Исследования, проведенные властями, показывают, что главной проблемой для жителей Самарского региона является не столько качество жилищных и коммунальных услуг, сколько соотношение их качества со стоимостью. В связи с этим прошли очередные дебаты в Общественной палате, как привлечь гражданское общество в процесс лицензирования УК и контроля за ними.
Выступивший с докладом руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Виктор Часовских обрисовал плачевную ситуацию, которая не меняется с годами, не смотря на потуги регионального руководства: «На отечественном рынке практически полностью отсутствует конкуренция в сфере управления жильем. Большинство управляющих компаний либо безынициативны, либо могут быть отнесены к разряду проблемных. Предоставление услуг ЖКХ не ориентируется на реальные потребности жителей. Не сформированы механизмы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. Отсутствует прозрачность в формировании коммунальных тарифов. Отсутствует система контроля за эффективностью расходования средств. Не сформирован слой активных собственников».
В Самарской области насчитывается более 250 УК, в ведении которых находится почти 20 тыс. многоквартирных домов. В ходе анкетирования населения, проведенного в Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске, Чапаевске, Октябрьске, только 42% собственников жилья заявили, что они заключили договоры с УК, при этом ознакомились с их содержанием лишь 10%, 18% припомнили, «что-то такое было». 68% собственников не довольны деятельностью своих УК, в числе наиболее острых проблем, высказываемых жителями, — ненадлежащее содержание общего имущества дома, несоответствие цены и качества услуг ЖКХ, необоснованное начисление платы за них. Отмечается, что в сельских районах недовольство размерами коммунальных платежей несколько ниже, чем в малых городах, а в крупных городах эта проблема достигает максимального уровня.
Лозунги о том, что «процесс лицензирования УК должен в корне изменить ситуацию: подход к исполнению договора управления, к организации работы с собственниками и избранными советами домов» результатов не дают. По состоянию на 1 июня заявление о сдаче лицензионного экзамена подали 526 человек, сдали его — 436 человек. «10% соискателей не смогли пройти это отнюдь не самое сложное испытание, — констатируют активные общественники. — Из 236 УК, рассмотренных на заседании региональной лицензионной комиссии, получили лицензии 207. 29 компаниям отказано в получении лицензии (более 12%). Итог такой. Многие сельские муниципалитеты оказалась в зоне риска. Например, в районах Больше-Черниговском и Приволжский работавшие до сих пор УК и вовсе не смогли пройти лицензионный экзамен, а других УК там нет. В районах Клявлинский, Хворостянский, Шенталинский, Шигонский, Пестравский, Камышлинский лицензии получили имеющиеся в единственном числе УК, других конкурентов там нет. „Процесс лицензирования вообще показал, что отдельные муниципалитеты недостаточно ответственно подошли к этому вопросу“, — обратили внимание выступающие на Нефтегорск и Сызранский район».
Что касается штрафных санкций УК, с «введением соблюдения лицензиатом лицензионных требований», административный штраф для юрлиц поднялся до 500 тыс. рублей. По мнению наблюдателей, есть все основания утверждать, что эти средства будут каким-то образом собраны с собственников жилья, либо на эту сумму увеличится размер задолженности поставщикам ресурсов — за воду, отопление и так деле. Ставится под сомнение и заявление главного консультанта правового управления Госжилищной инспекции региона Алексея Давиденко: «Компании, которые хотят работать дальше, будут вынуждены повышать качество предоставляемых услуг, иначе их место займут другие». Его призыв «и далее развивать институт общественного жилищного контроля» идет в разрез с данными статистики о пассивном недовольстве подавляющего большинства собственников жилья. Официальные данные опросов о состоянии гражданского общества в регионе выглядят так: в 2008 году доля активистов составляла 4%, в 2012 году — 14%, в 2014-м — 20%, в первой половине 2015-го — 23%.
По информации: regnum.ru