Москвин Герман Рудольфович

Политтехнолог, социолог, глава «Фриланс социология»

 

 

 

Комментарии эксперта:

28 апреля, 2022 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2022)

В феврале-марте я проводил региональное исследование. Полевая часть закончилась 3 марта. К тому времени ещё никто не понимал, что военные действия могут затянуться надолго. Кроме того, совершенно не было понятно, какого масштаба могут достичь экономические санкции,

Сейчас всем очевидно, что военные действия затянулись, против широко распространённого ожидания быстрой победы. Более того, пока не ясно, каким может быть исход. Обе стороны конфликта демонстрируют решимость продолжать его, и у обеих сторон есть ресурсы для продолжения борьбы.

Главный вопрос теперь: каким образом будет построена внутренняя политика, и как государство станет решать задачи, связанные со специальной военной операцией? Будет мобилизация экономики с военными целями или нет? А также возможна ли частичная или всеобщая мобилизация военнообязанных граждан для пополнения Вооруженных сил.

Второй важный момент связан с так называемыми «санкциями». Но мы имеем дело не с санкциями, а с началом экономической блокады, а это – совсем другое. Задача блокады – существенно уменьшить возможности экономики в целом. Регионы, связанные с экспортом, и регионы, промышленность которых зависит от импорта и инвестиций, могут оказаться перед проблемами, масштаб которых совершенно не ясен. Основная проблема – снижение доходов населения и бюджетов, свёртывание программ развития регионов, а также значительный рост безработицы. С этим придётся что-то делать.

Когда я заканчивал исследования, никакой ясности относительно будущего не было. Сейчас, когда прошло два месяца с начала специальной военной операции, чёткого ответа на вопрос о мобилизации и ответа на угрозу ухудшения экономической ситуации, на мой взгляд, по-прежнему нет. Поэтому губернаторы всё ещё не очень понимают, что может случиться в ближайшем будущем. У них есть определённый набор действий, связанный с организацией идеологической работы, с мобилизацией поддержки, гуманитарной помощью. Региональные проекты пока продолжаются, изменяется только график реализации. Я не вижу, чтобы кто-то из губернаторов оказался в состоянии «грогги». Начало военной операции стало для глав субъектов Федерации неожиданностью, тревога заметно повысилась, но способности управлять никто не утратил.

Между тем надо понимать, что сегодня общество в целом, как и руководители регионов, оказались в точке бифуркации. А это не место, где есть выбор между «пессимистическим», «оптимистическим» и «промежуточными» сценариями. Это точка, где выбор между одним неизвестным и другим неизвестным. Всё зависит от того, какие меры мобилизации экономики и людских ресурсов предпримет высшее политическое руководство страны. Пока же мы все остаёмся в ситуации напряжённого ожидания.