Регионы не против реформы полномочий, но не хотят становиться крайними
Губернаторы неоднозначно отнеслись к законопроекту, дающему право президенту и правительству делегировать субъектам федеральные полномочия. Представители власти в регионах опасаются, что передаваемые функции не будут подкреплены достаточными финансовыми ресурсами, а главы субъектов окажутся в этой ситуации крайними, поскольку правительство получит право инициировать их отставку.
На прошлой неделе правительство внесло в Госдуму поправки к закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», которые дают президенту и правительству право делегировать субъектам РФ федеральные полномочия (см. «Ъ» от 11 апреля). При этом федеральные органы власти смогут давать губернаторам «обязательные для исполнения» поручения, а за неисполнение полномочий правительство сможет инициировать процедуру их отставки.
Главы регионов отреагировали на законопроект правительства по-разному. Астраханский губернатор Александр Жилкин считает, что «для решения вопросов на территории области» у него «достаточно полномочий». «Мне лично сейчас ничего не надо больше»,— сказал он. Его ульяновский коллега Сергей Морозов, напротив, «за передачу стопроцентно всех полномочий, за исключением силовых функций». Глава Ленобласти Александр Дрозденко считает, что за созданием «такой управленческой вертикали» должны последовать «аналогичные решения по муниципальному уровню». «В случае передачи губернаторам новых полномочий может возникнуть коллизия: глава региона не сможет построить по ним вертикальную систему управления территорией»,— пояснил он. Врио орловского губернатора Вадим Потомский считает, что нововведение упростит для глав регионов решение многих задач, и в первую очередь «исполнение майских указов президента». Глава Воронежской области Алексей Гордеев называет решение правительства «актуальным», но полагает, что руководители федеральных органов власти на местах могли бы «отчитываться не только на федеральным уровне», но и перед губернаторами.
При этом в регионах отмечают важность передачи полномочий вместе с финансированием. «Обычно финансирование полномочий запаздывает, и оно ложится бременем на регион,— отмечает руководитель аппарата пензенского губернатора Виктор Рубцов.— Если не будет финансирования, возрастет нагрузка на региональные бюджеты, что в итоге приведет к снижению расходов на социальные обязательства». «Хотелось бы, чтобы полномочия передавались вместе с деньгами», и господину Потомскому. Глава правительства Волгоградской области Олег Керсанов опасается «повторения негативного опыта, когда при передаче из федерации в регион финансовое обеспечение далеко не всегда передавалось в том объеме, в котором декларировалось». Он напомнил, что при переводе на консолидированные группы налогоплательщиков один ЛУКОЙЛ снизил перечисления в бюджет Волгоградской области почти на 5 млрд руб., взамен чего регион получил федеральный трансферт всего в 1,5 млрд руб. Глава комитета красноярского парламента по вопросам законности Юрий Швыткин («Единая Россия») полагает, что законопроект «позволит разгрузить федеральный уровень и повысить оперативность принимаемых решений», но без «реального подкрепления возможность исполнения полномочий вызывает большие вопросы».
Председатель комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев считает, что полномочия должны быть «обеспечены соответствующими налогами». При этом он предлагает не унифицировать регионы при передаче полномочий с федерального уровня. «Полномочий, которые бы мог потянуть Татарстан, очень много. Есть субъекты, которые их не смогут реализовать»,— сказал он.
Заложенную в правительственном законопроекте возможность отправлять губернаторов в отставку за неисполнение полномочий в регионах критикуют. «Ответственность губернаторов становится все больше, и эти страшилки, что за любой чих могут уволить первое лицо, неадекватны финансированию»,— говорит Виктор Рубцов. Чиновник отмечает, что «президенту не составляет труда отправить в отставку губернатора и сейчас». Депутат Ставропольской краевой думы от «Справедливой России» Кирилл Кузьмин считает, что процедура передачи полномочий не через федеральный закон, а через нормотворчество правительства может быть «непрозрачной». А возможность отправлять в отставку губернаторов по инициативе министров депутат оценил как «шаг назад» — к централизации. «Если у выборного губернатора есть мандат на пять лет, а какой-то министр вдруг решит, что губернатор не справляется, то здесь может возникнуть почва для личных конфликтов»,— предполагает господин Кузьмин. «Важно, чтобы в этой ситуации руководитель территории не превращался в крайнего. Ответственность должна быть взаимной — это касается и региона, и федерации»,— говорит и Юрий Швыткин. По словам депутата красноярского заксобрания Олега Пащенко («Справедливая Россия»), «все это больше похоже на наказание» губернаторов. «Попробуйте только не исполнить, что вам спускает федерация, и все это в сжатые сроки. Стоит ли в таких условиях ждать инициативы на местах?» — говорит он.