С приходом новой власти коррупция стала горячо обсуждаемой темой. Гражданское общество, а также бизнес, поверив в «светлое будущее», всячески противятся поборам со стороны многочисленных власть имущих структур. Чиновники же создают видимость бурной борьбы со взяточниками.
Например, о таких попытках свидетельствует создание Антикоррупционного бюро, которое еще в мае стало причиной кулуарной войны между его главой Татьяной Чорновол и главой комитета Рады по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией Виктором Чумаком. Еще один пример — пакет антикоррупционных мер Кабмина, который ВР до сих пор не уважила своим вниманием.
Да и в законодательстве ли дело? Невзирая на болезненные санкции для взяточников, поборы до сих пор считаются нормальным явлением в Украине. Только за первое полугодие правоохранительные органы зафиксировали около 300 прецедентов с дачей крупных взяток. И это лишь верхушка айсберга, поскольку львиная доля т. н. неформальных доходов все равно находится в тени.
«В верхних эшелонах удалось достигнуть того, что разрушена пирамида коррупции. Но внизу как брали деньги, так и берут. Взятки как носили, так и носят», — признался премьер-министр Арсений Яценюк.
Подмоченная репутация
Международные организации, особенно кредиторы, указывают на проблему коррупции в Украине чаще, чем кто-либо.
Буквально на днях миссия МВФ пришла к выводу, что взяточничество в нашей стране стало чрезвычайно распространенным явлением и прочно укоренилось в общественном сознании. При этом, бизнес чрезмерно зарегулирован, а судебная система страны не отвечает требованиям эффективности и справедливости.
Представители канадских властей и вовсе назвали экономику Украины «грязной». «Высокий уровень коррупции на 90% можно объяснить клептократами во власти», — заявила депутат парламента Канады Христя Фриланд.
Любопытное исследование презентовала компания Ernst&Young (EY). Аудиторы провели опрос более, чем 2700 руководителей компаний из 59 стран, включая главных финансовых директоров, глав юридических отделов и руководителей внутреннего аудита. И почти 40% из опрошенных респондентов считают, что взяточничество и коррупция — привычное явление.
В Украине этот показатель еще выше. «На вопрос: «Считаете ли вы, что взяточничество и коррупция имеют широкое распространение в вашей стране?», утвердительно ответили почти 60%», — отметил старший менеджер, руководитель практики по оказанию услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях EY в Украине Алексей Тякин.
Хуже нас обстоят дела разве что в Мексике, Аргентине, Индии, Италии, а также странах Африки: Нигерии, Кении, Намибии и т.д.
Восприятие взяточничества и коррупции по странам (исследование EY)
* основой ответов стал вопрос: «Широко ли распространены взятки и (или) коррупция в деловой среде вашей страны?».
Более того, количество тех, кто в Украине сталкивался с требованием дать взятку для решения вопросов бизнеса, в процентном соотношении значительно превышает показатель для всего мира (12% против 7%).
«Это происходит на фоне того, что задействованы не все механизмы по борьбе с мошенничеством и коррупцией. Возможно, это происходит еще и потому, что большинство респондентов воспринимает коррупцию, как одну из характеристик деловой среды», — считает Алексей Тякин.
Попытка противостоять
Тем не менее, на борьбу с коррупцией брошены внушительные силы. Например, закон №1261-VII внедрил институт специальной конфискации, криминализовал обещание взятки, ввел обязанность предприятий осуществлять комплаенс (меры по предотвращению коррупции).
Кроме того, внесены изменения в статью 368 Уголовного кодекса. Отныне минимальная ответственность за взяточничество — штраф в размере 17 тыс. грн. В зависимости от суммы взятки и уровня должностного лица меры пресечения ужесточаются.
«Например, при размере взятки от 304 тыс. грен или если взятку получил народный депутат, заместитель генпрокурора, судья Верховного суда и т.д., наказание может достигать 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права на три года занимать определенные должности», — сказала партнер юрфирмы FELIX Оксана Кобзар.
Причем, само слово «взятка» заменено термином «неправомерная выгода», что значительно расширяет сферу применения уголовного законодательства. «А в перечень наказуемых действий добавлена «просьба предоставить неправомерную выгоду». То есть, даже высказывание просьбы теперь влечет уголовную ответственность», — отметил партнер ЮФ «КПД Консалтин» Кирилл Казак.
Любителей не только брать, но и давать взятки тоже не поощряют. Статьей 369 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за предложение или обещание должностному лицу неправомерной выгоды: начиная со штрафа от 8500 до 12750 грн, и заканчивая лишением свободы на срок до 10 лет.
В октябре ВР вновь вернется к вопросу создания Национального антикоррупционного бюро. Эта структура, невзирая на риск возникновения очередного борца с ветряными мельницами, будет выполнять достаточно важную функцию — заниматься ликвидацией коррупции исключительно среди чиновников (министров, депутатов, судей, прокуроров, военнослужащих высшего офицерского состава, руководителей крупных государственных предприятий).
Отбить охоту
И все-таки, корень зла лежит отнюдь не в проворовавшихся государственных мужах, и бизнесе, который их кормит. Прежде всего, должны быть созданы такие условия, когда несоблюдение законов становится крайне некомфортным. В этом плане ответственность работает только тогда, когда она неизбежна, неотвратима.
Например, законодательные акты других стран все равно касаются зарубежных компаний, ведущих бизнес в Украине. Поэтому, нарушив что-либо здесь, компания со штаб-квартирой в Нью-Йорке, к примеру, будет отдуваться за взятку согласно законодательству США. Такой подход во многом стимулирует нерезидентов работать «по белому» даже в Украине.
Еще один антикоррупционный стимул — санкции за распоряжение преступно нажитыми доходами. «Во всем мире, это достигается открытостью имущественных реестров, доступом к информации о собственниках недвижимости. Тогда использование коррупционных денег значительно усложняется», — пояснила Оксана Кобзар.
Публичный реестр прав на недвижимость и землю, не только частной, но и всей государственной и коммунальной собственности — это необходимое условие прекращение «дерибана» — основной цели чиновников и мотива коррупционных деяний. Очень сложно воровать на виду у всех. А пока удается красть по-тихому, никакие штрафы и законы этому не помешают.
Именно поэтому, предприниматель, сталкиваясь с сотрудниками налоговых органов, по сути, не имеет альтернатив. Он либо платит за ускорение конкретных процедур и процессов, либо дает взятку за уклонение от ответственности за вполне реальные нарушения. В действующем законодательном и ментальном поле это в любом случае дешевле, чем идти против прогнившей системы.