Мануйлов Валентин Игоревич

Кандидат философских наук, социолог, политолог, Директор Института региональной политики, главный редактор газеты «Улица Московская», журнала «Парк Белинского»

 

 

Комментарии эксперта:

27 апреля, 2023 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2023)

Губернатор — это символ региональной политики. И таким символом Олегу Владимировичу Мельниченко стать удалось.

Если сравнивать Пензенскую область с другими регионами России, то она, конечно, середнячок. А по численности населения, запасам природных ресурсов — и того ниже. И крупного бизнеса у нас нет. Но есть малый и средний бизнес, который развился за последние десятилетия и научился преодолевать препятствия. Губернатор деловые инициативы поддерживает. И малый, и средний бизнес получают помощь от областных властей без каких-либо административных препон.

К достоинствам Олега Владимировича стоит отнести и то, что он стал лидером формальной и неформальной элиты. По крайней мере, в публичном пространстве Пензенской области нет видимого противоборства различных групп. Губернатор работает над сглаживанием конфликтов и созданием благополучной обстановки.

Претензии, конечно, к губернатору есть. И у него самого, наверное, они тоже имеются. Но если оценивать старательность и активность, с которыми Мельниченко выполняет задачи, его работу можно оценить на «отлично». Есть ощущение, что если бы в сутках было больше времени, он бы работал ещё больше.

 

Апрель 01, 2020 | Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2020)

На мой взгляд, времени с назначения мэром Пензы прошло слишком мало, чтобы можно было говорить о каком-то влиянии Андрея Лузгина.

Никаких резких действий, которые привели бы к тому, что, образно говоря, «с гвоздя всё слетит», он не предпринимает. Он – человек аккуратный, осторожный, поэтому его действия никаких плохих последствий пока не имеют, но и хороших тоже.

Когда человек не совершает резких, опрометчивых движений, складывается впечатление, что он ничего не делает. А если он при этом ничего о себе и своих действиях не рассказывает, то впечатление только усугубляется.

Если говорить о людях в целом, о простых жителях Пензы, о предпринимателях, то им хотелось бы, прежде всего, чтобы их не трогали. Позиция горожан такая: «Не трогайте нас».

Если рассматривать именно эпидемиологическую ситуацию, то ситуация в городе складывается неоднозначная. К примеру, я на днях заходил в столовую, столовая пустая, время обеда.

Кассирша говорит: на 50% снизилась посещаемость. И, наверное, обороты выручки понизятся. Но я думаю, что для Пензы это не настолько критично, чтобы в массовом порядке всё закрылось.

Вот Москва – громадный город, в нём много бизнеса, в котором люди перестали чувствовать границы, меру. Грубо говоря, если ты пришёл в общепит, ты меньше чем на 500 рублей не поешь. И еда не качественнее и не вкуснее, чем в Пензе.

А в Пензе можно покушать за 100-150 рублей, к примеру. При том то, что в Пензе стоит 100 рублей, в Москве будет даже не 500, а все 700 рублей. С этой точки зрения, конечно, у кого-то прибыль была 300%, а станет 30%. Убытки, конечно, не смертельные, но выйдут.

Приведу более близкий мне пример: моя газета никогда хорошо не жила. Мы всегда в кризисе. У нас всегда нехватка средств. Ну, ничего страшного, уже 17 лет так существуем. Значит, и другие поживут немного не так, как жили. Кто-то лишний раз не поедет в Париж.

А уж Пенза как-нибудь это переживет.

И еще. В России препятствием для распространения любой инфекции, в том числе и коронавируса, являются обширные пространства и низкая плотность населения.

 

Ноябрь 28, 2019| Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2019)

В сложившейся модели управления, которая характеризуется отсутствием политической конкуренции, общество достаточно апатично и даже конформистски относится к перемещению должностных лиц с одного места на другое. Поэтому появление нового, весьма молодого руководителя Андрея Лузгина обывателей не слишком тронуло, а для кого-то и вовсе прошло незаметно. По исследованиям нашего Института, летом респонденты не видели Лузгина в образе мэра: никому не приходило в голову, что этот молодой человек, хотя и близкий товарищ старшего сына губернатора Пензенской области и даже чиновник регионального правительства, может стать главой администрации региональной столицы. Почему же он стал? Потому что, грубо говоря, получил рекомендацию губернатора Ивана Александровича Белозерцева как понятный, подконтрольный исполнитель воли главы региона и элитной группы, за Белозерцевым стоящей. Другие элиты ничего противопоставить такому решению не смогли.

Назначение Лузгина укладывается в логику феодального самодержавия. Внимательный, уважительный Лузгин, по всей видимости, сумел себя необходимым образом зарекомендовать на службе в областном правительстве. Но вряд ли от нового мэра можно ждать каких-то конструктивных свежих идей. Есть уже устоявшиеся правила игры, которым он должен будет следовать. Да и весь бюрократический аппарат, который представляет собой нечто вроде застывшего цемента, настолько крепок, что менять его составляющие молодому мэру вряд ли кто-то позволит.

Поэтому приход нового лица на пост руководителя городского хозяйства, думаю, положение дел в городе существенно не изменит. Одним из преимуществ нового мэра называют знание английского языка. Но для решения хозяйственных вопросов, как говорят практики, успешнее действуют к месту применённая ненормативная лексика и профессиональные управленческие качества, естественно.

Иначе трагедий, подобных ноябрьскому инциденту с прорывом тепловых коммуникаций и кипятком, в который провалился асфальт, и сварились заживо два автомобилиста, снова не избежать. Коллапса в городе нет, но подобные случаи сигнализируют о колоссальной изношенности сетей.

Но вызывает большое сомнение мысль о том, что связи нового мэра позволят срочно изыскать средства на необходимый ремонт.

 

Декабрь 21, 2014 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Декабрь, 2014)

Юрий Иванович Кривов, как глава администрации города Пензы, сегодня находится  в ситуации, когда от него  граждане и элиты ждут каких-то действий и при этом пока негативно его не оценивают.  Это связано с тем, что он назначен совсем недавно, — летом нынешнего года (таким образом, не прошло даже полугода с момента, когда он приступил к исполнению своих обязанностей). Поэтому, собственно говоря, больших претензий к нему быть не может: он ещё ни в чём не виноват. Ему следует реформировать команду, разобраться в хозяйстве, войти в курс дела и т.д. По всей видимости, упомянутый процесс реформирования команды у него потихонечку идёт, резко с плеча он не рубит, конечно, от кого-то он всё же освободился, но резких кадровых перемен при нем пока не наблюдается. Он производит впечатление терпеливого человека, который готов работать и с прежней командой. При этом определенные конфликты, конечно, назревают, хотя бы в силу нарастания кризисных явлений, которые, безусловно, обостряют все существующие противоречия. Думаю, что основные проблемы сейчас будут связаны с тем, что в бюджете нет средств, чтобы покрывать накапливающиеся многие годы долги города, образовавшиеся ещё до прихода к власти Юрия Ивановича Кривова. Соответственно, он пытается каким-то образом реагировать на создавшуюся ситуацию и чтобы приобрести авторитет, и чтобы поставить на место тех людей, которые «из тени» пытаются на него воздействовать.  Конфликтных ситуаций в городском хозяйстве всегда более чем достаточно. Например, как быть со сносом неких строений, законность постройки которых оспаривается? С одной стороны, на них когда-то давали разрешения, как на временные, а по факту они оказались капитальными….  Как можно безболезненно разрешить подобные острые ситуации, в которые по факту оказались вовлечены не только элиты, но и простые горожане? 

 В любом случае, пока фигура Юрия Ивановича Кривова не вызывает серьезного раздражения.  Экспертное сообщество отмечает изменение в стиле руководства городской администрацией, по сравнению с предшественником нынешнего главы. Разница эта вполне объяснима: Роман Борисович Чернов выходец из органов государственной безопасности, служил пограничником. По натуре он человек был вполне дружелюбный, но в качестве руководителя допускал резкости, определённую агрессию. Кроме того, за его спиной стоял не только губернатор, но и определённые политико-финансовые группы влияния.  Юрий Иванович кандидат педагогических наук, изначально связанный с вузовской средой. Человек привыкший быть внимательным к собеседнику, дотошно объяснять свою позицию, доказывать, если нужно, уговаривать… За ним, — только фигура губернатора. Таким образом, и по объективным обстоятельствам он не может себе позволить резкости в заявлениях и «движениях» своего предшественника. Хотя, если говорить о стиле руководства, среди информированных жителей города имеются как те, кому больше импонировал в этом отношении Роман Борисович, так и те, кому симпатична интеллигентность нынешнего главы администрации. 

Прямого противопоставления этих фигур пока не наблюдается. Всё же, при Романе Борисовиче Чернове в городе было сделано достаточно много (условия, причины, кто был, а кто не стал выгодоприобретателем, — вопрос другой), а Юрий Иванович Кривов только в начале своего пути. Кроме того, оба они являются назначенцами одного и того же человека, — губернатора, так что никакого коренного переворота в городе, после смены персоналий, изначально не ожидалось. 

 

Май 12, 2014| Регионы России: Рейтинг Мэров

Юрий Петрович Алпатов, как председатель Пензенской городской Думы имеет статус главы города. Это де-юре. Сам по себе, он человек хороший. Пользуется некоторой известностью. Но по факту он может руководить только самой городской Думой и практически не имеет никакого отношения к исполнительной власти Пензы, ведающей деньгами, ресурсами и т.д. Вся эта благостыня находится под контролем главы администрации. Считается, якобы, что глава города Юрий Алпатов — это политическая фигура, а глава администрации Роман Чернов — фигура хозяйственная. На самом деле это далеко не так: Чернов является одновременно и хозяйственной, и политической величиной, причем, достаточно сильной. Несмотря на то, что он входит в клиентелу действующего губернатора, глава администрации, в силу тех ресурсов, которые контролирует, может рассматриваться как относительно самостоятельный  игрок.  Председатель городской Думы, напротив, совсем не является самостоятельным и независимым политическим игроком, поэтому к нему ровно такое отношение, которое показало исследование ЦИК «Рейтинг»: никакие ресурсы он не контролирует, на решения он может влиять только разговорами во время сессии…

Если говорить о проблемах города, то центральная из них – элементарная нехватка денежных средств. На это жалуются абсолютно все, начиная от неимущих, пенсионеров и заканчивая бизнесменами, которые готовы были бы заниматься инвестиционными проектами, но собственных оборотных средств у них нет, а кредитные ресурсы дорогие. Из этой проблемы вытекают все остальные: рост цен на ЖКХ, рост цен на продукты питания и так далее.