После внесения в Госдуму так называемого»закона садистов», который разрешает сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) применять спецсредства против заключенных, депутаты сделали еще один шаг, который расширяет полномочия силовых органов. Члены комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции внесли в нижнюю палату парламента масштабные поправки в закон «О полиции», сообщается на сайте Госдумы. Авторами документа являются 10 депутатов, причем первой в списке идет Ирина Яровая.
Депутаты предложили убрать из закона все указания на то, что сотрудник полиции сделать «обязан». В случае нарушения прав и свобод гражданина полиция теперь не «обязана» принять меры по их восстановлению. Из предложения «сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание» слово «обязан» предлагается заменить на «должен». Более того, правоохранителям могут разрешить стрелять в женщин и не представляться при задержаниях. При этом в пояснительной записке к проекту сказано, что он «направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан».
Кроме того, предлагается дать полицейским возможность не представляться перед гражданином, если необходимо «незамедлительно пресечь преступление или административное правонарушение» или если сотрудникам полиции и иным гражданам грозит опасность. Сейчас обязанность при обращении к гражданину «назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения», прописана в пятой статье закона «О полиции».
Помимо этого, согласно поправкам, если гражданин обратится к полицейскому за помощью, то правоохранитель сможет потребовать назвать фамилию, имя, отчество и показать документы. Соответствующую поправку предполагается внести во второй подпункт первого пункта статьи 13 закона «О полиции». Сейчас, согласно законодательству, «сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса». Согласно поправкам, теперь полицейский не будет «обязан» этого делать.
Полицейским разрешат стрелять на поражение в женщин, если те не беременны. Сейчас 23 статья полностью запрещает полицейским стрелять на поражение в женщин. Депутаты, в свою очередь, предлагают уточнение: слово «женщин» дополнить описанием «с видимыми признаками беременности».
Поправки также разрешают полиции открывать огонь в людных местах. Пункт закона о том, что сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, предлагается дополнить исключением на случай «предотвращения (пресечения) теракта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти».
При этом в поправках, которые планируется внести в 30 статью, отмечается, что «государство гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей» и «сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию».
Правку предполагается внести в статью о том, что «сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства»: из нее предполагается исключить фразу «иные обстоятельства» (таким образом, эти самые «иные обстоятельства» сотрудник полиции может использовать в оправдание).
Личный досмотр граждан, их вещей и транспортных средств проводить станет легче. Если сейчас это можно сделать «при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе» оружие и другие запрещенные вещества, то теперь полицейским для досмотра не нужны будут никакие данные — достаточно будет «оснований полагать».
Кроме того, планируется исключить из закона постулат о том, что «полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан». Первый пункт девятой статьи предполагается изложить так: «полиция опирается на поддержку граждан и принимает меры по укреплению общественного доверия». Из предложения «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции» предлагается убрать слово «основных».
Полиции будут даны полномочия осуществлять розыск лиц (помимо перечисленных в пункте 12 статьи 12), «уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия», а также «лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его».
Также, согласно поправками, полицейским, помимо патрулирования и оборудования КПП, дается право «устанавливать конструктивно обозначенные ограничительные линии» для охраны общественного порядка.
Более того, полиция получит право вскрывать транспортное средство для спасения жизни граждан (например, если находящийся в нем человек нуждается в оказании медицинской помощи либо в машине без присмотра оставлен младенец) или если в нем заблокировался преступник. «О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия транспортного средства информируется собственник транспортного средства», — говорится в поправках.
Сотрудникам транспортной полиции могут предоставить право получать на безвозмездной основе в аэропортах, на аэродромах, посадочных площадках независимо от их форм собственности навигационную, метеорологическую и иную необходимую для обеспечения полетов информацию, а также использовать ее для выполнения служебных задач.
Однако есть и изменения, которые определяют сферу гражданского контроля над правоохранительными органами. Так, в поправках в закону указано, что результаты мониторинга общественного мнения о деятельности полиции должны регулярно предаваться гласности. Кроме того, расширяется круг лиц, с которыми может связаться задержанный, используя свое право на телефонный разговор. Что касается лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, то полицейские теперь не только должны оказывать им помощь, но и сообщать о произошедшем родственникам.
Из статьи о полномочиях полиции убран пункт о том, что правоохранители могут «производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов».
Законопроектом также предлагается внести поправки в закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» — например, увеличить до 65 лет предельный возраст пребывания на службе для сотрудников, имеющих ученую степень доктора наук и замещающих должность в образовательной организации или научной организации федерального органа. Сейчас для указанной категории сотрудников установлен предельный возраст пребывания на службе не более 55 лет.
В прошлый раз масштабные изменения в закон о правоохранительных органах вносились в 2010 году. Тогда проект закона «О полиции», заменивший старый закон «О милиции», был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru и собрал более 20 тысяч комментариев, некоторая часть даже была учтена при работе над текстом будущего закона. Гражданским активистам тогда удалось, в частности, пролоббироватьпоправки о ношении полицейскими нагрудных знаков с индивидуальными номерами, заменить право задержанных на звонок правом на разговор. Тогда же была создана единая федеральная круглосуточная горячая линия по приему жалоб на действия сотрудников полиции.
По информации : www.newsru.com