ЗлочевскийЗлочевский Игорь Аркадьевич

Заведующий кафедрой государственного управления и политологии Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 01, 2015 | Регионы России: Рейтинг Мэров (Ноябрь, 2015)

Позиция городского главы Волгограда Александра Чунакова в рейтинге мэров представляется все более сомнительной по целому ряду объективных и субъективных причин.

К числу объективных, в первую очередь, необходимо отнести глобальную политическую, и что еще более важно, экономическую зависимость властей города от областного руководства. Активное участие губернатора Волгоградской области в постановке перспективных и даже текущих задач для Администрации города, его непосредственный контроль за исполнением этих задач приводит, как не это парадоксально, к управленческому параличу местного самоуправления, превращая мэра города-миллионика в «хозяйственника» без права принятия самостоятельных решений. Очевидно, у такой управленческой вертикали есть несомненные плюсы, но и минусы тоже очевидны: администрация и ее глава «де-факто» слагают с себя ответственность за те сферы деятельности, по которым нет прямых указаний «сверху». Подтверждением этому может служить практически полное отсутствие мэра в медийном пространстве города, спонтанные кадровые перестановки в администрации, отсутствие внятной стратегии, отличной от объявленных областной властью приоритетов.

Другой объективной причиной можно назвать фактически провалившийся эксперимент с введением в Волгограде института «сити-менеджера». Проведенное механистически перераспределение полномочий между Главой города и Главой администрации, без глубокого управленческого анализа распределения сфер ответственности, в итоге привело к непрекращающимся спорами «кто победитель» при очевидных достижениях (например, завершение 20-летнего долгостроя транспортной развязки) или поисками «крайних» при таких же очевидных провалах  (например, гигантская задолженность города перед поставщиками энергоресурсов).

Воздействие этих факторов усугубляется текущими процессами в политической жизни Волгограда. Положительное решение прошедших на днях общественных  слушаний по внесению изменений в Устав Волгограда, предполагающих объединения должностей Главы города и «Сити-менеджера» и перевода этой должности в «контрактный» формат еще более побуждают действующего мэра к «умеренности и аккуратности», дабы сохранить для себя имеющиеся карьерные возможности и не навредить таковым в будущем. Не случайно, анонсированные мэрией радикальные изменения в системе общественного транспорта, касающиеся маршрутных такси и некоторых троллейбусных маршрутов, встретив даже незначительное сопротивление, были объявлены «проектами в процессе разработки».

Таким образом, значение в рейтинге приходится определять не столько для персоналии мэра, сколько для самого этого института местного самоуправления в условиях города Волгограда и место это далеко незавидное.