Шпагин

Шпагин Сергей Александрович

Кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Томского Государственного Университета

 

 

Комментарии эксперта:

30 ноября, 2022 | Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2022)

Вот уже два года, как Томск живёт с исполняющим обязанности мэра города после того, как проработавший на этом посту семь лет Иван Кляйн был отстранён от должности в связи с возбуждением против него уголовного дела. Заступивший на его место Михаил Ратнер, до этого работавший заместителем Кляйна, может быть, и совсем неплохой хозяйственник, но слишком уж долго находится в «подвешенном» состоянии. Очевидно, что это не придаёт ему ни уверенности в себе, ни энтузиазма, ни необходимой легитимности, чтобы с должным рвением отстаивать интересы областной столицы. А потому и никаких прорывных или даже сколько-нибудь заметных решений муниципалитет давно уже не принимал. Естественно, жители это тоже видят.

За прошедший год Томск серьёзно ослабил свои позиции в рейтинге комфортных для жизни российских городов, опустившись сразу на 12 пунктов. (Об этом сообщалось в исследовании Финансового университета при Правительстве РФ). Серьёзно «подмочила» его позицию готовность томичей уехать в поисках лучшей жизни в другие города. И хотя в том же рейтинге Томск получил высокое значение индекса культуры и образования, зато жилищное хозяйство и работа городских властей удостоились оценок намного худших.

До недавних пор Томск оставался одним из немногих городов России, где по закону всё ещё проводились прямые выборы мэра. Летом прошлого года депутаты законодательной думы региона сами отклонили инициативу, предлагавшую отменить такое волеизъявление. Но в этом году ситуация радикально изменилась. Длительный судебный процесс над экс-мэром Кляйном завершился обвинительным приговором, и похоже, что этот суд над ним будет не последним. В области избран новый губернатор, и, судя по его первым шагам, настроен он на куда более энергичное участие в управлении делами Томска и области, чем его предшественник.

Обстановка специальной военной операции выглядит удобным моментом для концентрации региональной власти в одних руках.

Наконец, томская «муниципальная аномалия» давно не устраивает партию власти.

Трудно сказать, откуда именно исходила инициатива — то ли от областных властей, то ли от федеральных, — но в октябре областное заксобрание в пожарном порядке подготовило и приняло закон об отмене прямых выборов мэра Томска. Отныне его предстоит избирать с помощью конкурсной комиссии, в которой первую скрипку будет играть заместитель губернатора. Городская дума под руководством «единоросса» Чингиса Акатаева сначала отказывалась даже рассматривать вопрос о возможной отмене выборов мэра. А затем, когда время для выражения своей позиции было уже упущено, почти без борьбы отдала его решение на откуп областным депутатам. И только после того, как изменения в областной закон были приняты, гордума поинтересовалась мнением жителей Томска.

Состоявшиеся 15 ноября публичные слушания по вопросу отмены прямых выборов мэра уже заслужили в сети название «собрания палаты №6». Смысл их проведения заключался только в том, чтобы соблюсти регламент и дать горожанам возможность выпустить пар.

Основную массу участников этого мероприятия составили деятели томских профсоюзов, которых собрали туда для заполнения зала. Не обращая внимания на доводы немногочисленных общественников, всё же пробившихся в зал, они без колебаний настаивали на отмене выборов: то по причине того, что «люди на них не ходят», то ссылаясь на «непростую геополитическую обстановку», а то вовсе безо всяких аргументов. Неудивительно, что большинство участников слушаний поддержало решение областных депутатов.

С отменой прямых выборов согласился и новый губернатор Владимир Мазур. По его мнению, назначение сити-менеджера посредством конкурса позволит городу найти себе более ответственного хозяина, который, как он говорит, «требуется срочно». Также Мазур считает, что томичей слабо интересуют муниципальные выборы — явка на них в последние годы всегда была довольно низкой.

Так или иначе, но Томск ждёт непростой период определения нового градоначальника и привыкания к новым условиям его работы. Очевидно, что сложившаяся ситуация в управлении городом уже негативно сказывается на его развитии и сдерживает запуск давно назревших инфраструктурных проектов, таких, как переработка ТБО, жилищное строительство, объекты транспортного хозяйства.

 

29 июля, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2020)

Арест вице-мэра Томска Евгения Сурикова, конечно, стал неожиданностью для местного сообщества. Такие вещи не прогнозируются. Другое дело – это уже не первый случай, когда заместители мэра оказываются фигурантами коррупционных дел. Поэтому большого удивления это событие тоже не вызвало.

Но, думаю, этот арест не окажет судьбоносного влияния на позиции мэра областной столицы Ивана Кляйна. Кадровая политика мэрии – очень сложный вопрос. На должности назначаются те или иные люди по совершенно разным критериям.

Если речь идет о заместителях, отвечающих за основные направления деятельности, – социальную политику, благоустройство, городское хозяйство – то, конечно, претензии к таким чиновникам бросают тень, в том числе, и на репутацию мэра: считается, что это его люди. Но в данном случае арестован заместитель по безопасности и общим вопросам, назначение которого от мэра не зависит практически никак. Суриков, как можно понять, – отставной силовик, сделавший карьеру в соответствующих органах, который перешёл в городскую администрацию с должности начальника УМВД по Томску. Про такой случай в свете обсуждаемой ситуации можно сказать: «Кого дали».

Поэтому даже если и рассматривать арест вице-мэра по безопасности как некий «звонок» градоначальнику, то он не станет препятствием для продолжения исполнения своих полномочий в означенный срок Иваном Григорьевичем Кляйном. Причина здесь простая: хотя мэр областного центра – фигура выборная, его позиции в большой степени зависят не от поддержки со стороны горожан, а от репутации в глазах региональной элиты. Позиции мэра Ивана Кляйна в этом отношении достаточно прочны. Нашу региональную элиту коррупционными скандалами не удивишь, так что на устойчивость мэра они никак не влияют.

Если же в целом оценить деятельность Кляйна в текущий период и реакцию на неё обычных жителей, то она не всегда однозначна. Многочисленные проекты по благоустройству города, которые реализует мэрия, вызывают у горожан немало вопросов. К сожалению, ландшафтные решения, которые предлагаются теми или иными подрядчиками, привносят в облик города крайне неоднозначные изменения, нередко вызывающие острую критику со стороны неравнодушных жителей областного центра. В ряде случаев эти замечания носят вполне оправданный характер.

Так, в ранее традиционно очень зелёном городе за время правления Ивана Григорьевича деревьев заметно поубавилось. К сожалению, компенсация взамен снесённых в Томске величественных тополей в виде компактных молодых насаждений экологических потерь не восполняет. Так, в жару город ощутимо раскаляется, и спрятаться просто негде.

Ситуация с вывозом мусора – тоже заметная коммунальная проблема Томска. Но по новому законодательству администрация города в этой связи остаётся фактически «не при делах»: за всё отвечает региональный оператор…

 

Сентябрь 28, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Сентябрь, 2015)

Мэр Томска Иван Кляйн – опытный управленец и далеко не новичок в политике. За плечами у него комсомольская работа, почти 16 лет депутатства в областной думе, руководство Ассоциацией пищевиков Томской области, а главное – более 20 лет успешного управления предприятием, которое под его руководством стало процветающим. Именно поэтому его выдвижение на пост мэра областного центра в 2013 году многим показалось нелогичным: доходы и положение гендиректора АО «Томское пиво», статус депутата Законодательной думы выглядели гораздо менее уязвимыми, чем позиция мэра Томска. Кроме того, несмотря на руководящее положение, Иван Григорьевич никогда не был публичной фигурой и до сих пор не очень-то жалует журналистов. На выборах мэра осенью 2013 года Иван Кляйн одержал уверенную победу, но при довольно низкой явке (около 20%), что несколько ослабляет его легитимность в глазах горожан.  Ключевой фактор власти современного мэра – это его отношения с губернатором области. В отличие от предыдущего градоначальника, Иван Кляйн был избран без сильной поддержки администрации области. Хотя очевидно, что мэр находится в нормальных отношениях с главой региона. Более того, его избрание стало возможным (или даже необходимым) в связи с назначением нового губернатора Сергея Жвачкина в 2012 г. И вплоть до настоящего времени никаких признаков напряженности в их отношениях не наблюдается. Вообще прочные связи с региональной экономической и административной элитой, налаженные за годы директорства и работы в Думе, составляют одну из сильных сторон томского градоначальника. Несколько сложнее отношения Ивана Кляйна с региональным отделением «Единой России». Хотя официально он был выдвинут на пост мэра правящей партией, все эксперты сходятся во мнении, что на выборах его собственный ресурс был существенно важнее, чем партийный. Можно сказать, что Иван Кляйн был нужен «партии власти» намного больше, чем партия ему. Став главой города, он не сделал ни единого политического заявления и стабильно выступает в публичном пространстве не как политический лидер, а как крепкий хозяйственник. Конечно, до открытых проявлений нелояльности дело никогда не доходит, но и своей связи с правящей партией Иван Кляйн особенно не подчеркивает. Поэтому никто не удивился тому, что в завершившейся на днях избирательной кампании по выборам депутатов Думы г. Томска мэр почти никак себя не проявил. Складывается впечатление, что, концентрируя все свое внимание на городском хозяйстве, Иван Григорьевич тем самым демонстрирует свою лояльность губернатору. А, быть может, просто продолжает чувствовать себя не столько политиком, сколько бизнесменом, на которого неожиданный поворот судьбы возложил ответственность за судьбу полумиллионного города.