Прохоров Валерий Валерьевич

Политолог, заместитель директора АНО «Центр прикладных исследований и программ»

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 26, 2019 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2019 года)

Подводя итоги деятельности губернаторов в 2019 году, необходимо отметить динамику изменений среды, в которой они осуществляют свою деятельность. А она становится всё более динамичной, изменчивой, а в некоторых регионах – турбулентной. Ещё недавно казалось, что найден нужный стране образ регионального руководителя – молодой технократ, обладающий знаниями и умениями, позволяющими эффективно управлять любым регионом. Началась подготовка таких руководителей на федеральном уровне и их десантирование в разные субъекты федерации.

Но внутриполитический контекст меняется: людей больше не завораживают достижения Большой страны, Великой России; они хотят видеть признаки этого величия у себя в регионах. На первый план в человеческом восприятии выходят абсолютно земные, лишенные идеологического пафоса проблемы их малой родины, зачастую не обустроенной, обделенной вниманием столичных стратегов, деградирующей и нуждающейся в помощи.

На фоне этих переживаний, которые не чужды и представителям региональных элит, фигуры губернаторов, присланных Москвой, не укоренённых в регионе, не понимающих, а зачастую игнорирующих локальную специфику и особенности местного менталитета, перестают казаться привлекательными и всё чаще вызывают раздражение у населения. В свою очередь, губернаторы сами испытывают серьёзные проблемы, прежде всего, в выстраивании рабочих отношений с региональными элитами.

Признаки подобных латентных конфликтов наблюдаются практически во всех регионах присутствия «молодых технократов», за исключением, разве что, Тульской области. Но Алексей Дюмин весьма условно подпадает под это определение, плюс сопровождающий его деятельность позитив является, скорее, результатом его персональных усилий, нежели подтверждением гипотезы о том, что успешных губернаторов можно производить серийно по техническому заданию федеральных кураторов внутренней политики.

Внимательное изучение региональных внутриполитических кейсов подсказывает мне ошибочность этой гипотезы, и я прихожу к выводу, что в регионах постепенно формируется спрос на почти что вымерший тип губернаторов-политиков, укоренённых в своём регионе, чувствующих настроения живущих там людей, видящих перспективы его развития, способных разрешать внутренние конфликты и консолидировать элиты. Ну и, разумеется, конструктивно взаимодействовать с федеральным центром, не принося в жертву этим отношениям региональные интересы. Поэтому хотелось бы посоветовать тем, кто чувствует в себе амбиции потенциальных региональных лидеров, внимательнее изучать опыт и богатое политическое наследие остающихся в строю губернаторов – «мастодонтов» Евгения Савченко и Анатолия Артамонова. Возможно, они являют собой именно тот тип губернаторов, на который в ближайшее время сформируется запрос в российском обществе.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

Тенденцией года можно считать возросшую политическую активность на муниципальном уровне. Это не удивительно, всё больше муниципалитетов возвращают прямые выборы мэров – глав администраций.

В 2020 году состоятся выборы более чем в 20 административных центрах субъектов Федерации. Это внесёт серьёзные коррективы в рутинную повестку мэров этих городов, которые будут заинтересованы в избрании наиболее лояльного им пула кандидатов. То есть, тренд на дальнейшую политизацию процессов, происходящих на муниципальном уровне, будет усиливаться, причем, в большей степени в крупных городах и столицах регионов. В связи с этим изменилась риторика некоторых градоначальников, которые стали выступать с политическими заявлениями.

Ярким примером может служить заявление мэра Хабаровска Анатолия Кравчука о придании городу особого федерального статуса, по аналогии с Москвой, Санкт-Петербургом и Севастополем. В наступающем году мы с большой вероятностью услышим новые смелые инициативы от глав городских администраций.

Видимо, претерпит изменение и господствующее позиционирование мэров как «крепких хозяйственников». Следует ожидать, что некоторые из них начнут создавать себе образ арбитров внутриэлитных конфликтов, активизируют критику существующей системы межбюджетных отношений, а в ряде случаев будут требовать перераспределения полномочий между муниципальным и региональным уровнями управления.

В складывающихся условиях возможен пересмотр критериев эффективности работы мэров со стороны федерального центра. Например, оценка такого показателя, как доверие власти, может сместиться с регионального на муниципальный уровень, и за его состояние будут отвечать в большей степени мэры, нежели губернаторы.

Наметившиеся тенденции послужат укреплению статуса мэра как одного из ключевых акторов внутренней политики в регионе, и его политический вес будет расти. В этом контексте важно добиваться гармонизации отношений по линии «мэр-губернатор». Одним из наиболее эффективных подобных тандемов можно считать пару, которую составляют губернатор Новосибирской области Андрей Травников и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Разная партийная принадлежность (Травников — единоросс, а Локоть представляет КПРФ) позволяет им вполне эффективно взаимодействовать. Отрицательный пример — конфликт губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, приведший в конечном итоге к отмене прямых выборов мэра. Продуктивность этих отношений зависит напрямую от целого ряда факторов, основными из которых являются личные отношения и схожесть представлений о стратегии развития региона и города, общее видение перспектив.