Что стало с модными и молодыми компаниями, которые еще пару лет назад находились на вершинах рейтингов стартапов и успех которых широко обсуждался в СМИ? Мы вспомнили истории 6 российских стартапов, которые являлись героями медиаповестки и имели признание инвесторов. Одним стартапам удалось оправдать возложенные на них ожидания и по итогу преуспеть. А другим, к сожалению, не так с этим повезло.
NtechLab
Основатели: Артём Кухаренко, Александр Кабаков
Направление: технологии по распознаванию лиц
Инвестиции: 18 млн долларов
Прибыль в 2023 году: 709 млн руб.
История NtechLab началась с одной встречи. Когда Артём Кухаренко, программист, работавший некоторое время московской лаборатории Samsung, покинул компанию, он оказался на перепутье: или принять предложение от зарубежных хедхантеров и переехать в Швейцарию, или остаться в России и попытаться начать свое дело. Дело в том, что программист создал приложение Magic Dog, которое позволяло по фото определять породу собак. Кухаренко хотел дальше заниматься разработкой алгоритмов по распознаванию лиц и активно искал для этого средства. Судьба свела его с Александром Кабаковым, видным бизнесменом, который в тот момент активно интересовался миром цифровых технологий, а особенно – нейросетями.
Встреча между ними состоялась весной 2015 года. Бизнесмен увидел в наработках программиста потенциал для роста от распознавания собак до идентификации лиц людей. Между Кабаковым и Кухаренко сформировалось сотрудничество, которое привело к учреждению компании NtechLab. Первые инвестиции в размере более 2 млн долларов принес сам Александр, а также его друзья и партнеры. которые согласились вложиться в перспективную разработку.
Вскоре российский стартап нашумел на весь мир – его алгоритм FaceN был объявлен победителем в двух из четырех номинаций на международном конкурсе MegaFace Challenge, проводимом Университетом Вашингтона. Причем в точности по распознаванию лиц NtechLab удалось превзойти FaceNet, разработкой которого занимался сам Google в течение нескольких лет.
После стартапу удалось 18 февраля 2016 года запустить один из своих самых известных продуктов – приложение FindFace, куда можно было загрузить фотографию человек, а сервис в свою очередь находил в социальной сети “ВКонтакте” его профиль. Вслед за этим NtechLab стали буквально плавать в инвестициях: сначала 1,5 млн долларов от венчурного фонда “Impulse VC”, затем партнерство со структурами “Ростеха” и инвестиционным фондом NDF.
Сегодня алгоритмы NtechLab интегрированы в системы видеонаблюдения таких городов, как Москва или Тверь. У компании также есть проекты за рубежом – например, Индия, где российская система распознавания лиц используется на железных дорогах. Уход основателей в 2023 году из-за разногласий с менеджментом насчет продолжения работы в России поколебал позиции компании, и в 2023 году ее выручка по сравнению с 2022 годом упала с 1,2 млрд руб до 709 млн руб.
Botkin AI
Основатель: Сергей Сорокин
Направление: искусственный интеллект в медицине
Инвестиции: свыше 270 млн рублей
Создатель сервиса Botkin AI Сергей Сорокин до того, как основать свою компанию, более 10 лет работал в области IT в медицине, и среди его достижений, в частности, было создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Пока будущий предприниматель трудился в этой сфере, он обратил внимание на то, что технологии искусственного интеллекта становятся все более популярными среди — и среди бизнесменов, и среди обычных пользователей. В итоге Сорокину пришла идея создать систему диагностики различных заболеваний, и для того, чтобы реализовать ее, он оставил прежнее место работы и в 2015 году открыл свою компанию “Интеллоджик”.
Как позже вспоминал предприниматель, аналогов технологии, которую он придумал, в России на тот момент не было – существовали отдельные системы, которые позволяли собирать, хранить и архивировать цифровые медицинские изображения. Однако они работали только со своими базами данных, а разработка “Интеллоджик” позволяла взаимодействовать с любым хранилищем информации.
На старте Сергей Сорокин и его партнеры вложили 1 млн рублей собственных средств. Вскоре бизнесменам удалось привлечь 11 млн рублей инвестиций от венчурного фонда Primer Capital. А еще позже удалось поднять два раунда инвестиций на общую сумму 260 млн рублей.
У стартапа были серьезные планы выйти в том числе на иностранные рынки. Это объясняет, почему проект сначала назывался TeleMD, но потом из-за трудностей с регистрацией товарного знака за рубежом ему было присвоено новое имя – Botkin AI.
Поначалу у стартапа дела шли очень хорошо: и с финансовой точки зрения (в 2021 году ему удалось нарастить выручку до 51 млн рублей), и с репутационной (он первым в сегменте анализа изображений с помощью ИИ получил от Росздравнадзора регистрационное удостоверение). Но потом начались сложности: падение выручку в 2022 году в несколько раз, практически полное исчезновение из информационной сферы, заморозка сотрудничества с зарубежными клиниками и многое другое.
Связывают эти неудачи и с ростом числа конкурентов, и перестановками внутри компании (в частности, в 2022 году Сергей Сорокин вышел из операционного управления Botkin AI), и консерватизмом медицинской отрасли, внедрение инноваций в которую можем занимать порой многие месяцы и даже годы. А в 2023 году у компании приостановили действие регистрационного удостоверения системы. Росздравнадзор решил, что сервис Botkin AI может причинить вред жизни и здоровью россиян.
Вскоре, в декабре того же года, ООО «Интеллоджик» была продана. Покупателем наработок Botkin AI стала компания «Медицинские скрининговые системы». По разным данным сумма сделки могла составлять от 50 млн рублей до 100 млн рублей.
VisionLabs
Основатели: Александр Ханин, Алексей Нехаев и Иван Лаптев
Направление: компьютерное зрение
Инвестиции: 96,8 млн долларов
Выручка в 2023 году: 1,3 млрд руб.
Проект в области компьютерного зрения VisionLabs успел заявить о себе в 2015 году, когда занял 2 место в конкурсе WebReady и был признан стартапом года экспертным советом Сколково. В 2016 VisionLabs взлетел еще выше: в июне стартап получил финансовую поддержку от Facebook и Google, в июле – привлек 350 млн рублей от АФК «Система» в обмен на 25% компании. Оценка VisionLabs по результатам сделки составила 1,4 млрд рублей.
В 2021 году МТС договорилась о приобретении 100% разработчика систем распознавания лиц VisionLabs за 7 млрд руб. Продавцами выступили основатели компании, включая топ-менеджера самой МТС Александра Ханина, а также структуры «Сбера» и венчурный фонд АФК «Система» Sistema_VC.
Сегодня VisionLabs – один из главных поставщиков биометрических решений для банков и финтеха. Компания неоднократно выступала подрядчиком московских властей для внедрения камер с распознаванием лиц в Москве. Кроме того, компания является стратегическим партнером Центра биометрических технологий (ЦБТ): алгоритмы разработчика используются в Единой биометрической системе (ЕБС).
Dbrain
Основатели: Алексей Хахунов, Дмитрий Мацкевич
Направление: оцифровка документов
Инвестиции: 10,5 млн долларов
Выручка в 2023 году: 116 млн руб.
Dbrain – компания, которая предлагает решения для оцифровки документов. В основе – совместная работа ИИ и операторов, которые помогают нейросетям вводить данные.
Алексей Хахунов, участник лонг-листа рейтинга самых перспективных россиян моложе 30 лет по версии Forbes, и Дмитрий Мацкевич основали DBrain в 2017 году. Стартап объединил в себе платформу для разметки данных для обучения искусственного интеллекта Handl и сервис для оптимизации документооборота Docr.
В 2018 году, по словам Хахунова, Dbrain получили в сумме $2,7 млн инвестиций. Одним из инвесторов, поддержавших проект, стал предприниматель, сооснователь CarPrice Эдуард Гуринович. Проект стал резидентом “Сколково”, прошел акселераторы Sber500 и YCombinator.
Стартап имел всевозможную поддержку от стартап сообщества: прохождение Y Combinator, Sber500 и участие в Сколково, а сам Хахунов давал оценку компании Dbrain в 2023 году в более чем $100 млн. При этом выручка компании в 2021, 2022 и 2023 годах была около 120 млн руб. Фаза роста компании с “нуля” закончилась в 2021 году, так как выручка в в 2022 и 2023 годах была меньше, чем в 2021 году. Такая стагнация выглядит странно и вызывает вопросы. Особенно в контексте того, что конкуренты Dbrain, также занимающиеся распознаванием документов, год от года показывают двузначный рост выручки в процентном выражении.
Сам Алексей Хахунов сейчас активно развивает личный бренд: создал курс по использованию ChatGpt и Midjourney и продает начинающим предпринимателям бизнес-секреты. Дмитрий Мацкевич тоже активно развивает свой бренд и делится предпринимательским опытом. В марте он организовал 3-ех дневный мужской ретрит на Бали.
Buddy.ai
Основатели: Иван Крюков, Дмитрий Плотников
Направление: образование
Инвестиции: 5 млн долларов (на 2022 год)
Прибыль в 2022 году: 2,5 млн долларов
Иван Крюков и Дмитрий Плотников познакомились еще во время учебы в Сибирском федеральном университете. После выпуска они стали активно пробовать себя в бизнесе, и друзьям даже удалось создать сайт по типу афиши, где продавались бы билеты на различные культурные мероприятия в Красноярске. К несчастью, стартап не взлетел, и Крюков с Плотниковым ушли, что называется, в вольное плавание: один стал заниматься маркетингом, а другой веб-дизайнером.
В 2010-х годах мужчинам вновь удалось поработать вместе – в стартапе Cubic AI, производившем умные колонки. Правда, вскоре компания, опасаясь конкуренции с Google, переключилась на создание приложений для умного дома. Друзья не были заинтересованы в том направлении, который Cubic AI избрал себе, а потому покинули проект. Однако полученный там опыт пригодился им для реализации своей новой задумки – виртуального ассистента для детей. Потом эта идея была несколько переработана, и у партнеров на руках оказался концепт голосового тренажера, который помогал бы ребенку в изучении английского – своего рода AI-репетитор. К тому моменту Крюков уже жил в США, а потому на примере своей дочери он мог видеть, как такая технология может пригодиться детям, которые изучают новый для них язык.
Разработка приложения давалась команде непросто: пришлось создать собственную систему обработки речи, а также потратить много времени на выбор методик обучения и проверку их на фокус-группах – детях знакомых Крюкова и Плотникова. С инвестициями тоже поначалу были проблемы, однако друзей поддержал их земляк Константин Сенченко. Он был одним из инвесторов Cubic AI, и благодаря его вложениям в размере 500 тыс долларов друзьям удалось создать первый прототип — 2D-робота с именем Buddy (от английского — “дружище”). Первая версия приложения вышла на рынок в начале 2018 года.
Создатели довольно быстро стали использовать модель подписки, однако по началу работала неважно — рекламу показывали родителям, а они не торопились с покупкой. Позже команда переориентировалась на показ рекламы детям, и это поспособствовало как росту числа пользователей, так и стабильным денежным потокам. Стартап стал быстро привлекать инвесторов, и среди них были, например, венчурный фонд YellowRockets или клуб бизнес-ангелов AngelsDeck.
К концу 2022 года Buddy.ai привлек суммарно 5 млн долларов инвестиций и принес создателям приложения 2,5 млн долларов выручки. Начавшаяся “спецоперация” и связанный с ней отток пользователей из России и Украины ударил по компании, однако падение выручки удалось компенсировать за счет выхода на новые рынки, среди которых Франция, Германия и страны Ближнего Востока. На конец 2022 года у Buddy.ai было около 18 миллионов установок по всему миру.
SmaSS
Основатель: Антон Крамаров
Направление: “умные камеры”
Инвестиции: $1 млн — вложения в запуск стартапа, $6 млн — привлеченные инвестиции, $1,5 млн — вложения в запуск производства.
Будущий основатели SmaSS Антон Крамаров 5 лет работал топ-менеджером в X5 Retail Group и за это время успел открыть порядка 1 тысячи магазинов “Пятерочка”. В ходе работы он заметил, что таким компаниям, которые расширяются с огромной скоростью, подчас трудно синхронизировать все процессы, и это может привести, например, к перебоям с выкладкой товаров.
В итоге бизнесмену пришла идея использовать технологию компьютерного зрения для анализа поведения покупателей. Задумка была экспериментальная, и бизнесмену пришлось вложить в запуск стартапа 1 миллион долларов из собственных средств. Тем не менее Антону Крамарову удалось попасть на выставку технологий в ритейле NRF 2018 в Нью-Йорке, а через с нее познакомиться с представителями японских компаний – сначала Hitachi, а потом Toshiba. С последними SmaSS заключил контракт, и, пока готовился запуск серийного производства камер на Тайване, обе организации пришли к идее создать “магазин без кассиров” — устройства видеонаблюдения фиксируют, какие продукты взяли с собой покупатели, и у тех потом с карт автоматически списывается нужная сумма.
Но вскоре начались сложности. Японский партнер хотел купить сначала 35%, а потом 51% SmaSS, а также эксклюзив на продажи. Антон Крамаров был в целом согласен с этим предложением, однако выдвинул одно требование: если под управлением корпорации стартап обанкротится, его инвесторам обязаны будут вернуть их первоначальные вложения. В Toshiba настаивали: или сделка совершается на их условиях, или сотрудничеству компаний подходит к концу. У SmaSS была еще другая проблема – на время переговоров с японским партнером стартап не мог заключать никакие сделки и увольнять персонал.
В итоге у российской стороны начались финансовые «нестыковки», ей пришлось остановить производство камер, что вызвало дополнительные трения с Toshiba. Крамаров и его команда попытались наладить сотрудничество с Philip Morris, МТС, X5 и другими отечественными компаниями. Однако каждый раз что-то шло не так, и SmaSS вернулся к японской корпорации, предложив выкупить свое ретейл-направление. Сделка была согласована, и оставалось только поставить подписи. Но случилось 24 февраля 2022 года, и оно окончательно похоронило стартап Крамарова.
Тем не менее бизнесмену удалось продать часть своих разработок за 18 млн руб и тем самым погасить долги.
Фото: pixabay
Источник: nvdaily.ru