Ильин Сергей Викторович

Политтехнолог, социолог, электолог, генеральный директор ИТ-предприятия «BAIKAL TT» (г.Иркутск)

 

 

 

Комментарии эксперта:

Апрель 25, 2024 | Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2024)

В Иркутской области, как и по всей стране, в марте прошли выборы Президента России. Явка в Иркутской области составила б. 63%. Это ниже, чем в среднем по России – 77,4%. За действующего президента отдали свои голоса б. 83% избирателей области. Это ниже российского показателя – 87,2%. Но эти показатели всё-таки выше, чем на всех предыдущих президентских выборах. Результат нужно отнести в большей степени к сплочению российского народа и фактору личной популярности В.В. Путина. Но в региональном масштабе всё выглядит иначе, если вспомнить показатели выборов депутатов Заксобрания прошлого года, когда явка была ок. 20%. Т.е. легитимность нынешних избранников несколько сомнительна с точки зрения реального представительства. Это была реакция избирателей и на то, какие подобрались кандидаты, как велась кампания, каковыми были электоральные ожидания, и каков совокупный авторитет местной власти. Это следует учитывать уже сейчас, т.е. за год до губернаторских выборов.

Губернатор и правительство Иркутской области удерживают позиции опорного региона, растут доходы консолидированного бюджета, ВРП вырос на 1,7%, экспорт вырос на 49%, показывают позитивную динамику вывоз на восток леса и угля, рекордные показатели ввода жилья, дорожное строительство, создание рабочих мест, туризм и др. Область по индексу инвестиций в основной капитал занимает второе место в Сибири и восьмое в стране. По итогам 2023 года объём инвестиций вырос на 76 млрд рублей и превысил 910 млрд рублей. Однако под угрозой низкие тарифы на электроэнергию. Перспектива: либо постепенное повышение тарифов для населения с целью сокращения перекрёстного субсидирования за счёт всех жителей региона, либо введение тарифа с привязкой к уровню потребления, что затронет только тех, кто имеет уровень потребления выше установленной величины. Если новые правила будут введены, то областное тарифное решение будет отменено и 2,3 млрд рублей, в т.ч. за «серый» майнинг, будут компенсироваться энергокомпаниям из бюджета Иркутской области.

18 апреля 2024 года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев публично озвучил свою озабоченность в послании «О положении дел в Иркутской области в 2023 году и основных направлениях областной государственной политики на 2024 год». Он предложил установить диапазон потребления электроэнергии, не затрагивая интересы абсолютного большинства жителей. Он пообещал сделать «всё возможное, чтобы сохранить для жителей региона самый низкий тариф на электрическую энергию и самую возможно высокую норму потребления». Имеется отставание по индексу промышленного производства, который по итогам 2023 года составил 97%. Прогноз позитивный: за два первых месяца этого года рост составил 9% к аналогичному периоду прошлого года.

Предусмотрено развитие индустриальных парков, которые станут точками роста для малого и среднего бизнеса. Обозначены две перспективные площадки: в пос. Мегет и Чистые Ключи в расчёте на решение вопросов импортозамещения и технологического развития. Есть девять потенциальных инвесторов на данные территории. Планируемый объём инвестиций может составить б. 10 млрд рублей, планируется создать б. 2 тыс. рабочих мест. Однако ни плана, ни расчётов на эти планы нет. Минэкономразвития региона во взаимодействии с Корпорацией развития области уполномочены обеспечить разработку концепций этих парков.

Всё это выгладит странно, т.к. с 2020 года правительство области проинформировано о наличии концепции и проекта строительства в Иркутске промышленного технопарка по оригинальной российской модели. И та же цифра инвестиций, но с созданием 4,5 тыс. рабочих мест, включая высокотехнологичные. Проект просчитан по окупаемости на пять лет и имеет высокую доходность. Особенность его в том, что он трансдисциплинарный, межотраслевой, мультирыночный для этапа позднеклассической науки. Об этом проекте проинформированы АП РФ, вице-премьеры Правительства России, Минпромторг, Минстрой, Минобрнауки, Минцифры. В нём заинтересованы китайские инвесторы и бизнесы. В нём крайне заинтересованы Иркутск, область, страна. В едином проекте решаются сразу все новые пять национальных проектов, о которых сказал Президент в своём послании: «Семья», «Кадры», «Молодёжь России», «Продолжительная и активная жизнь» и «Экономика данных». Не считая дополнительного вклада по тем 13 нацпроектам, по которым работа уже ведётся.

Удивительно, но в выступлении губернатора скромно было сказано о цифровой трансформации, и о роли в этом областной Минцифры. С одной стороны, охранители парадигмы «сырьевой экономики» довлеют над разработчиками «цифровой», а с другой, масштаб и значимость трансформации реально не осознаётся теми, кому это положено по должности. Она понимается слишком узко, да и пока не выходит за рамки лоббирования интересов того вуза, который заканчивал сам министр. Опора на вузы, а не на реальный сектор экономики — это стратегическая ошибка. Если бы университеты могли «делать экономику», то проект «Сколково» был бы примером для других. Но реализуется Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня «Байкал». В его основу положен проект 1998 года Мюнхенского университета, кстати, центра русофобии и влияния американской разведки, у которого к тому же есть авторы, соответственно с авторскими правами. В России этот проект взялись продвигать Кудрин, Фортов и Фурсенко. И вот когда актуальность проекта иссякла, а базой его реализации выступают всё те же вузы, стало совсем не понятно, зачем области тратить бюджетные средства на неэффективный проект вчерашнего дня? Если даже его назвать «кампусом», или приписать ему «технопарк» (видимо, провальный ИрНИТУ или взятый из другого проекта), то от этой эклектики суть и результаты не изменятся. Вузами, тем более через подражание и заимствования, трансформационные проекты не делаются.

А в это время параллельный импорт за валюту замещает то, что можно производить здесь. Какое реальное место в России и в СФО занимает область в рейтинге цифровой трансформации ещё предстоит изучить. Оно на деле не высокое. Здесь всё определяется не реальным ростом, а методиками рейтинга экспертов, вместо рэнкингов на основе бесстрастных статистических и математических исчислений. Цифровизация — это слабое место Иркутской области. Губернатору стоило бы обратить внимание на действительно инновационный проект, на деле решающий проблемы высокого прироста ВРП и то, что Президент называет «цифровым прорывом» и «технологическим суверенитетом».

 

Март 28, 2018| Национальный Рейтинг Мэров (Январь-Март, 2018)

Персональная оценка мэра Иркутска Дмитрия Бердникова не может быть однозначно плохой или хорошей. Да и к «середнячкам» его сложно отнести на фоне его предшественников. Это тот случай, когда сложная текущая ситуация вокруг иркутского мэра складывается в основном из предшествующих объективных факторов, которые продолжают влиять, и в меньшей степени из его текущей деятельности, осуществляемой под влиянием этих факторов.

Первый фактор связан с отменой выборов мэра Иркутска после провала кандидата от «Единой России» на выборах 2010 года. Это решение было проведено в ущерб интересам горожан и с единственной целью — закрепить избрание мэра из депутатов, каждый из которых легитимен только по одному из 35 городских округов. А так как большинство в городской Думе составляют члены этой партии, то это гарантирует избрание мэром одного из них. При этом иркутяне, по данным качественной социологии, расценивают отмену выборов мэра как «слабость иркутской власти», «обман элитой», «заговор партократов», «междусобойчик». С экспертной точки зрения, отмена выборов лишь облегчила местным единороссам оправдание стереотипа «партии власти», но снизила конкурентность на проигранных ими выборах губернатора в 2015 году и на выборах в Госдуму 2016 года, когда они получили почти на 16% ниже, чем в среднем по России.

Второй фактор определяется результатами избрания самого Бердникова депутатом. Он победил у трёх своих соперников по 18 округу Иркутска с 998 голосами «за» (57,9%) при явке 12,6% (порог явки снят). Эти результаты депутата Бердникова не могут влиять на уровень его истинной легитимности как мэра. Они контрастируют не только с самим фактом его избрания мэром, но и с обстоятельствами такого избрания. Он избирался открытым голосованием без альтернативного кандидата. До этого у Бердникова не было опыта руководства городом, он имеет неубедительный хозяйственный опыт и стал депутатом впервые. При этом среди избранных депутатов были более опытные, с убедительными результатами и при более высокой явке. Что же предопределило его избрание? Отмечают, что он – сын Альбины Ковалёвой, действующего советника Генпрокурора России. В интернете и прессе много противоречивой, пристрастной информации о роли непотизма в избрании мэра. Но выдвигало его на пост градоначальника городское отделение партии «Единая Россия» на конференции. Внесли кандидатуру 28 депутатов-единороссов. Избирали его единогласно 33 присутствующих (из 35 по списку) городских депутата, т.е. кворум был. Эти обстоятельства до сих пор влияют на его руководство городом.

Третий фактор связан с кадровой политикой в городской администрации. Она сначала вытекала из необходимости использовать опытные кадры предыдущего состава, что и доказывает малоопытность мэра. Затем начались периодические кампании по «массовой чистке рядов». Прежде увольнялись работавшие с предыдущим мэром, избранным иркутянами от КПРФ. Затем те, кто ещё недавно поддерживал его и шёл с ним рядом. Это продолжается четвёртый год как самоцель, мешающая хозяйствовать или оправдывающая плохое хозяйствование. В пылу страстей был исключён из структуры мэрии комитет по экономике. Даже у депутатов Гордумы возникают вопросы по работе руководителя аппарата мэра, по градостроительной политике, управлению муниципальным имуществом и др. В ряде случаев это прямо связывается с некомпетентностью кадров. Налицо провал кадровой политики в городе.

Четвёртый фактор определяется конфликтностью мэра во внешних отношениях и, прежде всего, с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко и областным правительством. Конфликт «подогревают» обиженные бюджетным финансированием СМИ, которые работали на врио губернатора Ерощенко и в надежде на реванш. Мэра используют как центр «партийно-чиновничьей оппозиции» бывших, проигравших, карьеристов, некомпетентных, уволенных из аппарата Ерощенко. Вокруг мэра группируются и те, кто льстит, клевещет, подсиживает действующих городских чиновников и открыто выпрашивает себе «тёплые должности». Кроме этого, наблюдаются конфликты с инициаторами возврата выборов мэра Иркутска, с частью городской элиты. Даже внутри ИРО ВПП «Единая Россия» нет однозначного отношения к нему.

Пятый фактор – хозяйственный коллапс в городе в период избирательной кампании президента России. С декабря 2017 года по настоящий момент город завален снегом. Объёмы и темпы его уборки говорят либо о желании сэкономить на весне (сам растает), либо об отсутствии средств в казне города на эти цели. Возникла другая опасность: снег начал таять и город уже напоминает Венецию, где по воде «ходят» не гондолы, а автомобили и пешеходы. Проезд по городским улицам сопряжён с авариями из-за сужения проезжей части, льда ночью и луж днём. Пешеходы страдают из-за нерасчищенных тротуаров. Дворы и проезды в жилых массивах не расчищаются. Выборы президента и жалобы иркутян несколько ускорили этот процесс. Трудно сказать, стало ли это умышленным бездействием или это личный стиль мэра, с игнорированием общественного мнения и внешних обстоятельств.

Мэр допустил классическую ошибку: он политизировал муниципальную власть, что не отвечает интересам ни горожан, ни власти, ни закона. Строя свой паблисити на противодействии избранному народом губернатору, примитивном пиаре в СМИ, мнимой оппозиционности, ложной партийности и личных амбициях, мэр не имеет высокого рейтинга ни в глазах экспертного сообщества, ни в глазах горожан. Выполняя свои формальные обязанности (заседания, выступления, встречи, речи, интервью СМИ и т.п.) в общественном восприятии поставил себя как «элитарный мэр», выразитель личных и узкоклановых интересов. Всё это дестабилизирует, напрягает обстановку и в городе, и в области, что не отвечает интересам федеральной власти в регионах. Хотя выход из положения понятен, но нет политической воли и стремления к инновационному и эффективному управлению городом. В итоге, рушатся надежды на его будущее переизбрание мэром и, тем более, избрание губернатором области через выборы, о чём свидетельствуют приведённые факты и обстоятельства.