Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2014)

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал очередное исследование, объектом которого стали мэры столиц регионов Российской Федерации.  

Сентябрьский рейтинг – пятый по счёту. Он остается преемственным по отношению к предыдущему: под «мэрами» в нем, как общее правило, понимаются избранные населением главы городов, либо главы городских администраций. При этом по результатам обсуждений и с учётом анализа откликов, признана допустимой выборочная замена в рейтинге некоторых глав администраций и сити-менеджеров.  Подобное исключение возможно при единодушном пожелании экспертов из конкретного региона. Данное изъятие позволит с большей полнотой учитывать местную специфику.

При составлении рейтинга мэров столиц регионов исследователи обращались к материалам открытых источников. Но главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник информации определил конечные результаты исследования. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран в середине августа – середине сентября 2014 года.

Публикация настоящего рейтинга практически совпадает по времени с переменами, происшедшими за последние дни в персональном составе участников исследования ЦИК «Рейтинг». Так, например, закончился контракт у Алексея Алексеева в Петропавловске-Камчатском, ушли в отставку Александр Якушев (Кургане) и Анатолий Михалёв (Чита), решился вопрос о переизбрании Ивана Кононенко (Салехард), полномочия которого были приостановлены и т.п. Во всех подобных случаях решено оставить в текущем рейтинге «старых» мэров, деятельность которых и рассматривалась экспертами. Тем более, что итоги конкурсов на их замещение ещё не проведены.

По изложенным ранее причинам, в исследовании будут учитываться показатели мэра старой столицы Ингушетии — города Назрань.

В силу недостатка данных в рейтинг за сентябрь не вошли Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область, вновь присоединенные субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Кроме того, в рейтинге не рассматриваются Московская и Ленинградская области, в силу отсутствия у этих субъектов собственных столиц. В то же время, в исследовании ЦИК «Рейтинг» присутствуют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В данном случае эксперты делают акцент на отношении к их руководителям, как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.

В таблицах рейтинга отмечены столицы, в которых в 2014 году произошла смена мэров. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность, или акцентировать внимание на нюансах статуса мэра (и.о., «временно исполняющий»).

holoВладимир ХОЛОПОВ

Председатель ученого совета Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, профессор кафедры Государственного и муниципального управления РГРТУ (г.Рязань)

Рейтинги руководящих лиц разного масштаба всегда интересовали как теоретиков, так и практиков. Одной из причин этого интереса мне представляется то, что самостоятельно мало кто способен выполнить подобный анализ, так как помимо продуманной методологии необходима сеть экспертов, досконально владеющих ситуацией в исследуемых территориях. И если при составлении рейтингов губернаторов интегральная оценка мнений федеральных экспертов вполне оправдана (так как судьба губернатора в наше время зависит от отношения к нему федеральной власти, поэтому инсайдерская информация экспертов позволяет прогнозировать судьбы региональных руководителей ), то при составлении рейтингов мэров необходима информация именно с мест. И тут подход составителей «Народного рейтинга» — ЦИК «Рейтинг» — мне представляется удачным. Цифры, конечно, важны, но для муниципалитета главное обеспечить не уровень жизни сам по себе (на что возможно влиять на федеральном и частично на региональном уровне), а только — качество жизни на своей территории. Только цифры бюджетных показателей не дадут полной картины эффективности (а, главное, результативности) работы градоначальника. Цифры относительны. Например, три волоса это много или мало ? На голове — мало, в супе — много. Как поговаривает наш народ, что для русского хорошо, для немца — не всегда. Очень ценно, что исследование ЦИК «Рейтинг» позволяет оценить именно субъективное отношение к тому или иному руководителю. Так, например, бюджеты и возможности различных муниципалитетов очень разнятся, но далеко не всегда авторитет мэра напрямую зависит от величины городского казны.  Так что выбранная методологическая основа для составления «Народного рейтинга мэров» весьма интересна и близка к реальности.

Нельзя не упомянуть отдельный сегмент, оказывающий значительное влияние на точность рассматриваемых рейтингов мэров — это неоднозначность вопроса о том, кого считать мэрами. На этот счет существует несколько экспертных мнений и каждое из них правомочно, так как основано на различных научных школах и подходах в пониманию предмета и природы местного самоуправления . Вариативность неизбежна, так как законодательно не установлены четкие рамки и нормы. Федеральный закон не определяет термин «мэр», заложив только понятие главы муниципального образования (должность которого может формироваться тремя различными способами) и главу местной администрации. Учитывая, что органов местного самоуправления, которые может возглавлять ГМО, всего два — представительный и исполнительный, условно для простоты можно принять что ГМО — это «титул», который присваивается главе одного из органов МСУ. Тогда кого считать мэром? Чей рейтинг в муниципалитете замерять? И вот тут мы получаем отсутствие единообразия по стране. Полагаю, в этой ситуации следует учитывать мнение жителей, которые чаще всего безошибочно определяют — кто фактический градоначальник, кто реально принимает решения в муниципалитете. Тут важны ни должности или «титулы», а опыт, авторитет и степень влияния.

Например, в лидерах рейтинга за май 2014 года оказался глава местного самоуправления — председатель Калужской городской Думы Александр Иванов. Для смежных же с Калугой регионов «мэрами» оказались руководители исполнительных органов МСУ . В чем причина? На мой взгляд, тут все логично и обоснованно. Александр Георгиевич пятый созыв возглавляет городскую Думу, к тому же является председателем Всероссийского Союза представительных органов МСУ. Данный союз был создан в 1998 году и объединяет представительные органы МСУ России. Союз регулярно проводит заседания в различных городах по обмену опытом и распространению успешных практик МСУ городов — членов Союза. Это все освещается в информационном пространстве, как регионов, так и на федеральном уровне. Очевидно, что как с председателем союза, так и с членами его руководящего  органа — Координационного совета — считаются по месту их основной работы не только муниципальные служащие всех уровней, но и региональные. Кроме того, жители Калуги давно знают спикера своей Думы, хорошо осознают его референтную роль и считают его градоначальником. В то же время команда сити-менеджера не проводит PR-акции по продвижению в массы месседжа о том, кто является мэром по их мнению. В муниципалитетах же со слабым представительным главой все рычаги реального хозяйственного управления находятся в руках нанятого по контракту главы местной администрации, который и воспринимается на всех уровнях реальным градоначальником, а ГМО — свадебным, даже не генералом, а майором.

Я лично знаком со многими фигурантами «Народного рейтинга» и знаю реальную ситуацию в их муниципалитетах. Это позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев рейтинг близок к реальности (с учетом традиционной погрешности). Наблюдая динамику выпускаемых рейтингов, можно сделать вывод о том, что разработчики динамично совершенствуют методы и механизмы их формирования, что позволяет утверждать, что на политологическом пространстве страны появился качественный исследовательский продукт, позволяющий объективно и в реальном масштабе времени оценивать как ситуацию в муниципалитетах страны, так и проводить ее мониторинг.

В первую группу рейтинга входят мэры, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.

ф.и.о. мэра город субъект РФ динамика
1 ЕВЛАНОВ Владимир Лазаревич Краснодар Краснодарский край +1
2 МЕТШИН Ильсур Раисович Казань Республика Татарстан -1
3 СОБЯНИН Сергей Семёнович Москва Город Федерального значения Москва 0
4 МООР Александр Викторович Тюмень Тюменская область 0
5 КОНОНЕНКО Иван Леонидович Салехард Ямало-Ненецкий автономный округ 0
6 ИВАНОВ Александр Георгиевич Калуга Калужская область 0
7 АЗАРОВ Дмитрий Игоревич Самара Самарская область 0
8 БОЖЕНОВ Сергей Андреевич Белгород Белгородская область 0
9 РЯШИН Максим Павлович Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский автономный округ +1
10 ЧЕРНЫШЕВ Михаил Анатольевич Ростов-на-Дону Ростовская область +1
11 ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич Санкт-Петербург Город Федерального значения Санкт-Петербург -2
12 ТУЛТАЕВ Пётр Николаевич Саранск Республика Мордовия 0
13 КАЛАШНИКОВ Игорь Викторович Псков Псковская область +3
14 КАДЫРОВ Ислам Вахаевич Грозный Чеченская Республика -1
15 БОБРЫШЕВ Юрий Иванович Великий Новгород Новгородская область -1
16 КЛЯЙН Иван Григорьевич Томск Томская область +1
17 ЕРМАКОВ Валерий Константинович Кемерово Кемеровская область -2
18 НИКОЛАЕВ Айсен Сергеевич Якутск Республика Саха (Якутия) +1
19 ЯЛАЛОВ Ирек Ишмухаметович Уфа Республика Башкортостан -1
20 ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович Липецк Липецкая область +3
21 ЛОКОТЬ Анатолий Евгеньевич  06.04.2014 вступил в должность Новосибирск Новосибирская область -1
22 КОНДРАШОВ Виктор Иванович Иркутск Иркутская область -1
23 БУЛАКИН Николай Генрихович Абакан Республика Хакасия -1
24 СОКОЛОВ Александр Николаевич Хабаровск Хабаровский край +1
25 ВОЙНОВ Олег Павлович Йошкар-Ола Республика Марий Эл +1

В первой группе положение, так же как и в предыдущие месяцы, продолжает оставаться устойчивым. Это характерно как для минимальных перемещений внутри неё, так и для межкластерного обмена. Минимальное улучшение результатов вывело на 25 место в рейтинге мэра Йошкар-Олы Олега Войнова. Представителя столицы Республики Марий Эл объединяет с мэром Нижнего Новгорода постоянное колебание между первой и второй группами. Единственно, в сентябре движение Олега Кондрашова вниз оказалось более амплитудным, чем восходящая тенденция его тёзки.

shatАлександр ШАТИЛОВ

Кандидат политических наук, декан факультета «Социология и политология» Финансовой академии при Правительстве РФ

Несмотря на уверенную победу на выборах губернатора Санкт-Петербурга (он набрал 79,3% голосов) Георгий Полтавченко понес рейтинговые потери. Так по его репутации на региональном и федеральном уровне ударили многочисленные скандалы, сопровождавшие выборы депутатов муниципальных образований города. В некоторых случаях оппозицией были юридически зафиксированы вопиющие подтасовки в пользу «провластных» кандидатов, а такого рода «публичные» инциденты явно не приветствуются «наверху». Кроме того, косвенно по Полтавченко ударил эпизод с отставкой председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александра Лобкова после предъявления претензий к его структуре со стороны Контрольно-счетной палаты (выявление нарушений в 2013 году на 397 млн руб.).

vlasАлександр ВЛАСОВ

Политолог, политтехнолог, помощник редактора «Новой новгородской газеты» (г.Великий Новгород)

Сегодня у Мэра Великого Новгорода настолько высокий запас прочности, достигнутый им за последние тридцать лет успешной работы в промышленном производстве, в областной Думе и мэрии, что его прочные позиции нисколько не поколебали случившиеся в начале осени наскоки отдельных депутатов городской Думы, вызывающие лишь раздражение у большинства здравомыслящих горожан. Ведь они оказали доверие Юрию Бобышеву, в своё время возглавлявшему широко известное за пределами Новгородской области ОАО «Алкон», уже на семи подряд выборах. Он дважды входил в городской Совет народных депутатов, трижды – в областную Думу и дважды принимал поздравления по случаю избрания главой губернской столицы.

Даже самые ярые критики мэра вынуждены признать, что с приходом Юрия Ивановича в мэрию семь лет назад Новгород заметно похорошел, в частности, обзавёлся новыми достопримечательностями. Так, среди оригинальных городских скульптур выделю в первую очередь девушку-туристку, присевшую отдохнуть на парапет пешеходного моста на набережной Александра Невского, и сфотографироваться с ней любезно согласился даже Дмитрий Медведев, будучи Президентом страны, в сентябре 2009 года, когда древнейший русский город отметил 1150-летие своего первого летописного упоминания.

Вполне логичным выглядит рекомендация, единогласно принятая 26 августа Общественным советом при городской Думе, о том, чтобы сохранить действующую систему власти в городе, где в древности были заложены основы отечественной демократии. В ином случае очередная муниципальная реформа привела бы к выборам мэра из числа депутатов, делегированных снизу, из вновь образованных внутригородских районов, и попутно оформила весьма спорный институт сити-менеджерства, что могло бы обернуться конфликтом между главой города и наёмным работником. Юрий Бобрышев всегда являлся сторонником выбора высшего должностного лица города всем населением, и отрадно, что к его мнению прислушались в канун принятия в октябре соответствующего закона в областной Думе.  

Нужно отдать нужное Юрию Ивановичу: он достойно справляется со всеми нападками, которые всегда выпадают на долю успешного руководителя, понимая, что у него дружная и сплочённая команда, и нет нужды встревать в склоки, что выглядит верным и грамотным ходом. Сегодня для него важнее другое: городское хозяйство, по сложившейся традиции, готово к отопительному сезону, начало нового учебного года, в свою очередь, вызвало лишь приятные хлопоты, сопровождаемые долгожданной модернизацией уличного освещения: замене подлежат пятьсот светильников.

В ближайшей повестке дня – формирование городского бюджета на 2015 год в непростых условиях, вызванных сложной международной обстановкой, и я уверен, что мэр, как и прежде, не примет чужие правила игры, согласившись на ту роль, которую ему написали извне, потому что Юрий Бобышев чувствует поддержку многих горожан, которым порядком поднадоела часть думцев, тщетно пытающихся вытеснить успешного мэра с политического поля.

 ageeВадим АГЕЕНКО

Депутат Законодательного Собрания Новосибирской области

Сейчас уже можно делать первые выводы о работе Анатолия Локтя на посту мэра Новосибирска. В ходе выборов политические оппоненты пророчили, что, когда придёт новый мэр, возникнет некая нестабильность, начнётся жесткое противостояние по всем фронтам, в частности, в городском Совете депутатов и областном Законодательном собрании. Однако прошло время, и никакой предсказанной борьбы не наблюдается, ни со стороны нового мэра, ни против него. Обстановка складывается вполне рабочая и конструктивная. Аналогично, вполне нормально складываются отношения с губернатором области Владимиром Городецким. Как жизнь показала, противостояния удалось избежать в силу того, что Анатолий Евгеньевич оказался политиком федерального уровня, который способен во главу угла ставить благо города. Всё это говорит о том, что Анатолий Локоть как политик состоялся, и перспективы у него есть.

Далее, априори ему ставилось в укор, что он — не хозяйственник, и после его прихода обязательно начнутся какие-нибудь катаклизмы в соответствующих муниципальных структурах. Но до сих пор никаких особых коллизий не произошло, город вполне успешно входит в отопительный сезон: детские сады и многие социально значимые объекты уже подключены, всё происходит в рабочем режиме, без шумных скандальных происшествий. Система жизнеобеспечения города работает, а провал в этой сфере — это основное, что могло сегодня подвести мэра, нанести ущерб его авторитету.

Руководитель всё-таки занимается больше кадровой политикой: не сам же мэр должен чинить трубы, вывозить мусор, смотреть за каждой мелочью? Он должен подобрать команду, которая способна это делать. И в этом отношении Анатолий Локоть оказался сильным человеком, который способен адекватно воспринимать ситуацию. Он формирует команду хозяйственников вне зависимости от партийной позиции, учитывая только профессиональные и человеческие качества. Поэтому муниципальные службы работают вполне успешно. Летом на город неожиданно обрушился ураган, поваливший деревья, приведший к обрыву проводов и даже к трагическим случаям гибели людей. Это был серьезный экзамен. Но опять же, никакого муниципального коллапса не случилось, службы отреагировали оперативно и на хорошем уровне. Конечно, существует масса вопросов, скажем так, по «старой гвардии», в том числе по ЖКХ, по земельной собственности. Но Анатолий Локоть, как опытный политик, не делает резких движений, поэтапно, не сбивая рабочего ритма, разбирается с насущными проблемами.

Важное значение для города и области имели выборы губернатора. Многие ожидали, что коммунисты будут участвовать в борьбе и за эту позицию. Но после тщательного анализа ситуации было принято коллегиальное решение — в борьбе за губернаторской кресло не участвовать.  Решение это, конечно, очень помогло Владимиру Городецкому, резко снизило интригу.  Однако подчеркну, — всё было сделано правильно и логично, это признали даже местные эксперты, политологи и политтехнологи, которые видели, что интригу внести можно, но победить — почти наверняка не удастся.

Таким образом, я разделяю достаточно высокую оценку, которую получил в рейтинге мэр Новосибирска от специалистов ЦИК «Рейтинг» и надеюсь, что в дальнейшем он будет справляться со своими обязанностями всё более успешно.

Вторую группу рейтинга составили мэры, занявшие места с 26 по 53.

ф.и.о. мэра город субъект РФ динамика
26 АБРАМОВ Сергей Васильевич Магадан Магаданская область +1
27 ПУШКАРЕВ Игорь Сергеевич Владивосток Приморский край +1
28 КОНДРАШОВ Олег Александрович Нижний Новгород Нижегородская область -4
29 БОБРОВ Александр Филиппович Тамбов Тамбовская область 0
30 ПОЗДЕЕВ Иван Александрович Сыктывкар Республика Коми +3
31 ГУСЕВ Александр Викторович Воронеж Воронежская область +3
32 КОЗЛОВ Александр Александрович избран 14.09.2014, и.о. с 20.02.2014 Благовещенск Амурская область -2
33 ЛАДЫКОВ Алексей Олегович Чебоксары Чувашская республика -2
34 САМОЙЛОВ Дмитрий Иванович Пермь Пермский край -2
35 ДАВЫДОВ Сергей Викторович Челябинск Челябинская область +4
36 АРАПОВ Евгений Сергеевич Оренбург Оренбургская область +1
37 СЫСОЕВ Андрей Иванович Мурманск Мурманская область -1
38 БУРЕНИН Александр Григорьевич Саратов Саратовская область -3
39 КУЗЬМИЧЁВ Александр Станиславович Иваново Ивановская область +2
40 ПАНЧИН Сергей Сергеевич Ульяновск Ульяновская область -2
41 АВИЛОВ Евгений Васильевич Тула Тульская область -1
42 ДВОРАКОВСКИЙ Вячеслав Викторович Омск Омская область +2
43 ТАМБИЕВ Руслан Алиевич Черкесск Карачаево-Черкесская Республика 0
44 ШУЛЕПОВ Евгений Борисович Вологда Вологодская область +2
45 НАДСАДИН Сергей Александрович избран 14.09.2014, и.о. с 01.02.2014 Южно-Сахалинск Сахалинская область +6
46 АКБУЛАТОВ Эдхам Шукриевич Красноярск Красноярский край +2
47 ЯРОШУК Александр Георгиевич Калининград Калининградская область -2
48 ЕМЕЦ Виктор Валентинович Кострома Костромская область +2
49 ОВЧАРОВ Николай Иванович Курск Курская область +3
50 НЕЧАЕВ Александр Витальевич Ярославль Ярославская область -1
51 РОЙЗМАН Евгений Вадимович Екатеринбург Свердловская область -4
52 АЛЕКСЕЕВ Алексей Валерьевич окончание контракта 18.09.2014 Петропавловск-Камчатский Камчатский край -10
53 ПАВЛЕНКО Виктор Николаевич Архангельск Архангельская область +1

Вторая группа рейтинга так же осталась достаточно стабильной по сравнению, как с вышестоящим, так и нижестоящим кластером. Возвратился в «родные пенаты» мэр Нижнего Новгорода. Выбывшего в число отстающих Сергея Дзантиева (Владикавказ), заменил от рейтинга к рейтингу улучшающих свои позиции Виктор Павленко (Архангельск). И тому, и другому для этого потребовалось добавить или сдать всего по одной строчке в таблице. Вполне понятно резкое перемещение внутри таблицы мэра столицы Камчатского края. Крайне неприятное событие —  условный приговор главе администрации Петропавловска-Камчатского Алексею Алексееву, признанному виновным в превышении должностных полномочий, дополнило событие поистине трагическое: закрытие роддома №1 после череды смертей новорожденных. Традиционно просел в рейтинге Евгений Ройзман. Разгромное выступление в прямом эфире бывшего друга мэра Екатеринбурга не могло не вызвать негативной реакции. При этом аналитики ЦИК «Рейтинг» отмечают, что эффект от полноценной информационной бомбы всё же был не таким уж сильным. По всей видимости, «потенциал падения» Евгения Вадимовича постепенно иссякает.

zhogoРоман ЖОГОВ

Политолог, советник губернатора Воронежской области

Несмотря на положительную динамику, место, занимаемое в сентябрьском исследовании ЦИК «Рейтинг», – не предел мечтаний для мэра города миллионника и столицы Черноземья.  Но Александр Гусев всего лишь год на этой должности. У него отличный, классический, я бы сказал трудовой путь от мастера технолога — до генерального директора крупнейшего воронежского предприятия «Синтез каучук» и 1-го зама губернатора Воронежской области.     Год – это слишком маленький срок для подведения итогов. Но, вместе с тем, в тандеме с губернатором в городе сделано очень многое за этот год в строительстве инфраструктурных и социальных объектов, повышении удовлетворенности горожан властью в целом и мэром в частности.   Косвенным подтверждением последнего является явка выше среднего по стране по административным центрам субъектов: в г. Воронеже (31%) и высокий результат, более (80%) на прошедших выборах губернатора. Данные различных социологических опросов фиксируют высокую степень  поддержки губернатора и мэра.

Александр Гусев тесно сотрудничает с общественными организациями, с их помощью наводится порядок в дорожной сфере, ЖКХ. Кроме того, активно привлекается молодежь в органы муниципальной власти. За последние годы город преобразился, и это отмечают все воронежцы. Немаловажная деталь – городской депутатский корпус консолидирован, Воронеж не сотрясают конфликты элит, и отсутствуют острые очаги напряженности.

Да, в городе есть проблемы, характерные для большинства крупных городов, и они обусловлены целым рядом объективных факторов. На повестке дня: строительство транспортных развязок, пополнение бюджета, развитие промышленных парков и зон, наведение порядка в сфере ЖКХ, капитальный ремонт жилья и снос аварийного. У Воронежа на сегодняшний день — высокий потенциал развития в сфере ВПК, в связи с последними событиями в мире и санкционной политикой «западных стран» в отношении России.

В целом,   Воронеж развивается динамично и характеризуется высокой степенью политической устойчивости,  у Александра Гусева – объективно высокие шансы на повышении в рейтинге.

zhlyaГерман ЖЕЛЯБОВСКИЙ

Социолог, Генеральный директор Центра изучения общественного мнения «Мониторинг» (г.Благовещенск)

Прошедшие выборы мэра города Благовещенска и городской Думы можно с уверенностью назвать проблемными. Проблемные они были не только по качеству подготовки и проведения в конкретном населённом пункте, но и являются системно-проблемными, которые далеко выходят по своим масштабам за рамки одного отдельно взятого муниципалитета.

Многие изменения, происходящие сегодня в избирательной системе не функциональны и конъюнктурны. Они нацелены не на развитие институтов гражданского общества или совершенствование избирательной системы, а используются как инструментарий для решения конкретных управленческих проблем и, очень часто, сиюминутных политических задач. 

Показателен пример федеральный уровня. В мае 2011 года тогда ещё Президент России Дмитрий Медведев заявлял, что переход к выборам губернаторов возможен только через 15 – 20 лет, однако уже в декабре месяце он неожиданно сообщил нам, что надо переходить к выборам губернаторов.

Благовещенск не отстаёт от России и нашёл себе политическую нишу, где можно вволю позабавиться. За четыре неполных года, начиная с 2010 года, «город» упорно продирался через чехарду переходов от системы «мэрства» к «сити-менеджерству» и от него обратно к всеобщему избранию мэра. При этом, принимающих эти решения политиков абсолютно не волнуют функциональные возможности той или иной системы или история управления городом Благовещенском, с его эффективной системой «гласных» и многое прочее. Волнует только одно — «политическая целесообразность» текущего момента. В итоге, Благовещенская система «сити-менеджерства», инициированная извне и позже извне же сформированная, находящаяся под постоянным давлением со стороны и фактически напрямую управляемая Правительством области, благополучно умерла, не успев даже родиться.

В ходе недавних выборов мэра Благовещенска все ресурсы были брошены на поддержку Александра Козлова, который в итоге и победил. Отношение к нему специалистов, экспертов, лидеров региональных отделений парий, СМИ и населения пока очень не однозначно. Новый мэр является носителем как положительных деловых черт и ожиданий населения, так и негативных личностных, партийных, возрастных и др. качеств. К нему не применимо такое выражение политологов, как «чистое поле», т.е. отношение населения к начинающему политику без ярко выраженных симпатий или антипатий. Уже сегодня мэр Александр Козлов имеет в достатке того и другого к себе отношения. Поэтому в самом недалёком будущем, у него есть все «задатки» получить или положительный, или негативный образ у горожан. Однако, при оценке работы Александра Александровича, как и любого другого мэра, нужно учитывать их фактическую бесправность. «Уточнённый» 131 ФЗ делает их практически ни кем и ни чем не защищённым. Позволяет отстранять мэра от должности, например, на основании не исполнения администрацией города, мэром к/л судебного решения.

Прежний мэр города Александр Мигуля был в 2010 году снят за неисполнение судебного решения по восстановлению на работе директора муниципального предприятия. Свежий и «весёлый» пример, снятый с должности Евгений Залешин глава города Сковородино, вовремя не построивший питомник для бездомных собак и не установивший несколько дорожных знаков в декабре месяце. И ведь никого не волновало, чьи это на самом деле полномочия (города, района или области) или как и зачем вгрызаться в 50 градусный мороз в грунт, чтобы установить дорожный знак… Сегодня, Администрацией города Благовещенска, по объективным причинам, не исполняются десятки судебных решений, поэтому вновь избранный мэр уважаемый Александр Александрович Козлов может уже завтра оказаться снятым и подвергнут судебному преследованию.

Получается, что несмотря на официальные намерения и обещания увеличить полномочия городских властей, они до сих пор бесправны в рациональном использовании территории, трудовых ресурсов и организации повседневной жизни людей. Федеральные и региональные органы власти рассматривают город пока лишь как зону своих притязаний. И это главная проблема муниципальных образований России, в том числе, муниципальной власти г. Благовещенска.

shatАлександр ШАТИЛОВ

Кандидат политических наук, декан факультета «Социология и политология» Финансовой академии при Правительстве РФ

В глазах аналитиков ЦИК «Рейтинг» репутация мэра Южно-Сахалинска Сергея Надсадина вполне закономерно укрепилась. Это произошло ввиду целого ряда обстоятельств. Однако «решающим» фактором здесь явилась его «разгромная» победа над конкурентами в ходе выборов 14 сентября. Получив около 80% голосов в электорально «сложном» городе, он продемонстрировал как успешные менеджерские качества, так и понимание политики «партии и правительства». Кроме того, хотелось бы отметить его дипломатические способности, которые позволили ему кулуарно договориться с главными оппонентами — коммунистами. В итоге местная ячейка КПРФ отказалась выставлять на выборы своего кандидата, что привело к «перетеканию» голосов лево-патриотического избирателя в направлении Сергея Надсадина по принципу «меньшего из зол».

Хотя у города и региона в свое время, в 90-е годы, была репутация если не красного, то вполне розового, и коммунисты там обладали определенным потенциалом популярности, но постепенно, с одной стороны, шла потеря позиций местными левыми, с другой стороны, наращивала свои усилия «Единая Россия». Поэтому, даже если бы на последних выборах кандидат-коммунист выдвинулся, он не сумел бы оказать серьезную конкуренцию единоросу. Помимо этого, сугубо местного фактора, имела значение и «большая партийная политика». Сейчас негласно «Единая Россия» и компартия действуют в рамках тактического альянса. Таким образом, избрание мэра Южно-Сахалинска было обеспечено преимущественно чисто политическими средствами, чем оно и интересно.

Третья группа Рейтинга мэров включила тех, кто занял 54-78 места.

Ф.и.о. мэра город субъект РФ динамика сентябрь
54 ДЗАНТИЕВ Сергей Шамильевич Владикавказ Республика Северная Осетия-Алания -1
55 АРТЁМОВ Виталий Евгеньевич Рязань Рязанская область +1
56 ДЖАТДОЕВ Андрей Хасанович Ставрополь Ставропольский край +4
57 ОБЛОГИН Виктор Александрович Горно-Алтайск Республика Алтай -2
58 МИХАЛЕВ Анатолий Дмитриевич отставка 19.09.2014 Чита Забайкальский край -1
59 ЧЕРНОВ Роман Борисович Пенза Пензенская область -1
60 ШОХИН Андрей Станиславович Владимир Владимирская область -1
61 ШИРШИНА Галина Игоревна Петрозаводск Республика Карелия +2
62 НАРОЛИН Александр Владимирович Майкоп Республика Адыгея 0
63 АГАШИН Денис Владимирович Ижевск Удмуртская республика +4
64 ХОВАЛЫГ Владислав Товарищтайович Кызыл Республика Тыва +2
65 ПРОНЬКИНОВ Евгений Николаевич Улан-Удэ Республика Бурятия -1
66 АЛАШЕЕВ Николай Николаевич Смоленск Смоленская область -1
67 САВИНЦЕВ Игорь Григорьевич Барнаул Алтайский край +2
68 ЯКУШЕВ Александр Георгиевич отставка 17.09.2014 Курган Курганская область +4
69 ДРАНЫЙ Дмитрий Николаевич Киров Кировская область -1
70 ЕГОРОВА Ирина Юрьевна Астрахань Астраханская область +1
71 КОДЗОКОВ Мухамед Мартынович Нальчик Кабардино-Балкарская Республика +4
72 СУЛЕЙМАНОВ Магомед Валибагандович и.о. с 04.04.2014 Махачкала Республика Дагестан +1
73 ТУМГОЕВ Асланбек Магомедович Назрань Республика Ингушетия +3
74 ЧУНАКОВ Александр Иванович Волгоград Волгоградская область 0
75 ДОРДЖИЕВ Артур Терекович Элиста Республика Калмыкия +2
76 КИСТЕНЁВ Анатолий Николаевич Брянск Брянская область -6
77 БЕРНИКОВ Михаил Юрьевич Орёл Орловская область -16
78 ТИМОФЕЕВ Юрий Васильевич 28.05.2014 вступил в должность Тверь Тверская область 0

Лидером падения в замыкающей группе рейтинга явился Михаил Берников (г.Орёл). Ключевое влияние тут имела более чем уверенная победа на выборах губернатора Орловской области Вадима Потомского, избранного на свою должность с рекордным количеством голосов (89 %) при высокой явке избирателей. Дело в том, что ещё до этого события в СМИ широко обсуждалось намерение Вадима Владимировича отправить Михаила Берникова в отставку и цитировались его крайне резкие заявления на счёт последнего: «слабого руководителя, самоустраняющегося от решения городских проблем». Несмотря на последующее заявление губернатора, призванное разрядить обстановку: «Критика – это не значит увольнение» и т.п., репутационные потери Михаила Берникова оказались чрезвычайно серьезными.

Ухудшение позиции мэра Брянска Анатолия Кистенёва, так же напрямую связано с судьбой местного губернатора. Речь идёт о недавней отставке Николая Денина, в команду которого входил Анатолий Николаевич.

В целом следует отметить, что выборы 14 сентября не оказали на таблицу рейтинга ожидаемого взрывного эффекта.  Кроме того, безусловно успешные для партии власти итоги выборов, далеко не всегда автоматически приводили к росту рейтинга провластных мэров.

kosoГеннадий КОСОВ
Доктор политических наук, профессор, руководитель ставропольского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО)

Андрей Хасанович Джатдоев тесно связан, в том числе и бизнес-интересами, с элитной группировкой, лидером которой является Андрей Валентинович Уткин. По данным многочисленных социологических исследований он является самым узнаваемым чиновником города Ставрополя. При этом все социологические исследования, проведенные в период 2011-2014 гг. показывают, что население видит главой города всенародного избираемого политика русского по национальности.
Андрей Джатдоев пользуется неоднозначной репутацией. Жители города именно его винят в точечной застройке, а также тесной связи интересов чиновников и бизнес-элит краевого центра. Одним из немногих положительных следствий его деятельности считается утихание череды коррупционных скандалов с чиновниками администрации Ставрополя. Хотя главой города Ставрополь по должности является Георгий Колягин, никто его не воспринимает таковым. Рейтинг его узнаваемости крайне низкий. И население, и чиновники открыто говорят о том, что вся полнота власти принадлежит Андрею Джатдоеву и его команде.
В самой администрации города среди среднего и низшего управленческого персонала сити-менеджер считается жестким и даже деспотичным руководителем с совершенно непредсказуемыми поступками. Большинство предприятий ЖКХ города, управляющих компаний, прямо или косвенно контролируются людьми Андрея Джатдоева, что часто вызывает определенные слухи при распределении городского бюджета и муниципальных заказов.
При этом, Андрей Джатдоев как опытный аппаратчик сразу и однозначно начал открытую активную поддержку нового губернатора и его команды, что, по мнению многих экспертов, позволило ему сохранить за собой должность сити-менеджера.
В целом перспективы его как городского руководителя не представляются положительными, однако в силу политической индифферентности, далеко не многие жители города сразу готовы назвать ему альтернативу.

Касательно оценки деятельности Андрея Джатдоева со стороны аналитиков ЦИК «Рейтинг», мне она представляется вполне адекватной.

kafeeЕвгений КАФЕЕВ

Заместитель Председателя Курганской областной Думы — председатель комитета по экономической политике

Я высказываю своё мнение о ситуации в городе в момент, когда Александр Якушев покинул свой пост, а новый сити-менеджер или мэр Кургана, как обозначают эту должность сотрудники ЦИК «Рейтинг», ещё не избран. Следовательно, моя оценка касается уже прошедшего этапа, она звучит, как бы вослед уходящему периоду жизни города.

Курганская земля небогатая. При этом она со всех сторон окружена регионами, обладающими несравнимо большим потенциалом. С одной стороны, это нефтяная и газовая «житница страны» — Тюменская область; с другой – мощные индустриальные и культурные центры Екатеринбург и Челябинск. Ресурсы здесь очевидно несопоставимы с нашими, что, как я полагаю, предопределяет скромное место, которое занимает Курган в исследовании ЦИК «Рейтинг», да и реальные возможности областных и муниципальных властей. Действительно, затруднительно соревноваться с теми, у кого бюджет не в разы, а, пожалуй, даже, в десятки раз больше.

При этом, налицо позитивная динамика в развитии города. Дороги, которые всегда являются в России объектом критики, улучшаются. Тут разработана и реализуется очень удачная с моей точки зрения концепция, согласно которой основные усилия сосредоточены на ремонте и строительстве магистральных развязок, на создании дополнительных полос для движения транспорта. С учётом того, что средств немного, усилия сосредоточены именно на ключевом направлении. Причем работа ведется систематически и планово. В результате в Кургане практически нет пробок, хотя для нашего города исторически характерны именно узкие улицы. Здесь, несомненно, большая личная заслуга Александра Георгиевича. Он разумно решил, что пусть будет не тридцать дорог, а десять, но наиболее важных и сделанных качественно.

Следует подчеркнуть, что в Кургане сложились деловые, позитивные отношении между главой города и сити-менеджером. Они действуют в одной команде на пользу жителей. Но Александр Якушев остается в местной политике вполне самостоятельной значимой фигурой. При этом он себя совершенно не выпячивал, просто тихо и спокойно, без пиар-кампаний делал своё дело.

С точки зрения коммунальных проблем, сегодня в Кургане нет особенно серьезных провалов ни в водоснабжении, ни в теплоснабжении. Те, что были раньше, например, в обогреве зданий, теперь урегулированы. Главной стратегической угрозой для города является состояние коммунальных сетей.  Тот задел, который остался ещё с 80-ых, постепенно исчерпывает свои возможности. Если с тепловыми сетями всё относительно нормально, то с водяными, коллекторными сетями, с ливневкой ситуация очень серьезная.

Если говорить о последних выборах, то, помимо личного участия, Александр Якушев, как сити-менеджер, их курировал. Полученные результаты продемонстрировали очень высокий уровень доверия, в том числе, лично к Александру Георгиевичу.

Поэтому, ещё раз подчеркну, что достаточно скромное место, занимаемое им в исследовании ЦИК «Рейтинг», обусловлено ограниченными ресурсами нашего муниципалитета, но не качеством работы. Жители, конечно, тоже сравнивают. Например, мы помним время, когда у Тюмени было обидное прозвище «столицы деревень», когда оттуда ездили в Курган за продуктами. А теперь, какое там стремительное развитие, какие деньги вкладываются в благоустройство! К данной ситуации необходимо подходить с пониманием: даже если муниципалитет будут возглавлять золотые люди, гении, без финансовых ресурсов они мало что смогут сделать. Выше головы не прыгнешь. В рамках же имеющихся возможностей, Александр Якушев действовал вполне грамотно и эффективно. Чего я могу пожелать следующему сити-менеджеру Кургана.

rybakСтанислав РЫБАКОВ

Политолог, политтехнолог (г.Орёл)

В целом работу Михаила Берникова, в первую очередь, его деятельность, как хозяйственника, я бы оценил достаточно низко. Его политическое влияние, если оно и есть, то минимально. Многие вопросы, которые необходимо согласовать с депутатами горсовета, «проваливаются». Хотя горсовет и сформирован фактически их двух равнозначных фракций — КПРФ и ЕдРа, с которыми вполне можно вести диалог. В 2012 году они единогласно поддержали кандидатуру Михаила Юрьевича на пост главы администрации.

Полагаю, конфликта с губернатором как такового нет. У губернатора  периодически возникают вопросы к работе главы администрации. Претензии высказываются, в том числе на открытых мероприятиях (аппаратных совещаниях и т.п.). Но это рабочие моменты. Михаил Берников не единственный, к кому предъявляются претензии.

Другой вопрос — сможет ли он вписаться в команду Вадима Потомского. Но это покажет время. Сейчас по этому поводу сложно что-либо сказать.

По поводу выставленных специалистами ЦИК «Рейтинг» низких оценок — соглашусь с ними. Михаил Берников и его команда, на мой взгляд, достаточно слабые управленцы. Во всяком случае, в части налаживания муниципального хозяйства.

Полагаю, что в следующем году (а может и раньше), в городе будет новый глава администрации. По моей информации, именно на это у некоторых депутатов горсовета настрой. Но опять-таки, все будет зависеть от позиции Михаила Юрьевича и, главное, его работы.

 

Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов)

boooЮрий БОБРЫШЕВ
Мэр Великого Новгорода

Если честно, я довольно спокойно отношусь к рейтингам, хотя, конечно,  приятно видеть свое имя в  первой двадцатке, рядом с мэрами крупных российских городов, многих из которых я знаю лично и знаю, действительно, как профессионалов высочайшего уровня. Рейтинг главы областного центра, убежден, как не банально это звучит, — это рейтинг самого города. Если такие параллели проводить, то вдвойне приятно, значит, мы с командой администрации города принимали правильные решения, работали эти семь лет в нужном направлении, чтобы имидж Великого Новгорода поднялся на общероссийском уровне, чтобы областной центр стал более комфортным для жизни горожан.

Уверен, что большую роль сыграли значимые международные массовые мероприятия, которые прошли в Великом Новгороде в 2009-м году: XXIX Международные ганзейские дни Нового времени и 1150-летие Великого Новгорода. Подготовка к этим мероприятиям, присутствие в частности, на юбилее города, который прошел под статусом государственного праздника, первого лица государства, патриарха, руководителей обеих палат парламента, делегаций из 20 стран мира, сплоченность двух администраций – города и области в работе на результат, дали  серьезный импульс для развития города. Уверен, что это сыграло не последнюю роль и в выборе Великого Новгорода как центра празднования 1150-летия Зарождения российской государственности в 2012-м году, хотя для нас, жителей «отца городов русских», самого древнего города России это очевидно.

Если проводить параллели какой город был семь лет назад и какой сейчас, уверен, что любой новгородец отметит, что перемены разительные: в плане благоустройства,  экономики, привлечении туристов. Есть удачные  решения важнейших социальных проблем – нам удалось  в результате оптимизации, в большей части за счет возвращения в систему образования профильных зданий, решить проблему с обеспечением местами в детских садах всех ребятишек Великого Новгорода в возрасте с 2-х лет. Это, безусловно, потребовало консолидации, оптимизации финансовых расходов, что не возможно было бы без развития экономики.

Новгородцы оценивают то, что чувствуют каждый день: теплые батареи дома, чистая вода из крана, комфортный городской автобус без долгих ожиданий на остановке, сертификат на место в детском саду вместе со свидетельством о рождении ребенка, 1% безработицы и три вакансии на одного заявителя, стабильная зарплата, удовлетворительное состояние дорог, открытие новых рабочих мест, доступность и современный уровень медицинских и образовательных услуг. Есть, конечно, у таких небольших городов как Великий Новгород проблема с организацией досуга молодежи, который притягивает их в Санкт-Петербург и Москву, но многие возвращаются, потому что у нас  комфортно жить, воспитывать детей. Все эти годы в нашем городе наблюдается положительная  динамика прироста населения (не за счет миграции), это говорит о том, что Великий Новгород – живой город.

Безусловно, одна из важнейших задач муниципальной власти привлечение инвестиций в города. Сейчас не так быстро, как хотелось бы, но  наш город пытается вернуть себе позиции в радиоэлектронной промышленности. Уверен, что инвесторам Великий Новгород должен быть выгоден и в открытии здесь небольших производств автокомпоненов. Наше выгодное географическое положение между двух столиц, строящаяся скоростная автотрасса, положительный имидж среди десятков европейских городов, благодаря избранию в президиум международного Ганзейского союза, который объединяет 200 городов из 16 стран Европы, представителя России – новгородки Ольги Борисовны Поповой,  дают уверенность в дальнейшем успешном развитии Великого Новгорода.

 В Европе нас точно не путают с Нижним Новгородом. Этот  положительный имидж в глазах европейских стран дорогого стоит, потому что за этим следует положительная динамика роста потока туристов, а для такого города, как Великий Новгород, туризм одна из основных перспективных отраслей экономики. За исключением этого года, у нас каждый год идет прирост туристов 8-10% к предыдущему году.

Все эти показатели и формируют рейтинг. Если в экономике динамика положительная, то и  в социальных вопросах тоже все задачи решаются.

Спасибо «Народному рейтингу» за помощь в работе – обратная связь с населением, пожалуй, важнейший инструмент для сохранения курса развития и города и главы муниципалитета.