Новый глава Республики Алтай Андрей Турчак «великолепно себя позиционирует», проводя встречи с населением, однако «не заигрывает» c местными элитами и формирует команду в том числе из варягов, сказал политконсультант Константин Лукин, комментируя «Клубу Регионов» первые кадровые решения Турчака. При этом все назначения в республиканском правительстве эксперт считает временными, «до выборов».
– Что демонстрирует Турчак первыми назначениями? Это можно назвать компромиссом с элитами?
– Черников [возглавил Минрегионразвития] будет продолжать то, чем он уже занимался, потому что он лишь в апреле уволился с этой должности. Мы не знаем причин, которые побудили его уйти из правительства Олега Хорохордина, но, видимо, Турчак провел анализ и понял, что этот человек был на своем месте. Ему не нужно будет времени на раскачку, а именно на нем будет висеть реализация буксующих проектов, связанных с майскими указами, ускорением которой занимается сейчас Турчак.
По Прокопьеву [возглавил Минэк] пока ни у кого нет понимания, поскольку это депутат Госдумы трех созывов подряд с совершенно иной сферой интересов. С другой стороны, его возраст и компетенции вполне подходят для перехода в исполнительную власть с дальнейшим прицелом либо на должность губернатора, либо в федеральное правительство. Пять лет под руководством Турчака позволят ему реализовать себя и получить нужный опыт. При этом, у него много знакомств на федеральном уровне, так что Прокопьев может быть хорошим лоббистом для региона.
И Прокопьев, и Черников – оба не местные, поддержки среди местных элит не имеют, так что тут никакого заигрывания Турчака с элитами нет.
– Есть версии, что Турчак якобы готовится назначить Прокопьева своим представителем в Совфеде.
– Пока я не вижу в этом особой логики, учитывая, что Прокопьев уже сдал мандат депутата. Чтобы стать сенатором, не надо сначала становиться министром, не надо заранее сдавать мандат.
– Эжер Ялбаков остался единственным первым зампредом правительства. Это уже реверанс местным элитам?
– Это и для элит решение, и дань традиции, поскольку на Алтае сложилось, что, если первое лицо – русский, то вторым должен быть алтаец. Но, думаю, пока это конфигурация до конца выборов. Но замечу, что Ялбаков выиграл праймериз ЕР перед выборами в Госсобрание по одной из территориальных групп и вообще рассматривался как возможный кандидат на замену спикера.
– Если Ялбаков перейдет в Госсобрание, то Турчаку придется искать другого алтайца на его место? Много ли желающих занять этот пост?
– Претендентов довольно много, как среди старого поколения, так и среди действующих министров. В любом случае, все кадровые решения временные, до выборов. Думаю, после них Турчак перераспределит полномочия между министерствами и перетрясет правительство. При этом ему придется учитывать интересы элит, иначе он получит конфликты и контрэлиту, а это ну нужно ни одному губернатору. Однако все понимают, что Турчак – это сильная фигура. Кроме того, он великолепно себя позиционирует: его встречи с людьми и с районными элитами – это то, что называют «новой искренностью». Плюс, он заручился поддержкой старейшин после встречи с объединением ветеранов госслужбы – это такие аксакалы, к мнению которых продолжают прислушиваться.
– Все-таки, он общается с элитами с позиции силы или человека, готового к компромиссам?
– Человека, готового к компромиссам, но не в ущерб генеральной линии. Вот это он отстаивает жестко, но при этом выслушивает каждую точку зрения.
– А какая у Турчака генеральная линия?
– Пока можно только гипотезу выдвинуть, но однозначно фигура масштаба Турчака – это человек под большие проекты.
– Сбербанка?
– У Сбербанка очень хорошо пиар-службы работают, поэтому о его проектах по развитию туризма все знают. Но в республике есть и другие крупные инвесторы, например, РЖД и «Газпром». В регионе реализуют важные государственные проекты, такие, например, как дорога на Китай, который затрагивает внешнюю политику и глобальную экономику.