ПетровПетров Алексей Викторович

Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения Иркутского государственного университета, региональный координатор движения в защиту прав избирателей «Голос»

 

 

Комментарии эксперта:

Ноябрь 10, 2015| Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2015)

Пока оценивать деятельность нового губернатора рано – фактически он всего месяц занимает свой пост, только формирует свою команду. Это довольно тяжелый процесс – так как сейчас не очень удобное время для больших перемен: идет бюджетный процесс, формируется бюджет Иркутской области на 2016 год. И пока многие специалисты, которые принимают участие в создании бюджета представляют администрацию прошлого губернатора. Менять их сегодня не стоит. И, по-видимому,  если они устроят новую команду, то они будут переназначены. Так что в обозримом будущем вполне возможно, что областное правительство ждут новые кадровые перестановки. Ряд министров вообще еще не назначены. Например, министр здравоохранения – а это ключевой вопрос, так как направление является весьма лакомым куском бюджета.

Впрочем, пока у региональных элит никакой негативной реакции на действия нового губернатора нет. Хотя не все кандидаты, которых прочили в правительство, были назначены губернатором. Фактически еще никто никаких действий не сделал – ни хороших, ни плохих.

Надо отметить, что в регионе Левченко известная фигура. Он более 20 лет в политике: с самого создания Коммунистической Партии Российской Федерации (КПРФ) – 22 года — возглавляет отделение КПРФ в Иркутской области, был депутатом Законодательного собрания Иркутской области, трижды избирался в Государственную Думу РФ. И из политиков, не связанных с партией власти, в регионе – он самый известный политик, поэтому знаком с местными проблемами. Ситуация тяжелая в регионе, но не хуже, чем во многих субъектах РФ. Но работать с этими проблемами реально. Конечно, были взяты кредиты, и скоро наступает срок – когда правительству придется возвращать банкам взятые ранее займы. И, тут уместно вспомнить Дмитрия Мезенцева – губернатора в 2009-2012 гг.: его большим успехом можно считать, что он путём, в том числе и сокращения социальных программ, вернул все долги, и область вышла чуть ли не в профицит бюджета. Но за два года руководства Ерощенко опять накоплены серьезные долги. И как следствие —  социальное напряжение в обществе. И денег в бюджете нет, так как уменьшается налоговая собираемая база.

Впрочем, уже есть успехи и у Левченко. Первым их них я бы назвал избрание председателем правительства области Александра Битарова, которого поддержала партия «Единая Россия» (всего при двух голосах «против»). И это при известном напряжении между Битаровым и «партией власти».  Также был согласован первый заместитель губернатора Виктора Игнатенко, который сегодня прошел без вопросов на голосовании. Все это показывает, что «партия власти» не готова серьезно конфликтовать со всенародно избранным губернатором.

С мэром Иркутска, я думаю, тоже будет конструктивное сотрудничество, несмотря на то, что Левченко и Бердников познакомились только 30 сентября. С тех пор у них прошло несколько встреч. На все вопросы градоначальника губернатор ответил положительно – следовательно, можно предположить, что взаимоотношения главы регионального центра и главы региона должны быть продуктивны.

Говоря о перспективах нового губернатора, надо отметить, что ни один назначенный сверху губернатор в Иркутской области, а назначено было несколько, не доработал на своем месте отведенный срок.  Они уходили в среднем через два-два с половиной года.  А вот Борис Говорин, который избирался в 1997 и 2001 годах, отработал свои два губернаторских срока от звонка до звонка. Проводя аналогии, можно сказать, что всенародно избранный Левченко, думаю, сможет отработать все 5 лет, если не случится ничего экстраординарного. Он обладает достаточной поддержкой населения. Так как для жителей Иркутской области Левченко был желательным губернатором, у него заведомо были высокие шансы на победу. В одном Иркутске 70%  избирателей проголосовали за Левченко. Это решение, которое зрело годами, это очевидный показатель. И потому, что перемены как бы напрашивались сами собой. Люди их ждали, и выбрали представителя КПРФ не потому, что хотят социализма и ностальгируют по прошлому, а просто в то время они были моложе и более просто переносили тяготы жизни. Сейчас это часто вспоминается.

 

Август 24, 2015| Регионы России: Рейтинг Мэров (Август, 2015)

Дмитрий Бердников в Иркутске трудится мэром недолго – недавно исполнилось 100 дней, как он пришел к власти в ходе мутноватой истории с изменением местного законодательства. Сначала губернатор заявил, что выборы останутся, и депутаты регионального парламента его поддержали, но потом резко передумали – вначале приняли решение, что будет назначаться сити-менеджер, а потом, что мэр будет избран из депутатского состава. После того, как 27 марта у прежнего мэра Виктора Кондрашова закончились полномочия, депутаты выбрали мэром Бердникова, который был избран депутатом гордумы в сентябре 2014. Надо сказать, что в городе он был малоизвестен: Дмитрий Викторович из предпринимательской среды и у него нет своей большой команды управленцев. Однако, это не помешало ему начать активно увольнять чиновников предыдущей администрации — вице-мэра, председателей почти всех комитетов, начальников управлений и даже многих руководителей муниципальных унитарных предприятий (Центрального рынка, благоустройства дорог, водоканала и др.). Формально команда Кондрашова, которая до этого кропотливо формировалась года три, была разогнана, а новыми руководителями в мэрии становились, как правило, заместители уволенных. Не буду давать оценку тому, хорошее это решение или нет. Население, надо отметить, положительно воспринимает работу избранного думой главы города, считая, что новая метла выметает из избы зарвавшихся и вороватых начальников.

После кадровых перестановок следующим решением, которое многих немало удивило, стало объединение двух и без того крупных округов в один. Теперь в Иркутске не 4, а 3 округа, причем один (объединенный) настолько большой и растянутый по площади, что возникают вопросы к тому, получится ли им вообще эффективно управлять. При этом складывается впечатление, что Бердников решил заменить работу всех чиновников гордминистрации собой – он много ездит по городу, лично принимает какие-то решения, проводит чуть ли ежедневные выездные планерки. Пока непонятно, как отразится на городе такое ручное управление и нежелание перепоручать подчиненным решение проблем, которых немало. Впрочем, огромные пробки на въезде в город, жилищно-коммунальная неустроенность многочисленных деревянных домов постройки позапрошлого века, мигранты — все эти вопросы не решаются одним мэром. Это больше проблемы региона в целом.