Ирхин Александр Анатольевич

Доктор политических наук, заведующий кафедрой Политологии и международных отношений Севастопольского государственного университета

 

 

Комментарии эксперта:

Июль 31, 2018 | Национальный Рейтинг Мэров (Июнь-Июль, 2018)

Оценивая деятельность губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, отмечаю противоречивость сегодняшней политической и социально-экономической ситуации в Севастополе, связанной с продолжающимся конфликтом с представителями местных элит.

Если абстрагироваться от частных происшествий в споре между местными и присланными из центра элитами, то в основе этого конфликта лежат два фактора.

Первый — это проблема распределения ресурсов. «Варяги» и местные находятся в жесточайшей конкуренции за постоянно сокращающиеся ресурсы. К сожалению, в этой конкуренции никто не задумывается о благосостоянии самих севастопольцев. В основе этой конкуренции одна цель — урвать кусочек остатков государственной собственности, которая создавалась ранее несколькими предыдущими поколениями жителей города, для того чтобы потом получать финансовые ресурсы, излишки которых вывести в так ругаемые этими же «патриотами» банковские системы Запада.

Я здесь далек от идеализации как представителей местной власти, так и правительства — и те и другие не научились богатеть вместе с державой, а делают это за её счет. Но Севастополь в этом плане не исключение, а правило современной российской социально-экономической и политической системы России, которая, на мой взгляд, требует существенного полевения в экономической сфере (более равномерного перераспределения национального богатства в пользу большинства населения страны) и поправения в идеологической сфере (выдвижение понятной идеологии развития государства как картины его ближайшего будущего).

Второй фактор — проблемы представительства местных элит в правительстве города. Это одна из самых понятных претензий в отношении действующего губернатора: ни одного представителя Севастополя в правительстве нет.

По большому счету это отражение процесса интеграции города в федеральное пространство. Формально все представители власти отрапортовали, что процесс завершен, но по сути процесс интеграции продолжается на разных уровнях. В этом механизме идет процесс поиска баланса между присланными из центра и местными элитами. Этот поиск балансов проходит на разных уровнях и в различных структурах. Пока он не будет найден, конфликт между элитами не будет исчерпан.

В исторической ретроспективе Крым не первый раз интегрируется в российское пространство. Так, в 18 веке этот период занял около 15 лет.

В то же самое время необходимо отметить, что хозяйственная деятельность Овсянникова заслуживает комплиментарной оценки. В городе в значительной мере восстановлена на качественном уровне дорожная инфраструктура, улучшена ситуация с вывозом мусора.

 

Март 23, 2016 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2016)

К сожалению, бытовая необустроенность Севастополя в настоящее время сильно бросается в глаза и служит внешним раздражителем для  жителей города. Однако обвинять во всех смертных грехах только губернатора Сергея Меняйло я бы не стал. Сегодня население города, которое в силу специфики города как военной базы преимущественно с высшим образованием,  неплохо разбирается в вопросах внутренней политики, понимает, что стало заложником недоговороспособности городских элит.

 Кстати, в Севастополе перманентно прослеживалось противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти после того, как ушел в прошлое коммунистический проект. На мой взгляд, этому способствует современная система формирования политической элиты  города. С одной стороны отставники — службисты и военные. С другой стороны – местная бизнес-элита. По своей природе они противостоят друг другу. В украинский период  развития Севастополя это всегда были варяги, которые были «посажены» во главе местной исполнительной  власти, которая противостояла местной элите. Последняя концентрировалась в Городском совете.  

В Симферополе и Крыму такого разлада нет и на это существуют объективные причины. В этом плане вина за  недоговорспособность и отсутствие компромисса между двумя элитами, за которыми стоят Губернатор и глава Заксобрания одинакова – они не могут поделить стратегические ресурсы — бюджетные ресурсы и землю. Неэффективное совместное управление городом ослабляет позиции и рейтинги как                         Сергея Меняйло так Алексея Чалого. Алексей Михайлович Чалый уже в который раз «уходит», и я не уверен, что это его последняя попытка отставки. Севастопольцы от этого уже устали, они раздражены внутриполитическим конфликтом и различными пиар технологиями, которые его сопровождают. Причем, насколько я знаю, как с одной, так и с другой стороны пиарщики неместные и они применяют технологии, которые могут работать в другом регионе России, но в Севастополе в силу высокого уровня образования населения и региональной специфики, они лишь вызывают дополнительные разочарования властью. Все это происходит на фоне разрушенных дорог, падения уровня социальных стандартов и нереализованных отчасти пусть и завышенных ожиданий. За последние два года после ухода еще украинского губернатора Владимира Григориевича Яцубы, который как хозяйственник много сделал для города в сфере инфраструктурного развития и в значительной мере решил проблемы дорожных развязок и пробок, севастопольские дороги изрядно  изношены и запущены и требуют основательного ремонта. При этом в силу своей  образованности и компетентности, севастопольцы понимают, что принципиальные противоречия двух руководителей местных элит крутятся вокруг распределения бюджетных и других видов ресурсов, а от неспособности договориться теряют как Сергей Меняйло так и Алексей Чалый и более всех севастопольцы.