Правительство должно проанализировать коррупционные риски реализации крупных инфраструктурных проектов, а также в сфере ЖКХ, строительства, потребительского рынка и обеспечить внедрение мер по снижению уровня коррупции в этих сферах. Владимир Путин утвердил в пятницу национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг., который предполагает, что контроль за бюджетными деньгами, выделенными на реализацию крупнейших инвестиционных проектов — таких, например, как подготовка к чемпионату мира по футболу или создание туристического кластера в СКФО, — будет вестись в том числе и негласными методами. Организовать комплекс оперативно-розыскных мероприятий поручено МВД. Под борьбу с откатами подведут научную базу.
Правоохранительным ведомствам поручено подготовить криминологическую характеристику и разработать систему мер по предупреждению и пресечению такой практики до конца этого года. А контрольные органы получат право приостанавливать госзакупку в связи с нарушениями.
Коррупцию начинают оценивать по секторам, как бизнес, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Подход, по сути, системный и правильный, так как коррупция — это самый доходный бизнес, который построен на ренте, взимаемой с легального бизнеса. Еще одна важная новелла — это требование расширить круг юрлиц, предоставляющих информацию о бенефициарах. Без этого невозможно зафиксировать факт «незаконного обогащения», который является ключевым в деле борьбы с коррупцией, подчеркивает эксперт.
Также предметом научного изучения станет институт конфискации имущества коррупционеров. Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве займется исследованием «формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения». Практические рекомендации по применению законодательства, «обеспечивающего отчуждение объектов гражданских прав», полученных в результате дачи взятки, должны быть готовы к октябрю этого года. Перед ФСБ и службой судебных приставов тем временем поставлена задача научиться искать имущество коррупционеров, на которое может быть наложен арест.
Сейчас уголовное законодательство предусматривает конфискацию денег или имущества, которые были непосредственно объектом преступления, напоминает депутат Госдумы Анатолий Выборный. Также недавно появился механизм, который позволяет отчуждать имущество, происхождение которого чиновник не может объяснить, добавляет депутат. Если такое имущество было выявлено в ходе проверки, прокурор может подать иск в суд, и там госслужащему придется еще раз доказывать, что приобрел он его законно. Заработать этот механизм еще не успел, так как был введен только год назад, т. е. анализировать первые несовпадения в доходах и расходах начнут только по итогам текущей декларационной кампании. Институт конфискации имущества может также появиться как санкция по коррупционным составам (их всего 444), но это очень опасная мера и ее следует вводить с большой осторожностью, предупреждает депутат.
План Путина также предусматривает возможность введения административной ответственности за коррупцию для юрлиц, а также организацию защиты тех, кто сообщил о фактах коррупции (например, юрлица могут освободить от административной ответственности за содействие в выявлении факта правонарушения).
До 1 марта 2015 г. правительство должно подготовить закон о лоббизме и определиться с ведомством, которое займется «последовательным введением в практику института лоббизма» и позаботится о кадровом усилении этой работы.
Согласно еще одному пункту национального плана правительству совместно с Центробанком поручено разработать механизм получения в зарубежных банках информации о счетах чиновников за рубежом. Один из вариантов его реализации — заключение соглашений об обмене информацией с компетентными органами иностранных государств, говорится в указе. А следить за доходами и расходами госчиновников начнут с помощью специальных компьютерных программ. Это очень удобный и полезный инструмент, который упрощает работу контролера, хотя и не заменяет ее, говорит заместитель гендиректора Transparency International Андрей Жвирблис. Он отмечает, что эффективность существующей системы контроля плохо поддается оценке, поскольку ее результаты не публичны.
Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/660631/korrupciya-kak-biznes#ixzz2yr5DdZU8