ДиденкоДиденко Алексей Николаевич

Председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР

 

 

 

Комментарии эксперта:

Декабрь 19, 2016 | Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2016 года)

Говоря о мэрах применительно к российским реалиям, очень важно понимать, что в нашем государстве эти чиновники, что стоят у руля городского хозяйства, зачастую наделены разными полномочиями и имеют разные ресурсы. Например, столичный город – это субъект с особыми полномочиями и иным характером деятельности, нежели менее крупный провинциальный российский город с другим способом формирования городской власти. В одном случае – субъект Федерации, который создает инвестиционный климат, собирает налоги, выполняет стратегические программы. Это если говорить о мегаполисах. В другом случае – муниципалитет с вопросами местного значения: бытовая текучка ЖКХ, благоустройство, свалки, кладбища, местные вопросы. То есть это разные по объему полномочий, ответственности и бюджетным возможностям регионы. И в каждом городе ситуация своя. Слово одно – город, а наполнение в различных субъектах разное.

Если речь идет о всенародно избранном мэре – уровень его политической поддержки высок. А если он избран депутатами местных собраний как глава города – в его полномочия больше входят представительские функции. Глава местной администрации – ближе к вопросам хозяйственного значения, выполнения и решения. Разумеется, полномочия могут быть переданы муниципалитету – и тут в каждом городе ситуация своя. Если глава администрации выбран местными депутатами – то здесь уже и огромный объем полномочий в части их исполнительно-распорядительного характера, и одновременно политический авторитет.

Я бы разделил руководителей городов на условные группы. Главы – председатели дум, главы – руководители администраций и особая категория – всенародно избранные руководители. В рамках единой системы координат – если разделить мэров по группам – может идти речь о каком-то рейтинге эффективности. Если речь идет о сплошном списке мэров, то его просто не может существовать, так как это огромная разница в статусе и в уровне доходов и численности населения этих городов. Надо сравнивать сопоставимые по экономическому потенциалу города.

Самая главная проблема городских властей – это бюджетная обеспеченность. Сегодня на муниципалитеты спущено много государственных полномочий. И многие полномочия должны подкрепляться бюджетным финансированием. Налоговая система должна иметь больше функцию стимулирующую, чем фискальную. Если мы говорим о росте! Сегодня об этом говорить не приходится. И это позиция фракции ЛДПР.

Что касается видимости участившихся случаев ареста мэров, эти истории никак не связаны с кризисом или чем-либо еще. Это обычная текущая работа правоохранительных органов. Есть люди честные, есть нечестные. И тех, кто преступает черту, не стало больше – СМИ стали больше огласке придавать. Считаю, и об этом президент говорил в недавнем Послании Федеральному собранию, надо меньше картинки и больше дела, неотвратимость наказания, а не количество сюжетов про одного человека.

То же самое касается работы мэров во время избирательных кампаний. Их роль достаточно велика, если они собой что-то представляют, насколько они сочетают в себе качества начальника и лидера общественного мнения, чтобы они могли часть своего электорального поля передать политической партии. У нас либо мэр, либо заместитель часто в избирательный процесс интегрированы в качестве его структурного подразделения, и тут проходит тонкая грань – с искушением использовать служебное положение. На мой взгляд, политически ангажированному мэру (а таких сегодня большинство) на время избирательных кампаний следует уходить в отпуск.