За последние четверть века россияне значительно лучше стали относиться к отечественному телевидению, выше его оценивать и большего от него ждать. Однако и претензий к нему стало больше.
МОСКВА, 30 января 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как изменилось отношение к телевидению в нашей стране за последние 25 лет.
Восприятие гражданами центрального телевидения за последние четверть века существенно улучшилось: если в 1989 г. положительно о нем отзывались 44% опрошенных, то в 2014 г. – 62%. Вполне терпимо к нему относятся сегодня 30% (с 45% в 1989 г.). Доля отрицательных высказываний практически не изменилась (9% — ранее и 7% — в настоящее время).
В целом с годами ожидания зрительской аудитории выросли. Основной функцией ТВ по-прежнему считают информационную, — сегодня об этом говорят 72% опрошенных (в 1989 г. – 59%). Каждый второйсчитает, что «голубой экран» должен воспитывать и формировать взгляды людей. Также важны комментарии и аналитика (48%), трансляция общественного мнения (45%). Отдыха и развлечений от «ящика» ждут 48% опрошенных, спортивных новостей – 47%.
Трансляцию познавательных передач из области науки, техники и природы называют важной задачей телевидения 44% респондентов.Другие считают актуальными полезные советы (41%), программы о литературе и искусстве (40%). Реже всего говорят о том, что телевидение должно способствовать сближению людей (31%).
Наиболее популярными программами остаются новости (62%) и кино (57%). Многим также интересны передачи развлекательного характера (42%), научно-познавательные (40%), общественно-политические (40%), спортивные (37%), музыкальные (36%) и т.д.
Оценка различных аспектов воздействия ТВ на зрителей за последние 25 лет ухудшилась. Так, если ранее 73% считали, что телевидение повышает моральный уровень людей, то сегодня – 46%, и напротив, в пять раз стало больше тех, кто отмечает ухудшение нравственной обстановки в обществе под воздействием просмотра ТВ-каналов (с 8% до 38%).
Расширение кругозора людей благодаря телесмотрению отмечают 72%, что однако меньше, чем в 1989 г. (85%). Более половины опрошенных также согласны, что ТВ способствует усиление контактов между людьми (59%). Треть россиян (35%) уверена: если в течение месяца люди не смогут смотреть телевизор, то это пойдет им лишь на пользу (с 18% в 1989 г.), однако 51% респондентов думают, что это все же будет значимой потерей.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 октября 2014 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Как Вы относитесь к российскому телевидению в целом?* (закрытый вопрос, один ответ) | ||
1989 г. ** | 2014 г. | |
Очень хорошо | 6 | 9 |
Хорошо | 38 | 53 |
Посредственно | 45 | 30 |
Плохо | 7 | 5 |
Очень плохо | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 1 |
*В 1989 году был задан вопрос: «Как Вы относитесь к советскому телевидению в целом?» ** В 1989 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всесоюзной выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 2503 респондента
Какие из задач, стоящих перед телевидением, представляются Вам наиболее важными? (закрытый вопрос, любое число ответов) | ||
1989 г. ** | 2014 г. | |
Информировать людей о новостях дня, важных событиях | 59 | 72 |
Воспитывать, формировать убеждения, взгляды населения | 28 | 49 |
Давать материалы с целью отдыха, развлечения | 38 | 48 |
Комментировать события, помогать населению разбираться в происходящем | 34 | 48 |
Освещать спортивную жизнь | 13 | 47 |
Выражать мнение населения по актуальным проблемам | 23 | 45 |
Открывать людям неизвестные миры в области науки, техники, природы | 17 | 44 |
Давать людям разного рода практические советы | 19 | 41 |
Знакомить с произведениями литературы, искусства | 14 | 40 |
Способствовать обмену мнениями, сближению людей | 27 | 31 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 3 |
Какие материалы, темы, рубрики федерального телевидения Вас больше всего интересуют? (закрытый вопрос, любое число ответов) | ||
1989 г. ** | 2014 г. | |
Информационные | 56 | 62 |
Кинопрограммы | 36 | 57 |
Развлекательные | 31 | 42 |
Научно-познавательные | 22 | 40 |
Общественно-политические | 31 | 40 |
Спортивные | 17 | 37 |
Музыкальные | 28 | 36 |
Молодежные | 22 | 22 |
Детские | 7 | 20 |
Литературно-драматические | 6 | 19 |
Публицистические | 13 | 19 |
Учебно-образовательные | 3 | 17 |
Посвященные народному творчеству | 4 | 16 |
Никакие | ‹1 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 1 |
С какой из оценок телевидения вы более согласны? (закрытый вопрос, один ответ) | ||
1989 г. ** | 2014 г. | |
Телевидение повышает моральный уровень людей | 73 | 46 |
Телевидение ухудшает нравственную ситуацию в обществе | 8 | 38 |
Затрудняюсь ответить | 19 | 16 |
Телевидение расширяет кругозор людей | 85 | 72 |
Телевидение ограничивает интересы людей | 9 | 20 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 8 |
Телевидение знакомит с лучшими образцами художественной культуры | 62 | 50 |
Телевидение поставляет низкопробную художественную продукцию | 14 | 31 |
Затрудняюсь ответить | 24 | 19 |
Телевидение усиливает обмен мнениями между людьми | 68 | 59 |
Телевидение сокращает человеческие контакты | 22 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 10 | 12 |
Если телевидение вдруг на месяц выйдет из строя, то люди в этом случае потеряют нечто жизненно важное | 67 | 51 |
Если телевидение вдруг на месяц выйдет из строя, то люди от этого только выиграют | 18 | 35 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 14 |