Ростовские «Новые люди» объявили о создании трех фракций в представительных органах Батайска, Каменск-Шахтинского и Донецка после того, как накануне одиннадцать муниципальных депутатов решили сменить партию и примкнуть к их рядам. Сейчас, накануне предстоящих выборов в гордуму Ростова-на-Дону «Новые люди» заявляют о готовности конкурировать в регионе не только с оппозицией, но и с партией власти. Притом, что на текущий момент партия не имеет мандатов ни в гордуме облцентра, ни в заксобрании региона. Политолог Андрей Гусий в интервью «Клубу Регионов» выразил мнение относительно причин партийных перестановок.
– Чем интересно решение о массовом переходе в партию «Новые люди»?
– Произошедшее интересно самим количеством вновь прибывших депутатов НЛ, причем сразу по трем городам области, причем Батайск относится к Ростовской агломерации, что дает существенное увеличение областного политического веса партии. Это определенный шаг в сторону гордумы облцентра и возможные перспективы в заксобрание в будущем. К слову, сельский мандат не имеет политической цены, но городской мандат, в особенности административного центра и двух ближайших городов, имеет вес и цену. А сегодня на фоне реформы МСУ он весит еще больше, поскольку общее количество мандатов будет только уменьшаться.
Стоит отметить, что из тех фамилий, которые мне удалось найти, «мигрировавшие» депутаты являются бывшими партийцами СРЗП. Возможно, не все, но один из перешедших даже занимал должность руководителя районного отделения эсеров.
– С чем связан отток депутатов из «Справедливой России»?
– Что именно пошло не так у эсеров, легко сказать. Наблюдая открытые/ закрытые срезы, можно четко видеть потребность избирателя – ему необходимо получить ответ на вопрос: «Кто виноват и что делать?» Сегодня ответы на обе части этого вопроса дает ЕР. ЛДПР активно пытается влиться в повестку. У КПРФ виноваты все, а решение партия видит в возврате Советского Союза. Эсеры же пытаются сидеть на всех стульях сразу, и эти вопросы игнорируют.
– Вы говорите, что изменения показательны? О чем речь?
– Если разобраться, то происходящие межпартийные «миграции» – это маркер перестройки внутриполитического поля области. Процесс перехода депутатов из партии в партию свидетельствует о том, что политическое поле начинают делать контролируемым, управляемым в хорошем смысле слова.
Ростовская область по сей день живет без финальной кандидатуры замгубернатора по внутриполитическим вопросам. Но подобные партийные перестройки без мнения и участия внутриполитического блока не происходят. Поэтому делаю вывод, что в этом процессе все-таки есть отражение работы внутрипола.
Безусловно, новая кандидатура скоро будет согласована, поскольку выборы губернатора должны проходить с участием нового лица. Сегодня же руководить внутриполитическими процессами в Ростовской области помогает АП.
– Как в преддверии выборов в гордуму складывается ситуация в Ростове-на-Дону?
– Публично сейчас поле выборным не смотрится, но оно таковым и не будет смотреться, поскольку выборы и агитация на юге отличаются от аналогичных процессов в других регионах. Пока в облцентре период затишья, но и в дальнейшем баталий ожидать не стоит: когда все партии расставят своих игроков, мы четко поймем, кто где победит. Электорат же пребывает в состоянии некой эйфории – люди получили нового губернатора, администрацию, мэра Ростова. Политическая токсичность сегодня еще не успела накопиться.