 73% считали, что телевидение повышает моральный уровень людей, то сегодня – 46%, и напротив, в пять раз стало больше тех, кто отмечает ухудшение нравственной обстановки в обществе под воздействием просмотра ТВ-каналов (с 8% до 38%). 

Расширение кругозора людей благодаря телесмотрению отмечают 72%, что однако меньше, чем в 1989 г. (85%). Более половины опрошенных также согласны, что ТВ способствует усиление контактов между людьми (59%). Треть россиян (35%) уверена: если в течение месяца люди не смогут смотреть телевизор, то это пойдет им лишь на пользу (с 18% в 1989 г.), однако 51% респондентов думают, что это все же будет значимой потерей.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 октября 2014 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Как Вы относитесь к российскому телевидению в целом?* (закрытый вопрос, один ответ)
  1989 г. ** 2014 г.
Очень хорошо 6 9
Хорошо 38 53
Посредственно 45 30
Плохо 7 5
Очень плохо 2 2
Затрудняюсь ответить 3 1

*В 1989 году был задан вопрос: «Как Вы относитесь к советскому телевидению в целом?» ** В 1989 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всесоюзной выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 2503 респондента

Какие из задач, стоящих перед телевидением, представляются Вам наиболее важными? (закрытый вопрос, любое число ответов)
  1989 г. ** 2014 г.
Информировать людей о новостях дня, важных событиях 59 72
Воспитывать, формировать убеждения, взгляды населения 28 49
Давать материалы с целью отдыха, развлечения 38 48
Комментировать события, помогать населению разбираться в происходящем 34 48
Освещать спортивную жизнь 13 47
Выражать мнение населения по актуальным проблемам 23 45
Открывать людям неизвестные миры в области науки, техники, природы 17 44
Давать людям разного рода практические советы 19 41
Знакомить с произведениями литературы, искусства 14 40
Способствовать обмену мнениями, сближению людей 27 31
Затрудняюсь ответить 2 3
Какие материалы, темы, рубрики федерального телевидения Вас больше всего интересуют? (закрытый вопрос, любое число ответов)
  1989 г. ** 2014 г.
Информационные 56 62
Кинопрограммы 36 57
Развлекательные 31 42
Научно-познавательные 22 40
Общественно-политические 31 40
Спортивные 17 37
Музыкальные 28 36
Молодежные 22 22
Детские 7 20
Литературно-драматические 6 19
Публицистические 13 19
Учебно-образовательные 3 17
Посвященные народному творчеству 4 16
Никакие ‹1 2
Затрудняюсь ответить 5 1
С какой из оценок телевидения вы более согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
  1989 г. ** 2014 г.
 
Телевидение повышает моральный уровень людей 73 46
Телевидение ухудшает нравственную ситуацию в обществе 8 38
Затрудняюсь ответить 19 16
 
Телевидение расширяет кругозор людей 85 72
Телевидение ограничивает интересы людей 9 20
Затрудняюсь ответить 7 8
 
Телевидение знакомит с лучшими образцами художественной культуры 62 50
Телевидение поставляет низкопробную художественную продукцию 14 31
Затрудняюсь ответить 24 19
 
Телевидение усиливает обмен мнениями между людьми 68 59
Телевидение сокращает человеческие контакты 22 29
Затрудняюсь ответить 10 12
 
Если телевидение вдруг на месяц выйдет из строя, то люди в этом случае потеряют нечто жизненно важное 67 51
Если телевидение вдруг на месяц выйдет из строя, то люди от этого только выиграют 18 35
Затрудняюсь ответить 15 14

Источник: еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ»