Чернокоз Ольга Валерьевна
Политолог. Генеральный директор медиа холдинга «Регионы России». Генеральный директор Некоммерческого партнерства «Регионы XXI век»
Комментарии эксперта:
Март 28, 2018| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2018)
Манипуляции с мэрским корпусом в Екатеринбурге оказались в федеральной повестке ещё в 2013 году, когда на «почётную пенсию» в Совфед РФ, вслед за свердловским губернатором Эдуардом Росселем ушёл и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Именно этого политика по праву называли «сильным мэром»: он сумел консолидировать вокруг себя муниципальную и часть региональной элиты и на равных конкурировал с областной властью, да так, что от советов Кремля участники местных конфликтов попросту отмахивались. Когда же федеральный центр решил проблему кардинально, заменив Росселя назначенным губернатором и введя в Екатеринбурге систему сити-менеджмента, то оказалось, что уход Чернецкого ничего принципиально не изменил. Должность мэра (он же – глава Гордумы) оказалась лишена финансовых полномочий (они перешли к сити-менеджеру) и стала декоративной. Однако консолидированная ещё Чернецким элита, которую журналисты окрестили «коллективный Чернецкий», оказалась способна контролировать Гордуму, которая занималась утверждением сити-менеджера. В настоящее время главную интригу составляет такой вопрос: оставят ли выборы мэра осенью 2018 года в существующем формате (мэра избирают прямым голосованием, он возглавляет Гордуму, Гордума утверждает сити-менеджера), отменят ли прямые выборы мэра вообще или же вернут мэру, в первую очередь, финансовые и экономические полномочия?
С 2013 года и по настоящее время мэром Екатеринбурга является оппозиционный политик Евгений Ройзман. Несмотря на то, что его победа на выборах мэра вышла на федеральную повестку, добавив ему немало политических очков (и, соответственно, нанеся репутационный ущерб «Единой России» и областным властям), он оказался, как я писала выше, декоративным мэром с чисто представительским функционалом. Соответственно, действующий мэр такого крупного промышленного центра России, каким является Екатеринбург, хозяйственных функций попросту не имеет и, соответственно, влиять на реализацию направлений развития муниципальной власти, обозначенных Владимиром Путиным, повлиять не может никак. Его вклад в социально-экономическое устройство города также является нулевым, в силу особенностей действующей системы власти в Екатеринбурге. Он не имеет возможностей выполнять свои предвыборные обещания. Пока что Ройзман сосредоточился на приёме граждан, периодически помогая некоторым, задействуя личные связи и возможности. Реально городом управляет сити-менеджер Александр Якоб. И исполнение указов президента реализует также он, совместно с облвластями (строительство больниц, школ, детсадов в Екатеринбурге иногда ведётся только за счет облбюджета). Таким образом, «двухголовая» система управления в Екатеринбурге реализована не в чистом виде – формально, прямые выборы мэра были проведены. Вопрос стоит немного по-другому, оставить ли их в существующем виде политспектакля или вернуть мэру все отнятые полномочия и тогда мэрская кампания «заиграет» прежней «палитрой»?
Реформа по отмене выборов мэра города Екатеринбурга будет принята в ближайшее время — закон уже внесён в Областную думу региона. В этом нет сомнения. И это несмотря на активный протест мэра города Евгения Ройзмана.