Каждый второй опрошенный склонен доверять опросам, которые проводят не социологи, а средства массовой информации. Но две трети всё же уверены, что соцопросы должны проводить только специализированные исследовательские центры.
МОСКВА, 5 мая 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к теле-, радио- и интернет-опросам.
Большинство россиян (81%) никогда не участвовало в опросах СМИ: это, прежде всего, жители сел (91%) и пожилые люди (87%). В своей жизни только 10% респондентов несколько раз отвечали на вопросы в теле- или радиопередачах либо на Интернет-сайтах, а 6% опрошенных делали это лишь однажды. Чаще других в подобных опросах принимали участие активные пользователи Интернета (21%), студенты (20%), москвичи и петербуржцы (24%).
По мнению 48% наших сограждан, опросы СМИ отражают реальное мнение населения. Данная точка зрения ближе молодым людям от 25 до 34 лет (54%), домохозяйкам (58%), коммерческим служащим (55%). В свою очередь, 34% опрошенных придерживаются противоположной точки зрения и считают, что нельзя принимать на веру результаты подобных «исследований». На этом настаивают, прежде всего, мужчины (38%), представители старшего поколения (40% 45-59-летних).
При этом две трети россиян (66%) уверены, что опросы общественного мнения – это дело, которым должны заниматься исключительно профессионалы, которые работают в специализированных исследовательских центрах и применяют научную методику. А каждый четвертый респондент (25%) готов отдать проведение подобных исследований на откуп всем желающим, объясняя это тем, что для проведения опросов населения специальные знания вовсе не обязательны. Либеральных взглядов в этом вопросе придерживается молодежь (33% 18-24-летних), «синие воротнички» (43%), приверженцы непарламентских партий (32%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8-9 февраля 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Припомните, пожалуйста, Вы лично участвовали когда-либо в опросах телезрителей, радиослушателей, посетителей какого-нибудь Интернет-сайта или нет? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||||
Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | Города-миллионники | Более 500 тыс. жителей | 100–500 тыс. | Менее 100 тыс. | Сёла | |
Да участвовал однажды | 6 | 5 | 6 | 9 | 9 | 8 | 2 |
Да, участвовал несколько раз | 10 | 19 | 8 | 4 | 12 | 11 | 5 |
Нет, никогда ранее не участвовал | 81 | 70 | 84 | 81 | 75 | 80 | 91 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 6 | 3 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Как по-Вашему, результаты опросов на различных Интернет-ресурсах, на радио, на телевидении в целом отражают реальное мнение населения, или нет? (закрытый вопрос, один ответ) | ||||||
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Скорее отражают | 48 | 46 | 54 | 53 | 44 | 45 |
Скорее не отражают | 34 | 35 | 30 | 33 | 40 | 31 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 18 | 15 | 14 | 16 | 24 |
Одни считают, что право проводить опросы общественного мнения должны иметь только специализированные исследовательские центры, где работают профессионалы, знакомые с методикой опросов. Другие уверены, что проводить опросы общественного мнения может кто угодно, любой желающий, и для этого необязательно иметь глубокие профессиональные знания. Какое из этих двух мнений вам ближе? (закрытый вопрос, один ответ) | ||||||
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Скорее первое, опросами должны заниматься только специализированные исследовательские центры | 66 | 58 | 67 | 64 | 68 | 71 |
Скорее второе, проводить опросы может любой желающий | 25 | 33 | 27 | 29 | 23 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 9 | 7 | 7 | 9 | 10 |