Алехин Роман Юрьевич
Социальный технолог, общественный деятель (г. Курск)
Комментарии эксперта:
Декабрь 27, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2023 года)
Несмотря на сложности жизни приграничного региона, 2023 год для губернатора Курской области Романа Старовойта я считаю годом нереализованных возможностей.
Если раньше не все могли сказать, где находятся Курск и Курская область, то теперь внимание жителей России приковано к возвращённым и приграничным территориям, где случаются громкие происшествия, связанные с СВО, и размещён дополнительный контингент военных. И сейчас, когда софиты направлены на приграничные регионы, губернаторы могут продемонстрировать свои управленческие компетенции федеральному центру. Курская область могла бы оказывать больше поддержки СВО. Как, например, это делают в Белгородской и Брянской областях, вкладываясь в разработки БПЛА и поддерживая волонтёров.
Если говорить о проблемах региона, то одной из них по-прежнему является общественный транспорт. В областном центре провели реформу, но ощутимых результатов пока нет, ничего не изменилось. На остановках – огромные очереди, и теперь люди тратят на дорогу на работу или в школу (включая ожидание и поездку) в 2 раза больше времени.
Другая болевая точка – состояние теплосетей. В этом году было заявлено, что на 99% к сезону они готовы. Но в реальности из-за аварий постоянно происходят отключения. И это – уже в начале зимы, когда настоящих морозов ещё и не было.
Большим событием стало открытие мемориала «Северный фас Курской дуги». Оно могло бы позитивно отразиться на репутации региона: согласно историческим фактам, главный участок боевых действий был именно здесь, а не в Прохоровке. И очевидно, что Курская область – геройский регион. Можно было бы поднять вопрос о присвоении Курску звания города-героя. Но возможность была упущена. Открытие мемориала посетил Владимир Путин, но из-за падения самолёта с Пригожиным само событие не получило должного масштаба, а тема присвоения звания городу не прозвучала.
Можно сказать, что для Романа Старовойта год был обычным. В первый год его губернаторства было много инициатив, которые шли от областной власти и были поддержаны жителями. Мы видели много примеров гражданской активности – будто подбросили дров в костер… Но последние годы стали застойными, как всегда. Исходя из этого, работу губернатора в 2023 году оцениваю на «тройку». Складывается впечатление, что вначале он старался работать для народа, а теперь смотрит на федеральный центр и стремится туда вернуться. Из-за этого много возможностей было упущено.
30 ноября, 2023 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2023)
Как и в других городах, мэр Курска – не избранный народом представитель власти, а по сути заместитель председателя правительства по областному центру. В этой позиции чиновник не должен заниматься стратегией, а обязан тянуть хозяйственную деятельность — обеспечивать чистоту, освещенность, работу транспорта и т. д.
К началу отопительного сезона муниципальные власти говорили о 99-процентной готовности. В реальности с начала сезона уже случилось 30 аварий. Наступление морозов куряне ждут с замиранием сердца — не известно, где и что прорвётся в следующий раз.
Первые заморозки привели к транспортному коллапсу — снегоуборочная техника на дороги накануне не выехала. Город расположен на холме и имеет много спусков из центра. Водители автобусов останавливались, не рискуя везти пассажиров, так как затормозить на скользких спусках невозможно. В результате люди опаздывали на работу, а на дорогах случилось множество ДТП.
Транспортный коллапс вызвал много шума. Казалось бы, если управленец допустил ошибку, он сделает всё, чтобы такая ситуация не повторилась. Но в Курске на днях случилась оттепель, а потом ударил мороз. И опять огромное количество аварий на дорогах. Теперь ясно, что это – не ошибка, а системная недоработка Игоря Куцака. Или полное равнодушие к городским проблемам.
Благодаря транспортной реформе, в городе появились новые автобусы. Критику вызывает организация работы общественного транспорта. Люди долго стоят зимой на остановках, мерзнут, опаздывают на работу. Автобусы почему-то не чистятся ни снаружи, ни внутри. Так как город у нас достаточно грязный, не убранный, люди несут грязь и в транспорт. Казалось бы, надо сделать пункты уборки на конечных остановках и мыть автобусы, но этого не делается. Хотя даже губернатор говорил о городской эстетике и о том, что новые автобусы в неё привнесут. И сейчас новые машины ездят по улицам грязные. Какая тут эстетика?
Ещё одна проблема — места традиционного подтопления. С ними пытаются бороться, делают каналы. Об одном таком месте мэру докладывали. Решение — наем экскаватора и пять дней работы. Градоначальник пообещал заняться этой проблемой, но не сделал. И подложил мину на будущее – весной там обязательно затопит.
Исходя из сказанного, объяснимо негативное отношение жителей к мэру. Пресс-служба в соцсетях отчитывается, что сделано. Но всё это не имеет отношения к болезненным вопросам города, которые обсуждают люди.
Похвалить Игоря Куцака пока не за что. Как и везде, мэр перестал быть самостоятельной фигурой, не может проявить инициативу и принять на себя ответственность. Если сейчас его заменить, в худшую сторону ничего не изменится.
31 октября, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2023)
Губернатор Тульской области заявлял, что Тула станет туристическим центром, и она им стала. Сейчас в тульских ресторанах нужно бронировать места заранее — огромное количество людей едут в областной центр для отдыха, экскурсий в выходные дни, на каникулах.
Как военный человек, силовик Алексей Дюмин отличается чётким пониманием того, что нужно делать. И если о чём-то заявляет, всегда выполняет. Не удивительно, что поддержка у губернатора серьёзная, не менее 90 процентов.
Также стоит отметить высокий уровень помощи военным и членам их семей. Видно, что люди работают системно, а губернатор взял в команду для этого очень достойных людей.
Экономика региона стабильна. Есть инвестиционные проекты, работают и развиваются предприятия, в частности, представляющие ОПК. Дюмин навёл порядок в правоохранительных органах. В областной столице везде чистота, дороги повсеместно ремонтируются. Развивается здравоохранение, заканчивается строительство онкоцентра, который вырос буквально на пустыре.
Все, с кем я разговаривал, — предприниматели, чиновники и рядовые жители области — желают одного: чтобы Дюмина не забрали на повышение в федеральный центр.
Всё заметнее включённость Курской области в федеральную вертикаль. Это стало заметно, когда в регион пришёл губернатор-технократ. Сезонность работ ушла, действия согласуются с Москвой. Есть условная методичка, где всё расписано. Ресурсные губернаторы, такие, как Собянин, могут позволить себе самостоятельные действия, но у нас в Курской области, как и в соседней Белгородской, такого нет.
Основная забота сейчас — подготовка в холодам. Как всегда, службы рапортуют о 98% готовности. Но если судить по обращениям в СМИ и моему каналу, это не совсем так. Есть прорывы коммуникаций и затяжные ремонты. И хорошо, что ещё нет морозов. Основную оценку по входу в отопительный сезон нужно давать в конце декабря.
Так как Курская область — приграничный регион, здесь есть дополнительные цели и задачи. Они связаны с затратой определённых ресурсов. Иногда в Курск «прилетает», страдают от обстрелов приграничные дома. И власти вкладывают средства, так как нужно отремонтировать 20-30 домов.
1 сентября запущена транспортная реформа. Раньше было много частных перевозчиков и маршрутов. Теперь пошли по странному для небольшого города пути: организовали основные и дополнительные маршруты. Билет действует в течение часа, по нему можно пересесть на другой маршрут. Но люди воспринимают новый систему как провальную. С одной стороны, город избавился от ржавых частных «ПАЗиков», их заменили на зелёные автобусы, и стало меньше пробок. А с другой — автобусов не хватает, люди опаздывают на работу, учёбу. Возможно, что-то изменится, когда придёт новая партия автобусов. Кстати, реализует транспортную реформу человек, который внедрял её в Белгородской области. Но там от неё отказались.
Вместе с Романом Старовойтом начались открытые утренние планёрки. Время от времени включаются оперштабы. Но не уверен, что это эффективно. Раньше чиновники ходили в народ — у нас ещё помнят Василия Ивановича Шутеева, который инкогнито посещал людные места, чтобы узнать, чем живут люди. А сейчас власти слишком оторвались от жителей.
Из текущих дел: продолжается оптимизация здравоохранения. Цели выглядят благими, но по сути это – объединение и секвестирование. Жалоб много, так как до жителей не смогли донести итоговый результат, ожидаемые цели этого мероприятия. А вообще больницы внешне стали лучше. В Курске везде – свежий ремонт. И в других городах области тоже приводят больницы в порядок.
То же происходит и со школами, которые оптимизируют. Мы идём по пути, который уже критикуют. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко, в частности, высказалась в том плане, что нам надо не централизовывать, а децентрализовывать.
Из положительного: областной центр стал комфортнее. В рамках принятого дизайн-кода в городе поменяли вывески. И сейчас Курск стал очень приятным местом — фасады аккуратные, красивые, чистые.
Думаю, что губернатора поддерживают примерно половина жителей. Если зайдёт на выборы кто-то серьёзный, с репутацией, результат может быть непредсказуемым. Но ситуацию можно исправить, и для этого власти нужно взаимодействовать с жителями, в частности, с волонтёрами, которые много делают сейчас для страны.